Вестник Музея миротворческих операций
Миротворцы всех стран, — соединяйтесь!
Голос миротворцев
№ 384
26 апреля 2009 года
E-mail орган Движения юных миротворцев и школ мира (http:/www.un-museum.ru/vestnik/)
Издается с 13 февраля 2001 года
Контакты:
141500, Московская область, г.Солнечногорск, ул.Дзержинского, д.20, к.57
Тел.: +7 (495) 994–10–73
Вестник издается
Московской областной общественной организацией «Союз миротворцев» при содействии Московского института открытого образования и Информационного центра ООН в Москве. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77-23822
Subscribe / Unsubscribe

Содержание:


Миротворцы Арзамаса начали сбор подписей в поддержку письма "Мы ЗА экологию!"
В рамках Весенней добровольческой акции "Марш юных миротворцев" гимназисты Арзамаса провели субботник и приступили к сбору подписей в поддержку экологического образования в России

21.04.09

От: Елена Емельянова
Дата: 20.04.2009 11:03
Тема: Марш юных миротворцев

Уважаемый Валерий Владимирович Гергель!

Сообщаем Вам, что юные миротворцы гимназии активно включились в весеннюю акцию "Юных миротворцев". 16 апреля организовали и провели экологическую акцию по сбору макулатуры "Сбережем леса планеты" в которой приняли участие учащиеся 1-11 классов, их родители и учителя. В течение дня было собрано и сдано 5,5 тонн макулатуры, а это сохраненные деревья. Призываем школьников России присоединиться.

18 апреля был организован и проведен общешкольный субботник по очистке и благоустройству пришкольного участка, в котором также приняли участие гимназисты, учителя, родители.

И это только начало!!!

Началась акция по сбору подписей в поддержку открытого письма Президенту РФ "Мы за экологию, мир и духовность!".

Миротворцы гимназии вышли с этим письмом к молодежной общественности города через Городской совет экологов, председателем которого является Харитонова Светлана, член нашего миротворческого объединения.

Надеемся на дальнейшее сотрудничество.

С уважением,
Емельянова Е.Г.,
координатор Междисциплинарной программы "Сеть Школ Мира" в гимназии г.Арзамаса


К Дню Земли юные миротворцы провели конкурс эссе «Послание жителям Земли»
Самым важным итогом эколого-миротворческой акции, проведенной в школе № 1237, стал живой отклик ребят на идею всеобщего мира и защиты природы

22.04.09

В рамках Весенней добровольческой акции "Марш юных миротворцев" участникам Движения юных миротворцев и школ мира было предложено организовать мероприятия, посвященные Международному дню Земли.

Ниже публикуется материал, посвященный празднованию этой знаменательной даты, присланный координатором программы "Сеть Школ Мира" в Северо-Восточном административном округе Москвы Оксаной Мусаевой, а также информация, поступившая из Санкт-Петербурга о встрече главного редактора газеты "Общество и Экология" Сергея Лисовского с ведущими телевизионной программы "Однажды утром".

День защиты Земли

22 апреля – Международный день Земли. В этот день мировое сообщество призывает всех жителей планеты творить добрые дела и защищать природу – мать всего живого.

Вот и мы, юные миротворцы ГОУ СОШ № 1237, решили призвать учащихся нашей школы задуматься над тем, как спасти Природу от экологической катастрофы. Для чего среди 6-х классов был проведен конкурс эссе «Послание жителям Земли».

Несмотря на юный возраст, ребята в своих тврческих работах излагали достаточно зрелые мысли. Лучшие работы были прикреплены к выставочному стенду, а их авторы были награждены дипломами.

Авторы работ–победителей миротворец-инструктор Юсипова Ольга и кандидат в юные миротворцы Багрянова Инна были награждены экологическими сертификатами.

Среди учащихся 5-х классов был проведен конкурс экологических плакатов «Защитим нашу планету!» и оформлен, соответственно, выставочный стенд. Итоговым мероприятием стала акция «Мы за чистую землю!», в которой приняли участие 5 и 6-е классы.

Мероприятие было открыто вступительным словом юных миротворцев Якушевой Ольги и Бушуевой Василисы (7-б класс) об истории возникновения этого праздника. После этого кандидат в юные миротворцы Побегайло Дарина (5-б класс) исполнила танец «Маленькая страна». Затем все присутствующие были разделены на группы, получив творческое задание: 1-й группе предлагалось нарисовать флаг Земли собственного дизайна, а 2-й - изложить свои идеи о способах защиты Земли на специальных посланиях, и все это под музыкальное сопровождение «Мелодии природы».

После выполнения задания все группы объединились в один большой круг, в котором проходила защита творческих проектов. Были предложены самые разные варианты: традиционно – руки, держащие Землю, креативно: планета Земля в форме сердца в руках.

Также в кругу зачитывались послания и обращения к жителям Земли, которые затем крепились к бумажным журавликам (изготовленными детьми на уроках труда). Журавлики были прикреплены к надувным шарам, заполненным гелием. Кульминация мероприятия – шары с посланиями были отпущены в небо.

В завершение мероприятия всем участвующим классов были вручены экологические сертификаты. Самым важным итогом акции стал живой отклик ребят на идею всеобщего мира и защиты природы.

Оксана Мусаева,
руководитель движения «Юные миротворцы» ГОУ СОШ № 1237


Нужно сделать экологию модным явлением

Помнят ли люди о матушке-земле? Связывают ли вопросы патриотизма с вопросами экологии?

Для многих экология что-то далёкое и непонятное. Между тем, русские былины, песни и сказки всегда учили людей добру и любви к природе.

Сегодня, 22 апреля - Международный день Земли. Вспомним о нашей кормилице!

Недавно, 9 апреля 2009 года, на петербургском телеканале 100-ТВ в прямом эфире передачи "Однажды утром" обсуждались актуальные экологические проблемы. Её ведущие - Ксения Корякина и Тимофей Зудин - общались с гостем студии, главным редактором газеты "Общество и Экология" Сергеем Лисовским. 15-минутную передачу можно посмотреть на сайте телеканала 100-ТВ - http://www.tv100.ru/video/view/8413/

Пресс-служба Санкт-Петербургского отделения Гильдии экологической журналистики МедиаСоюза России


Организация здоровьесберегающего образовательного процесса в центре образования № 1804
Руководитель Отряда юных миротворцев ООН центра образования «Школа здоровья» № 1804 «Кожухово» Валентина Кочеткова делится опытом экомиротворческого воспитания школьников

23.04.09

Тезисы выступления на научно- практической конференции школ мира
«Экологическое образование школьников: опыт и проблемы»
(16 апреля 2009 года в ГОУ ЦО № 1804 г.Москвы)

Тема выступления: Организация здоровьесберегающего образовательного процесса.

Автор: руководитель отряда юных миротворцев, учитель французского языка В.Е.Кочеткова

Как известно, образование школьников может быть эффективным тогда, когда оно основывается на сохранении здоровья детей. Многие сотрудники и учащиеся центра образования № 1804 участвуют в общешкольном проекте "Непрерывное экологическое образование социума", куратором которого является учитель биологии, к.с/х наук Повзикова Л.Н.

Экспериментальная работа по проблемам экологического образования в центре образования ведётся давно. Уже несколько лет мы работаем над темой «Комплексное решение проблем здоровьесберегающими технологиями».

Дети-миротворцы нашего центра активно участвуют в организации здоровьеразвивающего образовательного процесса. Наш Отряд юных миротворцев ООН, принимает участие в городском эксперименте по здоровьеразвивающим технологиям. Эта работа ведется по 3-м направлениям:

1. Духовно-нравственное здоровье.
2. Здоровьесберегающие технологии и ЮНЕСКО.
3. Проектная деятельность.

Целью работы является формирование у детей способности к постоянной ритмической деятельности, развитию умения концентрироваться на определенной задаче, воспитание дисциплинированности и ответственности за свои дела, за свои поступки.

Для достижения этой цели необходимо взаимодействие всех участников образовательного процесса: учителей, учащихся и их родителей. И здесь большую роль играет организация здоровьеразвивающего процесса. Прежде всего, это - обеспечение здоровых условий для занятий: проветривание класса на переменах, озеленение класса и уход за растениями, тишина на переменах, 2-х разовое горячее питание, осенью и весной к этому добавляется работа на пришкольном участке.

В нашем образовательном учреждении хорошо развита система дополнительного образования. Каждый ребенок с утра и до вечера находится в центре образования, и поэтому необходимо так спланировать его рабочий день, чтобы снять усталость, накопленную за день, и, конечно, следить за физическим состоянием ребенка.

Учителя, воспитатели группы продленного дня и администрация, стараются распределить время так, чтобы его хватило на все. Для этого составляются циклограммы на каждого ребенка, где учитываются все виды деятельности учащихся.

На основе результатов, полученных в прошлые годы определяются задачи на учебный год:

1. Формирование у детей способности к постоянной ритмической деятельности.
2. Развитие стремления к здоровому образу жизни.
3. Формирование у детей правильного отношения к спорту.
4. Организация активных форм развития и сохранения физического здоровья детей: соревнования, спортивные праздники, походы и т.д.

Участвуя в фестивалях, спортивных соревнованиях, военно-патриотических играх, маршах, мы воспитываем у детей стремление к здоровому образу жизни.

Запас сил и здоровья, который заложен в нас самой природой, достаточен, но его необходимо постоянно пополнять с раннего детства. По мнению ученых, человек может продлить жизнь, если будет активным и духовно, и физически. И хотя массового стремления россиян к здоровому образу жизни пока не наблюдается, но все больше людей отдают предпочтение минеральной воде вместо пива, катанию на роликовых коньках вместо посиделок на лестничных площадках душных подъездов.

В сохранении здоровья и защитных свойств организма важную роль играет режим питания. Поэтому регулярно проводятся рейды по проверке культуры питания в столовой. Регулярно ведутся беседы по безопасному поведению. Обработка результатов проверок была представлена в работе Отряда юных миротворцев по пропаганде здорового образа жизни, которую проводили Повзикова Л.Н., Денисова И.А. и Кочеткова В.Е.

Работая совместно над какой-либо проблемой, учащиеся приобретают навыки самоорганизации, благодаря чему они успевают сделать значительно больше, чем их сверстники. При этом повышается их самооценка. Даже в стрессовых ситуациях ребенок не испытывает психологического напряжения, т.к. всегда может получить помощь от руководителя проекта и своих товарищей.

Участвуя в публичных выступлениях, дискуссиях, на конкурсах, фестивалях, ребенок овладевает навыками ораторского искусства. Манера говорить, поведение на трибуне, реакция на замечания заметно отличают таких детей от всех остальных. Наличие разносторонних умений и навыков повышает авторитет этих детей в коллективе. В свою очередь высокий статус влияет на общее физическое состояние школьника, т.к. снижает все стрессовые нагрузки на организм, а в итоге улучшает состояние здоровья.

Но согласитесь, когда в коллективе хорошие отношения, когда ощущаешь локоть друга, можно горы свернуть... А наше общее физическое и душевное состояние становится лучше от того, что мы заняты общим делом. Большой объем работы и физические нагрузки при положительных эмоциях только укрепляют организм ребенка.

По данным диспансеризации, одним из важнейших факторов, определяющих здоровье детей, является здоровое питание и занятия массовым спортом, что обеспечивает нормальный рост и развитие детей, способствует профилактике заболеваний, борьбе с вредными привычками, повышению работоспособности и созданию условий для их адекватной адаптации к окружающей среде.

Как и в каких миротворческих акциях принимают участие миротворцы нашего центра образования? Назову лишь некоторые:

1. Участие во Всемирном марше против голода.
2. Проведение Недели здорового питания.
3. Участие в акции «Встань и начни действовать против бедности!».
4. Сбор подписей в поддержку письма Лужкову Ю.М. "Нет генетически модифицированным организмам в продуктах детского питания!".
5. Конкурс "Юный миротворец года".
6. Участие в Военно-патриотической туристско-краеведческой игре "Гвардия России".
7. Участие в Фестивале Российских видов спорта.

В 2006 и в 2007 гг. юные миротворцы Центра образования принимали участие во Всемирном марше помощи голодающим детям. Целью акции, проходившей под девизом «Стартуй с нами – помоги своим голодающим сверстникам!» было стремление привлечь внимание москвичей к этой глобальной проблеме. Всемирная продовольственная программа ООН взяла на себя ведущую роль в решении проблемы сократить вдвое количество голодающих детей на Земле к 2015 году.

Участие детей во Всемирном марше против голода способствовало гражданскому воспитанию детей, формированию здорового образа жизни и повышению социальной активности детей.

17 октября 2008 года в Центре образования прошла миротворческая акция под девизом «Встань и начни действовать против бедности!». В Международный день борьбы за искоренение бедности и за достижение Целей тысячелетия в области развития в центре образования вышла радиогазета, которую прослушали все учащиеся школы с 1-го по 11-й класс. После прослушивания передачи представители от каждого класса собрались в рекреации 3-го этажа, где были вывешены плакаты, посвященные борьбе с нищетой, бедностью и голодом. В этой акции принял участие 451 человек. Информцентр ООН направил в адрес центра образования благодарственное письмо.

Одним из самых ярких и запоминающихся мероприятий стало проведение акции «Нет ГМО в продуктах детского питания!» и написание открытого письма мэру Москвы Ю.М.Лужкову. По проблемам питания городских жителей в центре образования ежегодно проводится «Неделя здорового питания». На уроках химии прошли беседы о качестве продуктов питания и химических добавках. Один из разделов стенда «Будьте здоровы» был посвящён генно модифицированным компонентам, содержащимся в продуктах питания. Идея написания письма Мэру Москвы была поддержана Школа Мира, учащиеся которых приступили к сбору подписей в его поддержку. 30 января 2007 года самые активные участники акции собрались у Мэрии Москвы. В тот день состоялась торжественная передача собранных ребятами нескольких тысяч подписей под обращением к Ю.М.Лужкову. Письмо призывало мэра сделать всё возможное, чтобы поставить преграду использованию генномодифицированных компонентов в продуктах детского питания. Просьба была услышана.

Кампания "Нет ГМО в продуктах детского питания!" была организована по инициативе педагогов и учащихся центра образования № 1804 «Кожухово» при непосредственном участии школьного координатора Кочетковой В.Е.и учителя биологии к.с/х наук Повзиковой Л.Н.

Особое место в деятельности центра образования занимает конкурс «Юный миротворец года», который ежегодно проводится в административных округах Москвы по инициативе Оргкомитета Национального конкурса "Миротворец года". В 2008 году победителем конкурса в Юго-восточном округе стала ученица 11 «Э» класса ГОУ ЦО № 1804 «Кожухово» Орлова Анастасия. По итогам конкурса при поддержке ГУ "Дом детских общественных организаций" состоялся Слёт юных миротворцев, в котором приняли участие представители 10 округов Москвы и 7 регионов России.

Отряд юных миротворцев центра образования № 1804 уже не первый год активно участвует в городской военно-патриотической туристско-краеведческой игре «Гвардия России». В 2005 году команда юных миротворцев заняла 1-е место и была награждена кубком, грамотами и ценными подарками. А по итогам игры «Гвардия России-2006», посвящённой 65-й годовщине Битвы под Москвой, Отряд миротворцев занял почётное 2-е место.

Традиционным для юных миротворцев становится участие в Фестивале Российских видов спорта. Так, в 10-м фестивале, посвящённом 65–й годовщине Битвы под Москвой, команда «Миротворцы» заняла 1-е место и была награждена грамотами и медалями. Жюри конкурса отметило высокую дисциплину команды, слаженность исплнения и хороший подбор песен.

На миротворческом турнире «Праздник юности и мира», посвящённом 50-летию Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в Москве в 1957 году, где наши дети представляли Францию. Театрализованное представление нашей команды получило высокую оценку жюри и всех присутствующих. Были отмечены прекрасно выполненные костюмы участников и хоровод под мелодию народной французской песни «На Авиньонском мосту».

О состоянии работы по укреплению духовно–нравственного здоровья в ГОУ ЦО «Школа Здоровья» №1804 «Кожухово» говорят награды, полученные Отрядом юных миротворцев:

  • Флаг Движения юных миротворцев - за многолетнюю и активную работу в составе Движения юных миротворцев.
  • Юбилейная медаль "60-летие миротворческих операций ООН" - за вклад в реализацию идеалов мира, провозглашённых ООН.
  • диплом победителя конкурса «Грант Москвы» врученный Валентине Кочетковой по представлению Совета ветеранов Музея миротворческих операций.
  • многочисленные грамоты, дипломы и кубки, которыми были отмечены победы детей-миротворцев.

Юные миротворцы центра образования «Кожухово» своими поступками, своей работой, своим отношением к делу доказывают, что они могут многое изменить в окружающем мире, внести свой вклад в улучшение жизнь людей. Они с большим желанием участвуют во всех мероприятиях, проводимых как в центре образования, так и за его пределами.

Гражданская экомиротворческая позиция учащихся выражена в словах Гимна миротворцев Центра образования № 1804 «Кожухово»:

Мы за всё в ответе:
За землю, лес и воду,
За малышей бездомных,
За русский наш язык,

За счастье на планете
За мир и за свободу.
Пусть будет у истории
Всегда счастливый миг!


Климатическая доктрина одобрена правительством России
Глава МПР Юрий Трутнев выступил вчера на заседании Президиума правительства с докладом о Климатической доктрине Российской Федерации

24.04.09

Президиум правительства РФ на заседании в четверг одобрил Климатическую доктрину РФ. Она является базовым документом, обозначающим проблемы климатических изменений и их влияния на экономику и территориальное планирование и содержит комплекс мер по адаптации к климатическим изменениям.

Разработав соответствующую систему мер, возможно снизить ущерб от опасных природных явлений, уменьшить затраты на ликвидацию чрезвычайных ситуаций, повысить устойчивость отдельных отраслей экономики, таких как сельское хозяйство, транспорт, энергетика, сообщили "Интерфаксу" в Министерстве природных ресурсов и экологии РФ.

На заседании президиума правительства с докладом, презентующим Климатическую доктрину, выступил глава ведомства Юрий Трутнев. Теперь документ должен утвердить президент России.

http://www.vesti.ru/doc.html?id=278385


Сбор подписей в Карелии в поддержку письма "Мы ЗА экологию!"
Юные миротворцы Костомукши приступили к проведению Весенней добровольческой акции "Марш юных миротворцев"

24.04.09

От: Нататлья Федотова
Дата: 23.04.2009 13:03
Тема: Подписи"Мы ЗА экологию, мир и духовность!"

Уважаемый Валерий Владимирович!

У нас началась компания по обсуждению и сбору подписей под письмом Президенту России Дмитрию Медведеву
"Мы ЗА экологию, мир и духовность!". Высылаем Вам копии подписных листов.

Это только первые шаги, в дальнейшем отправим письмо о проведении Дня Земли и других мероприятий, которые проходят в рамках Весенней добровольческой акции "Марш юных миротворцев".

С уважением,
Федотова Н.Ю.,
школа № 2 имени Пушкина г.Костомукша


Примечание редакционного совета: Анализ подписных листов, присланных юными миротворцами г.Костомукши, показывает, что наиболее важными экологическими проблемами жители города считают:

  • Загрязнение окружающего воздуха автомобильным транспортом
  • Сохранения лесных ресурсов Карелии
  • Проблема утилизации мусора
  • Загрязнения городского пляжа


Есть ли альтернатива бумажно-долларовой экономике?
Юрий Забродоцкий передал на хранение в Библиотеке Мира свой труд, посвященный природосообразной экономике и биосферносовместимому способу жизнедеятельности

25.04.09

Один из разработчиков экологического кодекса "Человек и Земля" Юрий Николаевич Забродоцкий хорошо известен в научных кругах как основатель Академии нового мышления, уникального научного и учебного заведения, занимающегося вопросами ноосферного развития.

В 90-х годах Академия занималась изучением и внедрением в экономическую жизнь страны фондовых механизмов, впервые сформулированных российскими предпринимателями царской России. В 2000-х годах Академия сосредоточилась на обосновании нового типа экономического развития, соответствующего условиям биосферно-экологического кризиса.

Многие из идей, высказанных коллективом ученых Академии нового мышления во главе с Ю.Н.Забродоцким могут оказаться актуальными в свете современного глобального экномического кризиса.

Вот лишь некоторые мысли, высказанные идеологом природосообразной экономики в первой части труда ГЛОБАЛЬНАЯ РОССИЙСКАЯ ИНИЦИАТИВА ПО ПЕРЕХОДУ К БИОСФЕРОСОВМЕСТИМОМУ СПОСОБУ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Разрабатываемые в разных странах, в том числе в России, антикризисные программы остаются “вещью в себе”, поскольку экономические проблемы пытаются решать только внутри экономики, внутри общества, а не в природной среде в целом, где человек и общество лишь составные части.

Главный исток патологии современного развития: присвоение природного продукта по принципу “взять больше, чем отдать”, и есть первичное отношение эксплуатации, которое перенесено в сферу социальных отношений и задает всю цепочку неэквивалентных обменов между людьми, между человеком и государством, между государствами, между обществом и Природой.

Проблемы развития не могут быть кардинально разрешены вне решения основного противоречия цивилизации - между всеми известными способами производства и способом жизнедеятельности.

Только сменив тип развития можно выжить! А это начинается с характера присвоения природного продукта. Инстинкт самосохранения должен помочь цивилизации увидеть домоклов меч последней угрозы, найти не только ключ, но и замок, открытие которого позволит войти в дверь гармоничного развития в согласии с природой и ее законами.

Подробнее см. Открытое письмо к мировой общественности "Глобальная российская инициатива по переходу к биосферносовместимому способу жизнедеятельности"


Ирина Шпак: к сожалению, белых кувшинок в наших водоемах стало меньше
Ученица 8-го класса средней школы № 2 г.Костомукши написала сочинение, посвященное чуду природы - белым кувшинкам

25.04.09

Тайны волшебницы Флоры

На исходе летней ночи гладь некоторых водоемов точно встрепенется. Что это? Рыбы? Нет, это на своих стеблях с двухметровой глубины выплывают первый раз в это лето листья белой кувшинки. Надо вынести их навстречу наступающему солнечному дню. Затем появляются и белые цветки.

С утра до вечера цветущие кувшинки следуют за движением солнца, поворачивая плавающую головку в сторону его лучей. В полдень они раскрывают все свои лепестки. Потом цветки у них начинают постепенно закрываться. Час за часом все плотнее смыкаются белые лепестки. К вечеру цветок похож на бутон, и вот тут происходит самое интересное: закрывшиеся цветки кувшинки начинают медленно погружаться в воду. Это стебли, укорачиваясь, втягивают цветы за собой.

Почему же цветы кувшинки, как водолазы, то появляются над водой, то скрываются? Потому что в мире растений нет ничего нежнее цветка. В нем скрыта будущая жизнь растения – из цветка рождается плод. Растение оберегает его от ветров, гроз и даже от яркого солнца. Нагретая за день вода дает закрытым цветкам надежное и теплое убежище от ночной прохлады.

На воде цветут белые кувшинки. Здесь же созревают их семена. А потом по воде они отправляются в путешествие. Каждое семечко окружено легкой беловатой оболочкой, наполненной воздухом. И плывет семечко в ней, подгоняемое ветром. Постепенно воздух выходит из оболочки, и тогда семечко падает на дно. Там оно и прорастает.

К сожалению, белых кувшинок в наших водоемах стало меньше. «Любители» цветов их варварски вырывают. А ведь они для букетов не годятся: закрываются и вянут, лепестки чернеют.

Белоснежная кувшинка – удивительное древнейшее растение, требующее постоянной охраны. Пусть живет кувшинка в наших водоемах долгие–долгие времена.

Шпак Ирина 8 класс


Система экологической работы как фактор устойчивого развития социума
Учитель биологии и экологии, к.с.-х.н. Лидия Повзикова делится опытом экологической работы в центре образования "Школа здоровья" № 1804 "Кожухово"

26.04.09

Тезисы выступления на научно- практической конференции школ мира
«Экологическое образование школьников: опыт и проблемы»
(16 апреля 2009 года в ГОУ ЦО № 1804 г.Москвы)

Тема выступления: Система экологической работы центра образования "Школы здоровья" № 1804 "Кожухово" как фактор устойчивого рвзыития социума

Автор: Учитель биологии и экологии, к.с.-х.н. Повзикова Л.Н.

Главной целью современности следует считать - сохранение жизни и формирования экологического сознания. Сегодня каждому человеку необходимо понять, что от него лично (от его нравственности, социальной активности и образованности) зависит сохранение биологического разнообразия, т.к. оно обеспечивает человека всеми ресурсами, благами и удобствами.

Поэтому в школе необходимо формировать у учеников навыки улучшения среды обитания и социальной активности в ее защите. В этих обстоятельствах остро встает вопрос о содержании образования и организации экологической работы. Только совмещение этих процессов приведет к устойчивому развитию социума.

Микрорайон «Кожухово» находится в муниципалитете «Южнопортовый». Центр образования расположен между Южнопортовым проездом, улицей Трофимова, Южным грузовым портом, огромным авторынком и кожуховским затоном Москвы-реки. Так получилось, что территория, где сейчас построены жилые дома и центр образования, в 1950-60-х годах была освобождена от плодородной почвы, потому, что планировали расширять промзону. Но в 90-е годы, на месте многолетней свалки строительных отходов, началась стройка. Когда в 1992 году была сдана школа, то на пришкольном участке площадью 1,2 га, рос только один тополь. В микрорайоне практически нет зелени. Постоянно расширяются торговые площади авторынка и сокращаются даже территории газонов.

Главная беда микрорайона это отсутствие плодородного слоя почвы, только песчаный грунт. Ветры, дующие с реки, выветривают всю влагу, и поэтому на пришкольном участке и в микрорайоне долгое время ничего не росло. Родители и школьники сажали по периметру пришкольного участка клёны, вязы, рябины, а вдоль дорожек декоративный кустарник, но из-за неблагоприятных условий очень мало растений смогло прижиться, да и то под прикрытием стен школы. Долгие годы старшие ученики старались посадить деревья, но только малая часть их выживала. За десять лет вокруг здания школы образовались травянистые участки площадью около 2-х соток.

Такие экологические условия и разъяснительная работа учителей помогли понять, что среду проживания необходимо создавать и совершенствовать. Первой (1995 г.) экологической акцией нашего микрорайона стала работа по переносу от стен школы ЛЭП-200. Учителя, администрация, школьники и родители неоднократно обращались во все возможные инстанции, и, наконец, в 2005 году ЛЭП была убрана.

С 2000 года ведется работа по непрерывному экологическому образованию всех участников образовательного процесса. Модель непрерывного экологического образования складывается из трех направлений

1. В учебной деятельности: межпредметный подход, согласование и интеграция программ и тематики.
2. В воспитательной работе: упор делается на практическую и проектную работу во внеклассных занятиях.
3. Работа в социуме: экологический всеобуч, совместные экологические акции.

За время работы пройдены этапы от разработки «Концепция непрерывного экологического образования» до различных социально-экологический акций. Эта многолетняя проектная работа, ведется во всех подразделениях Центра и среди жителей микрорайона.

Учителями школы разработаны модифицированные программы, для основного и дополнительного образования, куда включены темы близкие или связанные с экологией устойчивого развития. Методические разработки центра образования используют все образовательные учреждения МО «Южнопортовый»

Первым проектом стало создание школьной коллекции комнатных растений и на ее основе формирование аэрофитомодулей помещений различного назначения и озеленение интерьеров школы.

Желание озеленить пришкольную территорию привело к созданию школьного дендрария. Сегодня пришкольный участок позволяет проводить экскурсии и знакомить школьников с биологическим разнообразием экосистем смешанного леса, сквера, сада, многолетнего цветника.

Целые классы 5-б, 7-в участвуют в работе по озеленению и имеют свои делянки для выращивания посадочного материала.

Коллектив школы активно участвует в работе движения «Друзей заповедных островов».

По разработанным творческими объединениями сценариям каждый год проводятся праздники: «День птиц», «Неделя цветов», экологический месячник – весной, неделя благоустройства и общешкольная акция «День зелёного друга» - осенью.

В этих мероприятиях принимают участие родители и учителя сотрудники. Совместная экологическая работа благоприятно влияет на социальную ситуацию в микрорайоне, что устанавливают социологические опросы жителей.

С 2006 года в мае проводится экологическая акция «Считаем соловьиные гнезда». В октябре ко «Дню зеленого друга» проводится цикл выступлений, посвященных лесоводству России.

В ноябре-декабре ежегодно проходит «Неделя здорового питания». Экологи вместе с юными миротворцами проводят классные часы, на которых рассказывают о вреде для здоровья генетически модифицированных продуктов и всевозможных пищевых добавок. В это же время проводится анкетирование и соцопросы. В музее, расположенном в центре образования работает тематическая выставка.

Постоянная разъяснительная работа учителей, детской Думы, школьного научного общества, отряда «Миротворцы» позволяет наблюдать:

  • улучшение здоровья школьников, (с 2005 года ЦО получил статус «Школы здоровья»)
  • в социуме школы нет наркомании, а места, где в обычных микрорайонах распространяются наркотики по просьбе жителей и депутатов закрыты
  • среди школьников нет игроманов
  • все больше школьников участвуют в экологическом просвещении населения
  • растет социальная активность старшеклассников.

Одним из наших успехов можно считать создание школьного эколого-биологического музея «Окно в природу». В настоящее время в музее работают 8 отделов. Здесь мы имеем возможность показывать коллекцию, устраивать различные выставки, принимать участие и обобщать результаты экологической работы.

В настоящее время музей стал «штабом» экологической работы в муниципалитете. По нашим методическим разработкам все школы района создали экологические паспорта, включились в работу над родословными, ведут мониторинг микрорайонов школ и социумов. Результаты экологической работы (мониторинга) представляются специалистам и депутатам района для ознакомления и использования в работе с населением.

Экологическая работа отмечена многими наградами на уровне муниципалитета, округа, города. Проектные разработки ежегодно принимают участие в городских и республиканских конкурсах и награждаются дипломами и подарками.

Редакционный Совет
Гергель В.В., кандидат исторических наук, доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин МИОО, военный наблюдатель ООН в 1973–1976 гг., директор Музея миротворческих операций (редактор вестника).
Захаров В.Ф., директор Центра международных образовательных программ, военный наблюдатель ООН в 1976–1979 гг.
Исаенко А.И., военный наблюдатель ООН в 1973–1976 гг.
Комляков Е.Е., заместитель директора центра образования школы № 1239, военный наблюдатель ООН в 1980–1982 гг.
Панько А.Д.., главный художник МОО "Общественный совет по социальной рекламе СЗФО"
© 2001–2009 Музей миротворческих операций. Все права защищены.