(Принят 12 апреля 2002 года участниками конференции «Школа мира — школа юных миротворцев», г. Москва)
Кодекс создается в связи с Международным десятилетием культуры мира и ненасилия в интересах детей планеты, провозглашенным Резолюцией 3/25 от 10.11.1998 г. Генеральной Ассамблеей ООН. Он основывается:
- на положениях Устава ЮНЕСКО, который гласит, что «мысль о войне возникает в умах людей, поэтому в сознании людей следует укоренять идею защиты мира»;
- на Всеобщей Декларации прав человека, признающей, что мир — это не просто отсутствие конфликтов, а позитивный, динамичный и основанный на широком участии процесс, в котором поощряется диалог и урегулируются конфликты в духе взаимопонимания и сотрудничества;
- на Манифесте 2000 года в поддержку культуры мира и ненасилия, подготовленном группой Лауреатов Нобелевской премии и принятом в Париже в марте 1999 г., который обращен как ко всему международному сообществу, так и к отдельным гражданам, преследуя цель побудить каждого человека осознать важность идеалов мира, толерантности и солидарности и руководствоваться ими в своей повседневной жизни, реализуя тем самым культуру мира на практике;
- на других документах системы ООН, определяющих необходимость ликвидации всех форм дискриминации и нетерпимости, в том числе основанных на расе, цвете кожи, языке, религии, политических или иных убеждениях, национальном, этническом или социальном происхождении, имущественном статусе, инвалидности, рождении или ином статусе.
Принимая во внимание перечисленные выше документы «Кодекс чести юного миротворца» призывает всех участников детского миротворческого движения:
Общие положения
Осознавать добровольность Детского миротворческого движения, важность и необходимость уважения миротворческой деятельности.
Понимать цели и задачи Детского миротворческого движения, как начальный этап подготовки к деятельности по созданию атмосферы мира на Земле и внедрению идей культуры мира в основу жизни граждан любого государства планеты.
Быть инициаторами организации школьных миротворческих отрядов, обязанностью которых, в первую очередь, должно стать создание психологического климата в школе или другой детской организации в духе культуры мира.
Толерантность, культура мира и ненасилия
Уважать жизнь и достоинство каждого человека, без какой бы то ни было дискриминации и предубеждения, не допуская унижения и нанесения физического и морального ущерба любому человеку.
Настойчиво проводить в жизнь ненасилие, отвергая любое насилие в отношении других детей и взрослых, в первую очередь — обездоленных и людей, находящихся в наиболее уязвимом положении.
Принимать взвешенные решения и отвечать за свои поступки, аргументировано отстаивая свое мнение, опираясь на советы старших, общественное мнение, и основывая свои идеи на существующих демократических принципах, заложенных в нормативных актах различных государств и мирового сообщества.
Достойно и культурно вести себя в обществе, не допуская для себя сквернословия и поступков, порочащих честь юного миротворца.
Своим поведением и поступками подавать пример сверстникам и младшим школьникам.
Отстаивать свободу выражения мнений и культурное многообразие, неизменно прислушиваясь к другим людям, вступая с ними в диалог, никого не отвергая, избегая фанатизма и злословия.
Взаимодействие в сообществе юных миротворцев
Взаимодействовать с юными миротворцами других организаций, укреплять солидарность в сообществе юных миротворцев, проявлять инициативу в создании и работе координирующего центрального органа сообщества юных миротворцев.
Пропагандировать идеи миротворчества и культуры мира среди своих сверстников и младших школьников.
Расширять систему взаимодействия с младшими школьниками, обеспечивая просвещение детей, начиная с раннего возраста в вопросах ценностных установок, мировоззренческих взглядов, типов поведения и образов жизни, с тем, чтобы, вырастая, они могли решать любые споры мирным путем в духе уважения друг друга.
Делиться своими знаниями и опытом с соратниками по Движению юных миротворцев, выступая инициаторами и организаторами совместных встреч, семинаров, конференций и других мероприятий.
Добродетельность
Делиться своим временем и материальными ресурсами и быть щедрыми.
Быть милосердными, участвовать в организации и работе подразделений юных миротворцев, оказывающих помощь пожилым людям, больным и инвалидам, социально незащищенным и другим нуждающимся в помощи.
Реализовывать самому и поддерживать других в стремлении сохранить природное равновесие на планете, сохраняя и преумножая природный потенциал планеты.
Образование и подготовка юных миротворцев
Постоянно стремиться к получению информации о состоянии Мира в целом и положении дел в различных регионах планеты, используя всевозможные источники информации.
Участвовать в организации своего учебного процесса, используя возможность обращения к администрации учебного заведения с просьбой о пересмотре учебных планов с учетом Комплексных рамок действий по воспитанию в духе мира, прав человека и демократии, принятых в 1995 г. ЮНЕСКО.
Пополнять свой запас знаний, умений и навыков по различным учебным программам в рамках подготовки юных миротворцев.
Уделять должное внимание своей нравственной, психологической и физической подготовке для того, чтобы найти общий язык с представителями различных народов мира и достойный миротворца выход из любой, даже самой сложной, ситуации.
Стремиться пополнять свои знания, умения и навыки в области психологического образования с целью научиться толерантно относиться ко всем людям и решать споры и конфликты только мирным путем.
Стремиться постоянно расширять и углублять свои знания в области культурного наследия любого народа и всей Земной цивилизации, пропагандировать необходимость этих знаний среди сверстников и младших школьников.
Считать необходимым и обязательным свое образование в области прав человека и изучении других документов ООН.
Знать родной язык и родную культуру, уметь демонстрировать культурные ценности своего народа для представителей других стран.
Изучать иностранный язык, необходимый для общения в международном сообществе миротворцев и для проведения миротворческих операций в различных регионах мира.
Укреплять свое физическое здоровье, поддерживать себя в должной физической форме, не приобщаясь или избавляясь от вредных привычек. Принимать участие в спортивных соревнованиях юных миротворцев, демонстрируя свои спортивные достижения.
Уметь оказывать первую помощь пострадавшим в различных ситуациях, пользуясь средствами индивидуальной защиты. Ежегодно сдавать необходимые нормативы по различным положениям Личной книжки юного миротворца.