Вестник Музея миротворческих операций
Миротворцы всех стран, — соединяйтесь!
Голос миротворцев
№ 80
26 января 2003
E-mail орган Движения юных миротворцев и школ мира (http:/www.un-museum.ru/vestnik/)
Издается с 13 февраля 2001 года
Контакты:
141500, Московская область, г.Солнечногорск, ул.Дзержинского, д.20, к.57
Тел.: (095) 994–10–73
Е-mail: director@un-museum.ru;
http://www.un-museum.ru
Вестник издается
Московской областной общественной организацией «Союз миротворцев» при содействии Московского института открытого образования и Информационного центра ООН в Москве.
Вестник рассылается
директорам школ в России и СНГ, российским миротворцам, работающим в миссиях ООН и ОБСЕ, ветеранам миротворцам в России и в Украине, а также представителям организаций системы ООН, аккредитованных в России.

Содержание:


Пробный сайт Совета детского движения Москвы

Пробный сайт секретариата Совета детских общественных объединений столицы открылся Интернете по адресу: http://www.sovet.un-museum.ru
На сайте можно ознакомиться с Договором, подписанным 64 детскими организациями в Мэрии Москвы 10 декабря прошлого года, узнать как прошел первый слет лидеров и активистов детских общественных объединений в Детском спортивно-оздоровительным комплексе «Московия», заглянуть в копилку методического опыта.

Предложения и замечания по структуре и оформлению пробного сайта можно направлять по адресу support@un-museum.ru.


Конкурс к Международному году питьевой воды

От: Marina Shirshova
Тема: Материалы по конкурсу плакатов
Дата: 23 января 2003 г. 15:57

Конкурс.Международный Год пресной воды.doc

АНОНС
ОБЪЯВЛЯЕТСЯ КОНКУРС ПЛАКАТОВ

Информационный центр Организации Объединенных Наций в Москве совместно с Сетью школ мира проводит конкурс плакатов, посвященный Международному году пресной воды (2003).

Тема конкурса
Международный год пресной воды (2003), объявленный Генеральной Ассамблеей, проходит на фоне очень серьезных проблем. Согласно данным ООН, 1,2 млрд. человек не имеют доступа к безопасной питьевой воде и 2,4 млрд. человек не имеют доступа к надлежащим средствам санитарии. Ежегодно от болезней, вызванных использованием небезопасной воды, умирает более 3 миллионов человек. На Саммите тысячелетия в 2000 г. мировые лидеры выразили решимость сократить вдвое к 2015 г. долю людей на земном шаре, не имеющих доступа к безопасной питьевой воде. Кроме того, на Всемирной встрече на высшем уровне по устойчивому развитию, которая состоялась в 2002 г. в Йоханнесбурге, был дополнительно принят план, предусматривающий также к 2015 году сократить вдвое число людей, не имеющих доступа к основным услугам санитарии.

Международный год пресной воды должен мобилизовать мир на достижение данных целей, повышая уровень информированности землян об этой проблеме, создавая новые идеи и стратегии ее решения. В этой связи Организация Объединенных Наций запланировала целый ряд мероприятий, центральное место среди которых отводится Международной конференции «Всемирный форум водных ресурсов» (Киото, Япония, 16 - 23 марта 2003 г.).

Более подробную информацию о Международном годе пресной воды вы можете получить из прилагаемого пресс-релиза, а также на сайте ООН:

www.un.org/russian/events/water/index.html

Возраст участников
На конкурс принимаются работы детей и подростков в возрасте от 7 до 17 лет

Формат
Плакаты должны быть выполнены на ватманской бумаге размером A2 (60x42 см)
Плакат может сопровождаться подписью, раскрывающей передаваемую рисунком идею.
Участники конкурса должны заполнить прилагаемый ниже формуляр (анкету участника конкурса) и приклеить его к обратной стороне плаката.

Сроки проведения конкурса
Преподавателям рекомендуется провести разъяснительные уроки в школах, используя прилагаемые материалы по Международному году пресной воды, чтобы детям были понятны цели и задачи года, а также замысел конкурса. Школы и другие коллективные участники проводят промежуточный конкурс и отбирают не более трех работ для передачи в Информцентр ООН.

Работы должны поступить в Информцентр ООН не позднее 10 апреля с.г.

Итоги конкурса будут подведены в мае с.г. Победители будут награждены дипломами и памятными подарками.

Наш адрес: г. Москва, 119002, Глазовский пер., 4/16 (м. Смоленская Арбатско-Покровской линии)
Телефон для справок: (095) 241-28-94

 

АНКЕТА УЧАСТНИКА КОНКУРСА.Год пресной воды.doc

АНКЕТА УЧАСТНИКА КОНКУРСА

1. Фамилия, имя __________________________________________________________

2. Возраст________________________________________________________________

3. Класс__________________________________________________________________

4. Номер школы ___________________________________________________________

5. Адрес и телефон школы _________________________________________________

6. Ф.И.О. преподавателя __________________________________________________

7. Название работы _______________________________________________________

8. Краткое изложение идеи плаката ________________________________________ __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________


Из почты вестника

От: Liceum
Тема: Об участии в мероприятиях проекта
Дата: 21 января 2003 г. 11:57

Добрый день !
С новогодним приветом и пожеланиями успеха обращаются к вам преподаватели и учащиеся МОУ "Державинский лицей" г.Петрозаводска Республики Карелия. Узнав от сотрудников нашего центра Интернет-образования о вашем проекте, мы хотели бы получить информацию о реальности участия в мероприятиях проекта в этом году. Державинский лицей работает по программе профильного обучения. В этом учебном году мы работаем по созданию оптимальных условий для развития каждого ученика на основе его индивидуальных особенностей, над воспитанием гражданских и нравственных качеств, над развитием творческого мышления, необходимого для познания, фактической деятельности, ориентации в мире.
Мы готовы к проведению миротворческих и других мероприятий, проводимых в рамках проекта.

Надеемся на сотрудничество,
от имени преподавателей МОУ "Державинский лицей"
зам.директора Сергей Кудряшов.


В сети школ мира 45 образовательных учреждений

Сорок пятой школой, подключившейся к проекту «Сеть школ мира», стала школа № 134 города Минска (Республика Беларусь). Директор школы — Позенко Елена Васильевна, координатор проекта в школе Мусская Велена Николаевна, ответственный за реализацию проекта в Республике Беларусь — Савицкая Наталья Николаевна, тел. 247–79–63; e-mail: antares_n@tut.by

С планом миротворческих мероприятий минской школы № 134 можно ознакомиться в Вестнике «Голос миротворцев».

От: Савицкая Наталья
Тема: Об участии в мероприятиях проекта
Дата: 21 января 2003 г. 11:57

Извините за вынужденное молчание, были некоторые проблемы с электронной почтой. Ваши письма получили. С предоставленым соглашением о намерениях согласны.

С белорусскими миротворцами Хомяковым К.К. и Вашуриным Ю.П. связаться удалось. Правда, были некоторые сложности - телефоны миротворцев изменились.

Надеемся в ближайшее время организовать с ними встречу.

С уважением, Савицкая Наталья,
куратор проекта "Сеть школ мира" в Республике Беларусь.
г.Минск

 

СОГЛАШЕНИЕ О НАМЕРЕНИЯХ

г.Минск — г.Москва «14–15» декабря 2002 г.

Школа № 134 г.Минска, в лице директора Позенко Е.В., и Музей миротворческих операций Московской областной общественной организации «Союз миротворцев», в лице директора Гергеля В.В., обсудив вопрос о возможности вступления школы в проект «Модель миротворчества ООН — Сеть школ мира», согласовали следующие намерения:


А) ШКОЛА:

  1. Подает заявление о вступлении в проект и осуществляет в 2002/2003 учебном году следующие мероприятия:
    а) назначает педагога, ответственного за реализацию проекта в школе, и создает условия для формирования общественно активной миротворческой организации (клуба), на которую администрация школы могла бы возложить решение широкого комплекса социальных и воспитательных задач на основе идеалов мира и добра.

    С этой целью школа:

    • выделяет помещение для работы ученической миротворческой организации (клуба);
    • приобретает при содействии Музея атрибутику участников образовательно-спортивной игры «Модель миротворчества ООН» (в том числе флаг ООН, голубые береты и бейсболки с символикой игры, голубые шарфы, значки и др.), а также учебно-методические материалы и учебники;
    • размножает в количестве 5 экземпляров еженедельные выпуски Вестника Музея «Голос миротворцев», рассылаемые по электронной почте Музеем, для информирования членов организации (клуба), педагогов и учащихся школы, а также руководства городского отдела образования;
    б) проводит по согласованию с Музеем семинары, конференции, школьные районные и областные слеты юных миротворцев с участием миротворческих организаций (клубов) и школ, входящих в сеть школ мира, а также белорусских, российских и зарубежных ветеранов-миротворцев ООН;
    в) представляет руководителю проекта ежеквартальные отчеты о проделанной работе, а также список наиболее активных школьников, сдавших нормативы программы «Юный миротворец», для награждения почетным значком «Юный миротворец» и «Юный миротворец-инструктор» по решению Совета ветеранов Музея;
    г) по согласованию с Музеем представляет движение школ мира и юных миротворцев на семинарах и конференциях в Республике Беларусь, России и других странах;
    д) безвозмездно обменивается опытом работы по реализации проекта с другими образовательными учреждениями, входящими в сеть школ мира.
  2. Для ознакомления педагогов и школьников с миротворческой деятельностью ООН школа организует к Дню ООН (24 октября 2003 г.), выставку литературы и материалов, посвященных миротворчеству.
    В дальнейшем, выставка по согласованию с Музеем безвозмездно передается другой школе, входящей в сеть школ мира, и используется при проведении миссий мира юными миротворцами.
  3. Школа может выйти из состава участников проекта по решению директора или педагогического коллектива школы.

Б) МУЗЕЙ:

  1. Принимает решение о включении школы в состав участников проекта «Модель миротворчества ООН — Сеть школ мира» и направляет директору школы письмо, удостоверяющее ее вступление в проект.
  2. Осуществляет безвозмездное консультирование и руководство реализацией проекта в школе, а также предоставляет на безвозмездной основе образовательные услуги педагогу, ответственному за реализацию проекта в школе, и другим представителям школы. При этом музей передает им всю необходимую информацию, а также знакомит их с методиками и научными наработками, полученными в ходе реализации проекта в 1998–2003 гг.
  3. Для ознакомления педагогов и учащихся школы с опытом миротворческой деятельности ООН Музей безвозмездно высылает по интернету материалы и литературу для организации в школе передвижной выставки литературы и материалов, посвященных миротворчеству.
    В дальнейшем по согласованию с Музеем выставка передается другой школе мира и используется при проведении миссий мира юными миротворцами.
  4. Предоставляет школе возможность полноправного участия в мероприятиях Движения юных миротворцев и школ мира (семинарах, конференциях, слетах, миссиях мира и др.), проводимых во взаимодействии с представительствами системы ООН и зарубежными партнерами.
  5. Информирует белорусских, российских и зарубежных ветеранов-миротворцев ООН, российских представителей в миссиях ООН за рубежом, представительства системы ООН в России, средства массовой информации, НПО и российские школы мира о миротворческой деятельности школы г. Минска в рамках проекта «Модель миротворчества ООН — Сеть школ мира».
  6. По итогам работы в течение 2002/2003 учебного года Музей выдает школе Свидетельство «Школа мира — 2003», а также заносит в Галерею Почета имена наиболее активных членов ученической миротворческой организации, сдавших нормативы по программе «Юный миротворец» и награжденных Советом ветеранов Музея почетным значком «Юный миротворец».
  7. Музей имеет право принять решение об исключении школы из состава участников проекта «Модель миротворчества ООН — Сеть школ мира» за не предоставление ежеквартальных отчетов о ходе реализации проекта, продажу или передачу без согласования с Музеем методик и научных наработок сторонним организациям, не входящим в Сеть школ мира.

Настоящее соглашение не налагает на его участников никаких финансовых и юридических обязательств.


Культура Индии будет представлена в городе Троицке

Большую работу по гражданскому воспитанию школьников проводит педагогический коллектив Троицкой гимназии, вступившей в проект «Сеть школ мира» в сентябре 2002 года. По итогам миротворческой акции «Декада добрых дел», проходившей с 1 по 10 декабря 2002 года, гимназия была награждена Свидетельством признания добровольной миротворческой деятельности.

В начале февраля администрация города и Троицкая гимназия и планируют принимать у себя гостей из Индии.
Представители школ мира, заинтересованные в обмене опытом и изучении индийской культуры, могут обратиться за приглашением к директору гимназии Гуровой В.Я.. План миротворческих мероприятий гимназии на 2003 год, ее контактные телефоны см. найти на сайте «Сеть школ мира».

Программа Дней Культуры Индии в г. Троицке

1 февраля 2003 года — «Индия — детям»

12.00–14.00 Культурная программа для учащихся гимназии (гимназия г.Троицка).
12.00–14.00 Класс йоги для всех желающих (Троицкая филармония:Сиреневый бульвар, д.1).
12.00–18.00 Продажа восточных товаров (Троицкая филармония).
16.00–18.00 Открытие выставки индийских кукол. Мастер-класс индийских артистов.
Художественная акция «Индия глазами детей» (Выставочный зал «ТРИНИТИ», ул.Центральная, д.28)

2 февраля 2003 года — «День искусства Индии»

11.00 Круглый стол «Сотрудничество ради будущего» (Центр молодёжного досуга: ул.Пионерская, 13)
12.00–14.00 Праздничный концерт: Выступление Главы города Троицка, представителей Посольства Индии в РФ, нар.арт.РФ Г.М.Печникова.Выступление индийских танцоров и музыкантов, детей Троицка (Центр молодёжного досуга).
14.00 Фуршет (Центр молодёжного досуга). Осмотр выставки индийских кукол.

В рамках Дней культуры Индии с 27 января по 2 февраля 2003 года состоится показ фильмов об Индии на Троицком телевидении.


Занятие по гражданскому воспитанию в МИОО

Очередное занятие в Московском институте открытого образования по гражданскому воспитанию в духе культуры мира и миротворчества состоится 28 января в 15 часов в аудитории № 26.

На занятии планируется:

а) обменяться опытом участия представителей школ мира и клубов юных миротворцев в слете лидеров и активистов детских общественных объединений в ДСОК «Московия»;
б) ознакомиться с планом проведения в школе № 271 Фестиваля российских видов спорта (28 февраля и 1 марта);
в) обсудить ход подготовки школьников к сдаче зачетов по программе «Юный миротворец»;
г) ознакомить слушателей с тематикой курсовых работ.

Тематика курсовых работ
«Гражданское воспитание в духе культуры мира и миротворчества»

Слушателям курсов (группы № 287 и 288) предлагаются следующие темы курсовых работ (на выбор):

  1. Комплексная городская программа «Москва на пути к культуре мира» и ее роль в организации гражданского воспитания школьников в духе культуры мира и миротворчества.
  2. Опыт работы по организации гражданского воспитания школьников в общеобразовательной школе. На примере школы № …
  3. Формы и методы организации воспитательной работы в духе культуры мира и миротворчества в гобщеобразовательной школе.
  4. Методика организации добровольческой и миротворческой деятельности в школе, гимназии, лицее. На примере проведения миротворческих акций «Декада добрых дел» в 2000–2002 годах.

  5. Из опыта работы по гражданскому воспитанию школьников в новых социально-экономических условиях.
  6. Воспитание школьников в духе культуры мира и миротворчества. Из опыта работы школы № … в рамках реализации проекта «Сеть школ мира».
  7. Миротворческая деятельность ООН и культура мира как основа гражданского образования и воспитания.
  8. Визитная карточка школы: опыт организации гражданского воспитания в духе культуры мира и миротворчества.

Объем курсовой работы — 1 авторский лист (18 стр. через полтора интервала)


Курсовая работа «Воспитание школьников в духе культуры мира и миротворчества.
Из опыта работы школы № … в рамках реализации проекта «Сеть школ мира»

(Методические указания)

Содержание работы:

Вступление. Кратко о роли и значении воспитания в духе культуры мира и миротворчества для создания благоприятного климата в образовательном учреждении.

Основная часть.

  1. Краткая характеристика школы:
    а) тип учебного заведения (полное название), адрес, телефон, факс, электронная почта, вебсайт
    б) количество учащихся, к-во классов, к-во учащихся (учатся на «4» и «5»), дети-инвалиды, „трудные“ дети, дети-переселенцы, беженцы, национальный состав;
    в) количество преподавателей (высшей, первой, второй категорий, кандидаты и доктора наук, заслуженные учителя, лауреаты премий);
    г) учебная база (количество и оснащенность помещений, библиотеки, компьютерного класса, спортивной базы);
    д) специализация школы, связи с ВУЗами и учебными центрами, связи с общественными организациями, с другими учебными заведениями РФ и зарубежья.
  2. Организация воспитательной работы в школе в новых социально-экономических условиях.
    Перечислить и дать характеристику основным воспитательным мероприятиям (в т.ч. туристические поездки, экскурсии, международные лагеря), проводившимся в предшествующие годы (до вступления в проект «Сеть школ мира»).
  3. Содержание проекта «Сеть школ мира»
    а) опыт миротворческой деятельности ООН и культура мира как основа гражданского образования и воспитания школьников.
    б) Прокомментируйте определение
    «гражданское образование рассматривается как система воспитания и обучения личности, предусматривающая создание условий для становления гражданской нравственной позиции, гражданской компетентности и обретения опыта общественно-полезной гражданской деятельности в контексте непрерывного образования», данное на конференции «Гражданское образование: российский путь» (см. материалы конференции в Вестнике «Голос миротворцев» № 65).
    в) что подразумевается под выражением «миротворческое мероприятие» в проекте «Сеть школ мира»?
    г) учебные материалы по проекту «Сеть школ мира» и их краткая характеристика. Укажите названия книг и брошюр, предоставленных Информационным центром ООН в Москве в ходе реализации проекта.
  4. Опыт работы школы по воспитанию учащихся в духе культуры мира и миротворчества.
    а) указать основные мероприятия, проводимые по плану воспитательной работы школы как самостоятельно, так и в рамках проекта «Сеть школ мира».
    б) участие в других отечественных и зарубежных проектах, олимпиадах, конференциях, семинарах, выставках и пр. и результаты участия (за последние 2 учебных года).
    в) список публикаций и печатных работ учителей по проблематике культуры мира и миротворчества (за последние два года).

Заключение. Краткие выводы.

Приложения:

  1. Заявка школы на участие в Декаде добрых дел (с 1 по 10 декабря 2002 г.)
  2. План миротворческих мероприятий школы на 2002–2003 учебный год.

Литература и источники

  1. Статья министра образования РФ Филиппова («Учительская газета» от 24 сентября 2002 г. № 39) «Говорят, что МО будет уделять гражданскому воспитанию школьников значительно больше внимания, чем это было в предыдущие годы…»
  2. Книга «Москва на пути к культуре мира» Издание центра «Этносфера», Москва, 1999 г.
  3. Лихачев Д.С. «Десять заповедей человечности»
  4. Вебсайт «Сеть школ мира».
  5. Материалы конференции «Гражданское образование — Российский путь» в Вестнике «Голос миротворцев» № 65
  6. Проект образовательно-спортивной игры «Модель миротворчества ООН» в книге «Первый всероссийский конкурс «Лучшие проекты по международному сотрудничеству в сфере образования». Сборник материалов и рекомендаций. Москва, 1998, Академия администраторов образования. ISBN-5-89626-005-9.
  7. Проект Кодекса чести юного миротворца в материалах конференции «Школа мира — школа юных миротворцев» 12 апреля 2002 г.
  8. Анатолий Исаенко. Седьмая заповедь блаженства.
  9. Екатерина Крюкова. Воспоминания старшего группы советских военных наблюдателей ООН. Независимое военное обозрение № 41, 1998 г.
  10. Гергель В.В. Положение о реализации проекта «Модель миротворчества ООН».

Оформление титульного листа курсовой работы

Департамент образования города Москвы
Московский институт открытого образования

Курсовая работа
(название работы)
слушателя группы № 287 (288)
(должность, учебное заведение, принадлежность к округу, указание на городское подчинение)
(фамилия и инициалы)

Научный руководитель
доцент, кандидат исторических наук Гергель В.В.

Москва — 2003

Редакционный совет и Совет ветеранов музея:
Гергель В.В., к.и.н., ведущий научный сотрудник МИОО, военный наблюдатель ООН в 1973–1976 гг., директор Музея миротворческих операций (редактор вестника).
Заруба И.И., начальник Российского курса подготовки военных наблюдателей ООН (г.Солнечногорск), военный наблюдатель ООН в 1992–1994 гг.
Захаров В.Ф., директор Центра международных образовательных программ, военный наблюдатель ООН в 1976–1979 гг.
Исаенко А.И., военный наблюдатель ООН в 1973–1976 гг.
Комляков Е.Е., заместитель директора школы № 1239 (г.Москва), военный наблюдатель ООН в 1980–1982 гг.
© 2001—2002 Музей миротворческих операций. Все права защищены.