Вестник Ордена Иоанна Кронштадтского Музея миротворческих операций
Миротворцы всех стран, — соединяйтесь!
Орден Святого праведного Иоанна КронштадтскогоГолос миротворцев
№ 508
20 ноября 2011 года
E-mail орган Движения юных миротворцев и школ мира (http:/www.un-museum.ru/vestnik/)
Издается с 13 февраля 2001 года
Контакты:
141500, Московская область, г.Солнечногорск, ул.Дзержинского, д.20, к.57
Тел.: +7 (495) 994–10–73
Вестник издается
Советом ветеранов Музея миротворческих операций при содействии Московского института открытого образования и Информационного центра ООН в Москве. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77-23822
Subscribe / Unsubscribe

Содержание:


Миротворческая акция «Декада добрых дел 2011»
Совет ветеранов-миротворцев приглашает школьников принять участие в акции, посвященной 70-летию Московской битвы

16.11.2011

В начале декабря в рамках междисциплинарной программы "Сеть Школ Мира", по традиции, проводится миротворческая акция под названием "Декада добрых дел". В 2011 году эта акция посвящается важнейшему событию, произошедшему 70 лет назад - разгрому немецко-фашистских войск под Москвой.

Присоединиться к ней может любое образовательное учреждение или детская общественная организация. Для этого необходимо направить заявку на участие в акции, и после окончания акции прислать краткую информацию о ее результатах. По решению Совета ветеранов Музея миротворческих операций, организациям-участницам акции выдается Свидетельство признания добровольной миротворческой деятельности.

Информационное письмо
Миротворческая акция "Декада добрых дел 2011"

Движение юных миротворцев и Совет ветеранов Музея миротворческих операций планируют провести с 1 по 10 декабря 2011 г. миротворческую акцию "Декада добрых дел", которая будет приурочена к следующим знаменательным датам и событиям:

  • 1 декабря — Всемирный день борьбы со СПИДом;
  • 3 декабря — Международный день инвалидов;
  • 5 декабря — Международный день добровольцев;
  • 6 декабря — 70-я годовщина Московской битвы (переход в контрнаступление советских войск под Москвой);
  • 9 декабря — День Героев Отечества;
  • 10 декабря — Международный день прав человека.

Цель акции: развитие детского миротворческого движения, формирование в школах клубов и дружин для оказания помощи ветеранам войны, инвалидам детства и малоимущим во взаимодействии с органами социальной защиты и ветеранскими организациями.

Миротворческая акция проводится под девизом: «Через добрые дела к миру и взаимопониманию!».

Для участия в акции приглашаются образовательные учреждения Сети школ мира, молодежные миротворческие клубы и добровольческие организации, советы школьного самоуправления, а также педагогические и ученические коллективы школ, гимназий и лицеев, разделяющие идеалы и ценности культуры мира и устойчивого развития.

В план миротворческой акции включаются мероприятия, способствующие решению социально-экологических проблем, а также обеспечивающие положительные перемены в жизни людей, в том числе:

  • оказание помощи ветерану войны, инвалиду, ребенку-сироте или пожилому человеку;
  • проведение экологического субботника по благоустройству школьного двора или своего микрорайона;
  • организация семинара, праздничного концерта или конкурса рисунков, посвященного добровольному служению обществу во имя мира и согласия;
  • выпуск стенной газеты, посвященной культуре мира и миротворческой деятельности школы (организации);
  • любые другие добрые дела, способствующие увеличению критической массы доброты в окружающем мире.

По итогам акции образовательные учреждения и общественные организации решением Совета ветеранов Музея миротворческих операций будут награждаться Свидетельствами признания добровольной миротворческой деятельности.

Справки: тел.: (495) 994–10–73 (Гергель В.В.). 
Информационная поддержка в Библиотеке Мира: http://www.peacelib.un-museum.ru/internet/topics/actions.htm


Условия участия в миротворческой акции "Декада добрых дел"

Для включения образовательного учреждения (организации, клуба юных миротворцев или добровольцев) в состав участников миротворческой акции достаточно получить согласие и поддержку на проведение акции от педагогического (ученического) совета учреждения (организации) и направить до 30 ноября с.г. руководителю Междисциплинарной программы "Сеть школ мира" заполненную заявку следующего содержания:

Заявка

Ведущему научному сотруднику,
доценту кафедры социально-гуманитарных дисциплин 
Московского института открытого образования
к.и.н. Гергелю В.В.

Прошу включить школу № ________ (название организации) в состав участников миротворческой акции "Декада добрых дел" (1— 10 декабря 2011 г.). План подготовки и проведения Декады нашей организации включает следующие мероприятия:


п.п
Мероприятия Дата и время проведения Количество участников Примечание
(место проведения)
1 Проведение педагогического и ученического совета по теме акции Ноябрь 2011 г.
2 Выпуск стенгазеты и проведение классных часов по теме акции Ноябрь 2011 г.
3 Согласование акции с управой и центром социального обслуживания, а также ветеранской организацией района Ноябрь 2011 г.
4  

 

 
5

 

 
6
7
8

Ответственный за проведение акции ________________, тел. ___________, e-mail:___________________

Директор школы (организации) _______________, тел. ___________, e-mail:_________________________

Справки: тел.: +8 (095) 994–10–73 (Гергель В.В.); E-mail: director@un-museum.ru 
URL: http://un-museum.ruhttp://peace-edu.un-museum.ruhttp://un-museum.ru/peacelib/internet/


Миротворческое движение детей и ветеранов за Культуру Мира и устойчивое развитие
(Материал для проведения классных часов)

Корни российского миротворчества, благотворительности и добровольчества (сделать благое дело, по доброй воле помочь нуждающемуся) уходят в глубь истории, когда россияне, воспитанные на моральных и этических традициях православия и других традиционных конфессий, оказывали безвозмездную помощь нуждающимся согражданам.

Отзывчивость, щедрость, миролюбие, стремление к самопожертвованию, как черты характера, воспевались в русских песнях и сказках. Лучшие представители России отдавали свое время, силы, средства заботе о людских нуждах во благо общества и мира.

В XIX веке постепенно сформировалось осознание общественного долга по отношению к обездоленным, что привело к массовому участию прогрессивной части общества в оказании помощи неимущим. К концу XIX века общественное благодеяние выливается в широкое гражданское движение, вовлекая в свои ряды многих известных российских деятелей, нравственной потребностью которых были помощь ближнему и служение обществу.

Одним из наиболее ярких примеров организации этого движения в Москве является учреждение Московской Городской Думой в 1894 году «Городских Попечительств о бедных» по инициативе члена МГД профессора МГУ Владимира Ивановича Герье. Городские Попечительства являлись широким полем для удовлетворения нравственных потребностей, и потому нет ничего удивительного, что ряды их при первом же призыве заполнились лучшими слоями московского общества. При поддержке Московской Городской Думы активисты Участковых попечительств приняли на себя обязанности по сбору средств, обследованию положения нуждающихся и оказанию им помощи пособиями, одеждой, устройством детей в дневные приюты и т.д.

Опыт работы Попечительств был положительно воспринят и оказался настолько целесообразным, что Циркуляр МВД от 31 марта 1899 г. рекомендовал «распространить опыт Москвы в другие города». Конец XIX — начало XX века отличались динамичным развитием благотворительного движения, участием общественности как в бескорыстной помощи, так и в развитии гражданских основ общества. В этот период состоялись три съезда (1886, 1910, 1914 гг.) по вопросам общественного призрения и частной благотворительности, на которые съезжались общественные деятели со всей страны для обсуждения насущных проблем помощи бедным, пожилым, покинутым детям, бродягам.

После Октябрьской революции организационные формы благотворительности и добровольчества претерпели некоторые изменения. Не суждено было собираться съездам по вопросам благотворительности, но дух подвижничества, солидарности, миротворчества и взаимопомощи сохранился у россиян, и в разные периоды современной истории они подтверждали это своим бескорыстным трудом. 

На этих корнях и формируется современная российская благотворительность, новое российское добровольческое и детско-ветеранское миротворческое движение - Движение юных миротворцев.

В современном понимании слово «добровольчество» означает деятельность на основе доброй воли. Главным признаком добровольчества является то, что доброволец часть своего свободного времени (сил, энергии, знаний, опыта) добровольно, безвозмездно, без принуждения или указания «сверху» тратит на осуществление деятельности, которая приносит пользу окружающей среде и обществу в целом.

Добрая воля лежит и в основе миротворчества, которое на житейском уровне может рассматриваться как стремление решать возникающие проблемы (добрым) мирным способом на основе учета интересов всех заинтересованных сторон.

Базирующееся на любви к Природе и к другим людям добровольное миротворчество является важнейшим ресурсом гражданского воспитания детей и подростков в духе культуры мира и устойчивого развития.

Правильность такого вывода очевидна в свете опыта проведения добровольческих и миротворческих акций школьниками Москвы и регионов России в 1999, 2000, 2001, 2002, 2003, 2004, 2005, 2006, 2007, 2008, 2009 и в 2010 годах в рамках Междисциплинарной программы "Сеть Школ Мира" и курсов МИОО по гражданскому воспитанию школьников в духе культуры мира и миротворчества (руководитель курсов - Гергель В.В.).

Первая добровольческая акция «Неделя добрых дел» проводилась юными миротворцами с 3 по 10 декабря 1999 г. под девизом «Через добрые дела к культуре мира!». Инициатива ее проведения была поддержана Информационным центром ООН в Москве, представительством Программы развития ООН в РФ, Юго-Западным окружным управлением образования и целым рядом школ Москвы и области.

Для проведения разъяснительной работы по подготовке добровольческой акции юные миротворцы-десантники клуба «Маяк» (г.Фрязино Московской области) выпустили малотиражную газету «На службе мира», которая была распространена в административных округах Москвы и районах Московской области.

В этой акции приняло участие более 40 образовательных учреждений, 15 молодежных миротворческих организаций и несколько ветеранских организаций, объединяющих участников Великой Отечественной войны и участников миссий ООН.

В статье «Международный день добровольцев», опубликованной в журнале «ООН в России» (ноябрь–декабрь 1999 года) отмечалось, что в ходе этой добровольческой акции юные миротворцы "организовывали концерты для ветеранов и инвалидов, собирали игрушки и школьные принадлежности для детских домов, оказывали помощь инвалидам детства и малоимущим".

На высоком организационном уровне проходили добровольческие и миротворческие акции и в последующие годы. Их характерной особенностью стало то, что они организовывались во взаимодействии с управами, органами социальной защиты префектур Москвы и городов России, а также ветеранскими организациями.

Благодаря поддержке со стороны правительства Москвы и Московской области, а также органов местного самоуправления в результате подготовки и проведения добровольческих и миротворческих акций в 1999 - 2010 годах на базе общеобразовательных школ и молодежных клубов в России происходило формирование и развитие первичных детских миротворческих организаций, составивших костяк Движения юных миротворцев как составной части Российского и Всемирного движения за Культуру Мира и устойчивое развитие. 

В настоящее время разновозрастное Движение юных миротворцев, помимо ветеранов миротворческих миссий ООН и ветеранов Великой Отечественной войны включает более 80 клубов и отрядов юных миротворцев, школ, гимназий и лицеев (многие из которых завоевали право называться "Школами Мира" в рамках Междисциплинарной программы "Сеть школ мира"), заинтересованных в изучении общечеловеческих проблем.

Опираясь на опыт российских ветеранов, Движение юных миротворцев оказывает содействие, помощь и поддержку своей стране и всему мировому сообществу в решении глобальных общечеловеческих проблем, таких, как:

  • сохранение окружающей природной среды;
  • защита прав и свобод человека;
  • урегулирование конфликтов на местном, региональном и международном уровнях;
  • сохранение всемирного культурного наследия;
  • борьба с бедностью, неграмотностью, голодом, СПИДом, курением и т.д.

Чем же занимаются юные миротворцы и школьники при проведении добровольческих и миротворческих акций?

Они проводят социально-экологические акции, оказывают услуги и помощь тем, кто в ней нуждается, выступают защитниками тех, кто не может защитить себя, — забытых и обездоленных. Дают концерты для ветеранов войны и труда, сажают деревья и кустарники, убирают территорию своего микрорайона и школьные дворы, ремонтируют учебники, собирают вещи для детских приютов, отправляют посылки и письма в госпитали и дома для престарелых. 

В 2004 году юные миротворцы собрали в общей сложности более 12 тысяч подписей в поддержку письма "Нет насилию на экранах!", адресованного Президенту России В.В.Путину. Инициатива юных миротворцев была поддержана детскими общественными объединениями во многих регионах России. Таким образом, детское общественное движение внесло свой вклад в гуманизацию российских средств массовой информации.

В 2006 году, по инициативе детей-миротворцев центра образования № 1804 "Кожухово" (ЮВАО Москвы), в ходе Декады добрых дел было собрано несколько тысяч подписей под обращением к Мэру Москвы "Нет генетически модифицированным организмам (ГМО) в продуктах детского питания!". Текст открытого письма Ю.М.Лужкову и краткая информация о ГМО были опубликованы в вестнике "Голос миротворцев" № 264 (http://www.un-museum.ru/vestnik/264.htm#3), а затем переданы в Мэрию Москвы.

В 2009 году юные миротворцы Москвы и регионов России собрали более 10 тысяч подписей под обращением к Президенту России Дмитрию Медведеву "Мы за экологию, мир и духовность!". Текст обращения и подписи, собранные экомиротворцами в Москве, Костомукше, Нижнем Новгороде, Ставрополе, Минске, Арзамасе, Волгограде и других городах России были переданы в Приемную Президента России и, безусловно, оказали влияние на решения, принимаемые руководством страны в области экологической политики.

В 2010 году юные миротворцы собрали подписи в поддержку Обращения Совета ветеранов Музея миротворческих операций к Президенту РФ "Сбережем Байкал вместе!", а также приняли участие в акции "Поможем Природе - сбережем ресурсы в школе и дома!", направленной на сбор мукулатуры (проект "Я сберегаю дерево"), экономию воды, электроэнергии и других ресурсов (подробнее см. Проект "Поможем Природе - сбережем ресурсы в школе и дома!".

Проводя социально-экологические мероприятия на местном, региональном, российском и международном уровнях, детские миротворческие организации вносят вклад в построение гражданского общества, обеспечивая продвижение страны по пути устойчивого развития.


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по подготовке и проведению миротворческой акции "Декада добрых дел 2011"

Перед тем как приступить к подготовке к акции необходимо ознакомиться со всеми материалами Декады:

- с информационным письмом;
- с формой заявки на участие в Декаде;
- с материалом для проведения классных часов "Миротворческое движение детей и ветеранов за Культуру Мира и устойчивое развитие";
- с данными методическими рекомендациями.

Затем, после согласования вопроса о проведении Декады с администрацией школы, необходимо обсудить вопрос о проведении акции на заседании педагогического (ученического, родительского) совета школы. Это позволит привлечь к участию в миротворческой акции не только педагогов и учащихся школы, но и активных родителей.

Информацию о проведении Декады целесообразно разместить в школьных СМИ - сделать специальный выпуск стенгазеты, радио- или телепередачи.

Кроме подготовки заявки на участие в Декаде добрых дел, которая до 30 ноября направляется по электронной почте в адрес Музея миротворческих операций, в школе составляется План проведения Декады. В этом плане помимо названия и даты проведения каждого мероприятия указывается лицо, ответственное за проведение мероприятия.

С планом проведения Декады необходимо заблаговременно ознакомить районный Совет ветеранов войны и труда, а также районную управу (совет местного самоуправления). Возможно, они подскажут организаторам миротворческой акции новые адреса для оказания добрых услуг, а также окажут помощь в проведении отдельных мероприятий.

Для привлечения средств на благотворительную программу в школе может быть организована ярмарка детских поделок. Средства на благотворительную программу могут быть также заработаны юными миротворцами путем сбора макулатуры (см. проект "Я сберегаю дерево").

После завершения Декады добрых дел в срок до 15 декабря необходимо направить в Музей миротворческих операций по e-mail краткий отчет. В отчете указываются:

а) общее количество участников Декады;
б) проблемы, с которыми столкнулись организаторы Декады добрых дел;

К отчету может быть приложена общая фотография детей и собранных ими подписей. Отчеты и фотографии о сборе подписей и проведении Декады добрых дел планируется разместить в специальном выпуске вестника "Голос миротворцев".

На основании отчета о проведении Декады добрых дел всем участникам этой миротворческой акции до 25 декабря 2011 г. выдается (в регионы России и страны СНГ - высылается по e-mail) Свидетельство признания добровольной миротворческой деятельности.


День толерантности в Школе мира
Юные миротворцы Костомукши приурочили к празднику несколько мероприятий

День толерантности в Школе мира17.11.2011

16 ноября жители многих стран мира отмечают Международный день толерантности. Этот праздник был учрежден в 1996 году по решению Генеральной Ассамблеи ООН. В этот день проводятся массовые мероприятия в разных странах. И наша школа не исключение. С 10 по 16 ноября в школе была объявлена неделя толерантности. 16 ноября классе прошли тематические классные часы, устные журналы, тренинги и уроки толерантности.

В рекреации школы оформлен тематический информационный стенд. Первоклассники совершили конкурс «Эмблема толерантности», на конкурс мини-сочинений «Разноцветный мир». А юные миротворцы школы (5-8 классов) стали активными участниками деловой игры «По дорогам толерантности».

В рамках игры прошли:

  • Занятие «Музыка и краски, исцеляющие душу» в клубе «Музыкальная радуга»;
  • КТД «Цветок толерантности»;
  • КТД «Полотно толерантности»;
  • Информационная площадка «Толерантность — дорога к миру»:
    • Тестирование «Толерантен ли я?»,
    • Конкурс мини-сочинений «Мы все разные, но мы вместе»,
    • Выработка памятки и пожеланий «Будьте толерантны!»;
  • Игровая площадка «Толерантность — дорога к дружбе» (игры на сплочение);
  • Оформление «Стены толерантности»;
  • Линейка (награждение). Все миротворческие отряды были награждены Грамотами и плакатами.

Все участники мероприятий пришли к одному выводу: «Если каждый будет, друг другу терпим, мы сделаем вместе толерантным наш мир!»

Совет миротворческих отрядов школы.


Минский форум «Академия мира и дипломатии»

Минский форум «Академия мира и дипломатии»18.11.2011

Форум «Академия мира и дипломатии» в городе Минске Республики Беларусь

На осенних каникулах на базе СШ №97 г. Минска — школы мира — прошёл форум «Академия мира и дипломатии». На форум приехали делегаты из стран: Словении, Польши, России, Латвии, Украины, Беларуси, Приднестровья. На вечере знакомств в школе делегации из гимназии им. Золитуде г. Риги (Латвия), школ Волицы (Польша), г. Тирасполя (Приднестровье), школы № 3 г. Нелидово (Россия), гимназии № 1522 г. Москвы (Россия), лицея № 384 г. Санкт-Петербурга (Россия), гимназии № 153 г. Киева (Украина), Дома творчества детей и молодежи г. Бреста, СШ №148, СШ № 97 г. Минска (Беларусь) представляли свои города и учебные учреждения.

Много добрых слов было сказано в адрес школы, дарились подарки. Песни, танцы, игра на гитаре – всё это было на протяжении всего вечера. В этот же вечер ребята исполняли песни, которые они подготовили для международногофестиваля патриотической песни.

За время пребывания в Минске делегаты форума смогли побывать в разных интересных местах города Минска. Посмотрели Минск на обзорной экскурсии, посетили Национальную библиотеку — гордость нашего города, Палату Представителей Национального собрания Республики Беларусь, Национальный театр оперы и балета, Национальный художественный музей, осуществили экскурсию на «Линию Сталина», где все с интересом прослушали историю обороны Минска и осмотрели достопримечательности этой необычной экскурсии, встречались с главой администрации Октябрьского района Жуковским А.П. и его заместителем Мирончиком М.В., с удовольствием посетили народный школьный музей «Герои живут рядом».

Ребята участвовали в работе групп, в которых проводились различного вида тренинги. Тренинги — один из видов работ, которые помогают объединить людей разных возрастов и национальностей.

В частности, ребята в группах вели разговор о толерантности. Толерантность — это готовность лояльно относиться и принимать чужой образ мыслей, чувства, вероисповедание, поведение, признание за другими людьми права на собственное мировоззрение. Это проявление людьми терпимости по отношению к представителям другой культуры и традиций.

Вот что рассказывает о форме такой работы педагог школы, учитель английского языка, Бесчастнова Дарья Андреевна, проводившая тренинг в одной из групп: «Все участники были разделены на 4 группы, которые на протяжении 3 дней разрабатывали проект на тему: «Этнические проблемы, возникающие в молодежных кругах разных стран». Помимо работы над проектом, участникам были предложены тренинги, которые помогли им быстрее познакомиться друг с другом и легче сплотиться в большой и дружный коллектив. Ребятам были предложены игры, которые, несмотря на свои трудности в исполнении, доказывали, что этнические проблемы, связанные с языковым барьером и другими препятствиями, можно с легкостью преодолеть, оказывая помощь друг другу. Мы затрагивали актуальность проблемы толерантности, как на государственном уровне, так и с точки зрения социального аспекта. Свои таланты ребята продемонстрировали на торжественном закрытии форума. Каждая из 4 групп представила на суд зрителей свой творческий проект, который явился результатом групповой работы. В своих выступлениях делегаты-учащиеся продемонстрировали признание равенства других, отказ от доминирования, причинения вреда и насилия, уважение человеческого достоинства и прав других»

Все участники форума были награждены сертификатами. Форум «Академия мира и дипломатии» доказал и оправдал своё название: мы хотим жить в мире, дружить, общаться!

Координатор Программы «Сеть школ мира в Беларуси»
Пушкаревич Анна Сергеевна



Сочинение Виталии Розенцвайг «Загрязнение природы»Сочинение Виталии Розенцвайг «Загрязнение природы»

19.11.2011

Сочинение
На тему: Загрязнение природы

Ученицы 5 класса

ГОУ СОШ школы-интернат № 11
С углублённым изучением китайского языка

Розенцвайг Виталии

г. Москва
2011 г.

Тысячи лет изо дня в день люди добывают и готовят себе пищу, создают орудия труда, поддерживают тепло в жилищах. Многие люди считают, что ресурсы Земли безграничны, они смотрят вокруг и видят, что кругом много животных, огромные площади леса, длинные величественные реки, чистый воздух. Они думают что, так будет всегда, что им всего этого будет достаточно, даже слишком много. Так было когда-то… Но с каждым годом ресурсы планеты всё больше истощаются. Человек вырубает леса, осушает естественные водоёмы, истребляет животных, строит заводы, города, фабрики, добывает полезные ископаемые. Люди делают всё для того, чтобы быть сытыми, в тепле, чтобы было меньше работы и можно было бы беззаботно отдыхать и делать только то, что нравится. Многие не задумываются о том, каково существам, живущим вокруг, в каком состоянии находится планета. Но ведь, ничто не проходит бесследно. А человечество движется вперёд по пути технического прогресса, не задумываясь о том вреде, который оно наносит природе. Забывая, что если бы не было природы, то не было бы и самого человека. Люди остановитесь!!! Остановитесь хотя бы на секунду, оглянитесь вокруг!

Неужели вы не понимаете, что природа забирает невинные жизни не по собственной прихоти. Она просто вынуждена обратить на себя внимание. Из года в год извергаются вулканы, происходят наводнения, землетрясения, сходят лавины. Частые экологические катастрофы уносят тысячи жизней. Так Земля предупреждает каждого человека, говорит о том, что в один ужасный момент всё может рухнуть, сломаться, погибнуть. Но люди по-прежнему продолжают уничтожать и загрязнять природу. Я считаю, что надо прекратить эти варварские поступки. Прекратить пока ещё не стало слишком поздно!



О.П. Погорелова была награждена общероссийской общественной наградой — медалью «Десятилетие культуры мира и ненасилия в интересах детей планеты»Научно-практическая конференция «Школьные службы примирения в Волгограде и Волгоградской области: достижения, проблемы, перспективы»

20.11.2011

16 ноября 2011 года в г. Волгограде состоялась региональная научно-практическая конференция «Школьные службы примирения в Волгограде и Волгоградской области: достижения, проблемы, перспективы».

Конференция организована Волгоградской региональной благотворительной общественной организацией «Клуб ЮНЕСКО «Достоинство ребенка» и Волгоградской Ассоциацией восстановительной медиации совместно с Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Волгограда и Волгоградской области, МОУ ДПОС «Центр повышения квалификации» Волгограда в рамках благотворительных проектов «Школа – территория примирения» и «Правосудие, дружественное к ребенку» при финансовой поддержке программы Матра Посольства Королевства Нидерландов в Москве.

Цель конференции: объединение усилий специалистов и общественности в Волгограде и Волгоградской области для дальнейшего развития движения Школьных служб примирения, совершенствование форм и методов профилактики правонарушений несовершеннолетних, их гражданско-правового образования и воспитания.

В работе конференции приняли участие кураторы действующих и вновь создаваемых Школьных служб примирения, педагоги и психологи школ, а также специалисты Комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, органов управления образованием, другие специалисты органов системы профилактики правонарушений несовершеннолетних, ученые, общественные деятели из города Волгограда и городов Волгоградской области Волжского, Котельниково, Елани, Рудни, Суровикино, Михайловки, Урюпинска, всего 90 человек.

Программа конференции включала сообщения и дискуссии об особенностях современного этапа развития сети ШСП, проблемах и стратегии действий; о механизмах взаимодействия КДНиЗП и ШСП; об этапах становления и развития движения ШСП в Волгограде и наработанных методических ресурсах; об успешном опыте создания устойчивой системы работы Школьных служб примирения в образовательных учреждениях Тракторозаводского района г.Волгограда; Участники также обсудили опыт работы ШСП г.Волжского по уголовным делам несовершеннолетних; опыт работы ШСП в школах Еланского и Котельниковского районов Волгоградской области. Находками в работе ШСП по обучению детей-волонтеров и включению волонтеров в международное миротворческое движение поделились опытные специалисты из МОУ лицей №7 и МОУ лицей №6 г.Волгограда. Особый интерес вызвало сообщение о работе детской службы примирения в Руднянском детском доме.

Участники семинара получили 2 методические брошюры, видеофильм, стикеры и другие материалы, специально изданные к конференции за счет средств благотворительного проекта, и сертификаты участников. О.П. Погорелова, старший методист Тракторозаводского отдела СПС ОП МОУ Центра повышения квалификации Волгограда за многогранную миротворческую деятельность и большой личный вклад в развитие Детского миротворческого движения в Волгограде и Волгоградской области была награждена общероссийской общественной наградой — медалью «Десятилетие культуры мира и ненасилия в интересах детей планеты».

Участники высказали, обсудили и утвердили Резолюцию конференции о путях дальнейшего развития движения ШСП. В своих отзывах участники высказали благодарность организаторам конференции, и на вопрос, каковы будут ваши действия после конференции, ответили: «внесу коррективы в работу своей службы», «буду общаться с новыми коллегами, использовать новый опыт», «дело нужное, ШСП необходимы, я организую ШСП в своей школе».

Резолюция конференции

Наши приоритеты

Мы, участники конференции «Школьные службы примирения в Волгоград и Волгоградской области: достижения, проблемы, перспективы», представляющие педагогические и ученические коллективы более 80 образовательных учреждений Волгограда и Волгоградской области, признаем и поддерживаем лежащие в основе деятельности Школьных служб примирения ценности восстановительного правосудия, выражающие альтернативный ответ общества на конфликт или преступление несовершеннолетних. Эти действия дают поддержку жертве правонарушения и являются мерой воспитательного воздействия для правонарушителя, что позволяет детям и подросткам, совершившим незначительные преступления, избежать контакта с уголовной судебной системой.

Мы основываемся на положениях Конвенции ООН «О правах ребенка», Концепции ООН «Общий подход ООН к правосудию в отношении детей», Рекомендаций Совета Европы «О медиации в уголовных делах», закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Стандартов восстановительной медиации в России, и других документов, отражающих приоритеты доброжелательного отношения к ребенку, которые рекомендуют создание всеобъемлющих восстановительных систем ювенальной юстиции и сокращение количества детей, поступающих в системы уголовного правосудия.

Наша позиция

Мы, участники конференции, считаем несомненным достижением прошедших 7-ми лет то, что Школьные службы примирения в Волгограде и Волгоградской области за период с 2004 по 2011 год прошли процесс становления, первоначального развития и распространения. Мы гордимся, что Волгоградская область является одним из ведущих регионов России в области развития Школьных служб примирения. Волгоградская модель Школьных служб примирения, основанная на добровольной инициативе школ, сетевом взаимодействии, отработанной модели и алгоритмах, супервизиях и обмене опытом, комплексном характере привлекаемых ресурсов из различных источников, является примером для других регионов, начинающих внедрение этой образовательно-воспитательной технологии.

Нам очень дорога заинтересованность детей-волонтеров в работе Школьных служб примирения и их живое участие в судьбе детей-участников конфликтных и криминальных ситуаций. Мы приветствуем их участие в этой общественной работе в качестве равноправных партнеров – медиаторов и с большим вниманием относимся к их мнениям и предложениям по совершенствованию служб.

Для нас важны отношения взаимопонимания и сотрудничества, сложившиеся с органами власти и местного самоуправления Волгограда и Волгоградской области, рядом общественных организаций. Мы выражаем признательность за поддержку развития сети Школьных служб примирения в Волгограде и Волгоградской области Межрегиональному общественному центру «Судебно-правая реформа», Волгоградской общественной организации «Клуб ЮНЕСКО «Достоинство ребенка», Уполномоченному по правам ребенка в Волгоградской области, системе Комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, системе органов управления образованием Волгограда и Волгоградской области, МОУ ДПОС «Центр повышения квалификации» Волгограда, отдельным ученым, специалистам, практикам, и рассчитываем на дальнейшее укрепление сложившегося общественно-государственного взаимодействия.

Наши возможности

Мы, участники конференции, объединившиеся в региональную Ассоциацию восстановительной медиации, представляем общественную силу и перспективного партнера для органов власти и местного самоуправления в процессе преобразований нашего общества в интересах детей – участников конфликтных и криминальных ситуаций.

Мы вносим свой вклад в практическое воплощение ценностей восстановительного правосудия. Мы наладили сетевые взаимосвязи и взаимопомощь, привлекли материальные ресурсы, накопили знания, опыт, инфомационные, кадровые, методические, обучающие, организационные и другие ресурсы, помогающие в становлении и развитии сети Школьных служб примирения. Мы готовы использовать этот накопленный совокупный потенциал на благо детей Волгоградской области.

Наши достижения в распространении Школьных служб примирения свидетельствует о том, что в настоящее время в Волгоградской области завершился период экспериментов и локальных практик, а система Школьных служб примирения сформировалась и приобрела устойчивость. Мы убеждены, что наш опыт представляют дополнительный социальный капитал и являются важным вкладом в повышение привлекательности, устойчивое развитие и процветание нашего региона.

Наши действия

Мы, участники конференции, готовы продолжить свою работу по созданию базы знаний о Школьных службах примирения и повышению информированности широкого круга специалистов и общественности о ценностях, принципах, методах работы Школьных служб примирения.

Мы готовы и дальше всемерно поддерживать развитие детского волонтерского движения юных медиаторов Школьных служб примирения, помогать организовывать их разноуровненое взаимодействие между собой и с сообществом взрослых специалистов, их включенность в общероссийское и международное молодежное миротворческое волонтерское движение.

Мы намерены усилить внимание и совершенствовать методы работы Школьных служб примирения с жертвами правонарушений и насилия, затяжного семейного неблагополучия, школьной травли и других ситуаций, представляющих для ребенка угрозу суицидальных последствий, а также по случаям уголовных преступлений несовершеннолетних, не достигших возраста уголовной ответственности.

Мы берем на себя ответственность за безусловное соблюдение ценностей и качества восстановительных практик; доработку и совершенствование моделей, алгоритмов, стандартов восстановительной медиации; обобщение своего опыта работы и обмен этим опытом с коллегами на местном, региональном, общероссийском и международном уровне. Мы будем и дальше совершенствовать структуру общественного управления, механизмы сетевой коммуникации, методы планирования, проведение исследований, оценку эффективности в сети Школьных служб примирения, а также организовывать другие согласованные действия волгоградского сообщества для продвижения интересов детей.

Наши предложения

В последнее время в Волгоградской области наблюдается тенденция перехода от экспериментов на локальных территориях к массовой региональной практике, которая характеризуется увеличением интереса органов власти и местного самоуправления к внедрению восстановительного подхода и интенсивным ростом численности Школьных служб примирения. Для устойчивого развития расширяющейся сети Школьных служб примирения мы предлагаем использовать достижения, коллективный опыт и наработанные ресурсы сообщества ШСП.

Мы готовы стать участниками обсуждения планов и намерений властей по дальнейшему развитию и распространению этого движения и предлагаем органам власти и местного самоуправления вводить в практику управленческие решения, приемлемые с точки зрения сообщества восстановительной медиации.

Мы приветствуем взвешенные управленческие решения, когда административные структуры рекомендуют и всячески содействуют добровольному созданию Школьных служб примирения в своих территориальных образованиях по волгоградской модели, отработанной в сообществе волгоградских медиаторов. Этот путь ведет к постепенному расширению сети Школьных служб примирения с передачей ценностей, качества и эффективности их работы. Однако вызывают беспокойство известные нам случаи, когда административные структуры прямо настаивают на массовом создании Школьных служб примирения в обязательном порядке во всех образовательных учреждениях своих территориальных образований. Такой путь распространения нового опыта приводит к формализму, имитации, потере качества и смысла работы Школьных служб примирения. Его неэффективность и пагубность проверена временем и печальным опытом некоторых российский регионов, негативно оценена коллективным мнением российского и волгоградского сообщества практиков восстановительного правосудия.

Мы предлагаем органам власти и местного самоуправления усилить поддержку движения Школьных служб примирения, в первую очередь, в части распространения информации о достижениях и ресурсах сети ШСП, а также в части организации методической поддержки движения (Волгоградский методический центр медиации), первичного обучения и повышения квалификации специалистов (курсы); поддержки и поощрения самоотверженной работы кураторов Школьных служб примирения (грамоты, премии); сплочения детского волонтерского движения (детские конференции).

Оргкомитет конференции: И. Маловичко, тел/факс (8442) 98-24-85.

Редакционный Совет
Гергель В.В., ведущий научный сотрудник, доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин МИОО, кандидат исторических наук, ветеран миротворческих операций ООН (UNTSO 1973–1976), директор Музея миротворческих операций (редактор вестника). Россия
Барановский В.И., офицер-воспитатель Каменец–Подольского лицея с усиленной военно–физической подготовкой, ветеран миротворческих операций ООН (UNIFIL 2000-2001, 2003-2004), Президент Клуба юных миротворцев г.Каменец-Подольский. Украина
Донской Ю.С., представитель Международной Ассоциации миротворцев ООН «Солдаты мира» в Восточной Европе и Азии, ветеран миротворческих операций ООН (UNPF 1994-1995; UNIFIL 2002-2003). Украина
Егоров М.Ф., председатель Белорусского фонда мира, Заслуженный работник культуры БССР, профессор, ветеран Великой Отечественной войны. Республика Беларусь
Захаров В.Ф., директор Центра международных образовательных программ, ветеран миротворческих операций ООН (UNTSO 1976–1979). Россия
Исаенко А.И., ветеран миротворческих операций ООН (UNTSO 1973–1976, 1978-1980). Россия
Комляков Е.Е., заместитель директора центра образования № 1239 г.Москвы, ветеран миротворческих операций ООН (UNTSO 1980–1982, 1985-1997). Россия
Панько А.Д., арт-директор Общественного движения «МЫ – ПЕТЕРБУРЖЦЫ». Россия
© 2001–2011 Музей миротворческих операций. Все права защищены.