Вестник Музея миротворческих операций
Миротворцы всех стран, — соединяйтесь!
Голос миротворцев
№ 326
10 февраля 2008 года
E-mail орган Движения юных миротворцев и школ мира (http:/www.un-museum.ru/vestnik/)
Издается с 13 февраля 2001 года
Контакты:
141500, Московская область, г.Солнечногорск, ул.Дзержинского, д.20, к.57
Тел.: +7 (495) 994–10–73
Вестник издается
Московской областной общественной организацией «Союз миротворцев» при содействии Московского института открытого образования и Информационного центра ООН в Москве. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77-23822
Subscribe / Unsubscribe

Содержание:


Уроки толерантности в московской школе № 164
Миротворцы школы дружат с ребятами из лицея им. Гоголя г.Кишинева (Молдова)

05.02.08

От: Валентина Плеш
Дата: 04.02.2008 10:25
Тема: Отчет

Мы должны уметь слушать друг друга, быть готовыми прийти на помощь,
невзирая на цвет кожи, вероисповедание, разрез глаз

С 22 по 31 января 2008 года в школе № 164 с углубленным изучением области знаний «Искусство» проходили уроки толерантности. Классные часы, посвященные 63-й годовщине освобождения Красной Армией узников Освенцима, прошли в 6-11-х классах. В этом мероприятии приняли участие ветераны 262-й мотострелковой дивизии, члены Совета ветеранов Алтуфьевского района, курсанты академии им. Н.Е.Жуковского.

Очень интересно прошел урок толерантности в 8 «А», 9 «А» и 9 «Б» классах. Мероприятие состоялось в актовом зале по сценарию, разработанному замемтителем директора школы по воспитательной работе В.С.Плеш и заведующей Музеем боевой славы школы Е.Е.Пономарёвой. Сначала с ребятами была проведена беседа о толерантности, затем ребятам рассказали об узниках Освенцима и о жертвах Хатыни. Беседа сопровождалась демонстрацией на экране документальных кадров из архива Великой Отечественной войны. В заключительной части урока состоялась презентация исследовательского проекта ученицы 9 «А» класса Истратий Даниелы на тему «Бесценный дружный наш союз…» об этнокультуре и толерантности.

В ходе презентации автор проекта ознакомила ребят с результатами мониторинга по национальностям, чьи представители обучаются в нашей школе. Более подробно она остановилась на дружбе между учащимися школы № 164 и ребятами из лицея им. Гоголя г.Кишинева (Молдова).

В завершение урока состоялся обмен мнениями. Классный руководитель 9 «Б» класса О.Б.Казенцева отметила, что такие уроки нужно проводить на уровне района, округа и города. "Тема, которую сегодня мы обсуждаем – наша общая боль. Мы должны уметь слушать друг друга, быть готовыми прийти на помощь, невзирая на цвет кожи, вероисповедание, разрез глаз. Мы должны быть готовыми понять и принять другую культуру. Очень хорошо, что такие уроки проводятся".

Работа по воспитанию школьников в духе толерантности, культуры мира и миротворчества в нашей школе продолжается. 31 января 10 «А» класс совершил экскурсию по Москве на тему «Религии мира» с посещением храмов различных конфессий. 14 февраля 8 «А» класс посетит музей Холокоста на Поклонной горе.

Плеш В.С.,
заместитель директора по ВР школы № 164


В московской школе № 2025 побывал 274-й космонавт мира
Во время экспедиций на станции "Мир" С.В. Авдеев четырежды выходил в открытый космос

05.02.08

От: Нина Баулина
Дата: 04.02.2008 23:14
Тема: Отчет за январь

Уважаемый Валерий Владимирович!

Спасибо за высокую оценку нашего участия в декаде добрых дел в декабре 2007 года. Как важно. чтобы современные школьники чувствовали сопричастность к событиям большого мира и тем людям, которые нуждаются в нашей помощи.

Высылаю отчет по январю, два выборочных мероприятия и небольшой рассказ о событиях с фотографиями.

Нина Баулина,
Координатор проекта "Модель миротворчества ООН" в школе № 2025


При выборе униформы школьники сразу остановились на наших голубых беретах - символе миротворцев

Хочется поделиться с Вами некоторыми подробностями январских событий в нашей школе: это два интересных мероприятия – встреча с летчиком – космонавтом  Героем России Сергеем Авдеевым и смотр строя и песни.

Авдеев Сергей Васильевич, 74-й космонавт РоссииСергей Васильевич Авдеев Герой Российской Федерации, Летчик-космонавт СССР и Российской Федерации. Космонавт-испытатель отряда космонавтов ГКБ РКК "Энергия", 74-й космонавт России 274-й космонавт мира.

Первый космический полет совершил с 27 июня 1992 по 1 февраля 1993 на КК "Союз ТМ-15" и ОК "Мир" в качестве бортинженера. Длительность полета: 188 сут 21 час 41 мин 15 сек.

Сергея Васильевича называют "космическим долгожителем", поставившим абсолютный рекорд продолжительности пребывания в космосе. Он совершил три полета и провел на околоземной орбите в общей сложности 747 дней и 14 часов 13 минут. Этот рекорд занесен в книгу рекордов Гиннесса.  

Во время экспедиций на станции "Мир" Сергей Васильевич четырежды выходил в открытый космос. Он же был и свидетелем потопления своего космического дома-лаборатории.

Эти и другие подробности узнали ребята на встрече, которая была организована видеостудией юных тележурналистов  МАРТ при поддержке ЗАОУДО. В нашей школе создан и работает корреспондентский телевизионный пункт «Шаг за шагом». Первые навыки работы ребята получают на занятиях и мастер-классах у педагогов студии. Мы надеемся, что наша деятельность будет зафиксирована юными журналистами.

Другое важное событие – районный смотр строя и песни. Испытание для будущих защитников Отечества. 16 школ принимали участие в этом много этапном соревновании.

По условиям конкурса школа представляла сборный взвод лучших мастеров строя. Наши ребята много времени потратили для того, чтобы составить единую команду.

При выборе униформы  ученики сразу остановились на наших голубых беретах - символе миротворцев. Сережа Журавлев, командир сводного взвода, участник выездного лагеря в городе Смоленске, смог сплотить наших ребят. И мы вошли в команду лидеров. Почетная бронза – первая награда, завоеванная в честной  и справедливой борьбе.


Тематика курсовых работ слушателей курсов МИОО по гражданскому воспитанию
Слушателям МИОО предстоит к концу марта написать курсовую работу или реферат

06.02.08

В рамках 144-часовых курсов "Гражданское воспитание школьников в духе культуры мира и миротворчества" слушателям Московского института открытого образования предстоит к концу марта 2008 года написать курсовую работу или реферат.

Список тем курсовых работ, определяемых учебной программой курса, включает:

1. Методика организации добровольческой и миротворческой деятельности в школе, гимназии, лицее. На примере проведения "Декады добрых дел".

2. Формы и методы организации воспитательной работы в духе культуры мира и миротворчества в общеобразовательной школе.

3. Опыт работы по организации гражданского воспитания школьников в общеобразовательной школе. На примере школы № …

4. Из опыта работы школы по гражданско-патриотическому воспитанию школьников в новых социально-экономических условиях.

5. Гражданско-патриотическое воспитание школьников в духе культуры мира и миротворчества. Из опыта работы школы в рамках реализации проекта «Модель миротворчества ООН - Сеть Школ Мира».

6. Миротворческая деятельность ООН и культура мира как основа гражданского образования и воспитания.

7. Визитная карточка школы: опыт организации гражданско-патриотического воспитания в духе культуры мира и миротворчества.

8. Деятельность системы Организации Объединенных Наций по укреплению всеобщего мира и решению глобальных общечеловеческих проблем.

Примечания: 1. Объем курсовой работы — 1 авторский лист (18 стр. через полтора интервала). Работа сдается отпечатанной на бумаге и в электронном варианте на дискете.
2. Каждый слушатель может предложить собственную тему для написания курсовой работы по проблематике гражданско-патриотического воспитания. В этом случае тема курсовой работы должна быть заблаговременно согласована с руководителем курса.


Приложение

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СТРУКТУРЕ И ОФОРМЛЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

На примере курсовой работы по теме
Гражданско-патриотическое воспитание школьников в духе культуры мира и миротворчества.
Из опыта работы школы в рамках реализации проекта «Модель миротворчества ООН - Сеть Школ Мира»

Содержание работы

Вступление. Кратко о роли и значении воспитания в духе культуры мира и миротворчества для создания атмосферы мира и согласия в образовательном учреждении.

Основная часть.

1. Краткая характеристика школы:

а) тип учебного заведения (полное название), адрес, телефон, факс, электронная почта, вебсайт
б) количество классов, количество учащихся (учатся на «4» и «5»), дети-инвалиды, „трудные“ дети, дети-переселенцы, беженцы, национальный состав;
в) количество преподавателей (высшей, первой, второй категорий, кандидаты и доктора наук, заслуженные учителя, лауреаты премий);
г) учебная база (количество и оснащенность помещений, библиотеки, компьютерного класса, спортивной базы);
д) специализация школы, связи с ВУЗами и учебными центрами, связи с общественными организациями, с другими учебными заведениями РФ и зарубежья.

2. Организация воспитательной работы в школе в новых социально-экономических условиях:

Перечислить и дать характеристику основным мероприятиям, направленным на гражданско-патриотическое воспитание учащихся (в т.ч. туристические поездки, экскурсии, международные лагеря, Вахты Памяти), проводившимся в предшествующие годы (до вступления в проект «Модель миротворчества ООН - Сеть Школ Мира»).

3. Содержание проекта «Модель миротворчества ООН - Сеть Школ Мира»:

а) опыт миротворческой деятельности ООН и культура мира как основа гражданского и патриотического образования и воспитания школьников.
б) прокомментируйте определение
«гражданское образование рассматривается как система воспитания и обучения личности, предусматривающая создание условий для становления гражданской нравственной позиции, гражданской компетентности и обретения опыта общественно-полезной гражданской деятельности в контексте непрерывного образования», данное на конференции «Гражданское образование: российский путь» (см. материалы конференции в Вестнике «Голос миротворцев» № 65).
в) что подразумевается под выражением «миротворческое мероприятие» в проекте «Модель миротворчества ООН - Сеть Школ Мира»?
г) дайте определение понятию "гражданско-патриотическое воспитание в духе культуры мира и миротворчества".
д) учебные материалы по проекту «Модель миротворчества ООН - Сеть Школ Мира» и их краткая характеристика. Укажите названия книг и брошюр, предоставленных Информационным центром ООН в Москве в ходе реализации проекта.

4. Опыт работы школы по воспитанию учащихся в духе культуры мира и миротворчества:

а) указать основные мероприятия, проводимые по плану воспитательной работы школы как самостоятельно, так и в рамках проекта «Модель миротворчества ООН - Сеть Школ Мира».
б) участие в других отечественных и зарубежных проектах, олимпиадах, конференциях, семинарах, выставках и пр. и результаты участия (за последние 2 учебных года).
в) список публикаций и печатных работ учителей по проблематике культуры мира и миротворчества (за последние два года).

Заключение. Краткие выводы.

Приложения:
1. Заявка школы на участие в Декаде добрых дел (с 1 по 10 декабря 2007 г.)
2. План миротворческих мероприятий школы на 2007–2008 учебный год.

Литература и источники

1. Статья министра образования РФ Филиппова («Учительская газета» от 24 сентября 2002 г. № 39) «Говорят, что МО будет уделять гражданскому воспитанию школьников значительно больше внимания, чем это было в предыдущие годы…». Интернет: http:// peace-edu.un-museum.ru/materials/filippov.htm

2. Книга «Москва на пути к культуре мира» Издание центра «Этносфера», Москва, 1999 г.

3. Книга "Юные миротворцы. Из опыта воспитания школьников в духе культуры мира и миротворчества"/ Московский ин-т открытого образования, Музей миротворческих операций. [ Авт.-сост. Гергель В.В.] - М., 2005. - 160 с.

4. Лихачев Д.С. «Десять заповедей человечности» см. http://www.peace-edu.un-museum.ru/materials/lihachev.htm

5. Вебсайт «Сеть школ мира». Интернет: http://www.peace-edu.un-museum.ru/
Материалы конференции «Гражданское образование — Российский путь» в Вестнике «Голос миротворцев» Интернет: http://www.un-museum.ru/vestnik/65.htm

6. Проект "Образовательно-спортивная игра «Модель миротворчества ООН» в книге «Первый Всероссийский конкурс «Лучшие проекты по международному сотрудничеству в сфере образования». Сборник материалов и рекомендаций. Москва, 1998, Академия администраторов образования. ISBN-5-89626-005-9.

7. Проект Кодекса чести юного миротворца в материалах конференции «Школа мира — школа юных миротворцев» 12 апреля 2002 г. Интернет: http://www.peace.edu.un-museum.ru/materials/index.htm

8. Исаенко А.И. Седьмая заповедь блаженства. Интернет: http://www.peace-edu.un-museum.ru/materials/zapoved.htm

9. Положение о реализации проекта «Модель миротворчества ООН» см. http://www.un-museum.ru/young/model/description.doc


Оформление титульного листа курсовой работы

Департамент образования города Москвы
Московский институт открытого образования

 

 

 

Курсовая работа
Гражданско-патриотическое воспитание школьников в духе культуры мира и миротворчества.
Из опыта работы школы в рамках реализации проекта «Модель миротворчества ООН - Сеть Школ Мира»

слушателя группы РУК 20

(должность, учебное заведение, принадлежность к округу, указание на городское подчинение)

фамилия и инициалы

 

Научный руководитель
доцент, кандидат исторических наук Гергель В.В.

 

 

 

Москва- 2008


Конференция "Прикладные технологии в системе экологического образования"
Она состоится 14 февраля (четверг) на базе Школы Мира ЮЗАО Москвы

07.02.08

От: Данилин И.А.
Дата: 06.02.2008 13:27
Тема: Приглашение на конференцию

Уважаемый Валерий Владимирович!!!

Приглашаем Вас и представителей Школ Мира города Москвы, а так же слушателей курсов МИОО «Гражданское воспитание школьников в духе культуры мира и миротворчества» принять участие в конференции «Прикладные инновационные технологии в системе экологического образовании: Московский опыт»

Конференция состоится 14 февраля (четверг) на базе школы № 789 по адресу: ул. Голубинская д.5 к. 3 т. 421-86-33
e-mail: ilyadan@rambler.ru

Валерий Владимирович надеемся на Ваше личное участие и выступление

С уважением,
Данилин Илья Анатольевич


Проект

Программа конференции
Прикладные инновационные технологии в системе экологического образования: Московский опыт

Дата проведения: 14 февраля 2008 г. (четверг)
Регистрация: 15-00
Начало: 15-30
Место проведения: Государственное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 789 (район Ясенево, ЮЗАО)

Организаторы: Региональный общественный фонд содействия внедрению социальных инноваций /Фонд «СИ»/

1. Дмитриев Александр Геннадьевич, профессор Московского Гуманитарного Университета, президент Фонда «СИ». Тема: «История и практика внедрения в России биоочистительных технологии на основе высшей водной растительности»

2. Извеков Владимир Юзович председатель комиссии по вопросам социально значимой деятельности и трудовой занятости учащейся молодежи общественной палаты по образованию г. Москвы.

3. Кручинин Николай Александрович, доктор химических наук, академик, автор 36 изобретений. Тема: «Научные аспекты применения эйхорнии для очистки (доочистки) стоков от различного вида токсикантов».

4. Шалякина Ольга Сергеевна научный сотрудник центра экологического образования ИСМО РАО

5. Данилин Илья Анатольевич, кандидат биологических наук, доцент, заместитель директора ГОУ СОШ № 789. Тема: «Решение проблемы занятости подростков в летний период через вовлечение в социально-значимую деятельность».

6. Бусыгин Владимир Ильич доктор технических наук, профессор. Тема: «Применение УМНИК в проектно-исследовательской деятельности».

7. Котровский Алексей Викторович, кандидат медицинских наук, автор 89 научных трудов по экологии человека. Тема:
«Новые медицинские технологии в лечении распространенных заболеваний детей и подростков в условиях учебного заведения».

Адрес ГОУ СОШ № 789: Москва, ул. Голубинская, д. 5, к.3.
Телефон: 421-86-33
Проезд: от м. Теплый стан выход из первого вагона направо далее троллейбусом № 72 или 81 до остановки «Новоясеневский проезд, д.12». Далее перпендикулярно проспекту во дворы до школы № 789.

По вопросам участия в работе конференции в качестве докладчика обращаться к Данилину Илье Анатольевичу.
Телефоны: (495).421-86-33, сотовый: 8(903)9722688
e-mail: ilyadan@rambler.ru

Регистрационная форма

ФИО_________
Звание, ученая степень_____
Должность______
Учреждение____
Контактная информация______
Тема выступления_______


Школа Мира № 789 взяла шефство над Битцевским лесопарком
Голубой берет становится символом экологически ориентированной молодежи ЮЗАО Москвы

08.02.08

От: Александр Агапкин
Дата: 07.02.2008 15:49
Тема: Отчет о Битце

Уважаемый Валерий Владимирович!

Высылаю отчет о проделанной работе Отряда юных миротворце школы № 789 по организации помощи Битцевскому лесопарку. Мероприятия проводились с начала учебного года.

С уважением,
Александр Агапкин, педагог дополнительного образования


Поможем Битцевскому лесопарку!

Ясенево – еще очень молодой современный район столицы, который порой называют “легкие Москвы”. Интересное название не случайно, так как это один из самых больших, зеленых и экологически чистых районов столицы. Основой для “зеленого” благополучия служат уникальные усадьбы “Ясенево” и “Узкое”, неотъемлемой частью которых является опоясывающий большую часть района природный парк “Битцевский лес”.

Юные миротворцы проводят измерение массы растенийВ настоящие время Битцевский лесопарк испытывает негативное воздействие города. Большое количество бытового мусора, отходов жизнедеятельности человека, потребительское отношение многих жителей к природным богатствам наносит вред и приводит к постепенному разрушению уникального природного комплекса.

Отряд юных миротворцев школы № 789 активно и плодотворно сотрудничает с администрацией Битцевского лесопарка, оказывая посильную помощь в решении многих насущных проблем. Реализация различных проектов позволяет охватить широкий круг экологических задач.

Юные миротворцы очищают лесную зону, прилегающие водоемы. В рамках экологической программы школы осуществляют научно–практическую деятельность по разработке новых методов очистки водоемов.

Дети-миротворцы вешают кормушки для птицУчаствуя в спортивно–оздоровительных мероприятиях, проводящихся на территории лесопарка, ребята через игру учатся организации досуга, полезного для здоровья и сберегающего природу.

В зимний период юные миротворцы помогают лесным жителям пережить трудные времена. В местах гнездования птиц миротворцы повесили кормушки, сделанные в школьной мастерской, и постоянно следят, чтобы в них был корм...

Традиционно миротворцы участвуют в ежегодных экологических фестивалях, природоохранных акциях, праздниках День птиц и День Земли. На пришкольной территории ребята также собирают мусор, ухаживают за цветами и деревьями.

Помощь детей-миротворцев администрации Битцевского лесопарка, их стремление сохранить эту природную сокровищницу дают возможность лучше узнать свой родной край, жить в ладу и гармонии с природой.


Арефьев А.М. Миротворчество и проблема сохранения памятников истории
Миссия ООН в Западной Сахаре под прицелом масс-медиа

09.02.08

Подполковник А.М.Арефьев - ветеран миротворческих операций ООН со стажем. Он дважды побывал в миссии ООН в Западной Сахаре - в 2002-2003 гг. и в 2006-2007 гг. Причем последний раз он там находился в качестве старшего офицера группы российских военных наблюдателей ООН.

В связи с разрастанием в СМИ скандала вокруг порчи памятников истории на территории Западной Сахары, Антон Арефьев прислал в вестник "Голос миротворцев" статью, посвященную этому вопросу, в надежде на то, что она будет полезна для будущих миротворцев.

Не исключено, что Департамент миротворческих операций ООН порекомендует центрам подготовки миротворцев, расположенным в странах-донорах, дополнить программу обучения еще одним предметом - всемирное культурное наследие.

О том, что такое культурное наследие и почему его надо сохранять см. в статье юного миротворца Натальи Морозовой "Всемирное наследие и культура мира"

От: Антон Арефьев
Дата: 08.02.2008 00:49
Тема: Миссия ООН в Западной Сахаре под прицелом зарубежных масс-медиа

Уважаемый Валерий Владимирович.

Направляю Вам статью о ситуации в Западной Сахаре. В свете последних негативных публикаций в зарубежной прессе об этой миссии я сделал небольшое освещение проблемы сохранения исторических памятников.

Надеюсь, что эта информация будет полезна тем, кто обучается на курсах подготовки миротворцев и еще только собрается стать наблюдателем ООН.

С уважением,
Антон М. Арефьев


Миротворчество и проблема сохранения памятников истории

Миссия ООН в Западной Сахаре под прицелом масс-медиа

Эта статья в основном обращена к тем, кто еще только планирует стать военным наблюдателем ООН, кому еще предстоит осознать, насколько ответственна работа наблюдателя и узнать, что последствия промахов в работе могут иметь большое влияние на имидж как Организации, так и страны.

В этом году 17-я годовщина размещения миссии военных наблюдателей ООН на территории Западной Сахары, известной под французским акронимом MINURSO/МИНУРСО. Эта территория до 1991 года была зоной вооруженной борьбы между войсками королевства Марокко и Фронта Полисарио. По сей день конфликт остается неразрешенным, из-за относительно безучастной позиции мирового сообщества, в частности, ведущих мировых держав. В прошлом году Генеральный секретарь и СовБез ООН посредством резолюции № 1754 от 30 апреля 2007 года призвали конфликтующие стороны к переговорам под эгидой ООН. С тех пор стороны уже трижды встречались друг с другом в июне и августе прошлого года и в январе 2007. Все раунды переговоров закончились, можно сказать, ничем, хотя положительным результатом можно отметить согласие сторон продолжить переговорный процесс. С 11 по 13 марта ожидается проведение четвертого раунда переговоров.

Результаты присутствия персонала ООН в последней «колонии» африканского континента можно оценить по-разному. Несомненно, успехом миссии, в частности ее военного персонала, является то, что с 1991 года в регионе не было ни одного вооруженного столкновения. Различные неправительственные организации при поддержке миссии имеют возможность осуществлять свою миротворческую деятельностью. Так, например, британская организация Land Mine Action активно занимается очисткой территории от «сюрпризов» войны и обучением местного населения методам сбора и уничтожения неразорвавшихся боеприпасов и мин. Но сегодня хотелось бы затронуть тему сохранения памятников истории на территории, статус которой пока остается неопределенным.

Что такое Западная Сахара? Территория в 266 тысяч квадратных километров, полностью расположена в пустыне Сахара в северо-западной части африканского континента. Климат в регионе сухой и жаркий с очень незначительным количеством дождей в зимнее время. В связи с этим животный и растительный мир крайне беден. Однако настоящим богатством Западной Сахары является ее историческое наследие.

В 2002 году была организована совместная англо-итальянская геоархеологическая экспедиция, которая выявила свидетельства присутствия человека со времен плейстоцена (эпоха четвертичного периода, начавшаяся 1,806 миллиона лет назад и закончившаяся 11,5 тысяч лет назад) до среднего и позднего голоцена (эпоха четвертичного периода, которая продолжается последние 10 тысяч лет вплоть до современности). Полный отчет можно найти по ссылке www.cru.uea.ac.uk/~e118/WS/sahara14/sahara14.htm.

Наскальные рисунки в пещерах ТифаритиИ действительно, те, кто побывал в Западной Сахаре, подтвердят факт присутствия в регионе памятников истории. Так, например, в 40 км к северу от места, известного как Тифарити, находятся так называемые пещеры, которые скорее напоминают вымоины в скальных породах. На стенах этих пещер можно увидеть бесценные для археологов образцы древней живописи и гравировки с фигурами жирафов, буйволов и людей.

По дороге между базами военных наблюдателей "Авсард" и "Агванит" существует место, известное как гора Дьявола. Сахарави, местное население, считает эту гору святым местом. Существует еще ряд районов, в которых можно найти как наскальные рисунки, остатки древнейших захоронений в виде могил из наваленных камней, так и окаменевшие остатки древних морских членистоногих, возраст которых с уверенностью оценивается в 400-500 миллионов лет.

К сожалению, территория Западной Сахары из-за отсутствия государственности и органов управления напоминает «проходной двор». Здесь одновременно находится и местное население, и персонал ООН, и залетные туристы, и контрабандисты. При этом отсутствует какая-либо организация охраны известных исторических мест. Проблема региона заключается в том, что ни одно из таких мест никак не огорожено или замаркировано. Кроме того, отсутствует система информирования о таких местах. В связи с этим только местное население и археологи могут в действительности осознать историческую ценность подобных исторических памятников.

Стоит отметить, что миссии ООН персонал набирается из представителей разных стран. Так, в Западной Сахаре число стран- доноров операции ООН насчитывает 27, и это касается только военного персонала. Естественно, что уровень общей и профессиональной подготовки миротворцев варьирует...

Пещера в горе ДьяволаВ прошлом году в миссии впервые встал вопрос об особом отношении к памятникам истории, когда выяснилась, что далеко не все наблюдатели одинаково понимают их ценность. В октябре 2007 года в испанской интернет-газете "El Observador" появилась статья о «разрушительной» деятельности наблюдателей в Западной Сахаре. Авторы статьи напрямую обвинили миссию в порче исторических мест путем нанесения граффити на стены пещер.

Одновременно представители Фронта Полисарио выдвинули аналогичные обвинения со своей стороны, серьезно осложнив жизнь и деятельность военных наблюдателей. Командованием миссии были предприняты соответствующие шаги к урегулированию ситуации. Было проведено информирование персонала, изданы соответствующие инструкции, прошли встречи с местным командованием. И вроде наступило затишье. Однако в этом году некоторые средства массовой информации снова вернулись к этой проблеме. В конце января английская газета «The Times» опубликовала статью «Вандалы из миссии ООН разрисовали доисторическую наскальную живопись Сахары». (http://entertainment.timesonline.co.uk/tol/arts_and_entertainment/visual_arts/article3280058.ece), в которой, в общем, повторяется все то, о чем еще в октябре писала "El Observador". Тему подхватили другие издания, такие как «The Ottawa Citizen», «Middle East Online», южноафриканское «News24» и другие, указав на то, что глава миссии вынужден был принести свои извинения за недостойное поведение наблюдателей.

По сообщению агентства France Presse, представитель Фронта Полисарио в ООН г-н Ахмед Бухари заявил, что для движения важен тот факт, что миссия ООН «согласилась провести расследование инцидента и принять меры к тому, чтобы соответствующие страны наказали виновных в случившемся».

Удивляет тот факт, что в своих публикациях вышеуказанные издания не обратились к докладу англо-итальянской геоархеологической экспедиции, в составе которой были антропологи и археологи. Еще в 2002 году ученые указали на то, что сам конфликт и продолжающаяся политическая неопределенность и представляют угрозу для исторических мест Западной Сахары. Кроме того, эта группа была проинформирована, что, несмотря на кажущуюся недоступность региона в силу сложившейся обстановки, ежегодно 4-5 тысяч человек посещают регион, и большинство из них с целью осмотра исторических мест. Это же могут подтвердить военные наблюдатели, которые во время патрулирований периодически натыкаются на туристические группы. Именно англо-итальянская экспедиция сделала предложение о включении региона в список объектов всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. На сегодняшний день этого не сделано.

Какой урок можно вынести из всего этого? Всем нам, кому выпадает честь служить или работать в миссиях ООН, следует помнить о том, что персонал ООН всегда находится на переднем плане. И какие бы действия нами не совершались, их результаты будут возводиться в степень. Особенно, если это касается каких-либо непопулярных или отрицательных действий. При этом никто не будет вспоминать о том, что было раньше. Будут всегда смотреть на то, что происходит сейчас, в данную минуту.

В настоящее время дебаты вокруг Западной Сахары разгораются вновь, вполне естественно, что любые просчеты ООН будут использоваться ее противниками и выноситься на поверхность. Миссия уже неоднократно подвергалась критике .... Подобная ситуация может сложиться в любой другой миссии. Я уверен, что у многих наблюдателей со стажем найдутся тому примеры. Поэтому миротворцам любое свое действие следует тщательно обдумывать на предмет возможных последствий. Необходимо помнить, что специфика службы в ООН заключается в том, что за действия одного миротворца будет всегда не только личная, но и корпоративная ответственность.

Антон Арефьев,
ветеран миссии ООН в Западной Сахаре


Лоренц Лиза. Этот человек прошел всю войну от начала и до конца
Мы учимся, как не допускать конфликтов и войн

10.02.08

Лоренц ЕлизаветаЭтот человек прошел всю войну от начала и до конца, и участвовал в самых важных сражениях за нашу Родину, таких как Битва за Москву, Сталинградская битва, битва на Курской дуге, сражениях за Белоруссию. Он дошел до самого Берлина, освобождая народы Европы от фашистских захватчиков. За годы войны он получил шесть боевых ранений и за свои подвиги был удостоен звания Героя Советского Союза.

5 февраля миротворцы Южного Медведково были приглашены в школу № 957 на встречу с Героем Великой Отечественной войны Иваном Петровичем Мартыновым.

В зал, где проходила встреча, торжественно внесли знамя 120-й гвардейской дивизии, в составе которой воевал Иван Петрович. Он рассказал нам, о том, как началась эта страшная война с Германией, что почувствовал советский народ, когда враг напал на наше Отечество, о том, с какой необыкновенной силой духа защищался каждый город, каждая деревня.

Юные миротворцы в Почетном карауле у боевого знамени 120-й гвардейской дивизииОдними из самых тяжелых были сражения под Сталинградом. Иван Петрович рассказал, как он с боевыми товарищами ходил в разведку, какие шли бои на улицах Сталинграда, где каждый дом представлял собой неприступную крепость, сопротивлявшуюся врагу. О этом нельзя прочитать ни в одном учебнике по истории, это живое слово о войне.

Мы смогли услышать такие интересные, и в то же время трогательные эпизоды из жизни тех лет, как будто сами смогли там побывать. Как хорошо, что до сих пор живы те, кто самоотверженно сражался за Родину и за наше будущее. Те, кто могут рассказать нам правду о войне, рассказать, как это страшно, когда рушатся дома и гибнут тысячи людей, теряются родные и товарищи…

Мы должны всегда помнить об этом, чтобы не допустить, чтобы это повторилось вновь.

За 53 года военной службы Иван Петрович получил более 50 правительственных наград, в том числе орден Александра Невского, 4 ордена Красного Знамени, 3 ордена Красной Звезды. Когда мы спросили, какая для него самая дорогая, он ответил, что все награды имеют свою цену и значение, и трудно выделить главную. Это в первую очередь память о подвиге за спасение Отечества и своих товарищей.

Исполнение песен военных летНа вопрос, какая из военных песен была самой популярной в 120-й дивизии, Иван Петрович ответил, что это была песня «Священная война», которая укрепляла дух воинов в самые суровые дни.

В заключение нашей встречи, Иван Петрович сказал, чтобы быть настоящим гражданином своего Отечества надо научиться любить Россию, как родную мать, крепко, бескорыстно и от всей души.

Далее для всех собравшихся в актовом зале школы № 957 состоялся небольшой концерт – подарок для уважаемого Ивана Петровича. Под русскую гармонь мы исполнили всеми любимые песни военного времени, в том числе и знаменитую «Катюшу».

Это была очень интересная встреча с Героем Великой Отечественной. Особенной она была для нас, юных миротворцев. Мы любим нашу страну, мы уважаем наше героическое прошлое и мы учимся, как не допускать конфликтов и войн.

Лоренц Елизавета,
юный миротворец школы № 1237

 
Гергель В.В., кандидат исторических наук, доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин МИОО, военный наблюдатель ООН в 1973–1976 гг., директор Музея миротворческих операций (редактор вестника).
Захаров В.Ф., директор Центра международных образовательных программ, военный наблюдатель ООН в 1976–1979 гг.
Исаенко А.И., военный наблюдатель ООН в 1973–1976 гг.
Комляков Е.Е., заместитель директора школы № 1239 (г.Москва), военный наблюдатель ООН в 1980–1982 гг.
© 2001–2008 Музей миротворческих операций. Все права защищены.