|
||||||
|
||||||
|
||||||
Экологический кодекс "Человек и Земля" переведен на немецкий язык 17.03.09 От: Сергунина О.С. Уважаемый Валерий Владимирович Гергель! Юные миротворцы-инструкторы Школы Мира "Средняя школа № 1221" решили внести свой вклад в подготовку Межрегиональной конференции "Экологическое образование школьников: опыт и проблемы" и высылают в ваш адрес свое дистанционное выступление. Силами самих ребят удалось сделать перевод на немецкий язык Общественного экологического кодекса "Человек и Земля" (см. приложение). Координатор Междисциплинарной программы "Сеть школ мира" Примечание редактора. С текстом Экологического кодекса (нем. Das gesellschaftliche Umweltgesetzbuch) можно ознакомиться здесь. Перевод на немецкий язык был выполнен Дёминой Анной, Захаровой Марией и Гребешковым Сергеем, учащимися 8-го и 10-го класса школы № 1221 ЦАО г. Москвы. Александр Минаев: Мой позывной "Каир 2" 18.03.09 Вестник "Голос миротворцев" продолжает публикацию воспоминаний советского миротворца Александра Николаевича Минаева. Начало "НП «Ромео» на Голанских высотах" см. в вестнике № 375. Мой позывной «Каир 2» Cairo Two, Cairo Two - слышу я в час ночной, Это первый куплет песни, сочиненной первым старшим группы советских военных наблюдателей ООН в Египте подполковником Бубновым Георгием Петровичем. В сочинении песни принимала участие моя дочь Анна, а также и я. Мелодию Георгий Петрович подобрал на фортепьяно, стоявшем на первом этаже офиса ОНВУП в Каире. Эта песня до сих пор хранится у меня в записи на кассете... В начале 1975 года началась ротация советских военных наблюдателей ООН. Меня с семьей перевели в г. Каир в июне 1975 года. В миссию ОНВУП в Египте нас доставили самолетом на аэродром в г. Исмаилия, где я неоднократно бывал еще во время своей первой командировки в Египет. Затем на микроавтобусе нас привезли в г. Каир. На египетской стороне миссии ООН, жизнь в то время казалась более интенсивной, чем в Дамаске. Дежурства на радио в Каире, недельные дежурства в Контрольном центре в Исмаилии, инспекционное патрулирование в зоне разъединения войск на Синайском полуострове... В столице Египта, мы встретились со своими старыми знакомыми: Липлавкой Аркадием и его семьей, с Аникиными, Корнеевыми, познакомились с Акуратновыми, Хомяковыми, Мартьяновыми, Андруховичами, Бубновыми, Петруневыми и многими другими. Инспекции позиций египетских войск с целью выявления нарушений противоборствующими сторонами договоренностей (по количеству вооружений и личного состава на границе зоны разъединения) в соответствии с резолюциями Совета Безопасности ООН проводились дважды в неделю.
Состав патрулей определялся в штабе ОНВУП в Каире, до Исмаилии мы добирались на микроавтобусах, а там каждый патруль (два офицера из двух разных стран) получали карту района проведения инспекции, необходимую экипировку (рацию, бинокли, саперные лопатки и пр.), пересаживались на джип, окрашенный в белый цвет, с буквами ООН (UN) по бокам, на крыше и сзади, водружали флаг ООН в специальный кронштейн, укрепленный сбоку на крыше, и направлялись к месту переправы через Суэцкий канал. Для переправы патрулей были назначены четыре места: на севере, в Порт-Саиде (на обычном грузо-пассажирском пароме), ниже по каналу от Порт-Саида, в г. Кантара, далее в г. Исмаилия (основная переправа для патрулей) и затем на самой южной точке канала в г. Суэц. Переправы на канале наводились по определенному графику, поэтому дежурный офицер на радио в Контрольном центре в Исмаилии заранее получал от египетской стороны сведения о точном времени наведения переправ и сообщал это время патрулям, которые сами определяли оптимальное место пересечения канала. В Исмаилии переправа через канал осуществлялась по тяжелому понтонному мосту, наводимом при помощи навесных движителей или катера. Патрули чаще всего использовали переправу в Исмаилии из-за ее близкого расположения к Контрольному центру, а переправа в Суэце использовалась для переправы патрулей, которые инспектировали самые южные районы Синайского полуострова. После переправы утром через Суэцкий канал патрули направлялись по установленным маршрутам в свои районы для посещения позиций египетских войск в указанном районе. Для этого приходилось съезжать с укатанной дороги на песок, вождение по которому представляет определенные трудности. Утром, где-то до 11 часов, пока песок еще влажный на поверхности, джип ведет себя, как на обычной укатанной «грунтовке». Но к двенадцать часам пополудни песок подсыхает, становится сыпучим и возникает угроза увязания джипа по самое брюхо в случае потери скорости движения. Если увяз, бери саперную лопатку и откапывай колеса на как можно большую глубину, а приходится делать это под палящим солнцем, рискуешь получить солнечный удар. Однажды я испытал действие палящего солнца на себе, увязнув в песке где-то в районе расположения ганского батальона (этот батальон прикрывал среднюю часть зоны разъединения войск). В паре со мной был американец. Нам пришлось под палящим солнцем откапывать колеса джипа в течение попучаса, потом долго добираться до штаба шведского батальона, располагавшегося на севере Синая. У меня дико разболелась голова, поднялась тошнота, я был на грани потери сознания. По прибытии в штаб батальона я срочно обратился в медчасть, где врач диагностировал обезвоживание организма, дал растворимую таблетку аспирина и порекомендовал выпить как можно больше (до 5 литров жидкости) в течение нескольких часов вечернего отдыха. Утром предстояло опять инспектировать позиции египтян. Все закончилось благополучно. Ездили мы также и на виллу советского торгпредства в Замалеке (самый зеленый район Каира, где располагалось большинство дипломатических миссий). От Замалека было рукой подать до района Гизы, где располагаются величественные египетские пирамиды. В Каире много музеев, но за недостатком свободного времени мне вместе с женой и дочерью посчастливилось посетить Большой Национальный музей, где можно было увидеть золотую маску фараона Тутанхамона, саркофаги, мумии, величественные статуи древнеегипетских богов, различные украшения и многое другое. Для детей жены советских миротворцев организовывали небольшие «утренники» с чаем, прохладительными напитками, различной домашней выпечкой, иногда организовывались выезды на виллу в Замалеке , где была организована детская площадка, а дети школьного возраста (до седьмого класса) посещали школу при посольстве, их ежедневно возили на автобусе туда же в Замалек. На каникулы руководство школы организовывало выезд детей школьного возраста в Александрию, красивый город на Средиземное море. Несколько раз мы возили наших детей в каирский зоопарк, где можно было увидеть многих экзотических животных и покормить их с рук. Не буду утруждать читателя рассказом о последующей службе в качестве военного наблюдателя ООН в ОНВУП на Ближнем Востоке в период с декабря 1978 г. по декабрь 1980 г. (может быть что-то и всплывет в памяти позже), хочу только подчеркнуть, что опыт, приобретенный советскими миротворцами в данном регионе, пригодился им для повторных командировок. Среди них были:
Минаев Александр Николаевич, полковник запаса, Дмитрий Назаров: Загрязненность окружающей среды угрожает жизни людей 19.03.09 От: Сергунина О.С. Добрый день, Валерий Владимирович! Посылаю статьи юных миротворцев нашей школы по проблемам экологии в качестве дистанционных выступлений на конференции школ мира "Экологическое образование школьников: опыт и проблемы". О.С.Сергунина Загрязнение окружающей среды как общечеловеческая проблема Под загрязнением окружающей среды понимают нежелательное изменение ее свойств в результате антропогенного поступления различных веществ и соединений. Это загрязнение приводит к вредному воздействию на литосферу, гидросферу, атмосферу, на биосферу, на здания, конструкции и материалы, а в конечном итоге и на самого человека. Главным источником такого загрязнения является возвращение в природу огромной массы отходов, которые образуются в процессе производства и потребления человеческого общества. По подсчетам ученых в 1970 г. они составляли 40 млн. тонн. Особенно опасно поступление в окружающую среду химических веществ, синтезированных человечеством и ранее не существовавших в природе. Существует большое количество загрязнений и их видов. Рассмотрим некоторые из них. Загрязнение почвенного покрова происходит в результате нерационального природопользования. Это загрязнение может возникать от безграмотного ведения сельского хозяйства, нарушения земель, в процессе строительства и горных выработок. В результате этого возникают мало продуктивные и непродуктивные земли. В крайнем случае, возникает ландшафт, так называемых «дурных земель» (бедленд), которые в настоящее время занимают 1% поверхности суши. Важной причиной загрязнения почв могут быть промышленные и сельскохозяйственные отходы, бытовой мусор, неправильное внесение удобрений. Главными загрязнителями являются тяжелые металлы и их соединения, удобрения, ядохимикаты, радиоактивные вещества. Загрязнение гидросферы происходит, прежде всего, в результате сброса в реки, озера и моря сточных вод. Их общий объем достигает 1 тыс. км3 в год. Для их нейтрализации методом разбавления требуется около 10 тыс. км3 чистой воды. Наиболее загрязнены такие реки как Рейн, Дунай, Сена, Тибр, Миссисипи, Огайо, Волга, Днепр, Дон, Днестр, Нил, Ганг. Растет загрязнение Мирового океана, в который попадает около 100 млн. т отходов. Наиболее загрязнены такие моря, как Средиземное, Северное, Ирландское, Балтийское, Черное, Азовское, Японское, Яванское и Карибское. Очень большой вред наносит нефтяное загрязнение. В Мировой океан ежегодно попадает 3-4 млн. т нефти и нефтепродуктов, а по некоторым оценкам, значительно больше (до 16 млн. т). Считается, что 1/3 поверхности Мирового океана покрыто маслянистой пленкой. Особенно велико нефтяное загрязнение Северного, Средиземного, Карибского морей, Персидского, Мексиканского заливов. Загрязнение атмосферы происходит прежде всего результате сгорания минерального топлива. Главные загрязнители атмосферы — окислы углерода, серы и азота. Ежегодное поступление в атмосферу сернистого газа оценивается в 100-150 млн. т. С его выбросами связано образование, так называемых, (кислотных дождей, которые наносят большой вред растительному и животному миру, снижают урожайность, разрушают сооружения, памятники архитектуры, отрицательно сказываются на здоровье людей. Наибольшее распространение кислотные дожди получили в Европе и Северной Америке. Например, в Скандинавии, которая получает кислотные осадки в основном из Великобритании и ФРГ, в 20 тыс. озер исчезли лосось, форель и другая рыба. Во многих странах Западной Европы и в некоторых регионах России из-за кислотных дождей происходит гибель лесных угодий. В настоящее время загрязнение окружающей среды достигло такого размера, что необходимо принимать срочные меры. Существует три основных пути решения природоохранных проблем. Первый заключается в создании очистных сооружений, в применении малосернистого топлива, уничтожении и переработке мусора, строительстве дымовых труб высотой 200-300 м и более, рекультивации земель и т.д. Второе направление преодоления загрязнения окружающей среды состоит в разработке и применении природоохранительной («чистой») технологии производства, разработке оборотных методов водоснабжения и т.д. Этот путь имеет особое значение, так как он не просто уменьшает, а предупреждает загрязнение окружающей среды. Третий путь — это глубоко продуманное, рациональное размещение «грязных» производств, которые оказывают неблагоприятное воздействие на окружающую среду. Загрязненность окружающей среды и нерациональное природопользование природных ресурсов препятствует развитию производства и угрожают жизни людей. Поэтому необходимо массовое движение общественности в защиту природы. Большинство экономически развитых стран и некоторые развивающиеся страны начали проводить государственную экологическую политику. Однако в большинстве стран экологическая обстановка продолжает оставаться напряженной. Для проведения экологической политики оказалось недостаточно усилий отдельных стран. Назаров Дмитрий, Юные миротворцы провели круглый стол "Экологический кодекс миротворцев" 20.03.09 Своебразный экологический манифест был сформулирован 19 марта участниками круглого стола "Экологический кодекс миротворцев", организованного Движением юных миротворцев в Московском доме учителя. В ходе мозгового штурма, проведенного представителями базовых Школ Мира и руководителями отрядов юных миротворцев, был обсужден и принят проект Открытого письма Президенту России Дмитрию Медведеву "Мы ЗА экологию, мир и духовность", подготовленный секретариатом конференции "Экологическое образование школьников: опыт и проблемы" (см. http://un-museum.ru/contributions/eco-letter.doc) Сама конференция состоится, как и планировалось, 16 апреля в центре образования № 1804 "Кожухово", однако уже с 25 марта начнется эколого-информационная кампания юных миротворцев по сбору подписей в поддержку Открытого письма Президенту России. Итогом круглого стола стало принятие решения: 1. Утвердить текст Открытого письма Президенту России «Мы ЗА экологию, мир и духовность!», подготовленный секретариатом конференции. 2. Рекомендовать отрядам юных миротворцев, первичным миротворческим организациям и Школам Мира, а также другим организациям-участницам круглого стола и конференции провести к Всемирному дню окружающей среды (5 июня) информационно-экологическую кампанию по сбору подписей в период с 25 марта по 1 июня 2009 года в поддержку Открытого письма Президенту РФ.
Заполненные подписные листы направлять в центр образования № 1804 «Кожухово» ЮВАО Москвы (2-й Южнопортовый проезд, д. 11, тел/факс (495) 679-19-39 (Повзикова Лидия Николаевна, Кочеткова Валентина Ефимовна). 3. Совету ветеранов Музея миротворческих операций предусмотреть поощрение юных миротворцев, собравших наибольшее количество подписей присвоением очередной ступени роста и награждение Почетными значками Музея. 4. Одобрить программу и проект решения конференции «Экологическое образование школьников: опыт и проблемы», представленный секретариатом конференции. 5. Призвать отряды юных миротворцев и детские миротворческие организации принять участие в акции Всемирного Фонда дикой природы по энергосбережению «Час Земли» проводимой с 20 часов 30 минут до 21 часа 30 минут 28 марта 2009 года. В работе круглого стола приняли участие: Алексахина Е.В. (ЦО № 1239, ЦАО), Бродская М.В. (СОШ № 587, ЗАО), Гергель В.В., (Музей миротворческих операций), Георгис Д.Ш. (Московская экологическая Федерация), Глухова Е.В. (СОШ № 1747, СЗАО); Гогина Л.Т. (СОШ № 656, САО), Данилин И.А. (СОШ № 789, ЮЗАО), Исаенко А.И. (Музей миротворческих операций), Коваленко Н.Г. (СОШ № 2025, ЗАО), Кочеткова В.Е. (ЦО № 1804, ЮВАО), Ламанова З.Х. (СОШ № 554, ЮЗАО), Насонова Н.И. (ГОУ ЦО «Самбо-70», ЮЗАО), Повзикова Л.Н. (ЦО № 1804), Семма Л.А. (гимназия № 1522, СЗАО), Строганова В.В. (СОШ 362 ВАО), Хусяинова Е.С. (НОУ "Школа «Эллада», ЮАО), Чевозерова Г.И. (СОШ № 928, ЮАО). В дистанционном обсуждении материалов круглого стола и проекта Открытого письма Президенту России принимали участие: Богина С.Л.(ВООП), Гергель В.В. (Музей миротворческих операций), Данилин И.А.(СОШ № 789), Забродоцкий Ю.Н. (Академия нового мышления), Георгис Д.Ш. (Московская экологическая Федерация), Повзикова Л.Н. (ЦО № 1804), Цитцер О.Ю. (Министерство природных ресурсов и экологии РФ), Ягодин Г.А. (Московский музей образования). Сторонники культуры мира и улучшения экологического образования могут ознакомиться с текстом Открытого письма Президенту России "Мы ЗА экологию, мир и духовность!", а также поддержать его, проголосовав на сайте Музея миротворческих операций на специальной вебстранице - http://www.un-museum.ru/projects/letter2/ Миротворцы Волгограда завершили операцию «Милиция и дети» 21.03.09 Мы привыкли, что в наших дворах, на наших улицах «царит спокойствие и порядок». И редко задумываемся о тех людях, которые этот порядок обеспечивают - милиции. В рамках спортивного фестиваля "Мы – миротворцы!" подростково-молодежные клубы МУ «Форум»
совместно с УВД Красноармейского района г. Волгограда - провели операцию «Милиция и дети». Для подростков и молодежи организовано открытое юношеское первенство по стритболу, победителями которого стала команда ПМК «Искра» , 2 и 3 место – у ПМК «Юнга» и «Космос». На спортивной площадке встретились двухметровые «орлы» и хрупкие, но очень юркие девушки. И, надо же! Эти «крошки» сумели обыграть здоровых парней! Лучшими игроками встречи признаны Надежда Чабаевская «Искра», Максим Коровин «Юнга» и Петр Юрин» «Космос». Детская душа жаждет героя-защитника, способного прийти на помощь в самую трудную минуту. И - находит! И не какого-то абстрактного «Черного плаща» или «Робо-копа», а вполне «земного» , «человеческого» - милиционера. В этом нас убедил конкурс детского рисунка , прошедший в рамках операции УВД Красноармейского района г.Волгограда «Милиция и дети». Свои работы представили воспитанники подростково-молодежных клубов «Космос», «Искра», «Юнга», «Фортуна», «Огонек» и учащиеся школ №№ 38, 71, 75. Гран-При за радушного здоровяка - Светофорыча завоевала Яна Охрименко (ПМК «Космос»).
1 место – Полина Курносова (МОУ СОШ № 71), нарисовавшая своего школьного инспектора (есть теперь в отдельных школах такая должность!). Все победители отмечены грамотами начальника УВД Красноармейского района г. Волгограда Ю. Тупикова и сувенирами фирмы «ВИЖИОН-Курган». Операция «Милиция и дети», проходившая с 13 по 20 марта 2009 г. , закончилась. Но еще долго будут наблюдать за прохожими с витрин детской библиотек № 11 и № 18 добрые и проницательные глаза наших защитников - МИЛИЦИОНЕРОВ. Они всегда на страже. А спортивный фестиваль «Мы - миротворцы!» продолжается! В апреле нас ждет первенство по футболу для ребят 1989-1993 г.р., а в мае - фестиваль «Салют, Победа!», который соберет на своей площадке дзюдоистов, тхеквондистов, боксеров, юных артистов и художников …А главными членами жюри, по традиции, у нас будут наши уважаемые ветераны. В.Потылицына Опыт экологического воспитания в центре образования № 1453 ВАО Москвы 22.03.09 Тезисы выступления
на научно- практической конференции школ мира Докладчик: Снежко Валентина Ивановна, учитель биологии ГОУ центр образования № 1453 ассоцированный при ЮНЕСКО ВОУО ДО г. Москвы. Особенность нынешнего этапа становления цивилизации в целом связанна с обострением проблем развития общества. Техногенный тип культуры, который определенное время способствовал общественному прогрессу, активно порождает средства, грозящее уничтожению цивилизации как таковой. Таким образом, в свете концепции устойчивого развития, экологическое образование приобретает роль системообразующего фактора образования в целом, определяя его стратегические цели и ведущие направления. Потребность в экологическом образовании школьников связана с необходимостью обеспечения благоприятной среды для жизни человека и сохранения биоразнобразия на планете. Качество окружающей среды определяет здоровье — основное право человека и главная цель развития цивилизации. Без необходимых для существования и развития человека природных предпосылок все социальные вопросы теряют смысл. Поэтому экологическое образование должно не просто проникнуть в структуру системы образования, а стать одной из ее основ. Биоразнообразие – важнейший фактор функционирования экосистем. Сегодня мы приходим к убеждению, что исчезновение видов - это не только невосполнимая потеря генетических ресурсов, добавилось к этому осознание того, что этот процесс может иметь гораздо более серьезные последствия - утрату их экосистемных функций. Если литература и история нужны для усвоения ценностей культуры, естествознание — закономерностей природы, то экологическое образование необходимо для формирования компетентного отношения к природе, определения допустимой меры ее преобразования, усвоение специфических закономерностей и нормативов поведения, при которых возможно дальнейшее существование и развитие человека. Все изменения природной среды, и естественные, и вызванные деятельностью человека, оказывают влияние на условия жизни живых организмов населяющих нашу планету. Одним из перспективных направлений в экологической работе, проводимой в Центре образования № 1453, является активное участие школьников в проектной деятельности. Метод проектов по своей дидактической сущности нацелен на формирование способностей, обладая которыми, выпускник школы оказывается более приспособленным к жизни, умеющим адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах, потому что проектная деятельность является культурной формой деятельности, в которой возможно формирование способности к осуществлению ответственного выбора. Исследовательские проекты имеют четкую продуманную структуру, которая практически совпадает со структурой реального научного исследования. Примером являются работы, выполненные в рамках школьного экологического мониторинга «Разнообразие птиц на пришкольном участке» Творческие проекты. Это может быть стенная газета, сценарий праздника, видеофильм, школьный печатный «Экологический альманах» Информационные проекты направлены на сбор информации о каком-либо объекте (например, о памятнике природы местного уровня), на ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов. Примеры: «Усадьба Кусково», «Пернатые хищники в городе», «Экология города Москвы». Практико-ориентированные проекты отличает четко обозначенный с самого начала характер результата деятельности его участников. Этот результат обязательно должен быть ориентирован на социальные интересы самих участников. «Школьный парк», «Зелёный дозор» « Экологический паспорт школы» и др. |
||||||
Редакционный Совет | ||||||
Гергель В.В.,
кандидат исторических наук, доцент кафедры Захаров В.Ф., директор Центра международных образовательных программ, военный наблюдатель ООН в 1976–1979 гг.
Исаенко А.И., военный наблюдатель ООН в 1973–1976 гг.
Комляков Е.Е., заместитель директора центра образования школы № 1239, военный наблюдатель ООН в 1980–1982 гг.
Панько А.Д.., главный художник МОО "Общественный совет по социальной рекламе СЗФО" |
||||||
© 2001–2009 Музей миротворческих операций. Все права защищены. |