Вестник Музея миротворческих операций
Миротворцы всех стран, — соединяйтесь!
Голос миротворцев
№ 267
26 ноября 2006 года
E-mail орган Движения юных миротворцев и школ мира (http:/www.un-museum.ru/vestnik/)
Издается с 13 февраля 2001 года
Контакты:
141500, Московская область, г.Солнечногорск, ул.Дзержинского, д.20, к.57
Тел.: +7 (495) 994–10–73
Вестник издается
Московской областной общественной организацией «Союз миротворцев» при содействии Московского института открытого образования и Информационного центра ООН в Москве. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77-23822
Subscribe / Unsubscribe

Содержание:


Можно ли победить бедность в России?

21.11.06

Для многих россиян реформы, начавшиеся 15 лет назад, ассоциируются прежде всего с падением производства, безработицей и нищетой. Как же все-таки произошло, что реформаторы, поддержаные большинством населения страны, привели ее в конечном счете к такому позорному явлению как бедность и нищета?

Не найдя ответа на этот вопрос, вряд ли стоит начинать борьбу с бедностью, о которой часто теперь говорят в высоких правительственных кабинетах. Так что же, в конечном счете, получил простой российский гражданин от проведенных реформ? Ответ на этот нелегкий вопрос попыталась дать в своей статье известная журналистка Алла Ярошинская.

15 лет российских реформ: человеческое измерение

Алла Ярошинская

Итак, как мы отметили в предыдущей статье, макроэкономические показатели в первые годы российских либерально-демократических реформ провалились в зияющие пустоты "монетаризма" и дикого капитализма, но в последнее время (и это связано с приходом Путина - как бы кто к этому факту ни относился) значительно улучшились. И с увеличением ВВП дела обстоят не так уж плохо, и почти все отрасли экономики растут, и золотовалютных запасов много как никогда, и Стабфонд - ого-го! Вроде бы, грех жаловаться.

Но главный вопрос заключается в том, что же от всего этого имеет простой российский гражданин? Чтобы получить на него ответ, нелишне будет вновь посмотреть на самое начало "шоковых" реформ не в фантомном макроэкономическом, а в простом человеческом измерении.

Деградация науки, образования и здравоохранения

Уже через 5 - 6 лет после начала реформ произошла беспрецедентная деградация науки, образования, здравоохранения. В бюджете 1998 года на науку были выделены микроскопические 2,2%, на образование - 3,5%, здравоохранение - 1,9% от суммы общих расходов государства. За первые годы реформ затраты на проведение научно-исследовательских работ снизились в 4 раза, их доля в ВВП составляла на 1998 год всего 0,73% (!). Оплата труда в науке не достигала даже прожиточного минимума и составляла 54% от средней зарплаты в промышленности. Из-за бедственного положения за первые 6 - 8 лет "реформаторства" страну покинуло около 200 тысяч не худших, востребованных на Западе, ученых и специалистов.

Стремительно теряло (и теряет) свое качество образование, как в средних школах, так и в вузах (его система при СССР считалась лучшей в мире - в том числе и из-за доступности). Кроме того, высшее образование быстрыми темпами дрейфует в сторону платного. Судя по всему, уже через 3 - 4 года в России просто не останется бесплатных вузов. Да и в средней школе (и в детских садах) сегодня надо заплатить почти за всё, начиная с охраны. Так что и среднее образование можно считать бесплатным лишь условно.

Основательно разрушено и бесплатное здравоохранение. На него в России в первые годы реформ выделялось всего в среднем 2,8% процента ВВП, а на одного человека расходовалось... 9 долларов в год. Но и это было только на бумаге. Достаточно сказать, что в 1997 году, например, программы здравоохранения были профинансированы всего на 15% от запланированного.

Деградация системы охраны здоровья не могла не сказаться на самочувствии нации. В 1996 году по сравнению с 1987-м (начало перестройки в СССР) смертность населения в России возросла на 34%. С 1992 по 1995 годы не вынесли "шоковых" экспериментов и умерли 2,7 миллиона человек, невосполнимые потери населения продолжаются до сих пор. Порог жизни российских мужчин опустился на 15 - 17, а женщин - на 7 - 10 лет ниже, чем в Западной Европе. По средней продолжительности жизни мужчин (57,6 года) Россия скатилась на 135-е место в мире, женщин - на 100-е. Это ниже, чем даже в большинстве африканских стран.

Детская смертность составила 16 детей на тысячу родившихся и доживших до года (в Японии, например, 5). Уже спустя 5 - 7 лет после начала "шокотерапии" только 10% российских детей, учащихся в школе, можно было считать здоровыми, 40% из них числились хронически больными (по данным Вячеслава Иванченко, д.э.н., Институт экономики РАН). За последние пять лет (отчет этого же института) число детей-инвалидов увеличилось на 155 тысяч, и сейчас в России их более 600 тысяч. Только 30% малышей рождаются в России здоровыми.

И наряду с этим уже десять лет назад суммарные расходы "новых русских" на личное потребление оценивались экспертами в $45 миллиардов. По сути, это был весь бюджет огромной страны с почти 150-миллонным населением. И это было в несколько раз больше, чем расходы государства на оборонные нужды и армию в расчете на год.

Но если с макроэкономикой РФ после ухода команды "шоковых терапевтов" дела более-менее налаживаются, то социальное и экономическое состояние населения страны (а в Конституции записано, что Россия - это социальное государство), мягко говоря, оставляет желать лучшего. А говоря прямо, ситуация, похоже, еще более ухудшилась.

Если десять лет назад, к примеру, бесплатное и доступное населению здравоохранение было просто под угрозой, то сегодня качественной бесплатной и современной медицины уже не существует. Если десять лет назад больные, инвалиды и малоимущие худо-бедно могли воспользоваться ее остатками в государственных поликлиниках и больницах, то теперь делать это с каждым днем становится себе дороже - в прямом и переносном смысле.

Когда очень больной человек нуждается в быстрой и качественной помощи, он должен сделать выбор между бесплатной государственной медициной (т. е. смертью) или найти способ заплатить, чтобы остаться в живых. А если платить решительно нечем? Как известно, профилактика способна сохранить жизнь даже при очень опасных заболеваниях - нужна лишь своевременная диагностика. Но даже простые диагностические процедуры стали сейчас недоступны большинству населения, не говоря уж, например, о ядерном томографическом исследовании, которым задарма пользуются в ЦКБ все кремлевские чиновники вкупе с депутатами, а человеку со стороны здесь предлагают заплатить от 300 до 1000 долларов...

Богатство, бедность, нищета

В то время, когда несколько тысяч человек стремительно обогащались (и обогащаются) за счет всего общества, основная масса населения так же стремительно нищала (и нищает). Богатые становятся богаче, бедные - беднее. Таким образом, монетаристская концепция либерально-демократической реформы в России оказалась реформой для "избранных", которые, обогатившись, отнюдь не и не спешат вкладывать награбленные миллиарды в отечественную экономику.

По классификации Международной организации труда, в первые годы реформ численность безработных в России возросла с 3,6 миллиона человек в 1992 году до 6,7 миллиона в 1996-м. По официальным данным, она и сегодня приблизительно на таком же уровне. А по неофициальным? Независимые эксперты называют цифру в 15 - 20 миллионов.

За первые пять-шесть лет реформ произошло небывалое падение реальной заработной платы. Такой мизерной зарплаты (как и пенсии) не было (и нет) ни в одной из развитых промышленных стран мира. Разрыв в оплате труда директоров и рабочих достигал (и достигает) ста и более раз. А в нефтяной отрасли, если включить дивиденды, которые получает топменеджмент, эти цифры - просто запредельные.

Результатом либеральных реформ стала массовая и хроническая невыплата зарплат: по состоянию на 1998 год задолженность по ним составляла около 70 триллионов рублей (неденоминированных) - в пересчете, на то время - около $11 миллиардов.
В 1997 году 65% населения по официальным данным, которые стыдливо замалчивались либерально-"шоковой" бригадой, жили ниже или на уровне мизерного прожиточного минимума. Независимый эксперт профессор Татьяна Заславская утверждает, что в те труднейшие для страны годы 40% российского населения жило за чертой бедности и еще 36% - только немного выше нее. А 15 миллионов россиян и вовсе голодали.

Итак, российский народ заплатил страшную цену за счастье нескольких тысяч семей нуворишей, которые, ограбив его с помощью "знатоков" либеральной экономики, наслаждаются жизнью, захлебываясь в богатстве, покупая все новые и новые замки, яхты и футбольные клубы.

Что изменилось с тех пор?

Как рапортует официальная статистика, реальные денежные доходы населения в 2005 году, по сравнению с предшествующим годом, выросли на 8,8%, реальная зарплата - на 9,7%. Неплохо. Но если учесть рост потребительских цен за то же время - на 12,7 %, то это уже как? В прошлом году, по официальным данным, у 22% работников зарплата была ниже прожиточного минимума, а еще почти 40% имели зарплату ниже средней. Если перевести с бюрократического языка на нормальный, то это значит, что, учитывая превышение роста цен над денежными доходами населения, у нас в стране 62% граждан - бедные и нищие.

Не так давно Программа развития ООН представила доклад по социально-экономической ситуации в странах СНГ по состоянию на 2003 год. Специалисты ООН в оценках российской бедности разошлись с нашим официозом более чем в два раза.

В докладе прямо сказано, что хотя количество бедных в России несколько снизилось, но все еще более 40% населения живут за чертой бедности (официальная же статистика дает цифру в 17,6% для 2004 года и не соглашается с международными экспертами). Получается, что те россияне, которые, по подсчетам нашего Росстата, уже и вовсе средний класс, во всем мире считаются просто бедными. Но как бы придворные статистики ни жонглировали цифрами и ни меняли методики подсчетов, от этого позора бедности России пока никуда не деться.

Продолжая гнуть свою линию, в прошлом году власть триумфально установила новые критерии "потребительской корзины". Согласно им, для нормальной жизни жителю России положено на год 4 килограмма бобовых, одни штаны и 10 трусов на 4 года, одно пальто - на 8 лет. А российская женщина уже может считать себя богатой, если ей удастся приобрести, скажем, более 2 бюстгальтеров за три года.

Не забыла власть в этой "корзине" ни про наш быт, ни про нашу культуру. На них расходы определены из расчета 45 рублей в месяц, в то время как скромный билетик в кино стоит в мегаполисе не менее 150 - 200 рублей.

Сегодня каждый четвертый россиянин, по данным социологического исследования ФОМ, не имеет достаточно денег, чтобы купить хлеба столько, сколько ему хотелось бы его съесть. В это трудно было бы поверить через 15 лет качественных реформ, направ-ленных на защиту интересов большинства граждан, но нетрудно - после многих лет непрерывного хаоса и перманентного обогащения "могучей кучки", назначенной еще при главе Семьи, в то время как большая часть населения до сих пор борется за выживание.

Слабым утешением нашим бедным и нищим могут быть данные о социально-экономической ситуации в мире вообще и в отдельных странах в частности. В течение последних десятилетий неравенство как внутри стран, так и между самыми богатыми и самыми бедными государствами тоже быстро увеличивается. Например, если в 1960 году разрыв в доходах между самыми богатыми (это одна пятая часть мирового населения) и самыми бедными в мире составлял 30:1, то в 1999 году - 74:1. Сейчас этот показатель еще выше. Хотя среди чужих богатых не много найдется таких, кто бы так беззастенчиво и безнаказанно обирал население своей страны, как это случилось у нас.

В общем, вывод неутешителен: макроэкономические успехи России практически ничего не дают малообеспеченным слоям россиян. Проблема непреходящей бедности и нищеты - одна из самых удручающих и постыдных для страны, обладающей огромными природными богатствами. Как отмечается в докладе Института Социально-экономических проблем народонаселения РАН, "экономический рост в России не помогает бороться с бедностью и не способствует уменьшению разрыва между доходами бедных и богатых...".

Это значит, что без решительного пересмотра курса правительства во всех аспектах социальной политики, без переориентации ее на вложение инвестиций в человеческий капитал, Россия и дальше будет медленно, но уверенно вымирать. Почти что по плану Маргарет Тэтчер, которая как-то обмолвилась, что жить у нас могут не более 15 миллионов человек. Правда, речь в том давнем интервью шла не о России, а о 250-миллионном СССР. Так что, похоже, план баронессы мы даже перевыполняем.

Источник: ИА "Росбалт"
http://www.dialog-21.ru/news/digest.asp?id=73936


Конкурс ООН "Права человека и нищета"

22.11.06

Информационный центр ООН в Москве и Музей миротворческих операций приглашают читателей вестника "Голос миротворцев" принять участие в конкурсе, проводимом Школьным кибернетическим автобусом при содействии Верховного комиссара ООН по правам человека Луизы Арбур.

В помощь участникам конкурса текст Всебщей декларации прав человека размещен в Библиотеке мира Музея миротворческих операций.


ПРАВА ЧЕЛОВЕКА И НИЩЕТА
Конкурс на лучшее сочинение, приуроченный к Международному дню прав человека 2006 года,
для детей и молодежи (в возрасте от 8 до 18 лет)

Справочная информация

Более шестой части людей на земле живут в нищете, то есть на менее чем 1 долл. США в день. Вместе с тем нищета - это не просто отсутствие денег. Это еще и отсутствие материалов и ресурсов, необходимых для удовлетворения элементарных нужд любого человека, - и невозможность осуществления прав человека.

В ходе празднования Дня прав человека в 2006 году основное внимание будет уделено борьбе с нищетой, которая понимается как обязанность, а не благотворительность.

Во многих случаях нищета является одновременно следствием и причиной нарушения прав человека. Не имея доступа к занятости, базовому медицинскому обслуживанию, образованию и таким элементарным вещам, как продукты питания, одежда и вода, многие неимущие люди не располагают средствами, которые позволили бы им изменить свою жизнь к лучшему, а значит они обречены прожить свою жизнь в нищете.

Дискриминация по признаку расовой, религиозной, половой принадлежности или по любым причинам может лишать людей адекватного доступа к услугам и возможности участия в политической жизни своих стран.

Хотя уровень жизни широко варьируется внутри стран и между странами, воздействие нищеты и ущемление в элементарных правах человека повсюду одинаково: они ведут к голоду, отсутствию жилья, нехватке или отсутствию образования и нехватке базовых ресурсов.

Кто может участвовать в конкурсе

Чтобы принять участие в конкурсе на лучшее сочинение Вы должны

  • быть в возрасте от 8 до 18 лет;
  • послать свою заявку по электронной почте (см. инструкции ниже).

Темы

Нищета часто является одновременно следствием и причиной нарушения прав человека. Выберите одну из двух следующих тем для сочинения:

1. Выберите любую статью Всеобщей декларации прав человека и при помощи примера из реальной жизни покажите, как нарушение данного права стало следствием жизни в нищете.

Включите любое собственное предложение относительно того, как можно сократить масштабы нищеты, чтобы положить конец нарушению этого права; или

2. Выберите любую статью Всеобщей декларации прав человека и при помощи примера из реальной жизни покажите, как нарушение данного права может становиться причиной нищеты.

Включите любое собственное предложение относительно того, что можно сделать для защиты этого права, с тем чтобы его ущемление не вело к нищете.

Объем сочинения не должен превышать одну страницу текста (не более 800 слов). Сочинение можно написать на любом официальном языке ООН, в т.ч. и на русском.

Оценка сочинений

Сочинения будут оцениваться по следующим критериям:

  • язык и стиль
  • оригинальность
  • насколько хорошо дан ответ на поставленный вопрос

По три победивших сочинения будут отобраны от каждого из следующих регионов:

- Латинская Америка и Карибский бассейн;
- Арабские государства;
- Азиатско-Тихоокеанский регион;
- Северная Америка;
- Европа и Содружество Независимых Государств;
- Африка.

По одному победившему сочинению будет отобрано от каждой из следующих возрастных групп в каждом регионе:

1) 8-12 лет

2) 13-15 лет

3) 16-18 лет

Награждение

Каждый победитель получит диплом, подписанный Верховным комиссаром Организации Объединенных Наций по правам человека Луизой Арбур, а также подарочный набор.

Информация о всех победивших сочинениях будет размещена на веб-сайте ООН в разделе «Школьный киберавтобус».

Предельные сроки

Сочинения, направленные для участия в конкурсе «Права человека и нищета», должны быть получены по электронной почте не позднее Международного дня прав человека 10 декабря 2006 года. Победителям предложат документально подтвердить дату рождения.

Как направлять сочинения

Для участия в конкурсе необходимо представить следующее:

1. Фамилию, имя и отчество, адрес места жительства (на тот случай, если нам необходимо будет направить
Вам что-либо по почте) и дату рождения.

2. Одно сочинение (объемом не более 800 слов) на одну из двух указанных выше тем.

Просьба учесть, что сочинения, направленные для участия в конкурсе, становятся собственностью «Школьного киберавтобуса» ООН и не будут возвращаться отправителям.

Просьба направлять сочинения по электронной почте по адресу: cyberschoolbus@un.org (В тематическом поле электронного письма укажите: "Human Rights Day 2006" .)


Миротворческая акция Школ Мира стартует 1 декабря

24.11.06

По состоянию на 23 ноября более 10 Школ Мира подали заявки на участие в миротворческой акции "Декада добрых дел". Среди них - школа № 1016 (координатор - Н.Шабалина), гимназия № 1522 (координатор - О.Князева), школа № 1221 (координатор - О.Сергунина), школа № 1397 (координатор - Е.Фролова), школа № 271 (координатор - И.Барчунова), школа № 1239 (координатор - Е.Комляков), школа № 1289 (координатор - О.Юшкова), школа № 760 (координатор - О.Сатина), центр образования № 1804 (координатор - В.Кочеткова), школа № 2 г.Костомукши (координатор - Т.Лучинская), НОУ "Школа "Эллада" (координатор - Т.Голицина), школа № 1148 им. Ф.М.Достоевского (координатор - О.Косарихина), а также школа № 1150 (координатор - Н.Чердакова).

В этом году Декада посвящается 65-й годовщине битвы под Москвой и предусматривает проведение Школами Мира в своих микрорайонах и округах различных социально-значимых мероприятий, направленных на поддержку ветеранов Великой Отечественной войны, а также на укрепление мира и согласия.

Особенностью нынешней Декады является то, что в ее ходе Школы Мира проведут акцию по сбору подписей под окрытым письмом к Мэру Москвы Юрию Лужкову "Нет ГМО в продуктах детского питания!".

Цель этой акции - обеспечить безопасность детей и подростков в условиях широкого использования трансгеннов в продуктах детского питания.


5 декабря - это ваш день, добровольцы!

24.11.06

В ноябрьском номере рассылки Всемирной сети добровольцев опубликовано обращение ко всем участникам Всемирного добровольческого движения в связи с Международным днем добровольцев, который ежегодно отмечается 5 декабря.


От: World Volunteer Web
Дата: 24 ноября 2006 г. 13:18
Тема: It's your day volunteers!

Global Volunteer Update
Volunteerism worldwide: News, views & resources
-----------------------------------------------------------------
November 2006
-----------------------------------------------------------------
It's your day volunteers!
http://ennews.worldvolunteerweb.org/eletra/go.cfm?z=globalvolunteer%2C151888%2Cb2G2Pgmt%2C568887%2Cb8t2T2N
-----------------------------------------------------------------
Volunteers, International Volunteer Day is your day! Celebrate your work and contribution to society by organizing IVD events and sharing with us your IVD stories and photos.

In our revamped IVD section, you will find background materials about the day, ideas on how to celebrate and news of what's happening on IVD in your countries. You can also download promotional materials such as the IVD emblem, posters and fact sheet.

Let us know what you're doing on IVD this year. Send us your news, stories and photos: let the world know how proud you are to be volunteers!

-----------------------------------------------------------------
IN THIS EDITION
-----------------------------------------------------------------

I. NEWS
II. VIEWPOINTS
III. VOLUNTEER STORIES
IV. RESOURCES
V. TAKE ACTION
VI. UPCOMING EVENTS

Created with Newsweaver
From World Volunteer Web, Postfach 260111, Herman-Ehlers Str. 10, Bonn 53153 Germany


Добрые дела пятиклассников Школы Мира № 1221

25.11.06

От: О.Сергунина
Дата: 24 ноября 2006 г. 23:34
Тема: Будущие миротворцы

Как же хорошо творить добро!

В рамках подготовки к 65-летию Битвы под Москвой ученики 5-го класса средней школы № 1221 под руководством классного руководителя, учителя немецкого языка Екатерины Владимировны Григорьевой приняли участие в школьной миротворческой акции "65 Добрых дел".

Первое "Доброе дело" пятиклассников - концерт к "Дню пожилого человека" в Таганском социальном центре. После концерта, ребята делились впечатлениями: "Как же было здорово! Как же хорошо творить добро!" И решили в нашем классе - добрых дел должно быть много!

В классе все написали сочинение на тему "Впусти добро в свое сердце".

  • " .... каждый человек должен быть добрым. Добрый человек сострадателен: он сопереживает людям и старается помочь им не только тогда, когда его об этом просят..... Гладильщикова Таня.
  • "... добрый человек живёт в радости и счастье. Нужно быть внимательнее и добрее к людям и ко всему живому.... Надо быть добрым даже тогда, когда самому плохо и тяжело....." Овчаров Павел.
  • ".... человек с добрым сердцем всегда готов прийти на помощь. Например, перевести бабушку через дорогу, успокоить плачущего малыша, снять котёнка с дерева или принести продукты пожилому человеку... Уважение, помощь, сочувствие - вот основные черты человека с добрым сердцем!" Николаев Максим.

Следующее "доброе дело" - подготовка и участие в концерте для учителей нашей школы.

Уже второй год в Москве проходит Всенародная акция "Сухая попа". И для того, чтобы стать участником акции "Сухая попа!" достаточно купить пачку подгузников и передать в благотворительную организацию, помогающую детям-сиротам, - например, организаторам любой из акций, или непосредственно в ближайший дом ребенка или детский дом.

Ученики 5-го класса передали подгузники и вещи для детей в детский фонд "Дети Марии". Сейчас они объявили об этой акции не только в школе, но и в Таганском районе.

25 ноября ребята собираются поехать в детский дом в Новые Черёмушки.

Координатор проекта
О.С.Сергунина


Декада добрых дел пройдет в Севастополе

26.11.06

От: Миротворец
Дата: 25 ноября 2006 г. 1:11
Тема: Севастополь

Здравствуйте!

В настоящее время мы работаем над доработкой плана работы на год в рамках проекта "Сеть Школ Мира" совместно с Севастопольским управлением образования и отдельными школами города.

С 1 до 10 декабря 2006 г. мы будем проводить Декаду добрых дел, рабочее название проекта "Три-Д", в рамках которого состоиться:

- проведение благотворительной акции для ветеранов;
- проведение концерта с участием Севастопольских творческих коллективов, направленного на профилактику наркомании среди молодежи;
- 10 декабря в день прав человека показ видеороликов о правах человека для школьников.

С уважением, Гефтман Андрей,
председатель Правления Севастопольской городской
молодежной общественной организации "Миротворец",
99053, г.Севастополь, ул. Л.Чайкиной, д.41


Полемические заметки А.Щелокова о Программе патриотического воспитания

26.11.06

Независимое военное обозрение в рубрике "Концепции" опубликовало статью журналиста Александра Щелокова, посвященную критическому анализу понятий "патриотизм" и "военно-патриотическое воспитание", их роли в новых социально-экономических условиях.


По ложным ориентирам
Неотвратимый провал так называемого военно-патриотического воспитания

Александр Щелоков

В прошлом году истек срок выполнения разработанной в недрах Министерства обороны РФ Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001–2005 гг.», одной из приоритетных задач которой являлось «воспитание личности гражданина, сознания патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов страны». Цель, бесспорно, благородная, но вот только достижима ли она, если декларируется в документе, оторванном от трезвой оценки социальных условий, в которых живет российское общество? Впрочем, судить о каких-либо положительных результатах осуществления названной программы непросто: принятая под барабанный бой, она тихо угасла, а ее создатели о своих достижениях не распространялись.

ПОПРОБУЕМ РАЗОБРАТЬСЯ, ПОЧЕМУ...

Российская армия, объявив себя наследницей и продолжательницей боевой славы и традиций Советской армии, не оставляет попыток сохранять пропагандистские установки недавнего прошлого без их переоценки и переосмысления. Одна из таких установок утверждает, что именно могучая сила патриотизма, который был вызван к жизни идеологической работой Коммунистической партии, стал основой разгрома нацистской Германии и ее сателлитов.

Так, если верить энциклопедии «Великая Отечественная война. 1941–1945», советский патриотизм явился одним из важнейших источников победы СССР над фашизмом. Он определялся беззаветной любовью советского народа к Отечеству, преданностью социалистическому строю, Коммунистической партии, дружбой народов СССР.

Можно ли сегодня, обладая обширными знаниями о прошлом и располагая возможностью анализировать действительность без влияния идеологических догм, признать эту формулу действительной? Нет, нельзя. Хотя бы потому, что новая социальная общность людей – советский народ – на проверке, которую социалистическому строю провела история, оказалась утопической фантазией. Народы союзных республик, воспользовавшись первой возможностью, разбежались по национальным квартирам, забыв о своем якобы утвердившемся в их жизни наднациональном единстве.

Все это лишний раз подтвердило, что устойчивые общественные структуры возникают только на основе национального самосознания и самоутверждения. Однако именно этого старательно не замечали советские философы и социологи, а если и замечали, никогда громко о своем несогласии с теорией не заявляли. Зато они много говорили о патриотическом единстве народов СССР, хотя глубоких социологических исследований, которые могли подтвердить этот факт, в стране не проводилось. Большинство так называемых научных утверждений о советском патриотизме в годы войны основывалось на некритической оценке единичных фактов. Например, в доказательство народного единства и военного патриотизма при любой возможности приводилась статистика представительства разных национальностей в составе корпуса кавалеров Золотой Звезды.

«Среди Героев Советского Союза – читаем в энциклопедии «Великая Отечественная война. 1941–1945» – представители большинства наций и народностей СССР, в том числе русских 8160 человек, украинцев 2069, белорусов 309, татар 161…» и т. д.

Но такие цифры трудно назвать кирпичиками в научном фундаменте теории о советском патриотизме, поскольку другие явления, не подпадавшие под заранее заданный тезис, маскировались, более того, от общественности строго засекречивались.

Вот, в частности, документ, с содержанием которого даже весьма доверенным пропагандистам патриотических идей при советской власти никто не позволял знакомиться.


«Октябрь 1941 г.
Совершенно секретно.
Народному комиссару
Внутренних дел СССР
генеральному комиссару
государственной безопасности товарищу Берия.

СПРАВКА

С началом войны по 10 октября с.г. Особыми отделами НКВД и заградительными отрядами войск НКВД по охране тыла задержано 675 364 военнослужащих, отставших от своих частей и бежавших с фронта.

Из них оперативными заслонами Особых отделов задержано 249 969 человек и заградительными отрядами войск НКВД по охране тыла – 407 395 военнослужащих…

В числе арестованных Особыми отделами:

шпионов 1505
диверсантов 308
изменников 2621
трусов и паникеров 8772
дезертиров 3978
распространителей провокационных слухов 3978
самострельщиков 1671
других 4371

Всего: 25 878».


Далее в справке приводится статистика по фронтам и Резервной армии, включающая такие пункты: арестовано, расстреляно, расстреляно перед строем. Общие цифры таковы: расстреляно 10 201 человек, расстреляно перед строем – 3321 человек.

Следовательно, за первые 119 дней войны каждый день сотрудники НКВД задерживали около 6000 военнослужащих, отставших от своих частей и бежавших с фронта. И расстреливалось по 86 человек.

Вот выдержка из спецсообщения наркома внутренних дел Берии Верховному главнокомандующему Сталину, датированного 14 июля 1943 года:

«5 июля с.г. НКВД Туркменской ССР в Хаджамбасском районе Чардожоуской области ликвидирована вооруженная группа дезертиров. Задержанный главарь группы оказался Джумаевым Аланом, 1902 года рождения, уроженцем аул-совета Бешир Хаджамбасского района, депутатом Верховного Совета СССР, дезертировавшим из Красной Армии в апреле месяце 1943 года. С санкции Верховного Совета Туркменской ССР Джумаев задержан. НКВД просит санкционировать арест Джумаева».

Были ли сам Джумаев и члены его банды, дезертировавшие из Красной Армии, трусами? Сомневаюсь. Депутат Верховного Совета СССР в возрасте сорока одного года да еще на третьем году войны прекрасно понимал, что его ждет в случае задержания. Тем не менее он предпочел стать бандитом, нежели защитником советской Родины.

Приводя эти факты, я вынужден обращать внимание на то, что не вписывается в теории патриотизма ради того, чтобы предупредить тех, кто ищет возможности создания боеспособной армии на пути военно-патриотического воспитания, об ошибочности их взглядов.

Узость и однобокость в исследованиях патриотизма, как фактора победы, просто пугает. Когда в энциклопедии «Великая Отечественная война» видишь статью «Патриотизм», но не находишь статей «Дезертирство», «Особые совещания», «Особые отделы НКВД», «Заградительные отряды войск НКВД», «Расстрелы», «Расстрелы перед строем», «Трусость», «Паникерство», «Самострелы», то приходишь к выводу, что это далеко не энциклопедия правды, предназначенная для воспитания ясного понимания проблем прошлого, чтобы на основе их преодоления строить армию нового времени. И уж чего-чего, а объективной роли чувства патриотизма в войне энциклопедия не выявляет.

ЧУВСТВО ДЕРЖАВНОСТИ

В такой же мере далеки от понимания современных проблем все нынешние программы патриотического воспитания, поскольку желание служить определенному государственному строю, а уж тем более защищать его с риском для жизни возникает не на основе разъяснения гражданину его прав и обязанностей, а на реальном понимании того, насколько эти декларированные права обеспечены и наполнены материальным содержанием и что обязанности не навязаны сверху.

С помощью понятия о патриотизме невозможно объяснить и другие моменты нашей многотрудной истории. Вспомним Гражданскую войну в России. С обеих сторон друг против друга сражались патриоты. Я не могу отказать в этом звании ни одной из сторон. Ни своему родному дяде русскому асу, капитану авиации Василию Ивановичу Янченко, который одним из немногих белых офицеров был представлен к ордену святого Николая Чудотворца, ни своему отцу, красному командиру, прошедшему боевой путь от Иркутска до Приморья. Не сомневаюсь и в том, что белый генерал Антон Иванович Деникин был ничуть ни меньшим патриотом, чем Борис Михайлович Шапошников, который окончил академию Генерального штаба в 1910 году и служил в Красной армии. Если это так, то попробуйте объяснить, почему люди, любившие одну и ту же страну, рожденные на одной и той же земле, сражались друг против друга? Воевали сторонники векового монархического строя с теми соотечественниками, которые стремились утвердить в стране новую государственность.

Если патриотизм позволяет братьям сражаться друг с другом, грош цена этому чувству.

Другое дело – чувство державности, составной частью которого является приверженность не столько к родине, сколько к определенному государственному, державному строю.

Примем такое объяснение, и многое встанет на свои места, не затрагивая чувств патриотов и патриотизма.

Если мы хотим навсегда примирить потомков тех, кто сражался на белой стороне, с теми, кто был на стороне красной, и осознанно строить военную идеологию новой России, мы должны принять понятие о чувстве державности, о державном сознании, поскольку они объясняют все.

Чувство державности зависит от ясного понимания человеком того факта, что его жизненные перспективы тесно связаны не с местом его рождения, а с местом комфортного проживания и зависят от общественного и государственного строя, в котором это благосостояние возникло.

Это чувство возникает на основе трезвой оценки человеком уровня своего благосостояния, внутренней свободы, социальных и духовных ценностей, которые он исповедует, и потому его не воспитаешь методами, которые часто предлагает педагогика.

Человек вне зависимости от своей национальности, языка, культуры начинает ощущать себя защитником той земли, где ему хорошо жить, где у него есть дом, работа, деньги, гражданские права, возможность на достойном уровне содержать семью, растить детей, вера в обеспеченную старость. Именно такую землю, где он своим трудом приобрел жизненные блага, человек будет защищать, не жалея сил и самой жизни.

Без продуманной и материально обеспеченной программы формирования социального слоя общества, который мог бы стать опорой обороноспособности страны, успеха в создании надежной армии достигнуть нельзя.

ОБРАТИМСЯ К ИСТОРИИ

В царской России опорой державы был слой правящей элиты – дворян, который возник исключительно на почве государственной службы. И рос он не стихийно, а формировался сознательными усилиями русских монархов.

Первое название военно-служилого сословия, фундамент которого заложил Петр I, получило ныне забытое многими название шляхетства. Служба в полках гвардии и армии была для шляхетства обязательной. Лица, принадлежавшие к этому благородному сословию, начинали служить в 15 лет и обязательно со звания рядового.

Позже название шляхетство заменили словом дворянство.

С 1714 года Петр I запретил производить в офицеры лиц «из дворянских пород, которые не служили солдатами гвардии и не знают с фундамента солдатского дела».

Тех, кто отказывался служить или уклонялся от этого, называли «нетчиками». У них отбиралось имущество, они теряли право на благородство.

С разработкой Табели о рангах по ней стало измеряться и оцениваться положение человека в обществе. Ранг определял место, которое человек мог занять на богослужении в церкви, число слуг, его обслуживавших, вид экипажа.

В 1712 году вступило в действие требование императора, по которому «для знатной породы никому никакого ранга не позволяли, пока они нам и отечеству никаких услуг не покажут и за то характера не получат». (Слово «характер» означало характеристику).

Обратим внимание, в указе нет никаких ссылок на пылкие чувства к отечеству, а упомянуто только служение государственной системе.

Для поступления на военную службу не имели никакого значения ни национальность, ни государственная принадлежность претендента. Важно было, чтобы человек был дворянином (российским или чужеземным – все равно) и принес присягу, нарушение которой нормами дворянской морали не допускалось.

От иностранцев, желавших служить России, присягу принимали устно и письменно.

Например, присяга, которую в 1720 г. принес некий капитан Розенгольд, звучала так: «Я, нижеподписавшийся, обещаю Его Царскому Пресветлому Величеству всея России служить верой и правдой и всем флагманам и прочим повелителям, у которых буду в ведении, быть послушным и по их приказам исполнять. В прочем исполнять мне по Его Царского Величества морскому регламенту прилежно, да поможет мне всемогущий Бог».

Приток иностранцев в русскую армию считался не только желательным, но и необходимым. 18 августа 1721 года Петр I распорядился «военнопленным шведам, ежели кто похочет, в Его Царского Величества как в военную, так и в гражданскую службы или в какие другие разные мастерства за присягою вступать».

10 ноября 1721 год издан указ «Об учреждении присяги на каждый чин». Всякому на каждый чин присягать… по артикулу».

Формирование общественного слоя, который составлял основу державной силы, велось постепенно, но с большой настойчивостью. Присоединение к России Прибалтийских провинций с 1710 года сопровождалось оформлением остзейского дворянства. В 1723 году в состав русского дворянства включили финское рыцарство.

1736 год. Императорским указом срок обязательной службы дворян был ограничен 25 годами. 1762 год. Манифест о вольности дворянства полностью освободил его от государственной службы. Но к этому времени престиж военной службы в дворянской среде был столь высок, что принуждать к ее несению никого уже не приходилось. В дворянстве уже образовались целые военные династии.

Не на базе патриотизма, а на понимании военной чести, заключенной в присяге на верность Российскому государству, выросло немало иностранцев, признанных позже русскими военачальниками.

Генерал от кавалерии Родион Боур из шведской армии перешел на сторону России. В Полтавском сражении командовал правым флангом русских войск.

Генерал-лейтенант Вольмар Антон фон Шлиппенбах. Был взят в плен в Полтавском сражении. Перешел на русскую службу. Произведен Петром I в генеральский чин.

Генерал-фельдмаршал Михаил Барклай-де-Толли. После смерти Кутузова командовал русской армией в ее походе в Европу.

Генерал-фельдмаршал Петр (Людвиг-Адольф-Петр) Витгенштейн. Герой Отечественной войны 1812 года. Главнокомандующий русской армией в Русско-турецкой войне 1828–1829 годов.

Долг чести дворянина русского ли, иностранного ли стоял выше национального патриотизма. И это побуждало правительство расширять слой потенциальных защитников и охранителей государства.

В 1763 году был утвержден «Устав морской во всем, что касается доброму управлению в бытности флота на море». Он определял, что «должен каждый, как вышний, так и нижний во флоте нашем, в службу приходящий, прежде учинить присягу верности как следует: и когда оное учинит, тогда он в службу нашу принят будет».

1783 год ознаменовался распространением прав российского дворянства на шляхетство украинских губерний. В 1784 году те же права предоставлены татарским князьям и мурзам. В последней четверти XVIII века началось формирование донского дворянства.

НОВЫЕ ПОДХОДЫ

Можно ли верное военное служение государству, которое мы видим в прошлом, в полной мере назвать патриотизмом? Думаю, что нет. Когда Петр в целях закрепления на службе иностранцев решил увеличить ее продолжительность до пожизненной, рапорты об отставке подали большинство из тех, кому предлагалось остаться. Готовые служить государю в рамках краткосрочных контрактов, в том числе при необходимости в этот период и воевать, и положить живот свой за Россию, иностранцы служить до конца своих дней не хотели.

Выходит, что готовность участвовать в вооруженной защите страны и государства, жертвовать жизнью во имя достижения победы и сохранения национальных культурных ценностей не может быть ни признаком, ни показателем патриотизма.

Солдаты удачи, наемники, иностранные легионеры, иностранные добровольцы – это далеко не полный перечень тех, кто вступает в войну далеко не из-за патриотических побуждений. Иногда вступить на этот путь людей толкают денежные интересы, иногда – идеи.

Новым условиям в жизни нашего общества, и, если на то пошло, все более вторгающемуся в него глобализму, нужны новые подходы в ее внутренней организации, новая этика.

Расширение сферы государственных интересов России, рост ее обязательств перед мировым сообществом в борьбе с терроризмом, усложнение задач при проведении миротворческих операций выдвигают на первое место в сознании и чувствах не патриотическую, а державную составляющую.

Чтобы стало понятнее, о чем идет речь, снова обратимся к истокам нашего языка.

Слово «держава» в понимании русского человека весьма многозначно. Держава – это крепость, сила, прочность, твердая связь, надежность в скреплении отдельных частей целого, это владычество, могущество, государство и, наконец, народ и правительство страны.

В Южной Осетии и Абхазии, разграничивая конфликтующие стороны, щитом встали российские миротворцы в военной форме. Строить их понимание выполняемых задач и их значимости на основе патриотизма не очень корректно. Иное дело, если включить сюда понятие державности, объясняющее, сколь важное значение имеет для России задача поддержания мира на рубежах нашего государства.

Международный авторитет России во многом сегодня зависит от умело проводимой внешней политики, от позиции, занимаемой нашей страной в конфликтах и спорах, которые находятся в поле зрения Организации Объединенных Наций. Следовательно, внешнеполитическая деятельность – один из приоритетов державности. И если того требуют государственные интересы, военный человек обязан выполнить воинский долг, даже если он не связан с непосредственной защитой Родины, а только с ее государственными интересами.

Никакой патриотизм не подвигнет российского солдата встать на защиту интересов суверенного Узбекистана или Казахстана. Только чувство державности, в котором заключено понимание государственных интересов России в соблюдении договоров о коллективной безопасности, может в современных условиях стать побудительной силой для действий.

Если того требуют государственные интересы, военный человек обязан выполнить воинский долг, хотя внешне он не связан с непосредственной защитой Родины, а только с ее государственными интересами.

Создать в России общественный слой, для которого защита Отечества стала бы смыслом жизни, можно лишь отбросив догматы ушедшей в прошлое идеологической пропаганды. Давно пора перестать рассматривать народ как единое монолитное целое.

Народ, население – это социальный конгломерат национальных культур, языков, наречий, политических пристрастий и мнений.

В стране с многонациональным населением да еще с широко распахнутыми, как в России, пространствами обитания единого общенародного патриотизма не было, нет и не может быть по определению.

Патриотизм в такой стране может носить характер национально-языковой, городской, региональный – кубанский, донской, дальневосточный, сибирский. Даже патриотизм собственно русских заметно разграничен рамками ареала их проживания. Существуют серьезные различия в том, как воспринимают жизнь страны и протекающие в ней процессы жители Центральной России, Урала, Восточной Сибири, Дальнего Востока.

Эти различия легко обнаружить хотя бы по такой фразе: «Я не русский, я – сибиряк». Или: «Мы не русские, мы – казаки». Приходилось слышать такое?

Говорить о существовании общероссийского патриотизма, не принимая во внимание национальной составляющей нашего общества, – значит допускать ошибку в оценке реального состояния и перспектив этого социального явления.

«Еду в Россию», – может сказать житель Забайкалья, как и гражданин Узбекистана, для которого эта страна – ближнее зарубежье.

Если хоть как-то можно объяснить патриотизмом желание защищать Отечество, то уж никак не объяснишь им, почему молодежи, повинуясь душевному призыву, следует ревностно служить во Внутренних войсках, в полках милиции, выполнять полицейские и жандармские функции. Понятие державности вполне может стать для этого основанием.

Объективно сегодня страной правят представители новой номенклатуры – чиновники и политики, выдвигаемые на руководящие должности и даже на выборные посты органами президентской администрации. Никакими законами не определена их обязанность военного служения обществу ни до назначения на государственные должности, ни во время их исполнения.

Богатство и благоустроенность в высшей степени их проявления в условиях глобализации никогда не будут гарантией ни высокой патриотичности ни державности представителей элиты общества. Большой личный капитал обладает особой интернациональной, а точнее космополитической силой.

Осмелюсь утверждать, что именно по этой причине в нынешней России патриотизма и державности как ценностей, определяющих мировоззрение, у класса, обладающего собственностью на национальные богатства, как такового, не существует. Говорить всерьез о каком-либо уверенном и осознанном влиянии обеспеченных слоев общества на формирование государственной и особенно оборонной политики, а уж тем более на создание в народе патриотической идеологии было бы просто смешно.

Слой олигархов, как его называют, никакими интересами, кроме финансовых, с Россией и ее народом не связан. Деньги, которыми эти люди распоряжаются, – вненациональны. С ними можно жить в любом государстве мира. Это дворян приковывали к России их поместья. Миллиардные состояния освободили российских олигархов от необходимости думать, а уже тем более принимать личное участие в защите государства от внешних вооруженных угроз.

Не выполняет функций катализатора патриотических процессов и слой так называемых новых русских – класс среднего и малого бизнеса.

«Очень важно доходчиво и убедительно объяснять молодежи, почему она должна находиться в первых рядах защитников страны». Так советует доктор педагогических наук, считающий себя знатоком «проблем военно-патриотического воспитания».

Спорить с доктором мне не позволяет отсутствие ученых степеней. Но вот задать вопрос ему имеет право и неуч. А вопрос такой: станет ли молодой человек патриотом, если ему доходчиво объяснять, что защита страны – его долг? И что делать, если молодой человек окажется непонятливым и спросит, почему он должен сделаться охранником «пира жизни», которым наслаждаются и правят другие?

Не может стать опорой державности и так называемый рабочий класс, который сегодня основательно люмпенизирован. Ожидать от него патриотического, а уж тем более державного рвения в защите Отечества в случае военной опасности не приходится. Если сейчас, в период усиленного «военно-патриотического» воспитания молодежи правоохранительным и военным органам приходится проводить операции типа «Явка с повинной» или «Беглец» для возвращения в строй отказавшуюся служить молодежь, то при объявлении массовой мобилизации организаторам и вдохновителям будущих побед как раз и потребуется энциклопедия со словами «Заградотряды», «Особые отделы», «Расстрелы перед строем».

Чтобы этот чудовищный сценарий военной беспомощности государства не приобрел реальные черты, уже сейчас лидерам страны следовало бы начать не «военно-патриотическое» воспитание населения, а продуманное и последовательное создание и укрепление мощного социального слоя державной силы.

В качестве основы формирования такого слоя следовало бы рассматривать офицерский корпус запаса, который выброшен на обочину жизни. Это, например, создание Национальной гвардии как вооруженного резерва первой очереди.

Военной опорой державности могли бы стать резервные полки Национальной гвардии, создаваемые в крупных региональных центрах страны. И должны они существовать не в условиях советской секретности, когда мобилизационные планы хранились в тайне не только от общественности, но и от тех, кто был приписан к чисто бумажным должностям и подразделениям.

Полки Национальной гвардии должны иметь официальный статус, носить названия городов, в которых они сформированы: Ярославских, Нижегородских, Тверских. Необходимо, чтобы их командиров и рядовых хорошо знали и администрация регионов, и сограждане.

Офицеры запаса, состоящие в Национальной гвардии, после выхода в отставку по возрасту должны получать надбавку к пенсии за службу в резерве. Это могло бы стать частью программы, способной заменить надуманные проекты «военно-патриотического воспитания».

Опубликовано в Независимом военном обозрении от 24.11.2006
Оригинал: http://nvo.ng.ru/concepts/2006-11-24/1_orientiry.html

 
Гергель В.В., кандидат исторических наук, доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин МИОО, военный наблюдатель ООН в 1973–1976 гг., директор Музея миротворческих операций (редактор вестника).
Захаров В.Ф., директор Центра международных образовательных программ, военный наблюдатель ООН в 1976–1979 гг.
Исаенко А.И., военный наблюдатель ООН в 1973–1976 гг.
Комляков Е.Е., заместитель директора школы № 1239 (г.Москва), военный наблюдатель ООН в 1980–1982 гг.
© 2001–2006 Музей миротворческих операций. Все права защищены. SpyLOG