Вестник Музея миротворческих операций
Миротворцы всех стран, — соединяйтесь!
Голос миротворцев
№ 79
19 января 2003
E-mail орган Движения юных миротворцев и школ мира (http:/www.un-museum.ru/vestnik/)
Издается с 13 февраля 2001 года
Контакты:
141500, Московская область, г.Солнечногорск, ул.Дзержинского, д.20, к.57
Тел.: (095) 994–10–73
Е-mail: director@un-museum.ru;
http://www.un-museum.ru
Вестник издается
Московской областной общественной организацией «Союз миротворцев» при содействии Московского института открытого образования и Информационного центра ООН в Москве.
Вестник рассылается
директорам школ в России и СНГ, российским миротворцам, работающим в миссиях ООН и ОБСЕ, ветеранам миротворцам в России и в Украине, а также представителям организаций системы ООН, аккредитованных в России.

Содержание:


Оргкомитет к юбилею миротворцев России

Завершается формирование организационного комитета и рабочей группы по подготовке к празднованию 30-летия участия России в миротворческих операциях ООН. Предложение о создании такого оргкомитета было внесено Советом ветеранов Музея миротворческих операций в середине ноября 2002 года (подробнее см. Вестник «Голос миротворцев» № 69 — Юбилей российских миротворцев).
Ожидается, что первое (совместное) заседание оргкомитета и рабочей группы состоится в начале февраля 2003 года в помещении Информационного центра ООН в Москве. На нем предполагается обсудить организационный вопрос, а также план мероприятий министерств, ведомств и организаций по подготовке к юбилейной дате.

В состав оргкомитета и рабочей группы вошли (список дается в хронологическом порядке):

Организационный комитет

  • Памфилова Элла Александровна, председатель Комиссии по правам человека при Президенте РФ
  • Коврижных Юрий Васильевич, заместитель министра образования РФ
  • Грановский Андрей Евгеньевич, директор департамента международных организаций МИД РФ
  • Горелик Александр Семенович, директор Информационного центра ООН в Москве
  • Евневич Валерий Геннадьевич (генерал-лейтенант), заместитель командующего СВ ВС РФ по миротворческой деятельности
  • Попов Владимир Иванович (генерал-лейтенант), начальник Общевойсковой академии ВС РФ
  • Попков В.Ю. (генерал-майор внутренней службы), заместитель начальника Главного управления кадров МВД РФ
  • Торкунов Анатолий Васильевич, президент Российской ассоциации содействия ООН
  • Козленко Сергей Иванович, завкафедрой социально-гуманитарных дисциплин МИОО
  • Гергель Валерий Владимирович, директор Музея миротворческих операций, ветеран миротворческих операций ООН (ОНВУП 1973–1976 гг.)
  • Платонов Александр Борисович (полковник), заместитель начальника управления кадров ФПС
  • Захаров Владимир Фёдорович, начальник центра международных образовательных программ МИОО, ветеран миротворческих операций ООН (ОНВУП 1976–1979 гг.)

Рабочая группа

  • Мельниченко Игорь Иннокентьевич, начальник отдела гражданского и патриотического воспитания молодежи Департамента по молодежной политике Министерства образования РФ
  • Курников Николай Алексеевич (полковник), сотрудник Управления кадров ФПС
  • Заруба Илья Иванович (подполковник), начальник курса по подготовке военных наблюдателей ООН Учебного центра «Выстрел» Общевойсковой академии ВС РФ, ветеран миротворческих операций ООН (Зап.Сахара 1992–1994 гг.)
  • Тихомиров Денис Владимирович (майор милиции), начальник Центра подготовки сотрудников внутренних дел и военнослужащих внутренних войск для участия в миротворческих миссиях ВИПК МВД России
  • Тарусин Виктор Иванович, ветеран миротворческих операций ООН (Югославия 1994–1996 гг.)
  • Борисов Алексей Николаевич, ответственный секретарь Российской ассоциации содействия ООН

Как защитить WWW от вирусного терроризма?

От: Vladimir Sergeev
Тема: От СоЭСского ИнформБюро.
Дата: 14 января 2003 г. 14:00

Коллеги, опять началась вирусная атака. Не пора ли начать международную кампанию по противостоянию компьютерному терроризму? Вот набросок письма, которое после обсуждения и доработки предлагаю разослать для сбора подписей подобно письму «Спасите медведей» с конечным адресом — в ООН.

Граждане и гражданки!

Как уже сообщалось в рассылке, новый год ознаменован началом новой войны. Снова враг вероломно, без объявления войны напал на наши компьютеры, нанося огромный ущерб живой (информационной) силе и технике.Коварный враг использует разные хитрости, чтобы навредить как можно большему числу самых беззащитных людей, не щадя ни детей, ни женщин, ни стариков, ни ивалидов.

Трудно, но можно подсчитать материальный ущерб, наносимый ежегодно мировому сообществу этим вандализмом, но не меньший ущерб несет человечество в результате потери информации в Интернет, что особо подчеркивается в программе ЮНЕСКО «Информация для всех». Эти действия распоясавшихся вредителей нарушают одно из основополагающих прав человека, зафиксированных в международно-правовых документах, в том числее Всеобщей Декларации Прав Человека — права на доступ к информации.

Британская компьютерная компания опубликовала исследование, в котором утверждается, что к 2009 году Всемирная сеть перестанет существовать. Предполагается, что к тому времени каждое десятое электронное послание будет содержать вирус, и люди перестанут пользоваться почтой.

Сейчас вирус находится в каждом 300 письме, и спасения от „почтовых червей“ пока нет. Более того, появились новые гибридные вирусы, способные заражать не только компьютеры, но и серверы.

Подобные атаки в будущем нанесут серьезный ущерб скорости работы Сети и ее надежности. РГ 28 сентября 2001 г. Давно пора подписать международную „антивирусную“ конвенцию, (подобную Женевской — о запрете разработки и применения бактериологического и химического оружия).

Лучше бы Бушу этим заняться, чем накалять международную обстановку в поисках несуществующих запасов химикатов в Ираке.

Best regards,
Vladimir mailto:vaser@nukus.freenet.uz


Пресс-релиз рабочей группы при Минтруда

От: sbor@sbornet.ru
Тема: Пресс-релиз Рабочей группы
Дата: 16 января 2003 г. 14:52

По всему полю социальной защиты

Состоялось первое заседание Рабочей группы по вопросам развития социальной защиты населения, благотворительности и добровольчеству при Министерстве труда и социального развития Российской Федерации.

Положение о Рабочей группе и ее персональном составе утверждено приказом министра труда и социального развития РФ Александра Починка на основании распоряжения Правительства России по выполнению решений и рекомендаций Гражданского форума, прошедшего в Кремле в ноябре 2001 г.

Новый постоянно действующий консультативный рабочий орган при Минтруда России создан с целью формирования системного подхода к развитию социальной защиты населения, поддержки благотворительной и добровольческой деятельности. Основным путем достижения этой цели и выполнения других задач, определенных положением о Рабочей группе, станет, прежде всего, разработка членами группы базовых методических рекомендаций и предложений по всему комплексу организационных, экономических и законодательных мер, направленных на решение социальных проблем общества, на создание при этом реальных механизмов его взаимодействия с государством.

И возможности для создания таких механизмов, отметили участники первого заседания Рабочей группы, заложены уже в подходах к формированию ее состава. В соответствии с рекомендациями Гражданского форума, в нем достаточно полно представлены три стороны: федеральные органы исполнительной власти, общественные и другие некоммерческие организации, а также социально ориентированные бизнес-структуры.

Со стороны органов госвласти вместе с первым заместителем министра труда и социального развития РФ Галиной Кареловой, которая назначена председателем Рабочей группы, в ее состав вошли представители еще семи министерств: экономического развития и торговли, финансов, по налогам и сборам, внутренних дел, культуры, образования и здравоохранения.

Как подчеркнула в этой связи начальник управления социально-демографической политики и развития социальной защиты Минтруда Ольга Самарина, под руководством которой прошло первое заседание группы, состав ее участников от общественности и бизнеса столь же представителен и компетентен, дело за адекватным уровнем организации их работы и качеством разрабатываемых предложений.

Этим вопросам и было уделено основное внимание. В соответствии с поступившими предложениями в ходе заседания на добровольной основе были образованы четыре секции Рабочей группы, каждая из которых будет заниматься разработкой соответствующих направлений, избраны руководители секций. Примечательно, что ими стали только представители общественных организаций; за теми, кто представляет власть, остается, очевидно, функция „приема и обобщения“ вырабатываемых в секциях предложений.

Руководителями секций стали: правовой — Нина Беляева, президент международного фонда политико-правовых исследований «Интерлигал», кандидат юридических наук, профессор; по вопросам развития социальной защиты населения — Евгений Водопьянов, президент международного экологического фонда «Синий крест», член оргкомитета Московского Гражданского форума; по вопросам развития благотворительности — Петр Ищенко, президент Союза благотворительных организаций России; по вопросам развития добровольчества — Галина Бодренкова, национальный представитель международной Ассоциации добровольческих усилий.

На первом заседании Рабочей группы при Минтруда России внесены конкретные предложения в план ее работы на 2003 год. Многие из них будут рассмотрены и обсуждены уже в январе: участники группы настроены на интенсивные и продуктивные действия.


Юрий Головин — вице-президент Союза благотворительных организаций России, координатор информационной службы Рабочей группы


Англоязычная версия вестника «Голос миротворцев» выпущена 13 января

Первый выпуск англоязычной версии вестника «Голос миротворцев» № 78/2 опубликован 13 января 2003 года на сайте Музея миротворческих операций. Периодичность выхода англоязычного выпуска — 1 раз в месяц. Подписаться на издание можно на странице Bulletin "Voice of Peacemakers" на сайте Музея.


Военно-патриотическое воспитание: миротворческий аспект

17 декабря 2002 года в Государственной Думе состоялся „круглый стол“ на тему «Молодежь и будущее Вооруженных Сил». Ниже приводится текст доклада научного руководителя проекта «Модель миротворчества ООН — Сеть школ мира» В.В.Гергеля, переданный в Фонд реабилитации и поддержки «Мир Семьи» для публикации в Сборнике материалов круглого стола.

Военно-патриотическое воспитание молодежи: миротворческий аспект

Общий анализ современного состояния и развития вооруженных сил стран-членов ООН свидетельствует о том, что в последние десятилетия армии многих государств стали выполнять целый ряд новых функций, не свойственных им в начале XX века.

Так, в связи с ростом техногенных катастроф и природных катаклизмов в конце XX — начале XXI вв. вооруженные силы стали чаще привлекаться к спасательным операциям. Свидетельством этому являются события, последовавшие за крупным землетрясением в Турции 2 года назад или за недавним наводнением в Центральной и Западной Европе, когда для спасения людей использовались не только пожарные и полицейские подразделения, но и контингенты военнослужащих.

Другой функцией, не свойственной вооруженных силам в прошлом, стала миротворческая деятельность, направленная на разрешение межнациональных и межэтнических конфликтов в различных „горячих точках“ планеты под флагом Организации Объединенных Наций.

По некоторым оценкам, с 1948 года (11 июня 1948 года началась первая миротворческая операция ООН) по 2000 год в операциях ООН по поддержанию мира приняло участие свыше 1 миллиона военнослужащих стран-членов ООН. При этом более 1500 военнослужащих погибли при исполнении интернационального миротворческого долга.

Расширение функций и сфер применения вооруженных сил в начале 3-го тысячелетия предъявляет новые требования, не только к профессиональной подготовке военных, но и к подготовке молодежи для службы в вооруженных силах. Помимо умения профессионально владеть оружием, военнослужащие и допризывная молодежь должны также знать и использовать различные методы мирного разрешения конфликтов и кризисных ситуаций. При этом в связи с увеличением мощности и разрушительного воздействия современного вооружения и техники на окружающую среду возрастают требования к духовно-нравственному воспитанию военнослужащих и допризывной молодежи.

Следует заметить, что отсутствие в России общественно признаваемой концепции перехода к новой социально-экономической формации и экспансия в средствах массовой информации культа наживы и насилия, не могли не оказать негативного влияния на духовное развитие молодежи. В результате отсутствия систематической работы с детьми и подростками повсеместно растет преступность и наркомания, происходит утрата традиционных этических норм взаимоотношений, падает социальная коммуникабельность, ставя под сомнение возможность сохранения национальной самобытности и духовности.

Негативные тенденции в области воспитания подрастающего поколения не могут не беспокоить. Происходящее глубоко волнует не только педагогов и тех, кто по долгу службы занимается подростками и молодежью — тревогу выражают родители, представители государственных структур, общественные деятели. Общество все более настойчиво выдвигает задачу повышения ответственности как государственных, так и негосударственных структур за воспитание подрастающего поколения.

Явный поворот в эту сторону делают традиционные государственные институты, в том числе и ветеранские общественные организации, объединяющие бывших советских и российских сотрудников системы ООН, накопивших немалый опыт разрешения конфликтов и кризисных ситуаций в ходе миротворческих и гуманитарных миссий мирового сообщества.

Еще в недалеком прошлом военно-патриотическое воспитание молодежи было распространено достаточно широко, поскольку оно базировалось на идеологии, утвердившейся в социалистическом государстве, и опиралось на широкую общественную поддержку. Сегодня идет поиск новых форм и методов работы по воспитанию молодежи в принципиально новых социально-экономических условиях.

Одним из направлений таких поисков является ведущаяся в Москве и Московской области работа по организации движения юных миротворцев, которое начало складываться в России в конце 90-х годов.

Непосредственное формирование клубов и организаций юных миротворцев в Москве и Московской области происходило при поддержке Правительства Москвы и администрации Московской области на базе Музея миротворческих операций, расположенного Учебном центре «Выстрел» Общевойсковой академии Вооруженных Сил РФ (г.Солнечногорск), в результате реализации проекта «Модель миротворчества ООН».

Образовательно-спортивная игра «Модель миротворчества ООН» была разработана российскими ветеранами миротворческих миссий ООН и предусматривает обучение детей и подростков основам начальной военной подготовки, а также методам несилового разрешения конфликтов и кризисных ситуаций на основе изучения опыта миротворческой деятельности ООН.

При этом разработчики проекта исходили из того, что изучение и внедрение этого опыта в практику работы школ и молодежных организаций при определенных обстоятельствах может стать идейной основой гражданского и военно-патриотического воспитания детей и подростков не только в России, но и в других странах СНГ.

Подтверждением правильности такого подхода стал положительный опыт проведения весной 1998 г. Московской областной исторической игры «Модель миротворчества ООН — 1998». Она была организована Комитетом по делам молодежи администрации Московской области, Музеем миротворческих операций и Центром межнационального образования «Этносфера» при содействии Информационного центра ООН в Москве, Департамента международных организаций МИД РФ, Главного управления кадров МВД РФ и Высших офицерских курсов «Выстрел».

Игра проводилась с 20 по 22 мая 1998 года на базе курсов «Выстрел» и включала два этапа: 1-й этап - конкурсы по гражданско-миротворческой тематике и соревнования по военно-прикладным видам спорта и 2-й - историческая игра на местности с элементами учений, которая проводилась на полигоне курсов «Выстрел».

В процессе игры команды юных миротворцев, представлявшие военно-патриотические клубы, съехавшиеся в г.Солнечногорск из 10 районов Подмосковья, узнали много нового об истории обороны Москвы, о деятельности мирового сообщества в сфере миротворчества, приобрели практические навыки урегулирования конфликтов в ходе 2-дневной исторической игры на местности с элементами учений.

Не менее важным результатом игры стало то, что в Подмосковье образовалось несколько коллективов юных миротворцев, заинтересованных в изучении практического опыта российских миротворцев, принимавших участие в миссиях ООН.

Подведя итоги исторической игры 1998 года и высоко их оценив, Московский комитет образования, Комитет по делам семьи и молодежи и Комитет общественных и межрегиональных связей Правительства Москвы поддержали инициативу Музея миротворческих операций и Центра межнационального образования «Этносфера» о проведении в июне 1999 г. финальной межрегиональной игры «Модель миротворчества ООН — 1999» с участием в ней команд школ и молодежных клубов Москвы и Московской области.

Игра готовилась и проводилась во исполнение Распоряжения Мэра Москвы № 67 от 1 февраля 1999 года «О подготовке и проведении мероприятий, посвященных 200-летию героического похода русской армии под командованием А.В.Суворова через Альпы».

По решению организационного комитета, программа финальной игры была составлена таким образом, чтобы школьники, помимо оздоровительных и спортивных мероприятий, приобретения навыков ликвидации последствий стихийных бедствий (медицинская подготовка, вождение автомобиля, противопожарная подготовка и др.), имели возможность достаточно полно узнать об истории защиты Отечества в годы Великой Отечественной войны. С этой целью в рамках финальной игры, проходившей на «Выстреле» с 11 по 16 июня 1999 г., проводились встречи с ветераном Великой Отечественной войны полковником в отставке Ф.Я.Кулаковым и офицерами Высших офицерских курсов «Выстрел».

Кроме того, были организованы встречи детей с участниками миротворческих миссий ООН подполковником запаса Е.Е.Комляковым, майором С.П.Шпак и подполковником И.И.Зарубой. Изучению опыта российских миротворцев способствовало посещение детьми Музея миротворческих операций, экспозиция которого используется при подготовке российских и международных военных наблюдателей ООН на Курсе подготовки военных наблюдателей ООН Высших офицерских курсов "Выстрел".

Опрос юных миротворцев, проведенный после окончания финальной игры, однозначно показал, что «Модель миротворчества ООН — 1999» достигла своей цели, которая заключалась в том, чтобы в игровой форме обучить детей и подросткам различным способам и методам разрешения конфликтов и кризисных ситуаций.

В аналитических записках, подготовленных педагогами-воспитателями, отмечалось, что в результате игры в сознании детей и подростков сформировался образ положительного героя, которому они стремились подражать — образ российского миротворца, честно выполняющего свой миротворческий долг в интересах всеобщего мира и готового в случае необходимости с оружием в руках защитить свою Родину от любого агрессора.

Финальная игра «Модель миротворчества ООН — 1999» получила высокую оценку в средствах массовой информации. Ее фрагменты включались в новостные выпуски московских телеканалов, специальный репортаж был показан по 2-му каналу в программе «Служу Отечеству».

В результате успешного проведения игры в Московском регионе стали возникать детские и молодежные организации, заинтересованные в дальнейшем изучении опыта профессиональных российских миротворцев.

Последующее развитие организаций юных миротворцев в 1999–2002 годах проходило в процессе подготовки и реализации в Москве Комплексной городской программы «Москва на пути к культуре мира», предусматривающей проведение целого ряда мероприятий миротворческого содержания.

В период между финальными играми и слетами в 2000, 2001 и 2002 гг., а также миссиями мира на Украину (организовывались при содействии Правительства Москвы в 2001 и 2002 гг.) организациями юных миротворцев проводились добровольческие (миротворческие) акции. В декабре проводилась добровольческая (миротворческая) акция Декада добрых дел (с 1 по 10 декабря), а в конце учебного года — Весенняя миротворческая акция «Добрые дела юных миротворцев» (с 14 апреля по 14 мая).

В ходе этих акций юные миротворцы собирали и отправляли в детские дома подарки, писали письма военнослужащим срочной службы, находящимся в горячих точках, организовывали концерты для ветеранов Великой Отечественной войны.

В начале 2002 года коллектив разработчиков образовательно-спортивной игры «Модель миротворчества ООН» приступил к реализации нового проекта под названием «Сеть школ мира».

Новый проект стал по существу продолжением проекта «Модель миротворчества ООН» на уровне руководящего состава школьной администрации. Его целью являлось содействие школьной администрации в формировании детского миротворческого актива, на который директор школы, а также органы местного самоуправления могли бы возложить решение широкого комплекса социальных задач. По итогам воспитательной работы в течение учебного года проектом предусматривается вручение наиболее активным образовательным учреждениям свидетельства „школы мира“.

Успешной реализации двухуровнего проекта «Модель миротворчества ООН — Сеть школ мира» способствовало то, что в Московском институте повышения квалификации работников образования (ныне — МИОО) в 1998–2002 годах на курсах по гражданскому воспитанию в духе культуры мира и миротворчества повысили свою квалификацию более 200 директоров школ и их заместителей по воспитательной работе.

Для информационной поддержки курса в феврале 2001 года, разработчиками проекта был налажен еженедельный выпуск e-mail органа Движения юных миротворцев и школ мира под названием Вестник «Голос миротворцев». На страницах вестника публикуются материалы, поступающие как от российских миротворцев из миссий ООН, так и из школ мира и миротворческих клубов и организаций.

В результате содействия реализации проекта со стороны Департамента международных организаций МИД РФ, Главного управления кадров МВД РФ, Информационного центра ООН в Москве, Правительства Москвы, Общевойсковой академии Вооруженных Сил РФ к середине 2002 года в стране сформировалось сообщество клубов (организации) юных миротворцев и общеобразовательных школ, заинтересованных в изучении проблематики миротворчества и ее реализации во внеклассной работе. В сеть школ мира вошли образовательные учреждения, расположенные в регионах России и в Республике Беларусь.

В настоящее время Движение юных миротворцев и школ мира объединяет целый ряд организаций и граждан, в частности:

  • Музей миротворческих операций;
  • Московскую областную общественную организацию «Союз миротворцев»;
  • миротворцев, работающих в миссиях ООН, сотрудников ООН, а также ветеранов миротворческих операций ООН, оказывающих Движению моральную и информационную поддержку и шефскую помощь;
  • клубы (организации) юных миротворцев, расположенные в Москве и Московской области;
  • миротворческий актив в 45 общеобразовательных школах, гимназиях, лицеях города Москвы, Московской и Тюменской областей, завоевавших почетное право именоваться "школами мира";
  • миротворческий актив общеобразовательной школы № 134 города Минск (Республика Беларусь).

Успешная реализация проекта «Модель миротворчества ООН — Сеть школ мира» в 1998–2002 годах и развитие на его основе Движения юных миротворцев и школ мира свидетельствует о востребованности в России новых подходов к организации гражданского и военно-патриотического воспитания детей и подростков и необходимости формирования молодежной политики, направленной на укрепление и консолидацию гражданского общества.

Литература и источники

  1. Проект образовательно-спортивной игры «Модель миротворчества ООН» в книге «Первый всероссийский конкурс «Лучшие проекты по международному сотрудничеству в сфере образования». Сборник материалов и рекомендаций. Москва, 1998, Академия администраторов образования. ISBN-5-89626-005-9.
  2. Анатолий Исаенко «Седьмая заповедь блаженства».
  3. Екатерина Крюкова. Воспоминания старшего группы советских военных наблюдателей ООН. Независимое военное обозрение № 41, 1998 г.
  4. Шашков С.В. Рукопись статьи «Польша и международное миротворчество»
  5. Шашков С.В. и Щербань В. «Военно-политическая обстановка в Западной Сахаре», «Зарубежное военное обозрение» № 7. 2001
  6. Гергель В.В. Статья (на англ. языке) «Экологический кодекс и разрешение конфликтов» в сборнике «Конфликты и окружающая среда» Valery Gergel — Chapter 34. The Envirinmental Code and Conflict Resolution in the book "Conflict and the Environment" by Kluver Academic Publishers (ISBN 0-7923-4768-4). 1997. Dordrecht/Boston/London.
  7. Гергель В.В. Положение о реализации проекта «Модель миротворчества ООН».
  8. Гергель В.В. Проект «Сеть школ мира».
  9. Коллектив авторов. Кодекс чести юного миротворца.
  10. Гергель В.В. Статья «Миротворцы» в Журнале «Этносфера» № 6–7, 1999 г.
  11. Гергель В.В. Статья «Из опыта воспитания подростков и молодежи в духе культуры мира (о проекте Программы «На службе мира и Отечества»)» в книге «Москва на пути к культуре мира» Издание центра «Этносфера», Москва, 1999 г.
Редакционный совет и Совет ветеранов музея:
Гергель В.В., к.и.н., ведущий научный сотрудник МИОО, военный наблюдатель ООН в 1973–1976 гг., директор Музея миротворческих операций (редактор вестника).
Заруба И.И., начальник Российского курса подготовки военных наблюдателей ООН (г.Солнечногорск), военный наблюдатель ООН в 1992–1994 гг.
Захаров В.Ф., директор Центра международных образовательных программ, военный наблюдатель ООН в 1976–1979 гг.
Исаенко А.И., военный наблюдатель ООН в 1973–1976 гг.
Комляков Е.Е., заместитель директора школы № 1239 (г.Москва), военный наблюдатель ООН в 1980–1982 гг.
© 2001—2002 Музей миротворческих операций. Все права защищены.