Вестник Музея миротворческих операций
Миротворцы всех стран, — соединяйтесь!
Голос миротворцев
№ 314
16 ноября 2007 года
E-mail орган Движения юных миротворцев и школ мира (http:/www.un-museum.ru/vestnik/)
Издается с 13 февраля 2001 года
Контакты:
141500, Московская область, г.Солнечногорск, ул.Дзержинского, д.20, к.57
Тел.: +7 (495) 994–10–73
Вестник издается
Московской областной общественной организацией «Союз миротворцев» при содействии Московского института открытого образования и Информационного центра ООН в Москве. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77-23822
Subscribe / Unsubscribe

Содержание:


Бывшая переводчица сектора "Восток" приглашает ветеранов в Хорватию
И готова организовать для миротворцев из российского батальона чартерный рейс в аэропорт Клиса

12.11.07

От: Lilian Pogledic
Дата: 12 ноября 2007 г. 11:27
Тема: Croatia

Уважаемые Господа!
Уважаемый господин директор Музея!

Благодарю Вас, что высылаете мне информацию в вестнике "Голос миротворцев" о том, что происходит у миротворцев в России! Я переводила в 1992 году первому командиру сектора «Восток» г-ну Александру Хромченкову из Москвы. В этот сектор тогда входил российский и бельгийско-люксембургский батальоны!

Передавайте всем большой привет!

Есть большое желание собрать всех заинтересованных ветаранов-миротворцев в Хорватии в городе Осиек. Можно организовать чартерный рейс в аэропорт Клиса, он находится рядом с городом Осиек. В этом городе жили Ваши ребята - миротворцы ООН из российского батальона.

Можете им передать мой номер мобильного телефона и эл.почту! Заранее благодарю!

С уважением,
г-жа Лилиан Погледич, г.Осиек, Хорватия

Lilian Pogledic, prof. ek.


Братья Арангуловы провели в Тобольске Фестиваль искусств "Миротворец"
Он прошел под девизом "Творить, любить и верить!"

13.11.07

Творить, любить и верить!

Под таким девизом в Тобольске прошел Фестиваль "Миротворец", инициаторами которого стали братья-близнецы Хасан и Хусаин Арангуловы - композиторы, музыканты, певцы, члены Союза художников России, спортсмены, кинологи и патриоты России.

Творить, любить и верить - их личный девиз, которому они сохраняют верность всю свою жизнь.

- Бог дал каждому из нас мир с надеждой на то, что мы его сбережем. Для нас с братом, - сказал Хусаин, - миротворец это тот человек, который защищает мир, любит свою Родину, землю, на которой живет, и каждый свой день проживает с заботой о других. Миротворец - это созидатель добра.

Мы пригласили на фестиваль своих друзей, которых давно считаем братьями. Это наши школьные учителя, педагоги Тобольского училища искусств, это ребята из тюменского "Аванпоста", руководитель Тобольского фонда "Наследие" Екатерина Ивановна Шанина, участники творческих коллективов "Тоболеск" , "Дуслык" , "Терра инкогнита" ... Мы знали, что у нас сотни братьев, которым мы доверяем, как себе, но оказалось, что их гораздо больше. На наш по сути семейный праздник приехали заместитель председателя областной Думы Геннадий Семенович Корепанов, солдатские матери, руководитель "Аванпоста" Александр Николаевич Перов, мы получили поздравления от заместителя губернатора Натальи Александровны Шевчик, из областного и тобольского городского комитетов по культуре...

Зал Тобольского театра драмы был полон. И все пришедшие на Фестиваль "Миротворец" одновременно были и зрителями, и участниками происходящего. Танцоров сменяли спортсмены, каратистов - музыканты, певцов - кинологи. Заводилами всего этого действа были братья Хасан и Хусаин, и соловушка Сибири, серебряный голос Тобольска Закина Сайфуловна Арангулова. Мама Хасана и Хусаина. 25 лет назад в ее семье сам собой организовался (потому что петь хотелось) ансамбль под названием "Ключи счастья". Первыми его участниками стали старшие дети Закины - Хасан и Хусаин. Постепенно ансамблевое звучание усилили голоса еще четверых сыновей соловушки Сибири. В 1988-м у них родилась сестренка. В честь ее появления на свет братья переименовали свой семейный коллектив, назвали его именем сестры "Лейла" .

Дети Арангуловых подрастали, примеряли и выбирали разные профессии, разлетались кто куда. Любовь к песне и музыке увозили с собой в душе.

Сейчас в семейном ансамбле "Лейла" три человека. Официально. Но песню запросто могут подхватить все семеро детей Закины, все семеро ее внуков. И подыграть: на баянах, гармошках, фортепиано, духовых инструментах...

Петь хотелось и на фестивале "Творить, любить и верить" . Заодно отметили 25-летний юбилей семейного ансамбля и очередной день рождения Хасана и Хусаина. Понятное дело, день этот у них один на двоих - 16 октября. Правда, неизвестно, кто больше на их дне рождения получил подарков: те, что пришли поздравить, или непосредственные виновники торжества. Тот, кто знаком с братьями Арангуловыми, знает: они никогда не появляются в обществе без подарков. Картины, произведения из кости, ноты новых сочинений и песни, все, что навеяно мотивами их души, что увидело свет благодаря их таланту и трудолюбию, - раздаривается щедро, от всего сердца.

- Признайтесь, - задала вопрос Хасану и Хусаину, - когда успеваете сочинять, писать, выступать, участвовать во всевозможных конкурсах?

- Сами удивляемся, - отвечают не сговариваясь. - Крутимся.

- Но, - дополняет Хусаин Хасана, - если музыка сама в душе зазвучала, попросилась на бумагу, как не остановиться, не прислушаться, не постараться ее запомнить?

- А есть секреты того, как развить в себе много талантов?

- Все таланты у нас от мамы с папой. Мама пела нам с самого нашего рождения. А папа - Арслан-гирей Хаджи Арангулов - человек верующий, уважающий традиции предков. Уважительное отношение к людям, стремление нести добро - это от него, от отца.

- Ваши дети столь ж талантливы, как отцы?

- Они будут лучше нас! У этой нашей надежды - добрый знак: дочка Хасана Лейсан (сейчас она учится на третьем курсе Тобольского училища искусств) родилась 9 мая. В День Победы. А моя старшая дочка Алиса - студентка пединститута, появилась на свет в День независимости России. Эти праздники (а для нас, пограничников, они святые) дарят им возможность подхватить девиз нашей жизни "Творить, любить и верить!"

Наталья ТЕРЕБ

Опубликовано на сайте: 22.10.07 09:14
Официальный сервер Администрации города Тюмени


Положение о Слете юных миротворцев по итогам конкурса "Юный миротворец года"
Вестник опубликовал окончательный вариант положения о проведении слета

14.11.07

В среду в Московском доме учителя состоялось заседание актива юных миротворцев по подготовке слета в ОК "Спасатель". В результате дискуссии был существенно уточнен проект положения о слете, опубликованный в вестнике "Голос миротворцев" № 312.

ПОЛОЖЕНИЕ
О слете юных миротворцев по итогам
Межрегионального конкурса "Юный миротворец года"

ЦЕЛЬ: Дальнейшее развитие Движения юных миротворцев.

ЗАДАЧИ:

  • Подвести итоги конкурса "Юный миротворец 2007 года".
  • Обменяться опытом работы детских миротворческих организаций Москвы и регионов России.
  • Подготовить Календарь добрых дел юных миротворцев на 2008 год.
  • Мотивировать представителей миротворческих отрядов к созданию ассоциации юных миротворцев Москвы

УЧАСТНИКИ: члены отрядов юных миротворцев, миротворческий актив Школ Мира, участники Межрегионального конкурса "Юный миротворец года". Состав команды - 5 человек в сопровождении 1 взрослого от организации (кроме этого создается резерв - 2 человека). Состав делегаций от регионов России - 8 человек в сопровождении 2 взрослых.

ВРЕМЯ И МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ: с 16 по 18 ноября 2007 г. на базе ОК "Спасатель" (142143, Московская область, Подольский район, пос. Быково, ФГУП ОК "Спасатель" МЧС России, тел. (495) 780-42-45).

ОРГАНИЗАТОР СЛЕТА: Движение юных миротворцев (научный руководитель слета - ветеран миссий ООН, кандидат исторических наук Гергель Валерий Владимирович, начальник штаба слета - зам. директора школы № 318 по воспитательной работе Строганова Вера Валерьевна) при поддержке ГУ "Дом детских общественных организаций" (координаторы слета: Барчунова И.В., Разводовский С.).

ПОРЯДОК ПОДАЧИ ЗАЯВОК: заявки на участие подаются до 12 ноября 2007 г. по электронной почте (e-mail: director@un-museum.ru).
Справки по телефонам: 994-10-73; сотовый 8-916-071-06-30 (Гергель В.В.), 169-22-23 (Строганова В.В.).
Заявки подаются на официальном бланке за подписью руководителя организации по форме: Ф.И.О., дата рождения, паспортные данные, домашний адрес, телефон.
Каждому из участников необходимо иметь копию документа, удостоверяющего личность, а также разрешение врача о допуске к спортивным соревнованиям.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ К СЛЕТУ: 1. Члены команд (делегаций) берут с собой спортивную и парадную форму своего объединения, флаги и другую символику и должны быть готовы к презентации своего объединения.
2. При подаче заявки руководители команд (делегаций) дают информацию о редакторах школьных стенгазет для формирования редакционной коллегии слета.

ПРОГРАММА

1-й день (пятница). День знакомства

16.00-16.30 Сбор у автобусов на ст. метро "бульвар Дмитрия Донского".
16.30 Отъезд в ОК "Спасатель".
17.30-18.30 Размещение.
18.30-19.00 Ужин.
19.00-20.00 Отрядные сборы. Выборы командиров отрядов (отрядные места).
20.00-21.00 Общий сбор. Ознакомление с программой слета и распорядком дня (Актовый зал).
20.00-21.00 Работа редколлегии слета: подготовка информационных листков и стенной газеты слета (отрядное место, отв. Юшкова О.М.)
21.00-22.00 Дискотека (дискозал).
22.00-22.30 Подведение итогов (по комнатам).
22.30 Отбой.

2-й день (суббота). Миротворческий зачет

09.00-09.30 Завтрак.
10.00-10.30 Открытие слета: внос флага, представление организаторов слета и делегаций (площадка перед столовой, отв. Строганова В.В., Гергель В.В.)
11.00-13.00 Миротворческая кругосветка (отв. Семенова Г.В., Бродская М.В., Дудко М., Овчарова Т.И., Пекова Е.В., Кирюшин А., Юшкова О.М., Петкевич Г.Ю.).
13.00-14.00 Обед.
15.00-16.00 Подготовка презентаций детских миротворческих организаций (отрядные места, отв. Пекова Е.В. и руководители организаций).
16.00-18.00 Обмен опытом работы и презентация детских миротворческих организаций (Актовый зал, отв. Пекова Е.В. и руководители организаций).
18.00-19.00 Подготовка визитных карточек отрядов (отрядные места, отв. М.Дудко, А.Кораблева, ст.педагоги отрядов и командиры отрядов).
19.00-19.30 Ужин.
19.30-20.00 Встреча с интересными людьми: Леонид Кравченко (ГУ ДДОО), Сергей Бугаев (Миротворческая программа "Книга Мира"). Актовый зал, отв. Строганова В.В.
20.00-22.00 Представление визитных карточек отрядов (Актовый зал, отв. М.Дудко, А.Кораблева).
22.30 Подведение итогов.
23.00 Отбой

3-й день (воскресенье). Деловая игра и награждение участников конкурса

9.00-9.30 Завтрак
9.30 Выпуск стенной газеты слета (отв. Юшкова О.М. и Головань Н.А.).
10.00-12.00 Круглый стол "Разработка календаря добрых дел юных миротворцев и проекта о намерениях по созданию московской ассоциации "Юный миротворец". Актовый зал. Дискозал. Ответственные: Гергель В.В., Строганова В.В., Дудко М., Барчунова И.В., Разводовский С.
12.00-13.00 Подведение итогов. Награждение победителей Межрегионального конкурса "Юный миротворец 2007 года". Вступление в ряды юных миротворцев. Закрытие слета (Актовый зал, отв. Гергель.В.В., Строганова В.В.)
13.30 Уборка и сдача помещений (руководители команд и делегаций).
14.00 Обед
15.00 Отъезд в Москву.

Примечания: 1. Шефство над региональными делегациями (в т.ч. встреча, проводы, информационное сопровождение) обеспечивают: Школа Мира № 1221 - делегация Республики Карелия; Школа Мира № 1148 - делегация Ставропольского края; Школа Мира № 1034 - делегация Санкт-Петербурга; Школа Мира № 789 - делегация республики Северная Осетия - Алания.
2. Школьники, планирующие вступление в Движение юных миротворцев, привозят на слет сочинения по теме "Как я понимаю термин "Миротворец" (см. http://un-museum.ru/yp-contest/faq.htm#recomendations).


Юные миротворцы побывают в нескольких миссиях ООН
Участникам слета предлагается совершить виртуальное путешествие по миссиям ООН и погрузиться в те проблемы, которые решаются профессиональными миротворцами

15.11.07

Детская игра "Миротворческая кругосветка"
(Идея Ирины Барчуновой, автор методической разработки - Гергель В.В.)

Юным миротворцам предлагается совершить путешествие по миссиям ООН, расположенным в различных точках планеты, и погрузиться в те проблемы и задачи, которые решались и продолжают решаться в настоящее время профессиональными миротворцами.
В каждой миссии ООН (т.е. на каждом учебном месте) юным миротворцам предлагается овладеть теми или иными навыками и умениями, необходимыми для выполнения миротворческих задач.

Учебное место «Миссия ООН на Ближнем Востоке – ОНВУП»
(ОНВУП - Орган ООН по наблюдению за выполнением условий перемирия)

Это первая миротворческая операция ООН, которая охватывает территорию 5 стран Ближнего Востока - Израиля, Сирии, Египта, Иордании и Ливана. Она началась 11 июня 1948 года и продолжается по сей день. На сегодня в составе этой миссии находится 5 российских военных наблюдателей ООН, которые успешно прошли специальную подготовку и сдали экзамен по истории ООН на курсе подготовке военных наблюдателей ООН в г.Солнечногорске Московской области.

Юным миротворцам на этом учебном месте предлагается сдать зачет с оценкой по истории Организации Объединенных Наций.
(Ответственная за учебное место – Пекова Евгения Валентиновна, зам директора СОШ № 1034 ЮАО Москвы – 8-910-443-50-68).

Учебное место «Миссия ООН на Балканах»

На территории бывшей Югославии в разное время было проведено несколько миротворческих операций. В первой из них, называвшейся Силы ООН по охране (СООНО/ UNPROFOR), созданной в 1992 году, впервые участвовал российский воздушно-десантный батальон, а также российские гражданские полицейские.
Несколько лет спустя представители российских миротворческих сил, находившихся под командованием ООН, были приглашены на парад миротворцев, который проводился в Бельгии. На этом параде наши десантники в полной мере смогли продемонстрировать своим коллегам российскую школу строевой подготовки.

На учебном месте «Миссия ООН на Балканах» юным миротворцам предлагается сдать экзамен по строевой подготовке.
(Отв. – Петкевич Галина Юрьевна, зам директора СОШ № 1038 СВАО Москвы – 8-903-142-62-99)

Учебное место «Миссия ООН на Кипре»

Вооруженные силы ООН по поддержанию мира на Кипре (ВСООНК) были сформированы в 1964 году для предотвращения возобновления военных действий между греческими и турецкими общинами на Кипре.
В 1974 году вслед за государственным переворотом, совершенным киприотами греческого происхождения, выступившими за объединение страны, последовали вооруженное вторжение Турции и фактический раздел острова.
После событий 1974 года ВСООНК осуществляет надзор за прекращением огня, которое наступило 16 августа 1974 года. Поскольку политическое урегулирование так и не было достигнуто, присутствие ВСООНК на острове сохраняется.
В перерывах между несением службы на наблюдательных постах миротворцы стран-членов ООН поют народные и современные песни. Это позволяет им находить общий язык не только между собой, но и с местными жителями, а также с туристами разных стран, приезжающими на этот райский остров, чтобы отдохнуть и набраться сил.

На учебном месте «Миссия ООН на Кипре» юным миротворцам предлагается исполнить на выбор одну песню «Миротворец, спаси, сохрани!» или «Дорогая моя столица», а также разучить новую песню «Мы – дети мира!». За исполнение песен выставляется оценка.
(Отв. - Кораблева Александра Валерьевна, студентка Университета дружбы народов имени Патриса Лумумбы – 8-906-745-19-12).

Учебное место «Миссия ООН в Индии и Пакистане»

Спор о Кашмире, возникший между Индией и Пакистаном, длится с тех пор, когда государство Джамму и Кашмир было одним из княжеств, которому согласно Акту о независимости Индии 1947 года, была предоставлена возможность присоединения к Индии или Пакистану по своему свободному выбору.
В 1947 году индусский магараджа Джамму и Кашмира, большинство подданных которого были мусульманами, подписал документ о присоединении к Индии. Пакистан объявил присоединение этой территории к Индии незаконным. По решению Совета Безопасности ООН, в 1949 году на основании соглашения о прекращении огня, подписанного Индией и Пакистаном в Карачи, была создана Группа военных наблюдателей ООН в Индии и Пакистане (ГВНООНИП).
Основной задачей миротворцев с тех пор является контроль за линией прекращения огня в Джамму и Кашмире. Эта линия проходит по гористой местности, что требует от миротворцев умения свободно передвигаться по пересеченной местности, легко преодолевать крутые спуски и подъемы.

На учебном месте «Миссия ООН в Индии и Пакистане» юным миротворцам предлагается преодолеть на оценку полосу препятствий.
(Отв. – Кирюшин Александр Владимирович, учитель СОШ № 51 ЮЗАО – 8-903-270-67-21).

Учебное место «Миссия ООН в Сьерра-Леоне»

ООН начала участвовать в событиях в этой стране в 1995 году, когда Генеральный секретарь ООН назначил Специального представителя для выполнения посреднических функций в связи с гражданской войной. В 1998 г. СБ ООН учредил сначала Миссию наблюдателей ООН в Сьерра-Леоне, а затем – более крупную операцию - Миссию ООН в Сьерра-Леоне (МООНСЛ).
По мере урегулирования конфликта в связи с прогрессом в развитии потенциала сил безопасности Сьерра-Леоне, позволяющего им взять на себя ответственность за внутреннюю целостность страны, Совет Безопасности ООН санкционировал в 2004 году направление эту страну около 170 служащих гражданской полиции. Их задачей стало оказание помощи в подготовке полиции Сьерра-Леоне. Среди прибывших полицейских ООН были и российские сотрудники МВД. Выполнение задачи, поставленной ООН по подготовке национальных кадров полицейских, во многом зависело от того, насколько быстро наши полицейские смогут найти общий язык со своими местными коллегами.

На учебном месте «Миссия ООН в Сьерра-Леоне» юным миротворцам предлагается принять участие в играх на слаживание коллектива с лейтмотивом «Наша дружба крепка».
(Отв. – Семенова Галина Васильевна, зам директора СОШ № 304 СВАО Москвы – 8-905-552-65-71)

Учебное место «Израильско-сирийская смешанная комиссия в Дамаске»

Израильско-сирийская смешанная комиссия (ИССК) являлась составной частью первой миротворческой операции ООН – ОНВУП, проводящейся на Ближнем Востоке с 1948 года. В 70-х годах Комиссия располагалась в столице Сирийской Арабской Республики городе Дамаске. В ноябре 1973 года после окончания 4-й арабо-израильской войны в этот город прибыли 18 советских офицеров, которым предстояло решать вопросы, связанные с выполнением соглашения о прекращении огня.
В то время в составе (ИССК) находились офицеры из армий США, Великобритании, Франции, а также других стран, являвшихся, как и Советский Союз, членами антигитлеровской коалиции во 2-й мировой войне. Тем не менее оказалось, что наши союзники по борьбе с мировым фашизмом очень мало знали о том, что пришлось пережить Советскому народу в годы 2-й мировой войны.
Первым советским военным наблюдателям ООН, работавшим плечом к плечу вместе со своими иностранными коллегами, в полной мере пригодились те знания из истории Великой Отечественной войны, которые они приобрели во время учебы в школе и вузе.

На учебном месте «Израильско-сирийская смешанная комиссия в Дамаске» юным миротворцам предлагается ответить на вопросы по истории Великой Отечественной войны 1941-1945 годов».
(Отв. – Седин Александр Борисович, учитель истории СОШ № 462 ЮВАО Москвы – 8-906-715-24-04)

Учебное место «Средства массовой информации миссий ООН»

Трудно сказать, когда в миссиях ООН стали впервые выпускаться информационные бюллетени. Возможно, это началось еще в 1948 году в первой миротворческой операции – ОНВУП.
К тому времени, когда в состав ООНовских миротворцев были включены первые 36 советских офицеров (это произошло 25 ноября 1973 года), в Исмаильском контрольном центре ОНВУП (ICC UNTSO) уже выпускались так называемые Minutes of Breafing Notes (краткие информбюллетени). В них можно было найти новости о последних событиях в миссии.
В дальнейшем, в крупных миссиях ООН, например таких как 2-е Чрезвычайные силы ООН на Ближнем Востоке (1973-1978 гг.), стали выходить брошюры и даже небольшие иллюстрированные журналы, в которых находила отражение жизнь многонационального миротворческого контингента ООН.
Большое количество разных по объему и содержанию изданий было выпущено в период проведения операций ООН на территории бывшей Югославии. Кстати, Виктор Иванович Тарусин, ставший в 2007 году победителем Национального конкурса «Миротворец года», в 1995 году исполнял обязанности начальника отдела военной информации штаба Военных наблюдателей ООН (UNPF - Загреб).

На учебном месте «Средства массовой информации миссий ООН» каждому отряду предлагается выпустить информационный бюллетень. В этом бюллетене юные миротворцы должны написать, что они ожидают от этого слета юных миротворцев, каковы их впечатления о первом дне слета.
На этом учебном месте, по-существу, сложится редколлегия отряда, которая в дальнейшем войдет в редакционную коллегию слета. К утру 18 ноября ей нужно будет выпустить стенную газету слета юных миротворцев.
(Отв. – Юшкова Ольга Михайловна, зам. директора школы № 1289 САО Москвы – 8-903-750-07-68, Головань Наталья Алексеевна, учитель истории СОШ № 51 ЮЗАО Москвы – 8-906-732-29-97)

Учебное место «Миссия ООН по проведению референдума в Западной Сахаре»

Эта миссия была учреждена СБ ООН 1991 году. С тех пор в ее работе приняло участие несколько сотен российских военных наблюдателей ООН.
Выполняя миротворческие задачи в условиях пустыни, миротворцы здесь на практике применили знания и навыки по выживанию в сложных климатических условиях.

На учебном месте «Миссия ООН по проведению референдума в Западной Сахаре» каждому отряду будет предложено сдать зачет с оценкой по ОБЖ

(Отв. – Сидоров Владимир Александрович, зам. директора школы № 1411 СВАО Москвы – 8-915-248-50-10; 8-903-555-74-66)


Ксения Чернова из Ставрополья стала победителем конкурса "Юный миротворец года"
Такое решение приняли эксперты Информационного центра ООН в Москве, проверив ее сочинение на тему «Потепление климата на нашей планете и стабильность»

16.11.07

После проверки творческих работ, представленных на Межрегиональный конкурс "Юный миротворец года" эксперты Информационного центра ООН в Москве признали победителем ЧЕРНОВУ Ксению, жительницу с. Грачевка Грачевского района Ставропольского края.

Лауреатами конкурса стали: РОМАНЧЕНКО Мария (гимназия № 1522 Северо-Западного административного округа Москвы), НИГМАТИЛУНА Лилия (СОШ № 2 имени А.С.Пушкина г. Костомукши республики Карелия) и ВЕЧКАНОВА Мария (СОШ № 1150 г.Зеленограда).

По решению оргкомитета Национального конкурса "Миротворец года" победитель и лауреаты конкурса юных миротворцев будут награждены грамотами и ценными подарками. Награждение состоится 18 ноября на Слете юных миротворцев в Подмосковье.

Сочинение на тему:
«Потепление климата на нашей планете и стабильность»

(Чернова Ксения, Ставропольский край, с. Грачевка)


Мудрость состоит в том,
чтобы говорить истинное
и чтобы, прислушиваясь к природе,
поступать с ней сообразно.
Гераклит

На ранних стадиях развития цивилизации перед человечеством неоднократно возникали сложные проблемы, в том числе и планетарного характера. Но все же, это была далекая предыстория, своего рода «инкубационный период» современных глобальных проблем. В полной мере эти вопросы проявились в последней четверти XX века, то есть на рубеже двух веков и, даже, тысячелетий. Они были вызваны к жизни целым комплексом причин, отчетливо обозначенных именно в этот период.

В самом деле, никогда прежде само человечество не возрастало количественно в 2,5 раза при жизни только одного поколения, наращивая тем самым силу “демографического пресса”. Никогда до этого человечество не вступало в период научно-технической революции, не доходило до постиндустриальной стадии развития, не открывало дороги в космос. Никогда прежде для его жизнеобеспечения не требовалось такого количества природных ресурсов и возвращаемые им в окружающую среду отходы тоже не были столь велики. Никогда до этого не возникало такой глобализации мировой экономики, такой единой мировой информационной системы. Наконец, никогда прежде холодная война не подводила все человечество так близко к рубежу самоуничтожения.

Последние десятилетия XX в. поставили перед народами мира много острых и сложных проблем, которые получили название глобальных. Среди них есть вечные. Таковой, например, является проблема, в основе которой лежат взаимоотношения, складывающиеся между природой и человеком.

Еще в 40-х гг. академик В. И. Вернадский (1863-1945), основоположник учения о ноосфере (сфере разума), писал о том, что хозяйственная деятельность людей стала оказывать губительное воздействие на процессы, происходящие в самой природе. С тех пор «обмен веществ» между обществом и природой многократно возрос и приобрел глобальные масштабы. Однако, «завоевывая» природу, люди в значительной степени подорвали естественные основы собственной жизнедеятельности. Возникла мировая экологическая угроза в виде неконтролируемого изменения климата Земли, разрушения озонового слоя стратосферы. Это угроза не только нынешнему, но и грядущим поколениям людей.

В связи с этим, отечественные и зарубежные ученые выдвинули научную гипотезу парникового эффекта. Парниковый эффект – это поглощение энергии, излучаемой с поверхности Земли, углекислым и другими газами, которые находятся в атмосфере и заставляют атмосферу нагреваться. Каждый раз, когда мы сжигаем бензин, нефть, уголь или даже природный газ, в атмосферу попадает все больше и больше углекислого газа. Парниковый эффект - это то, что заставляет температуру на Земле повышаться и создает много проблем, которые проявятся в следующих десятилетиях.

Действительно, за последние сто лет средняя температура на Земле поднялась на 0,6 гр.С. Расчеты показывают, что при развитии парникового эффекта она может увеличиваться на 0,5 гр.С каждые десять лет и это приведет ко многим отрицательным последствиям.

Климат Земли становится с каждым годом все теплее. В Арктике температура повышается в два-три раза быстрее, чем на всей остальной планете: за последнюю сотню лет она выросла на 4-5 гр. С. Границы сплошных морских льдов смещаются все дальше и дальше на север. Особенно заметно потепление в материковой части Арктики – на Аляске, северо-западе Канады и азиатском побережье Северного Ледовитого океана. В результате уникальный животный и растительный мир Арктики и образ жизни ее коренных жителей оказался на грани исчезновения.

Уже не удивляет ранняя и необычно жаркая весна в Сибири; несмотря на чрезвычайное обилие снегa, наводнения в США, Таджикистане и Грузии, холодная весна в Западной Европе: яблони в цвету, а цветы… во льду.

Из сообщений западноевропейских СМИ мы узнаем, что из-за необычно холодной весны, прилетевшие в Европу из Африки аисты покружились и улетели в Африку, а в южном полушарии, на юге Африки, необычно холодная осень; в 300 км от Йоханненсбурга выпал снег, о чем не помнят старожилы.

Если бы произошло повышения глобальной температуры даже на 3-4 гр.С, климатические зоны сместились бы на сотни километров, границы земледелия продвинулись бы далеко на север, на огромных пространствах исчезла бы вечная мерзлота. Северный Ледовитый океан в летнее время был бы свободен ото льдов и доступен для судоходства. С другой стороны, климат Москвы уподобился бы нынешнему климату Закавказья. Экваториальная зона в Африке переместилась бы в район Сахары. Растаяли бы ледники Антарктиды и Гренландии, в результате чего Мировой океан, «выйдя из берегов» (его уровень поднялся бы на 66 м), затопил бы прибрежные низменности, где теперь живет одна четверть человечества.

Но согласно современным прогнозам, до середины XXI в. среднеглобальная температура не повысится так сильно, а подъем уровня Мирового океана будет, по-видимому, измеряться десятками сантиметров. Впрочем, даже такое повышение уровня Океана может оказаться катастрофическим для целого ряда стран, особенно развивающихся.

При существующем темпе вырубки, большинство тропических лесов исчезнет уже к середине нынешнего столетия, что позволит искусственным пустыням вторгнуться в однажды пышные зеленые области. Объемы испарений также увеличатся, сложившийся круговорот воды в природе изменится.

Уменьшение количества дождей в одном месте станет причиной увеличения дождевых осадков в других областях. В некоторых регионах уровень воды в реках уменьшится или вообще сойдет на нет. В других областях пройдут внезапные ливни, которые станут причиной сильных наводнений.

Парниковый эффект и глобальное потепление – это явления одного порядка. Первый обусловлен поступлением в атмосферу Земли солнечной радиации, при этом большей части инфракрасного излучения земная атмосфера не дает уйти в космос. Это становится причиной перегрева воздуха и как результат мы имеем эффект глобального потепления. Поэтому, парниковый эффект и глобальное потепление обуславливают друг друга.

В наши дни все большее число стран начинает объединять свои усилия для решения этой проблемы. В этом направлении уже достигнут определенный прогресс. Страны – члены ООН – организовали агентства по защите окружающей среды. Этими агентствами были проведены многочисленные конференции, на которых обсуждались вопросы, стоящие перед экологически неблагополучными регионами, включая Аральское море, Южный Урал, Кузбасс, Семипалатинск и Чернобыль. На озере Байкал был открыт международный центр исследований окружающей среды. Международная организация «Гринпис» делает многое для того, чтобы сохранить окружающую среду. Наряду с предотвращением долговременной экологической угрозы организуется помощь в чрезвычайных ситуациях. Растет число особо охраняемых природных территорий.

Перед угрозой экологической катастрофы ученые, политики и экономисты разных стран выработали международную рамочную Конвенцию ООН об изменении климата. Цель Конвенции – совместными усилиями способствовать стабилизации концентраций парниковых газов в атмосфере. Это соглашение обязывает стороны, ее подписавшие, сокращать промышленные выбросы и сотрудничать в области энергосберегающих технологий.

В развитие рамочной Конвенции ООН в 1997 году на третьей конференции Сторон в Киото был подписан протокол, устанавливающий для стран-участниц юридически обязательные мероприятия по сокращению выбросов парниковых газов.
Все это означает выполнение выдвинутого ООН еще в 70-х гг. девиза: «Земля только одна!».

А в 2000 г. ООН приняла еще один важный документ – «Декларацию Земли». Мировое сообщество исходит из того, что главный путь решения экологической проблемы – такая организация производственной и непроизводственной деятельности людей, которая обеспечила бы нормальное экоразвитие, сохранение и преобразование окружающей среды в интересах всего человечества и каждого человека.

Вспомним, что еще Н. Н. Баранский призывал географов «мыслить континентами». Однако в наши дни и такого подхода уже не достаточно. Глобальные проблемы нельзя решать только «глобально» и даже «регионально». Начинать их решение надо со стран и районов. Вот почему ученые выдвинули лозунг: «Мыслить глобально, действовать локально». Все начинается с нас…
Мы, молодое поколение, серьезно относимся к этой проблеме и не можем оставаться безучастными к ней, ведь загрязнение окружающей среды портит еще и природную красоту нашей планеты. В школах нашего района еженедельно проводятся экологические десанты. Мы очищаем не только пришкольные дворы, но так же и реки, и скверы – все, что может нарушить благоприятное развитие живого в этих местах.

Даже обычная свалка вносит свой вклад в увеличение концентрации парниковых газов в атмосфере: при гниении отходов без доступа воздуха образуется большое количество метана. А предотвратить скопление мусора вполне в наших силах.
Я считаю, что важно своими руками принести конкретную пользу, сколько бы малой она ни казалась.

В нашей школе часто проводятся круглые столы, где главной темой обсуждения становятся экологические проблемы.
День 22 апреля вот уже более двадцати лет в России отмечается как День Земли. Дню Земли были посвящены праздники, конкурсы, викторины, лекции и беседы: «Земля – кормилица», «Мы природе не враги», «Люблю тебя, Земля моя».

Мы поддерживаем связь со СМИ, пропагандируя чистоту окружающей среды. Стало доброй традицией выпускать ежемесячную стенгазету «Природа – это МЫ». В школах моего района действуют детские объединения «Юные экологи», которые следят за соблюдением бережного отношения к природе, проводят различные акции, привлекающие внимание жителей нашего района.
Дни защиты от экологической опасности проходят под девизом: «Толерантность, гуманность, милосердие». В это время ребята участвуют в научно-практических конференциях со своими исследованиями по экологическому состоянию воды, воздуха, флоры и фауны, оказывают посильную помощь в решении экологических проблем.

«Если каждый человек сделает хоть одно доброе дело для сохранения природы, то как прекрасна будет планета Земля» – вот лозунг Дней защиты от экологической безопасности.

Проблема загрязнения окружающей среды сложна и серьезна. Автомобили загрязняют воздух, но предоставляют нам возможность передвижения. Фабрики отравляют воду, но они дают работу людям и производят необходимые товары. Удобрения и пестициды важны для сельского хозяйства, но они могут разрушать почву.

Таким образом, человечеству пришлось бы прекратить пользоваться многими полезными вещами, если бы оно захотело прекратить загрязнение окружающей среды сразу. Большинство людей с этим не согласно. Однако, загрязнение может быть сокращено постепенно. К счастью, еще не поздно, и мы можем решить эти экологические проблемы. У нас есть время, деньги и технологии, чтобы сделать нашу планету лучше, чище и безопаснее. Мы можем высаживать деревья и создавать парки для животных, находящихся в опасности; перерабатывать отходы, убедить предпринимателей прекратить загрязнение окружающей среды, так как ясно, что наше безрассудное использование топлива и химических веществ разрушает нашу планету и её будущее.

Тысячелетиями человек жил, работал, развивался, но он и не подозревал, что, возможно, настанет день, когда станет трудно, а может и невозможно, дышать чистым воздухом, пить чистую воду, выращивать что- либо на земле, так как воздух ? загрязнен, вода ? отравлена, почва ? заражена радиацией или другими химическими веществами. Но многое изменилось с тех пор. И в нашем веке это вполне реальная угроза, и не многие люди осознают это. Такие люди ? владельцы крупных заводов, нефтегазодобывающей промышленности, думают только сверхприбыли. Они пренебрегают правилами безопасности, игнорируют требования экологической полиции, GREANPEACE-а, порой им бывает просто лень купить новые фильтры для промышленных стоков, газов, загрязняющих атмосферу. А какие могут быть последствия подобного отношения к природе? Еще один Чернобыль, если не хуже.

Каждый человек должен осознавать, что Человечество на грани гибели. Мы все должны проникнуться мыслью: решение экологических проблем необходимо не только нам, но и нашим детям, внукам. «Мы не унаследовали землю у наших предков. Мы взяли ее в долг у наших детей», - сказано во «Всемирной стратегии охраны природы», принятой под эгидой ООН.

Я считаю, что человеку необходимо срочно менять свое отношение к природе, нужно, чтобы природа снова стала для всех такой же культурной ценностью, какой она была прежде, в древности.

Беда В. Г. (VII – VIII н. э.) рассказывает следующее: один из герцогов сравнил жизнь человека с пребыванием в помещении воробья в зимнее время. «В очаге горит огонь, согревая зал, а снаружи бушует буря. Прилетает воробей и быстро пролетает через зал, влетев в одну дверь и вылетев из другой. Как только он пролетел через небольшое пространство, где ему было приятно, он исчезает и из зимы возвращается в зиму. Такова и жизнь человека, подобная мгновению. Что ей предшествовало и что за ней последует, нам неизвестно…».

Внутренняя культура человека становится для него второй природой, от нее нельзя отказаться, отбросив заодно и все завоевания человечества.

Культура – это то, что человечество создаёт в течение многовековой истории. Но в тоже время, культура существует только на основе природы.

Покоряя природу, мы разрушаем себя, лишаясь чувства красоты, любви сострадания, которые являются главными составляющими нашей цивилизации. А природу нужно охранять и потому, что она прекрасна. Еще не было человека, а мир уже блистал во всем своем великолепии.

Культура мира только тогда будет живой, полной энергии, когда будет достигнуто глубокое понимание того, что «…природа не бездушный лик, в ней есть душа, в ней есть свобода, в ней есть любовь, в ней есть язык» (Федор Тютчев).

 
Гергель В.В., кандидат исторических наук, доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин МИОО, военный наблюдатель ООН в 1973–1976 гг., директор Музея миротворческих операций (редактор вестника).
Захаров В.Ф., директор Центра международных образовательных программ, военный наблюдатель ООН в 1976–1979 гг.
Исаенко А.И., военный наблюдатель ООН в 1973–1976 гг.
Комляков Е.Е., заместитель директора школы № 1239 (г.Москва), военный наблюдатель ООН в 1980–1982 гг.
© 2001–2007 Музей миротворческих операций. Все права защищены.