|
|||||||
|
|||||||
|
|||||||
Оргкомитет к юбилею миротворцев РоссииЗавершается формирование организационного комитета и рабочей группы по
подготовке к празднованию 30-летия участия России в миротворческих операциях
ООН. Предложение о создании такого оргкомитета было внесено Советом ветеранов
Музея миротворческих операций в середине ноября 2002 года (подробнее см.
Вестник «Голос миротворцев»
№ 69 Юбилей российских миротворцев). В состав оргкомитета и рабочей группы вошли (список дается в хронологическом порядке): Организационный комитет
Рабочая группа
Как защитить WWW от вирусного терроризма?
Пресс-релиз рабочей группы при Минтруда
Англоязычная версия вестника «Голос миротворцев» выпущена 13 январяПервый выпуск англоязычной версии вестника «Голос миротворцев» № 78/2 опубликован 13 января 2003 года на сайте Музея миротворческих операций. Периодичность выхода англоязычного выпуска 1 раз в месяц. Подписаться на издание можно на странице Bulletin "Voice of Peacemakers" на сайте Музея. Военно-патриотическое воспитание: миротворческий аспект17 декабря 2002 года в Государственной Думе состоялся круглый стол на тему «Молодежь и будущее Вооруженных Сил». Ниже приводится текст доклада научного руководителя проекта «Модель миротворчества ООН Сеть школ мира» В.В.Гергеля, переданный в Фонд реабилитации и поддержки «Мир Семьи» для публикации в Сборнике материалов круглого стола. Военно-патриотическое воспитание молодежи: миротворческий аспект Общий анализ современного состояния и развития вооруженных сил стран-членов ООН свидетельствует о том, что в последние десятилетия армии многих государств стали выполнять целый ряд новых функций, не свойственных им в начале XX века. Так, в связи с ростом техногенных катастроф и природных катаклизмов в конце XX начале XXI вв. вооруженные силы стали чаще привлекаться к спасательным операциям. Свидетельством этому являются события, последовавшие за крупным землетрясением в Турции 2 года назад или за недавним наводнением в Центральной и Западной Европе, когда для спасения людей использовались не только пожарные и полицейские подразделения, но и контингенты военнослужащих. Другой функцией, не свойственной вооруженных силам в прошлом, стала
миротворческая деятельность, направленная на разрешение межнациональных и
межэтнических конфликтов в различных горячих точках планеты
под флагом По некоторым оценкам, с 1948 года (11 июня 1948 года началась первая миротворческая операция ООН) по 2000 год в операциях ООН по поддержанию мира приняло участие свыше 1 миллиона военнослужащих стран-членов ООН. При этом более 1500 военнослужащих погибли при исполнении интернационального миротворческого долга. Расширение функций и сфер применения вооруженных сил в начале 3-го тысячелетия предъявляет новые требования, не только к профессиональной подготовке военных, но и к подготовке молодежи для службы в вооруженных силах. Помимо умения профессионально владеть оружием, военнослужащие и допризывная молодежь должны также знать и использовать различные методы мирного разрешения конфликтов и кризисных ситуаций. При этом в связи с увеличением мощности и разрушительного воздействия современного вооружения и техники на окружающую среду возрастают требования к духовно-нравственному воспитанию военнослужащих и допризывной молодежи. Следует заметить, что отсутствие в России общественно признаваемой концепции перехода к новой социально-экономической формации и экспансия в средствах массовой информации культа наживы и насилия, не могли не оказать негативного влияния на духовное развитие молодежи. В результате отсутствия систематической работы с детьми и подростками повсеместно растет преступность и наркомания, происходит утрата традиционных этических норм взаимоотношений, падает социальная коммуникабельность, ставя под сомнение возможность сохранения национальной самобытности и духовности. Негативные тенденции в области воспитания подрастающего поколения не могут не беспокоить. Происходящее глубоко волнует не только педагогов и тех, кто по долгу службы занимается подростками и молодежью тревогу выражают родители, представители государственных структур, общественные деятели. Общество все более настойчиво выдвигает задачу повышения ответственности как государственных, так и негосударственных структур за воспитание подрастающего поколения. Явный поворот в эту сторону делают традиционные государственные институты, в том числе и ветеранские общественные организации, объединяющие бывших советских и российских сотрудников системы ООН, накопивших немалый опыт разрешения конфликтов и кризисных ситуаций в ходе миротворческих и гуманитарных миссий мирового сообщества. Еще в недалеком прошлом военно-патриотическое воспитание молодежи было распространено достаточно широко, поскольку оно базировалось на идеологии, утвердившейся в социалистическом государстве, и опиралось на широкую общественную поддержку. Сегодня идет поиск новых форм и методов работы по воспитанию молодежи в принципиально новых социально-экономических условиях. Одним из направлений таких поисков является ведущаяся в Москве и Московской области работа по организации движения юных миротворцев, которое начало складываться в России в конце 90-х годов. Непосредственное формирование клубов и организаций юных миротворцев в Москве и Московской области происходило при поддержке Правительства Москвы и администрации Московской области на базе Музея миротворческих операций, расположенного Учебном центре «Выстрел» Общевойсковой академии Вооруженных Сил РФ (г.Солнечногорск), в результате реализации проекта «Модель миротворчества ООН». Образовательно-спортивная игра «Модель миротворчества ООН» была разработана российскими ветеранами миротворческих миссий ООН и предусматривает обучение детей и подростков основам начальной военной подготовки, а также методам несилового разрешения конфликтов и кризисных ситуаций на основе изучения опыта миротворческой деятельности ООН. При этом разработчики проекта исходили из того, что изучение и внедрение этого опыта в практику работы школ и молодежных организаций при определенных обстоятельствах может стать идейной основой гражданского и военно-патриотического воспитания детей и подростков не только в России, но и в других странах СНГ. Подтверждением правильности такого подхода стал положительный опыт проведения весной 1998 г. Московской областной исторической игры «Модель миротворчества ООН 1998». Она была организована Комитетом по делам молодежи администрации Московской области, Музеем миротворческих операций и Центром межнационального образования «Этносфера» при содействии Информационного центра ООН в Москве, Департамента международных организаций МИД РФ, Главного управления кадров МВД РФ и Высших офицерских курсов «Выстрел». Игра проводилась с 20 по 22 мая 1998 года на базе курсов «Выстрел» и включала два этапа: 1-й этап - конкурсы по гражданско-миротворческой тематике и соревнования по военно-прикладным видам спорта и 2-й - историческая игра на местности с элементами учений, которая проводилась на полигоне курсов «Выстрел». В процессе игры команды юных миротворцев, представлявшие военно-патриотические клубы, съехавшиеся в г.Солнечногорск из 10 районов Подмосковья, узнали много нового об истории обороны Москвы, о деятельности мирового сообщества в сфере миротворчества, приобрели практические навыки урегулирования конфликтов в ходе 2-дневной исторической игры на местности с элементами учений. Не менее важным результатом игры стало то, что в Подмосковье образовалось несколько коллективов юных миротворцев, заинтересованных в изучении практического опыта российских миротворцев, принимавших участие в миссиях ООН. Подведя итоги исторической игры 1998 года и высоко их оценив, Московский комитет образования, Комитет по делам семьи и молодежи и Комитет общественных и межрегиональных связей Правительства Москвы поддержали инициативу Музея миротворческих операций и Центра межнационального образования «Этносфера» о проведении в июне 1999 г. финальной межрегиональной игры «Модель миротворчества ООН 1999» с участием в ней команд школ и молодежных клубов Москвы и Московской области. Игра готовилась и проводилась во исполнение Распоряжения Мэра Москвы № 67 от 1 февраля 1999 года «О подготовке и проведении мероприятий, посвященных 200-летию героического похода русской армии под командованием А.В.Суворова через Альпы». По решению организационного комитета, программа финальной игры была составлена таким образом, чтобы школьники, помимо оздоровительных и спортивных мероприятий, приобретения навыков ликвидации последствий стихийных бедствий (медицинская подготовка, вождение автомобиля, противопожарная подготовка и др.), имели возможность достаточно полно узнать об истории защиты Отечества в годы Великой Отечественной войны. С этой целью в рамках финальной игры, проходившей на «Выстреле» с 11 по 16 июня 1999 г., проводились встречи с ветераном Великой Отечественной войны полковником в отставке Ф.Я.Кулаковым и офицерами Высших офицерских курсов «Выстрел». Кроме того, были организованы встречи детей с участниками миротворческих миссий ООН подполковником запаса Е.Е.Комляковым, майором С.П.Шпак и подполковником И.И.Зарубой. Изучению опыта российских миротворцев способствовало посещение детьми Музея миротворческих операций, экспозиция которого используется при подготовке российских и международных военных наблюдателей ООН на Курсе подготовки военных наблюдателей ООН Высших офицерских курсов "Выстрел". Опрос юных миротворцев, проведенный после окончания финальной игры, однозначно показал, что «Модель миротворчества ООН 1999» достигла своей цели, которая заключалась в том, чтобы в игровой форме обучить детей и подросткам различным способам и методам разрешения конфликтов и кризисных ситуаций. В аналитических записках, подготовленных педагогами-воспитателями, отмечалось, что в результате игры в сознании детей и подростков сформировался образ положительного героя, которому они стремились подражать образ российского миротворца, честно выполняющего свой миротворческий долг в интересах всеобщего мира и готового в случае необходимости с оружием в руках защитить свою Родину от любого агрессора. Финальная игра «Модель миротворчества ООН 1999» получила высокую оценку в средствах массовой информации. Ее фрагменты включались в новостные выпуски московских телеканалов, специальный репортаж был показан по 2-му каналу в программе «Служу Отечеству». В результате успешного проведения игры в Московском регионе стали возникать детские и молодежные организации, заинтересованные в дальнейшем изучении опыта профессиональных российских миротворцев. Последующее развитие организаций юных миротворцев в 19992002 годах проходило в процессе подготовки и реализации в Москве Комплексной городской программы «Москва на пути к культуре мира», предусматривающей проведение целого ряда мероприятий миротворческого содержания. В период между финальными играми и слетами в 2000, 2001 и 2002 гг., а также миссиями мира на Украину (организовывались при содействии Правительства Москвы в 2001 и 2002 гг.) организациями юных миротворцев проводились добровольческие (миротворческие) акции. В декабре проводилась добровольческая (миротворческая) акция Декада добрых дел (с 1 по 10 декабря), а в конце учебного года Весенняя миротворческая акция «Добрые дела юных миротворцев» (с 14 апреля по 14 мая). В ходе этих акций юные миротворцы собирали и отправляли в детские дома подарки, писали письма военнослужащим срочной службы, находящимся в горячих точках, организовывали концерты для ветеранов Великой Отечественной войны. В начале 2002 года коллектив разработчиков образовательно-спортивной игры «Модель миротворчества ООН» приступил к реализации нового проекта под названием «Сеть школ мира». Новый проект стал по существу продолжением проекта «Модель миротворчества ООН» на уровне руководящего состава школьной администрации. Его целью являлось содействие школьной администрации в формировании детского миротворческого актива, на который директор школы, а также органы местного самоуправления могли бы возложить решение широкого комплекса социальных задач. По итогам воспитательной работы в течение учебного года проектом предусматривается вручение наиболее активным образовательным учреждениям свидетельства школы мира. Успешной реализации двухуровнего проекта «Модель миротворчества ООН Сеть школ мира» способствовало то, что в Московском институте повышения квалификации работников образования (ныне МИОО) в 19982002 годах на курсах по гражданскому воспитанию в духе культуры мира и миротворчества повысили свою квалификацию более 200 директоров школ и их заместителей по воспитательной работе. Для информационной поддержки курса в феврале 2001 года, разработчиками проекта был налажен еженедельный выпуск e-mail органа Движения юных миротворцев и школ мира под названием Вестник «Голос миротворцев». На страницах вестника публикуются материалы, поступающие как от российских миротворцев из миссий ООН, так и из школ мира и миротворческих клубов и организаций. В результате содействия реализации проекта со стороны Департамента международных организаций МИД РФ, Главного управления кадров МВД РФ, Информационного центра ООН в Москве, Правительства Москвы, Общевойсковой академии Вооруженных Сил РФ к середине 2002 года в стране сформировалось сообщество клубов (организации) юных миротворцев и общеобразовательных школ, заинтересованных в изучении проблематики миротворчества и ее реализации во внеклассной работе. В сеть школ мира вошли образовательные учреждения, расположенные в регионах России и в Республике Беларусь. В настоящее время Движение юных миротворцев и школ мира объединяет целый ряд организаций и граждан, в частности:
Успешная реализация проекта «Модель миротворчества ООН Сеть школ мира» в 19982002 годах и развитие на его основе Движения юных миротворцев и школ мира свидетельствует о востребованности в России новых подходов к организации гражданского и военно-патриотического воспитания детей и подростков и необходимости формирования молодежной политики, направленной на укрепление и консолидацию гражданского общества. Литература и источники
|
|||||||
Редакционный совет и Совет ветеранов музея: | |||||||
Гергель В.В., к.и.н., ведущий
научный сотрудник МИОО, военный наблюдатель ООН в 19731976 гг.,
директор Музея миротворческих операций (редактор вестника).
Заруба И.И., начальник Российского курса подготовки
военных наблюдателей ООН (г.Солнечногорск), военный наблюдатель ООН
в 19921994 гг.
Захаров В.Ф., директор Центра международных
образовательных программ, военный наблюдатель ООН в 19761979 гг.
Исаенко А.И., военный наблюдатель ООН в 19731976 гг.
Комляков Е.Е., заместитель директора школы
№ 1239 (г.Москва), военный наблюдатель ООН в 19801982 гг.
|
|||||||
© 20012002 Музей миротворческих операций. Все права защищены. |