Вестник Ордена Иоанна Кронштадтского Музея миротворческих операций
Миротворцы всех стран, — соединяйтесь!
Орден Святого праведного Иоанна КронштадтскогоГолос миротворцев

№ 746
30.08. - 20.09.2019

Официальный орган Движения юных миротворцев и школ мира (http:/www.un-museum.ru/vestnik/)
Издается с 13 февраля 2001 года
Контакты
141500, Московская область, г.Солнечногорск, ул.Дзержинского, д.20, к.57
Тел.: +7 916 071 06 30
Вестник издается
Советом ветеранов Музея миротворческих операций при содействии МИОО и Информационного центра ООН в Москве. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77-23822, выданное Федеральной службой массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия
Subscribe / Unsubscribe

Содержание:


Лесные пожары: что делать?
Пожарные всех стран, – соединяйтесь!

30.08.2019

Лес играет важную роль в жизни человека. Он не только возобновляемый источник древесины и других видов растительного сырья, но и дом для насекомых, животного и растительного мира, защитник и хранитель биологического разнообразия.

Лес - это легкие планеты. Покрытая лесом почва и деревья удерживают и перерабатывают в кислород углекислый газ, количество которого в атмосфере Земли в результате воздействия человека на Природу в XXI веке возросло настолько, что уже начинает угрожать существованию жизни на Земле самого человечества.

Если 200 лет назад с началом промышленной революции количество СО2 в составе атмосферы Земли составляло 280 частей на миллион, то теперь – 410. Избыток СО2 виновник так называемого «парникового эффекта», в результате которого происходит глобальное потепление и изменение климата Земли. Что такое изменение климата и как оно может проявляться, смогли почувствовать на себе в этом году многие жители планеты и в Западной Европе, и в Азии, и на других континентах. Где-то было очень жарко, а где-то необычайно холодно, в одних регионах шли непрерывно проливные дожди и реки выходили из берегов, в других наступила засуха, отмечалась резкая смена температур в относительно короткое время...

Избыток СО2 в атмосфере опасен еще и тем, приводит к изменению состава крови человека. Происходит закисление крови, что уже в ближайшие годы может отразиться на здоровье многих людей.

Причин произошедших сдвигов в составе атмосферы множество. При этом одним из важнейших факторов, влияющих на изменение атмосферы, является уменьшение площади лесов Земли, которое по мере развития глобального потепления все более ускоряется.

В начале прошлого века 70 процентов сохранившихся на Земле неосвоенных лесов находились на территории трех стран: России, Канады и Бразилии. После вырубки во второй половине XX века больших площадей леса в долине реки Амазонки основную работу по переработке СО2 в кислород выполняли леса России и Канады. Леса этих и некоторых других стран в конце XX века были основными донорами атмосферы Земли, поглощая углекислый газ, и выделяя в атмосферу кислород.

Однако ко второму десятилетию XXI века площади лесов в этих странах стали быстро сокращаться. Потери лесного покрова связаны с промышленной вырубкой, а также массивными пожарами в северных лесах, которые простираются по всему субарктическому региону и состоят преимущественно из елей, сосен и лиственниц.

С 2011 по 2013 год на долю России и Канады пришлось 34% потерь мирового лесного покрова, а это значит, что ежегодно они теряли примерно 6,8 млн. гектаров лесного покрова. Основной ущерб лесу нанесли природные пожары.

Если сравнить площадь лесных пожаров в России и Канаде, то получается следующая картина. Согласно статистике, в 2013-2015 гг. в России горел 1% леса в год, а в Канаде 1.1%. Однако, начиная с 2016 года, Россия, в силу несовершенства лесного законодательства, недостатка средств на тушение пожаров и ряда других причин, вышла вперед.

Сравнительная таблица площади лесов, пройденных огнем в России и Канаде

Год
Площадь лесов, пройденных огнем, га
Россия
Канада
2013
4 131 001
4 210 137
2014
5 847 783
4 563 327
2015
3 028 415
3 861 647
2016
4 685 733
1 416 053
2017
3 336 078
3 371 833
2018
8 674 000
2 100 000
2019
13 500 000
1 700 000

Примечания: 1. По данным Рослесхоза России, за семь месяцев 2019 года огнем было пройдено 13,5 млн. гектаров леса.
2. В связи с изменением климата лесные пожары в России начались зимой в декабре 2018.

Проблема исчезновения лесов в результате пожаров, гораздо серьезнее, чем может показаться на первый взгляд. По мнению специалистов, она уже приобрела глобальный характер. В 2018 году среди лидеров по потерям леса в результате пожаров оказались Россия (8,67 млн. га), Бразилия (2,95 млн. га), Канада (2,1 млн. га), США (2.0 млн. га). Следом за этими странами идут Демократическая республика Конго (1,3 млн. га), Индонезия (1,2 млн.), Китай (570 тыс.), Малайзия (438 тыс.), Мадагаскар (366 тыс.) и Колумбия (353 тыс.).

Этим летом леса горят не только в Сибири, но и в других регионах Земли, в том числе и в арктической зоне на Аляске. Причем горят с большей интенсивностью, чем раньше. Если 15 лет назад в арктических лесах летом фиксировалось в среднем 50–60 очагов возгорания в сутки, то в этом году их число составляет в среднем 250. Раньше пожары в Арктике гасли сами собой или после дождей через несколько дней — в этом сезоне горение идет неделями, а то и месяцами.

Сильнейшие лесные пожары идут в Амазонии. Национальный институт космических исследований Бразилии зарегистрировал с начала 2019 года почти 73 тысячи лесных пожаров в бразильской части Амазонии. Это на 82% больше, чем за тот же период прошлого года, когда зафиксировали около 39 тысяч возгораний.

Площадь дождевых лесов Амазонии составляет 5,5 млн. квадратных километров. Они находятся на территории девяти стран, и 60% приходится на Бразилию. В 2018 году ученые подсчитали, что лес уже потерял около 17% от своей первоначальной площади. До точки невозврата, когда лес начнет превращаться в саванну, осталось еще 3-8%.

Все это результат глобального изменения климата. Как и невиданные ранее наводнения в Иркутской области в России и в других странах, сопровождавшиеся гибелью людей, и причинившие значительный материальный ущерб.

Несмотря на усилия мирового сообщества остановить глобальное потепление путем заключения международных договоров, предусматривающих взятие государствами обязательств по уменьшению выброса парниковых газов в атмосферу, ситуация продолжает ухудшаться. Климатологи прогнозируют дальнейшее изменение климата и возрастание вероятности лесных пожаров.

В связи с этим невольно возникает вопрос: может быть, стоит объединить усилия лесоохраны всех стран, например, в рамках системы Организации Объединенных Наций путем создания специального фонда и международной службы по тушению лесных пожаров? В составе этой службы могли бы быть авиационные подразделения быстрого реагирования, а также средства или возможности космической разведки обнаружения пожаров.

При возникновении критических ситуаций для тушения лесных пожаров могли бы использоваться не только международные команды пожарных, но и контингенты миротворческих сил ООН, имеющие опыт взаимодействия и международного сотрудничества, приобретенный в ходе проведения миротворческих операций в «горячих» точках планеты. Сохраняя леса, и наращивая новые посадки леса, мы смогли бы уменьшить скорость изменения состава атмосферы и выиграть время для дальнейших действий в сфере возрождения окружающей природной среды.

Создание в рамках системы ООН Всемирного агентства по борьбе с пожарами вполне целесообразно с экономической точки зрения, если принять во внимание ущерб, наносимый лесными пожарами, как отдельным странам, так и всему мировому сообществу.

К сожалению, пока никто не придумал алгоритм перевода в денежный эквивалент ущерб, наносимый природе и всему человечеству в результате природных пожаров. Поэтому попытаемся хотя бы приблизительно определить ущерб, нанесенный одной стране, например, России.

За период с 1992 года до конца 2018 года в стране было зарегистрировано всего 635 тыс. лесных пожаров. По официальным данным, средний размер ущерба от лесных пожаров в год составляет порядка 20 млрд. рублей, из них от 3 до 7 млрд. - ущерб лесному хозяйству (потери древесины). Остальные потери – это расходы на тушение и последующую расчистку горелых площадей, ущерб от гибели животных, загрязнения продуктами горения, затраты на восстановление леса и т.д.

Наибольший ущерб принесли пожары 2010 года, которые затронули всю территорию европейской части страны. Всего от пожаров и вызванного ими смога пострадали 17 регионов, более 2,5 тыс. семей остались без крова, более 60 человек погибли в огне и от отравления продуктами горения, ущерб оценивался в 85,5 млрд. рублей.

Наибольшая площадь пожаров в современной истории России наблюдалась в 2018 году, когда огнем было пройдено 8 млн. 674 тыс. га, число очагов составило 12 тыс. 121. По данным Счетной палаты РФ, ущерб от пожаров составил 20 млрд. рублей.

Еще больший ущерб понесет Россия в 2019 году, если принять во внимание площадь, охваченную пожарами за прошедшие 7 месяцев года (13,5 млн. га), а также ущерб от наводнений в Иркутской области, которые, по словам Президента Путина, были вызваны обезлесением региона и изменением климата.

Если же посчитать сумму средств, которую придется потратить России только на восстановление уже сгоревших деревьев, то выходит сумма совершенно не подъемная для одной страны.

Исходные данные для расчета следующие. На 1 гектаре леса произрастает в среднем 300 спелых деревьев. Стоимость посадки одного саженца в волонтерском проекте «Посади лес» - 150 рублей. Другие, коммерческие, проекты, за такую же работу запрашивают от 200 до 300 рублей. Если взять среднюю цифру 200 рублей и умножить на количество сгоревших деревьев, то получим сумму, необходимую для посадки новых деревьев взамен сгоревших.

Итак, определяем количество сгоревших деревьев: 300 дер. х 13,5 млн. га = 40 500 000 000 дер.
Определяем сумму, необходимую для посадки такого же количества саженцев:
40 500 000 000 дер. х 200 руб. = 8 100 000 000 000 руб.

Это 8 трлн. 100 млрд. рублей!!!

И это еще не вся сумма расходов на замену сгоревших деревьев. За саженцами придется ухаживать нескольких десятков лет, прежде чем они смогут заменить сгоревшие деревья спелого возраста. И это потребует привлечения новых финансовых средств.

Таким образом, если исходить из того, что пока самый простой и доступный всем жителям Земли способ борьбы с изменением климата – это сохранение леса и посадка новых деревьев, то необходимость борьбы с лесными пожарами объединенными усилиями всех стран становится вполне очевидной и экономически целесообразной.

В условиях ускорения глобального потепления перефразированный в духе текущего момента марксистский лозунг «Пожарные всех стран, – соединяйтесь!» чрезвычайно актуален и с каждым днем становится все более востребованным. Работу по объединению пожарных сил стран-членов ООН нужно начать как можно быстрее, чтобы выиграть время для дальнейших действий в борьбе с изменением климата.

Уже сейчас заинтересованные государственные структуры могли бы, по поручению Правительства РФ, начать консультации по этому вопросу со своими зарубежными коллегами.

В 2020 году будет широко отмечаться 75-летие создания Организации Объединенных наций. В связи с этим, в России создан общественный Национальный оргкомитет по подготовке к празднованию юбилея, который также, как и правительство, мог бы внести предложение о включении вопроса о борьбе с лесными пожарами в повестку дня юбилейной сессии Генеральной ассамблеи ООН 2020 года.

На фото (сверху вниз):
1. Лесные пожары в России в 2019 году.
2. Последствия пожаров в джунглях Амазонии сняли с борта МКС.
3. Рисунок Виктории Гиркиной, 11 лет, г. Волгоград "Берегите лес!".

-----------------------------------------------------------------------------------------

P.S. В рамках празднования Международного дня мира 23 сентября 2019 г. Международное движение юных миротворцев и школ мира проведет вторую ролевую игру «Модель ЮНЕП» на тему «Изменение климата. Что делать?», посвященную 20-летию Декларации и Программы действий в области культуры мира.

Действуя в роли постоянных представителей стран при ЮНЕП, школьники России, Беларуси, Германии, Испании, Италии, Тайланда и других стран, рассмотрят проблему изменения климата и попытаются найти оптимальный ответ на глобальный вызов текущего момента, в том числе и проблемы лесных пожаров.

Итоговые документы второй игры, также как и первой игры «Модель ЮНЕП» на тему «Сохраним лес Земли», будут направлены в штаб-квартиру ЮНЕП и Информационный центр ООН в Москве, а также опубликованы в вестнике «Голос миротворцев» и других СМИ.


Поздравление с Днем Знаний
Совет ветеранов Музея миротворческих операций приглашает все школы-участницы ДЮМ принять участие в ролевой игре "Модель ЮНЕП-2"

31.08.2019

Поздравление с Днем Знаний и началом нового учебного года
Совета ветеранов Музея миротворческих операций

Дорогие юные миротворцы, уважаемые педагоги и администрация образовательных учреждений Международного движения юных миротворцев и школ мира!
Дорогие сторонники Всемирного движения за культуру мира!

От имени Совета ветеранов Музея миротворческих операций поздравляю Вас с Днем знаний, с днем мудрости и прилежания! Пусть в Вашей жизни будет возможность учиться и обретать знания не только в школьные годы, но и в будущем, в течение всей жизни!

Наступающий новый учебный год особенный.
Несколько дней назад Генеральный секретарь ООН объявил о «чрезвычайной климатической ситуации» на планете. Выступая на саммите G7 в Биаррице (Франция), Антониу Гутерреш сделал акцент на стремительном таянии ледников в Гренландии, упомянул природные пожары этого года, которые привели к потерям значительных площадей леса и выбросам в атмосферу больших объёмов углекислого газа.

Видимо, не случайно такое заявление, прозвучало в то время, когда по всему миру катится мощная волна лесных пожаров, уничтожающая леса в Сибири, на Аляске и в Амазонии, ставя под вопрос надежду человечества на возможность стабилизации климата в ближайшем будущем.

Драматическое заявление Генерального секретаря ООН – это призыв ко всем людям Земли осознать, что мы все ЗЕМЛЯНЕ. Что время неограниченного потребления природных ресурсов безвозвратно уходит.
Возможность жизни человечества на Земле теперь зависит от каждого из нас, от наших отношений не только друг с другом, но и со всем животным и растительным миром Природы.

В марте 2019 года Генеральная ассамблея ООН объявила третье десятилетие XXI века Десятилетием восстановления экосистем (2021-2030 гг.). Эта инициатива предполагает восстановление 350 млн. га лесов по всему миру к 2030 году. Это больше, чем площадь Индии!

Более 20 лет назад в подмосковном городе Солнечногорске состоялась образовательно-спортивная игра «Модель миротворчества ООН», положившая начало возникновению в России, а затем и в других государствах Движения юных миротворцев и школ мира. В настоящее время, возникшее и получившее свое активное развитие в России в рамках «Десятилетия культуры мира и ненасилия в интересах детей планеты (2001-2010 гг.) Международное движение юных миротворцев и школ мира является составной частью Всемирного движения за культуру мира, одной из главных задач которого является охрана окружающей среды.

Находясь в авангарде Всемирного движения за культуру мира, руководствуясь идеями и положениями Общественного экологического конкурса "Человек и Земля", Движение юных миротворцев провело в 1998-2019 годах следующие экологические акции и проекты:

  • Кампанию "Мы ЗА экологию, мир и духовность!" (2009) (http://www.un-museum.ru/vestnik/380.htm#4)
  • Миротворческие акции "Декада добрых дел для устойчивого развития" в 2009 и 2010 гг. (http://un-museum.ru/vestnik/413.htm#5),
  •  Международный проект "Сбережем Байкал вместе!/Let’s Save Lake Baikal Together!" (2010),
  • Весеннюю экомиротворческую кампанию "Марш юных миротворцев-2011" (http://un-museum.ru/vestnik/478.htm#4)
  • Проект "Международная акция "Мы помогаем Природе!" (2011) (http://un-museum.ru/vestnik/478.htm#5),
  • Международный конкурс плакатов и творческих работ юных миротворцев "Норвегия отказалась от вырубки леса! А мы?" (2018-2019) - http://un-museum.ru/vestnik/738eco.htm#1
  • Ролевую игру "Модель ЮНЕП" на тему "Сохраним лес Земли" (май 2019) - http://un-museum.ru/vestnik/744.htm#4.

В этом году в рамках празднования Международного дня мира Международное движение юных миротворцев и школ мира проведет 23 сентября ролевую игру юных миротворцев «Модель ЮНЕП» на тему «Изменение климата. Что делать?», посвященную 20-летию Декларации и Программы действий в области культуры мира.

Действуя в роли постоянных представителей стран при ЮНЕП, школьники России, Беларуси, Германии, Испании, Италии, Чили и других стран, рассмотрят проблему изменения климата и попытаются найти оптимальный ответ на глобальный вызов нашего времени.

Совет ветеранов Музея миротворческих операций приглашает все школы-участницы Движения юных миротворцев принять участие в этой игре, которая пройдет в формате скайп конференции (подробнее об игре см. http://un-museum.ru/vestnik/745.htm#8).

Дорогие юные миротворцы, уважаемые педагоги и администрация Школ мира!

Поздравляя Вас с Днем знаний, желаю Вам огромного желания учиться и познавать. Дружной атмосферы, интересных событий, великолепных отметок и постоянного стремления быть лучше, чем вчера. Успехов, удачи, здоровья, терпимости и замечательных результатов!

Гергель В.В.,
директор Музея миротворческих операций,

научный руководитель Движения юных миротворцев,
ветеран миротворческих миссий ООН,
кандидат исторических наук          


Информационное письмо "Модель ЮНЕП-2"
Ролевая игра на тему "Изменение климата. Что делать?" проводится в рамках Междисциплинарной программы "Движение юных миротворцев и школ мира"

10.09.2019

Информационное письмо Музея миротворческих операций
"О проведения игры «Модель ЮНЕП-2"

В связи с 20-летием Декларации и Программы действий в области культуры мира Международное Движение юных миротворцев и школ мира (МДЮМ) планирует провести сентябре 2019 года и в феврале 2020 г. международную ролевую игру "Модель ЮНЕП" на тему "Изменение климата. Что делать?".

Первый этап игры - Заседание Комитета постоянных представителей при ЮНЕП - состоится 23 сентября 2019 года на базе школы мира в России, второй этап - Ассамблея ООН по окружающей среде ЮНЕП – в феврале 2020 года на базе школы мира в Испании.

Организатор презентации первого этапа игры: Школа мира «Гимназия г. Арзамаса» (директор гимназии - Гулялова Надежда Сергеевна, координатор МДЮМ - Емельянова Елена Геннадьевна, техническое обеспечение игры  – Зубанов Максим Александрович).

Игра проводится в форме скайп конференции при поддержке и содействии Музея миротворческих операций (г. Солнечногорск), Информационного центра ООН в Москве, НПЦ "Миротворец" (г. Москва), Гамбургского клуба (г. Гамбург, Германия) и других организаций. 

Участники игры и скайп конференции:  юные миротворцы и школьники, а также представители России, Беларуси, Германии, Испании, Италии, Чили, Норвегии и других стран.

В качестве Почетных гостей на презентацию игры приглашаются представители системы ООН, автор проекта EuRICAA, ветераны миротворческих операций, ученые, экологи и активисты зеленого движения.

Рабочий язык игры: русский. Комментарии и вопросы могут задаваться на английском и немецком языках с переводом на русский язык учащимися гимназии Арзамаса.

I. Подготовка к игре

В начале сентября участникам игры дается домашнее задание: ознакомиться с вопросами и списком литературы по теме "Документы ООН, проект EuRICAA и другие проекты об изменении климата и путях выхода человечества из экологического кризиса" и быть готовыми принять участие в игре в роли постоянных представителей стран и континентов при ЮНЕП.

Подготовка к игре подразделяется на 3 этапа:
1. Самостоятельная  работа школьников по изучению проблемы изменения климата. Знакомство с документами и литературой, указанной в домашнем задании.
2. Работа в группе. В ходе внеклассных занятий участники игры обмениваются мнениями и делятся на группы по 6 человек. Каждый участник группы выбирает страну или континент, представленный в проекте EuRICAA: Европу, Россию, Индию, Китай, Америку, Африку, который он будет представлять в ходе игры в качестве посла – постпреда при ЮНЕП.
3. Самостоятельная  работа по изучению особенностей выбранной страны или континента и опыта решения задач в борьбе с изменением климата.

II. Проведение игры

1. Проверка связи и готовности участников к игре 10.45 по московскому времени.

2. Начало игры: 11.00 часов по московскому времени. Окончание игры: 12.20 – 12.30.
Примечание. В ходе скайп конференции ее участники-наблюдатели могут задавать вопросы ведущему и участникам презентации игры только в письменном виде в чате.

3. Вступление (3 минуты).
Ведущий игры делает краткое вступление (2 минуты) и предоставляет слово 2-3 Почетным гостям для 1-минутного приветствия.

4. Викторина "Документы ООН, проект EuRICAA и другие проекты об изменении климата и путях выхода человечества из экологического кризиса" (10-15 минут).
Дети группами по 6 человек рассаживаются за круглыми столами и отвечают на вопросы ведущего викторины. Секретариат фиксирует ответы и ведёт подсчет правильных ответов. Группа, ставшая победителем викторины, получает право представлять в ходе игры страны и континенты, представленные в проекте EuRICAA - Европу, Россию, Индию, Китай, Америку, Африку.

5. Перерыв (5 минут).
Ведущий дает слово представителю гимназии, который демонстрирует выставку рисунков и комментирует творческие работы гимназистов,  представленные на конкурс «Норвегия отказалась от вырубки леса! А мы?» (http://un-museum.ru/vestnik/738eco.htm#1).
Во время перерыва каждый член группы, победившей в викторине, создает группу представляемой им страны (континента) из состава членов остальных групп, участвовавших в викторине.

6. Заседание Комитета постоянных представителей при ЮНЕП. Круглые столы по странам и континентам (20 минут).
Ведущий игры объявляет заседание Комитета постоянных представителей при ЮНЕП открытым.
Участники игры,  выступая в роли представителей стран и континентов, занимают места за столами с табличками Европа, Россия, Индия, Китай, Америка, Африка и начинают работу. Каждая группа должна найти ответы на следующие вопросы:
I. Как проявляются сейчас последствия глобального изменения климата в Европе, России, Индии, Китае, Америке, Африке и Австралии? Какими могут быть последствия прогрессирующего изменения климата в дальнейшем, если не будут приняты срочные меры по борьбе с этим явлением?
II. Что необходимо сделать ООН и всем странам вместе, чтобы замедлить разрушительные глобальные климатические тренды?
III. Как известно, США в одностороннем порядке вышли из Парижского соглашения, а Россия и некоторые другие страны, подписав соглашение, до сих пор его не ратифицировали. Что могли бы сделать ООН, национальная и мировая общественность, чтобы эти страны стали участниками Парижского соглашения?

7. Перерыв (3 минуты). Ведущий игры дает пояснения о дальнейшем ходе игры (исполнение песни Хором юных миротворцев г. Москвы).

8. Пленарное заседание Комитета постоянных представителей при ЮНЕП (12 минут).
Ведущий игры предоставляет слово для выступления представителям от каждого круглого стола (по 2 минуты). Секретариат ведет запись выступлений.

9. Выступления организаторов параллельных игр, одновременно проходивших в других городах (6-9 минут).
Ведущий предоставляет слово (по 3 минуты) организаторам параллельных игр. Секретариат ведет запись выступлений.

10. Заключительная часть игры (10 минут).
Ведущий подводит итог игры (2 минуты) и предоставляет слово (по 1 минуте) Почетным гостям, наблюдавшим игру, для комментария.

11. Окончание игры (1 минута).
Ведущий предоставляет слово научному руководителю Междисциплинарной программы «Движение юных миротворцев и школ мира».

12. Объявления и справки (3 минуты).
 Ведущий объявляет об окончании игры. Делает объявления и дает справки и ответы на вопросы, поступившие из чата.
После завершения игры секретариат готовит итоговый отчет и направляет его в Музей миротворческих операций, в Информационный центр ООН в Москве, Генеральному секретарю ООН, Исполнительному директору ЮНЕП, руководителю проекта EuRICAA, публикует в Фейсбуке и других СМИ.

III. Награждение участников игры
1. Всем, кто участвовал в игре, будут высланы электронные  Свидетельства участников.
2. Имена победителей экологической викторины будут опубликованы в официальном издании МДЮМ электронном вестнике «Голос миротворцев».
3. Актив участников игры в г. Арзамасе и в других городах (странах) в составе 20 человек (17 детей и 3 педагога) получит приглашение организовать презентацию 2-го этапа игры "Модель ЮНЕП" на тему "Изменение климата. Что делать?". Ассамблея ООН по окружающей среде ЮНЕП в рамках  Международного форума «Открытое образование», который будет проходить  в городе Марбелье (Испания) с 17 по 22 февраля 2020 года.

IV. Дополнительная информация
1. Игра "Модель ЮНЕП" на тему "Изменение климата. Что делать?" (23 сентября 2019 года) открыта для всех образовательных учреждений, заинтересованных в повышении уровня экологической культуры школьников и студентов.
Чтобы стать участником игры необходимо до 20 сентября выслать в адрес организаторов:
а) краткую информацию о своей школе;
б) свой скайп адрес (login).
2. Учебно-методические материалы игры будут опубликованы в официальном издании Музея миротворческих операций электронном вестнике «Голос миротворцев» № 745 (http://un-museum.ru/vestnik/745.htm#8) и № 746 (http://un-museum.ru/vestnik/746.htm).

V. Контакты организаторов
Гергель Валерий Владимирович, директор Музея миротворческих операций.
e-mail: director@un-museum.ru
http://www.un-museum.ru
http://peace-edu.un-museum.ru
Емельянова Елена Геннадьевна, координатор Международного движения юных миротворцев и школ мира в Нижегородской области, 
e-mail: gimnasy.arz@mail.ru
http://gimnasy.ucoz.ru/


"Модель ЮНЕП-2": домашнее задание участникам игры

Домашнее задание участникам игры "Модель ЮНЕП-2" на тему "Изменение климата. Что делать?"

1. Внимательно прочить описание проекта EuRICAA (см. ссылку в списке литературы).

2. Ознакомиться с вопросами и списком литературы по теме "Документы ООН, проект EuRICAA и другие проекты об изменении климата и путях выхода человечества из экологического кризиса".

3. Быть готовыми принять участие в игре в роли постоянных представителей стран и континентов при ЮНЕП.

ВОПРОСЫ И СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
по теме "Документы ООН, проект EuRICAA и другие проекты об изменении климата
и путях выхода человечества из экологического кризиса"

1. Когда и для чего была создана Организация Объединённых Наций?
2. Кто придумал название Объединенные Нации, кто в настоящее время является Генеральным секретарем ООН?
3. Какое количество государств являются членами ООН, какие языки являются официальными языками ООН?
4. Как расшифровывается аббревиатура ЮНЕП, что такое ЮНЕП?
5. Когда была учреждена ЮНЕП, какова ее цель и девиз?
6. Где находится штаб-квартира ЮНЕП, и кто сейчас является ее Исполнительным директором?
7. Как называется высший управляющий и нормотворческий орган ЮНЕП, кто в него входит и каковы его функции?
8. Кто осуществляет подготовительную работу для проведения Ассамблей ООН по окружающей среде ЮНЕП?
9. Назовите главные задачи ЮНЕП?
10. Где и когда проводилась последняя 4-я сессия Ассамблеи ООН по окружающей среде, кто принимал в ней участие?
11. Каков итог этой пятидневной встречи министров экологии?
12. О чем еще говорится в итоговой декларации 4-й сессии Ассамблеи?
13. Какие известные международные проекты спонсирует ЮНЕП?
14. Что вы знаете о кампании ЮНЕП «Миллиард деревьев»?
15. Что вы знаете об идее высадки триллиона деревьев как способа борьбы с изменением климата?
16. Как называется программа, осуществляемая Правительством России при содействии ЮНЕП, направленная на устойчивое управление окружающей средой в российской Арктике?                                                                                                           
17. Что Вы знаете о способах борьбы с изменением климата в Китае и Индии?
18. Что такое «uлобальное потепление»?
19. Каковы причины глобального потепления?
20. Какие газы, образующиеся в результате экономической деятельности человека, являются парниковыми, а какие нет?
21. На сколько процентов ожидается снижение урожаев с/х культур если сохранятся нынешние тенденции деградации экосистем и изменения климата?
22. Какими могут быть последствия изменения климата и повышения температуры для разных регионов Земли?
23. В 2015 году было принято Парижское соглашение. Какова его основная цель?
24. Когда и где была принята Рамочная конвенция ООН об изменении климата?
25. Как Вы понимаете термин «устойчивое развитие»?
26. Что такое Цели в области устойчивого развития (ЦУР)?
27. 1 марта   2019 года Генеральная Ассамблея ООН провозгласила 2021–2030 годы Десятилетием восстановления экосистем  (A/RES/73/284). На что направлено Десятилетие восстановления экосистем?
28. На какие организации возложена ведущая роль в проведении Десятилетия?
29. На каких континентах и сколько в общей сложности гектаров деградированных земель планируется восстановить в течение Десятилетия ООН по восстановлению экосистем к 2030 году?
30. Что понимается под словосочетанием «восстановление экосистем»?
31. Какая идея изложена в первом томе проекта под названием «EuRICAA?
32. Что такое глобальная транспортная магистраль? В чем заключается ее смысл?
33.  Через какие континенты и страны будет проходить универсальная сверхдальняя магистраль, какая ее протяженность?
34. Какова прогнозируемая стоимость транспортной магистрали EuRICAA (8 полос мегаинфрабана и 2 железнодорожных колеи)?
35. О чем говорится во втором томе проекта EuRICAA?
36. В чем главная причина изменения климата и надвигающейся экологической катастрофы?
37. Назовите основные задачи мировой экологической революции?
38. Автор проекта "EuRICAA" ввел в научный оборот термин "Eco sapiens", как идеал человека будущего, который сможет обеспечить выживание на Земле человеческой цивилизации. На какие идеи и рекомендации опирается мировоззренческий арсенал такого человека?
39. Как называется международное детско-молодежное  зелёное движение, как и когда оно возникло? 
40. Генеральный секретарь ООН 23 сентября 2019 года проведет в Нью-Йорке Саммит по климату. Какие вопросы будут обсуждаться на этой встрече лидеров стран мира?

Список источников и литературы

  1. Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП) - http://unrussia.ru/ru/agencies/programma-organizatsii-obedinennykh-natsii-po-okruzhayushchei-srede-yunep
  2. Ассамблея ООН по окружающей среде ЮНЕП - http://www.unepcom.ru/unep/unep-bodies/gc.html
  3. Повестка дня в области устойчивого развития -https://www.un.org/sustainabledevelopment/ru/about/development-agenda/
  4. Парижское соглашение - https://ru.wikipedia.org/wiki/Парижское соглашение
  5. Глобальное потепление - https://ru.wikipedia.org/wiki/Глобальное потепление 
  6. Специальный доклад Межправительственной группы экспертов ООН по изменению климата (IPCC) (https://www.ipcc.ch/site/assets/uploads/2019/08/2019-PRESS-IPCC-50th-IPCC-Session_ru.pdf
  7. Цели в области устойчивого развития: Цель 13: Принятие срочных мер по борьбе с изменением климата и его последствиями - https://www.un.org/sustainabledevelopment/ru/climate-change/
  8. Лесные пожары: что делать? - https://euricaa.com/148
  9. Потемкин А.П. EuRICAA - часть 1: EuRICAA – модель мирного будущего -  https://euricaa.com/5
  10. Потемкин А.П. EuRICAA - часть 2: Мировоззренческая экологическая революция: Кодекс новых цивилизационных стандартов Эко сапиенса - https://euricaa.com/12
  11. "Eco sapiens" - идеал человека будущего - http://un-museum.ru/vestnik/745.htm#6
  12. Проект Общественного экологичеcкого кодекса "Человек и Земля" - http://un-museum.ru/contributions/ECO_Code.pdf
  13. Цитцер О.Ю. Доклад «О проблемах достижения устойчивого развития во вмещающем ландшафте у древних народов степного Зауралья и их потомков в конце XX века» - http://un-museum.ru/vestnik/745.htm#5
  14. Десятилетие восстановления экосистем ООН (UN Decade on Ecosystem Restoration) - https://www.unenvironment.org/news-and-stories/press-release/new-un-decade-ecosystem-restoration-offers-unparalleled-opportunity
  15. Резолюция, принятая Генеральной Ассамблеей 1 марта 2019 года 73/284. Десятилетие Организации Объединенных Наций по восстановлению экосистем (2021–2030 годы) - https://undocs.org/ru/A/RES/73/284
  16. Совместный пресс-релиз ФАО и ЮНЕП - http://www.fao.org/news/story/ru/item/1183542/icode/
  17. Саммит по климату (2019) - https://www.un.org/ru/climatechange/un-climate-summit-2019.shtml


Как стать партнером игры "Модель ЮНЕП-2"?
Для этого надо подготовить и провести в своей школе параллельную игру по упрощенному варианту

12.09.2019

После публикации 10 сентября 2019 года Информационного письма о проведении игры “Модель ЮНЕП: Изменение климата. Что делать?” в редакцию вестника пришло несколько писем от школ мира с вопросом -  как можно стать партнером игры и получить возможность участвовать во втором этапе игры – "Ассамблея ООН по окружающей среде ЮНЕП" в Испании, а затем и в других странах?

Спасибо всем, уважаемые коллеги, за интерес, проявленный к этому проекту. Игра,  действительно, интересная и очень актуальная, ведь ее игроки рассматривают не искусственно придуманные проблемы, а реально существующие экологические проблемы, касающиеся каждого из нас и всех нас вместе. У участников игры появляется возможность заявить о своем видении проблемы не только на местном, но и на национальном и международном уровне.

Итак, на вопрос как можно стать партнером Модели ЮНЕП-2?
Отвечаем - путем проведения в своей школе параллельной игры!

И, конечно, прежде всего, нужно, посоветовавшись с учителем экологии и Вашими ребятами, согласовать этот вопрос с администрацией школы, поскольку ваша параллельная игра будет проходить одновременно с презентацией в Арзамасе в учебное время – в понедельник 23 сентября с 11.00 до12. 30 часов по Московскому времени.

Получив согласие от администрации школы, вы посылаете организаторам игры письмо, в котором сообщаете, что ваша школа готова стать партнером игры и указываете скайп логин школьного компьютера, с которого будет вестись трансляция заключительного этапа вашей игры.

Затем вы даете своим ребятам в составе 20 или 25 человек или всего класса домашнее задание - ознакомиться с вопросами и списком литературы по теме игры «Изменение климата. Что делать?» (см. http://un-museum.ru/vestnik/746.htm#4).

После этого во время проведения внеклассных занятий или в свободное от учебы время вы проводите викторину по теме "Документы ООН, проект EuRICAA и другие проекты об изменении климата и путях выхода человечества из экологического кризиса" и отбираете 16-18 детей, показавших лучший результат, для участия в игре и назначаете одного из них секретарем игры для ведения протокола и аудио записи.

23 сентября в 10.30 вы собираете своих участников игры в классе, где находится компьютер с указанным вами скайп логином (лучше – с большим монитором или проектором) и в 10.45 принимаете участие в проверке связи (см. план игры http://un-museum.ru/vestnik/746.htm#3).

С 11.00 до первого перерыва (примерно, до 11.25) вы вместе с вашими юными миротворцами наблюдаете за тем, что происходит в гимназии г. Арзамаса (вступительное слово ведущего игры, приветствия  Почетных гостей и викторина по теме изменения климата).

Затем, когда начинается работа Комитета постпредов при ЮНЕП за круглыми столами (примерно, в 11.30),  ваши ребята рассаживаются за 3-мя или 4-мя  круглыми столами по 3-5 человек и в течение 20 минут пытаются сформулировать и записать ответы на 3 вопроса:

I. Как проявляются сейчас последствия глобального изменения климата в Европе, России, Индии, Китае, Америке, Африке и Австралии? Какими могут быть последствия прогрессирующего изменения климата в дальнейшем, если не будут приняты срочные меры по борьбе с этим явлением?

II. Что необходимо сделать ООН и всем странам вместе, чтобы замедлить разрушительные глобальные климатические тренды?

III. Как известно, США в одностороннем порядке вышли из Парижского соглашения, а Россия и некоторые другие страны, подписав соглашение, до сих пор его не ратифицировали. Что могли бы сделать ООН, национальная и мировая общественность, чтобы эти страны стали участниками Парижского соглашения?

По завершении обсуждения за круглыми столами секретарь обобщает письменные ответы участников круглых столов для включения в протокол игры. Этот протокол зачитывается секретарем или руководителем вашей игры на скайп конференции после  объявления итогов Пленарного заседания Комитета постоянных представителей при ЮНЕП, проходившего в Арзамасе (примерно в 12.00-12.10).

В дальнейшем ваш протокол за подписью рукводителя игры и директора школы высылается также как и протокол игры в Арзамасе в Музей миротворческих операций, в Информационный центр ООН в Москве, Генеральному секретарю ООН, Исполнительному директору ЮНЕП, руководителю проекта EuRICAA, публикуется в Фейсбуке и других СМИ.

Синергетический эффект действия, в котором представители нескольких городов и стран одновременно ищут и находят ответы на животрепещущие экологические проблемы нашего времени может превзойти самые оптимистичные ожидания организаторов и самих участников.

Награждение участников параллельных игр Модели ЮНЕП-2

1. Всем, кто участвовал в игре, будут высланы электронные Свидетельства участников.
2. Имена победителей экологической викторины будут опубликованы в официальном издании МДЮМ электронном вестнике «Голос миротворцев».
3. Актив участников игры получит приглашение участвовать во 2-м этапе игры "Модель ЮНЕП" на тему "Изменение климата. Что делать?". Ассамблея ООН по окружающей среде ЮНЕП в Испании или в Германии, а также побывать в Артеке.
4. Школе, организовавшей параллельную игру, будет выслано «Свидетельство школы мира 2019».
5. Название вашей школы будет упоминаться во всех публикациях в СМИ как партнера игры «Модель ЮНЕП-2».
6. Ваше участие как партнера в игре "Модель ЮНЕП-2" будет отражено на карте мероприятий Международного дня мира 2019 года с указанием местоположения Вашей школы и названием игры - https://internationaldayofpeace.org/event-map/.


Кинофильм о юных миротворцах
Министерство культуры одобрило сценарий на производство фильма о юных миротворцах

20.09.2019

Эта новость пришла в канун празднования Рождества Пресвятой Богородицы, которое отмечается, как и Международный день мира, завтра, 21 сентября.

Министерство культуры РФ одобрило сценарий на производство фильма о юных миротворцах.

Спасибо большое генеральному продюсеру «Киностудии Крылья" Марианне Балашовой и сценаристу Наталье Кудряшовой, которые упорно и настойчиво занимались этим вопросом последние несколько месяцев. И вот все получилось.

В своем письме, пришедшем в Музей, Наталья Кудряшова пишет "Добрый день, Валерий Владимирович! Мы получили одобрение сценария Министерством культуры на производство фильма о юных миротворцах. Прилечу в Москву 7 октября, и надо будет нам с Вами и Василием Роенко запланировать встречу и обсудить. Очень надеюсь на вашу помощь, интервью и контакты с региональными представителями".

Уважаемый актив Движения юных миротворцев!

Готовьтесь к съемкам, дорогие коллеги. Они будут проходит не только в Москве, но и в ваших городах и за рубежом. Чтобы облегчить работу по созданию фильма, а он будет показан на ТВ, постарайтесь запечатлеть на видео все свои добрые дела. Особенно игру Модель ЮНЕП. Пригласите  специалиста, который смог бы отснять основные моменты игры, которые могли бы быть включены в сценарий кинофильма.

Просьба к Виктору Семеновичу Беляеву, который сейчас проводит во Владикавказе 4-дневный международный слет, посвященный Дню мира и 75-летию Победы в Великой Отечественной войне, - сделать как можно больше съемок слета, запечатлеть на фото и видео основные моменты этого мероприятия.

23 сентября с 10.45 до 12.30 мы играем Модель ЮНЕП. Юные миротворцы выступят в роли послов - постоянных представителей стран при ЮНЕП. Тема заседания "Изменение климата. Что делать?".

Презентацию игры проводит Елена Емельянова - зам директора гимназии г. Арзамаса.

Параллельные игры проводятся в нескольких городах.

  • г. Минск (школа № 97, рук. Пушкаревич Анна Сергеевна,Подолякина Марина Сергеевна).
  • г. Костомукша (школа № 2 и КДМ «Глобус», рук. ЛучинскаяТатьяна Власовна).
  • г. Волгоград (лицей № 6, рук. Грицаенко Ирина Валерьевна).
  • г. Тихвин (школа № 9, рук. Окунева Жанна Михайловна).
  • г. Курск (школа № 43, рук. Соколова Татьяна Николаевна).

Просьба к организаторам параллельных игр сделать видео запись основных эпизодов вашей игры, так как в ходе презентации вам будет дано всего по 2-3 минуты, чтобы огласить результаты Вашей игры – итоговый протокол.

Почетные гости нашей игры:

1. Исполнительный директор ЮНЕП Ингер Андерсен (возможно,пришлет запись приветствия).
2. Автор проекта EuRICAA, доктор экономических наук,основатель Гамбургского клуба Потемкин Александр Петрович (сегодня пришлет запись приветствия на русском языке с титрами на немецком языке).
3. Марианна Мунтяну, автор проекта «Посади лес», победительконкурса ЮНЕП «Молодые чемпионы Земли» (уже прислала запись видео-приветствия). Она сейчас находится в Нью Йорке, где после получение премии за свой проект, примет участие в работе на Саммите по климату.
4. Павинский Владимир Станиславович, заместитель директора Информационного центра ООН в Москве.
5. Erik Dokken (Эрик Доккен), автор проекта «Travel for Peace”, ветеран миссий ООН (Норвегия).
6. Jean Luc Pradier (Жан Люк Прадье), вице-президент МА «Солдаты мира» по международным связям, ветеран миссий ООН (Франция).
7. Видакас Юрий Юрьевич, заместитель главы российской дипломатической миссии в Объединенных Арабских Эмиратах, ветеран миссий ООН - Западная Сахара, Ирак/Кувейт, Демократическая республика Конго и Судан (Россия).
8. Кудряшова Наталья Евгеньевна, креативный продьюсер киностудии «Крылья».
9. Самойлов Сергей, вице-президент Международной ассоциации «Солдаты мира», ветеран миротворческих миссий ООН.
10. Dale Potter (Дэйл Поттер), гражданский полицейский, ветеран миссий ООН (Австралия).

Пока все. Желаю всем нам успеха, коллеги! С наступающим праздником Рождества Пресвятой Богородицы, дорогие друзья!

До встречи на скайп конференции 23 сентября!

Фото: Креативный продьюсер киностудии «Крылья» Наталья Кудряшова

Редакционный Совет
Гергель В.В., директор Музея миротворческих операций (редактор вестника), кандидат исторических наук, ветеран миротворческих операций ООН (UNTSO 1973–1976). Россия
Беляев В.С., координатор Междисциплинарной программы "Сеть школ мира" в Республике Северная Осетия-Алания, представитель МОФ «Российский Фонд Мира» в РСО-Алания.
Донской Ю.С., представитель Международной Ассоциации миротворцев ООН «Солдаты мира» в Восточной Европе и Азии, ветеран миротворческих операций ООН (UNPF 1994-1995; UNIFIL 2002-2003). Украина
Егоров М.Ф., председатель Белорусского фонда мира, Заслуженный работник культуры БССР, профессор, ветеран Великой Отечественной войны. Республика Беларусь
Захаров В.Ф., директор Центра международных образовательных программ, ветеран миротворческих операций ООН (UNTSO 1976–1979). Россия
Исаенко А.И., ветеран миротворческих операций ООН (UNTSO 1973–1976, 1978-1980). Россия
Комляков Е.Е., заместитель директора центра образования № 1239 г.Москвы, ветеран миротворческих операций ООН (UNTSO 1980–1982, 1985-1987). Россия
Лавров С.В., президент Межрегиональной общественной организации ветеранов миротворческих миссий ООН, ветеран миротворческих операций ООН (UNTSO 1980–1982, 1986-1988). Россия
Панько А.Д., арт-директор Общественного движения «МЫ – ПЕТЕРБУРЖЦЫ». Россия
Сущенко Е.А., координатор миротворческого движения в школе № 79 Санкт-Петербурга, доктор педагогических наук. Россия
Роенко В.П. Генеральный директор Научно-практического центра "Миротворец", заместитель директора Музея миротворческих операций. Россия
© 2001–2019 Музей миротворческих операций. Все права защищены.