Миротворцы всех стран, — соединяйтесь!
Голос миротворцев
№ 68 5 ноября 2002
Вестник Музея миротворческих операций (http:/www.un-museum.ru/vestnik/) Издается с 13 февраля 2001 года.
Контакты:
141500, Московская область, г.Солнечногорск, ул.Дзержинского, д.20, к.57
Тел.: (095) 994-10-73
Е-mail: director@un-museum.ru;
http://www.un-museum.ru
Вестник издается
Московской областной общественной организацией «Союз миротворцев» при содействии Московского института открытого образования и Информационного центра ООН в Москве.
Вестник рассылается
директорам школ Москвы и регионов РФ, российским миротворцам, работающим в миссиях ООН и ОБСЕ, ветеранам миротворцам в России и в Украине.


    Содержание:

  • Как вести переговоры по освобождению заложников: из опыта ООН
  • Облик миротворца - предложение БКВДУ
  • В Сети школ мира - 40 образовательных учреждений
  • Юбилей Европейской гимназии - ШКОЛЫ МИРА-2002
  • Пямятный знак ветерана-миротворца
  • Из почты вестника: миротворческое мероприятие Ишимской школы
  • С Днем согласия и примирения!

Как вести переговоры по освобождению заложников: из опыта ООН

Впервые с проблемой массового захвата заложников Объединенные Нации столкнулись при проведении миротворческой операции в бывшей Югославии. В 1995 году там начали захватывать в заложники персонал миссий ООН, главным образом, для того, чтобы воспретить нанесение ударов по стратегическим объектам авиацией стран НАТО.

Мировое сообщество тогда смогло найти ответ на решение проблемы захвата заложников. Были сформулированы правила организации работы по освобождению заложников, а также проведены необходимые организационные мероприятия.

О методике ведения переговоров по освобождению заложников рассказывает в статье "Кризиса можно было избежать" ветеран миротворческой операции ООН в бывшей Югославии Виктор Тарусин (с полным текстом статьи можно ознакомиться здесь).

ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА РАЗРЕШЕНИЯ КРИЗИСА С ЗАЛОЖНИКАМИ

1. Разграничение функций

Руководители, будь то военные или политические, не должны непосредственно вести переговоры с захватчиками. Рекомендуется определить переговорную группу или опытного специалиста в области переговорного процесса с группой поддержки, которые от имени командования/руководства взяли бы на себя все контакты со стороной, удерживающей заложников.

В некоторых случаях обстоятельства складываются таким образом, что командование/руководство до захвата заложников поддерживало связь с лицами причастными к захвату. В первую очередь со всей осторожностью необходимо "разделить" эти два факта для того, чтобы снять с командования дополнительное бремя.

Процесс освобождения заложников требует полной самоотдачи от командования, а оно, как правило, чрезмерно загружено решением повседневных задач, и не может посвятить все свое время и внимание только проблеме заложников, в противном случае это может пагубно сказаться на общей эффективности управления, в столь ответственный момент. Кроме того, переговорный процесс может быть серьезно подорван, если уровень переговоров будет неожиданно понижен, когда командиру неожиданно придется покинуть переговоры из-за какого-либо важного дела.

Участие командования в переговорах может привести к потере объективности. Командиры не должны давать волю чувствам и руководствоваться ими при принятии решений.

Командиры обладают широкими полномочиями. Противоположная сторона, зная это, будет настаивать на своих требованиях, не желая их смягчать или принимать предложенные альтернативные варианты.

У командования нет возможности потянуть время, от него ждут принятия решения на месте. Своим статусом командование лишает себя дополнительного времени на обдумывание действий.

Командование располагает полной информацией, часть которой может быть исподволь выведана противоположной стороной в процессе переговоров. Оно не должно ставить себя в положение, когда остается один выход для сохранения тайны - ложь, она подрывает доверие и может привести к прекращению переговоров.

Если не удается внедрить отдельную переговорную группу, командир должен сконцентрироваться на переговорах, отделив эту проблему от других повседневных вопросов. Важно, чтобы командира в этот момент поддерживала опытная команда.

Из всего выше перечисленного вытекает роль представителя на переговорах. Он должен быть офицером среднего или старшего звена, которому командир полностью бы доверял. Он должен с желанием выполнять порученную работу. Он должен уметь четко и внятно говорить, обладать гибким умом, уметь слушать собеседника и быть способным работать в стрессовых ситуациях.

2. Правила ведения диалога

Переговоры должны проходить вежливо, спокойно, подконтрольно - даже сердечно. Если противоположная сторона раздражена или угрожает применением насилия, не позволяйте себе отвечать тем же. Это ведет к спиральному раскручиванию напряженности, остановить которое очень трудно.

Никогда нельзя использовать категорические отрицания требований противоположной стороны. Ответы на требования должны быть максимально обтекаемыми и дипломатически выдержанными.

Переговорный процесс - это в основном искусство коммуникабельности.

И т.д.


Многие страны принципиально не признают возможность уступок террористам, захватившим заложников.

Однако переговорный процесс не есть обязательный путь к соглашению. Это во многом фактор выигрыша времени, позволяющий найти альтернативные варианты выхода из кризиса. Уверен, что у нас в стране уже имеется достаточно много наработок по данной теме. Но как говорится, практическая информация лишней быть не может.

 


Облик миротворца - предложение БКВДУ

По предложению Всемирного духовного университета "Брахма Кумарис" секретариат проекта "Сеть школ мира" дополнил трактовку понятия "миротворец" на сайте (http://www.peace-edu.un-museum.ru/faq) следующей фразой "Личностными чертами миротворца являются - альтруизм, терпимость, человеколюбие, милосердие, энтузиазм и жизнерадостность".

Таким образом, определение понятия "миротворец" и весь абзац звучят теперь так:

Миротворец в широком смысле слова - человек, находящийся в ладу с самим собой, способный примирять людей между собой. В основе миротворчества лежит любовь, присущая каждому человеку к окружающим людям и природе, стремление сделать жизнь окружающих лучше и счастливей путем творения добрых дел. Личностными чертами миротворца являются - альтруизм, терпимость, человеколюбие, милосердие, энтузиазм и жизнерадостность.
В повседневной жизни это человек со светлыми помыслами, которому чужды агрессия, стяжательство и обман. В жизни он следует принципу триединства: добрые помыслы - добрые слова - добрые поступки и дела.
Миротворец на профессиональном уровне - гражданское лицо или военнослужащий, принимающий участие в миротворческой деятельности мирового сообщества.
Биографии некоторых профессиональных миротворцев представлены в Галерее Почета Музея миротворческих операций.


В Сети школ мира - 40 образовательных учреждений

Тридцать девятым и сороковым образовательными учреждениями, включенными в Сеть школ мира, стали соответственно средняя школа № 1212 (директор - Ким Мария Валерьевна, ответственный за реализацию проекта - Саломатина А.Ю., тел. (095)194-11-44) и гимназия г.Троицка Московской области (директор - Гурова В.М., координатор проекта - Носова С.А., тел.(095) 334-03-89), организовавшая к Дню ООН (24 октября) передвижную выставку, посвященную 55-летию миротворческих операций ООН (как известно, первая миротворческая операция ООН (ОНВУП/UNTSO) началась 11 июня 1948).

В 2002/2003 учебном году эти образовательные учреждения планируют провести:

а) школа № 1212 - Неделю немецкого языка "За единую Европу", конференцию "Ученическое самоуправление" и др.;

б) гимназия г.Троицка - конкурс художественно-декоративного творчества "Сердце отдаю маме", вечер патриотической песни "Пою мое Отечество", а также другие обшественные мероприятия миротворческой направленности.

Более подробно о миротворческих мероприятиях обоих образовательных учреждений в 2002/2003 учебном году см. здесь



Юбилей Европейской гимназии - ШКОЛЫ МИРА-2002

2 ноября на празднование 10-летия гимназии в Центральном доме железнодорожников (Москва, Комсомольская пл., д.4) собралось более 200 гостей. Среди них были не только родители и представители системы образования, но и те, кто хотел выразить благодарность гимназии за ее активную миротворческую работу - дети и добровольцы из Благотворительного фонда "Свет мой", а также представители детского дома из далекого города Плисецка Архангельской области.

За 10 лет гимназия сумела добиться многого. В ее активе успешная авторизация по программам Международного бакалавриата, а также высокий уровень общей и языковой подготовки, позволяющий выпускникам поступать в Кембридж, Институт бизнеса и делового администрирования и другие престижные вузы.

Поэтому неудивительно, что по итогам воспитательной работы в прошлом учебном году гимназия завоевала почетное право именоваться ШКОЛА МИРА-2002.

"Давайте если есть даже маленький кусочек радости делить его на всех", - такими словами директор гимназии И.В.Боганцева завершила вечер, посвященный юбилейной дате.


Памятный знак ветерана-миротворца

Экспозиция Музея миротворческих операций пополнилась новым экспонатом — памятным знаком «За участие в миротворческих операциях».
Решение о передаче памятного знака в фонд музея было принято 4 сентября 2002 г. полковником Русаковым В.М., председателем Совета ветеранов миротворческих операций сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих внутренних войск.

Из почты вестника: миротворческое мероприятие Ишимской школы

Хороший спортивный праздник провели в сентябре 2002 года педагоги и учащиеся общеобразовательной школы города Ишим Тюменской области.
Настоящее миротворческое мироприятие.

От: школа 4
Тема: Отчет о проведенном мероприятии
Дата: 29 октября 2002

Название школы: МОУ Средняя общеобразовательная школа № 4
Адрес: Тюменская область, город Ишим, ул. Непомнящего, 98
Телефон: 6-62-53
E-mail: school4@ishim.ru

Педагог, ответственный за проект в школе: Жирнова Марина Викторовна
Учащийся, ответственный за проект (мероприятие) в школе: Русяева Анна
Название мероприятия: Спортивный праздник "Неразлучные друзья - взрослые и дети"
Дата проведения: 17 сентября 2002 г.
Краткое описание мероприятия и его итоги: Две команды в составе двух семей: папы, мамы и ребенка. Команды соревнуются в ловкости, силе, скорости и выносливости. Задание не только спортивного характера, но и интеллектуального. Итоги: установление прочных отношений между школой и семьей, воспитание чувства ответственности и взаимного уважения. Развитие силы, ловкости и выносливости. Оздоровление семей.
Количество участников: 315 участников, из которых 298 учащихся.
Возраст учащихся: 7 - 10 лет.
Задействованные общественные организации и СМИ: Ишимское ТВ


С Днем согласия и примирения!

Накануне годовщины Великой Октябрьской социалистической революции разрешите пожелать Вам, уважаемые читатели, крепкого здоровья, счастья, успехов в достижении намеченных добрых дел. С Днем согласия и примирения!

 

Редакционный совет и Совет ветеранов музея:
Гергель В.В., к.и.н., ведущий научный сотрудник МИОО, военный наблюдатель ООН в 1973–1976 гг., директор Музея миротворческих операций (редактор вестника).
Заруба И.И., начальник Российского курса подготовки военных наблюдателей ООН (г.Солнечногорск), военный наблюдатель ООН в 1992–1994 гг.
Захаров В.Ф., директор Центра международных образовательных программ, военный наблюдатель ООН в 1976–1979 гг.
Исаенко А.И., военный наблюдатель ООН в 1973–1976 гг.
Комляков Е.Е., заместитель директора школы № 1239 (г.Москва), военный наблюдатель ООН в 1980–1982 гг.
© 2001—2002 Музей миротворческих операций. Все права защищены.