Вестник Музея миротворческих операций
Миротворцы всех стран, — соединяйтесь!
Голос миротворцев
№ 215
21 ноября 2005 года
E-mail орган Движения юных миротворцев и школ мира (http:/www.un-museum.ru/vestnik/)
Издается с 13 февраля 2001 года
Контакты:
141500, Московская область, г.Солнечногорск, ул.Дзержинского, д.20, к.57
Тел.: +7 (095) 994–10–73
Е-mail: director@un-museum.ru;
http://www.un-museum.ru
Вестник издается
Московской областной общественной организацией «Союз миротворцев» при содействии Московского института открытого образования и Информационного центра ООН в Москве.
Вестник рассылается
директорам школ и руководителям НПО в России и СНГ, российским миротворцам, работающим в миссиях ООН и ОБСЕ, ветеранам миротворцам в России и в Украине, а также представителям организаций системы ООН в России.
Subscribe / Unsubscribe

Содержание:


Детское движение Москвы: соединить усилия - добиться большего!

В сентябре 2005 года Московский дом детских организаций обнародовал проект "Надежда твоя, Москва!" (авторы проекта: Т.В.Трухачева, А.А.Газарян, при участии ИА.Березкиной, С.В.Евсеевой и члена союза журналистов И.С. Зарахович), предусматривающую активизацию детского общественного движения столицы в связи с приближающимися знаменательными датами 65-летием битвы под Москвой и 860-летием основания Москвы.

Идея принятия долговременной программы развития детского движения в столице актуальна в свете усилий, предпринимаемых Правительством Москвы по развитию детского общественного движения (см. Постановление Правительства Москвы о господдержке детского движения). Вместе с тем появление программы вызвало неоднозначную реакцию со стороны детских общественных объединений столицы.

31 октября и 14 ноября во Дворце творчества детей и молодежи на Воробьевых горах состоялись круглые столы с участием лидеров детских общественных объединений столицы и руководителей окружных Центров по взаимодействию с детскими общественными объединениями Департамента образования Москвы, в ходе которых обсуждался вопрос о программе "Надежда твоя, Москва!"

По итогам обсуждений была сформулирована идея о необходимости дальнейшей доработки этой программы более широким кругом представителей детского движения столицы, а также о возможности разработки альтернативной программы, с максимально широким учетом мнений сторон.

19 ноября в редакцию вестника "Голос миротворцев" поступил проект программы, разработанный одним из лидеров Межрегиональной общественной организации детей и молодежи "Преображение" Вячеславом Глинчиковым с участием ряда руководителей детских общественных организаций и окружных Центров по взаимодействию с детскими объединениями.

В связи с этим Редакционный Совет принял решение опубликовать на страницах вестника оба проекта по развитию детского движения столицы. Совет надеется на то, что публикация будет полезна в связи с запланированным на 22 ноября заседанием Правительства Москвы по вопросу дальнейшего развития в столице детского движения и послужит началом более широкого обсуждения предлагаемых проектов.

Редакционный Совет



Проект "Надежда твоя, Москва!"

От: Дмитрий Лебедев <mgpo@mail.ru>
Дата: 27 октября 2005 г. 8:51
Тема: Re: [Vestnik] info211

ПРОЕКТ "НАДЕЖДА ТВОЯ, МОСКВА!"

ПРОДВИЖЕНИЕ
программа продвижения детского движения навстречу 860-летию МОСКВЫ
или
программа детских общественных объединений, команд, организаций, отрядов, союзов, ассоциаций

Приближаются две знаменательные даты: 65 лет битвы под Москвой и 860-летие основания Москвы. Эти даты дороги всем народам многонационального российского государства. Но особенно близки сердцу каждого москвича. К какому бы поколению жителей столицы он не принадлежал. Будь то ветеран, молодой человек, подросток или школьник. И вне зависимости от того, потомственный он москвич или новосел, гость города или временно трудится на ее объектах, призван служить в этом краю в армию или поступил в университет, консерваторию, военное училище.

Эти даты - фактор объединяющий, консолидирующий. Для тех, кто воевал за Москву, кто строил и строит ее сегодня, кто избрал для себя московское высшее учебное заведение. А тем, кто пока еще только учится в школе, гимназии, лицее, еще только предстоит открыть, познать, испытать такие высокие патриотические чувства, как причастность к истории и судьбе своего города, гордость за него, любовь к нему.

Именно исходя из этого, предстоящий исторический этап - 860-летие столицы - благодатная почва и прекрасный повод для активизации общественной активности, для продвижения детского движения к такой социально значимой и понятной детям цели. Это с одной стороны. А с другой - это повод для города проявить отеческое отношение к детям, как своему будущему. И тем самым продемонстрировать вечную юность (молодость) древнего города.
Образ Москвы, отмечающей свой юбилей, немыслим без образа юного поколения.

1. ОБОСНОВАНИЕ необходимости акции (программы)

Детское движение начинается там и тогда, где и когда есть взрослые, объединяющие подростков. В Продвижении детского движения заинтересованы, прежде всего, взрослые, непосредственно и опосредованно причастные к детям и их объединениям. Их немного, но они есть. И есть основания надеяться, что в предстоящий период их ряды пополнят новые энтузиасты.

В течение последних лет детское движение столицы обрело признание и поддержку со стороны Правительства Москвы. Активно участвовали объединения в Большой экспедиции памяти, посвященной 60-летию Победы в Великой Отечественной войне. Пробуждение и проявление патриотических чувств у детей и подростков - один из очевидных результатов проведенной работы.

Начала создаваться база движения: открыт Дом детских организаций. Налажена информационная поддержка взрослых организаторов. В каникулы ребята собираются на свои сборы. Однако завершение празднования 60-летия Победы несколько снизило активность взрослых и детей. Причастность к судьбе своего города, дома, улицы, школы, забота о близких и о москвичах, нуждающихся в помощи, пока не стала нормой поведения подростков. Требуется новый импульс. Взрослым. И детям. Самим детским объединениям и их партнерам - родителям, педагогам, инструкторам. Учреждениям и ведомствам.

В последние годы состав жителей столицы значительно обновился. Коренные москвичи могли бы вовлечь тех ребят, которые стали новоселами столицы недавно, в детское движение. Нужен импульс. И им призвано стать ПРОдвижение (или: акция про движение детей).

Конечно, ПРОдвижение нужно и детям. Как близкое для них событие в жизни родного города. Оно нужно каждому отдельному подростку. Команде. Отряду. Организации.

Оно поможет им стать дружнее, активнее, сильнее. Оно поможет им открыть страницы истории Москвы, судьбы ее героев, обогатит их духовно, приобщит к посильному участию в решении социальных, бытовых, экологических планов города.

2. ЦЕЛЬ Продвижения:

- содействовать развитию инициативы как отдельных ребят, так и их команд, союзов, ассоциаций, организации, успеху, удаче каждого из них в отдельности и всех вместе;
- проявлению заботливого отношения, внимания к столице нашего государства, к городу - герою, к городу, в котором родились и живем.

Для ребят ПРОдвижение - реальная возможность доказать, что они любят свой город, знакомы с его историей, умеют его украшать и гордятся званием москвича.

Задача взрослых организаторов - добиться, чтобы каждый участник ПРОдвижения реализовал познавательный, нравственный, общественный, социальный потенциал, стал продвинутым в самом лучшем, современном смысле этого слова. Продвинутым в сферах знаний, представлений, умений, отношений и нравственных норм, связанных с его становлением, как гражданина и патриота столицы России.

3. УЧАСТНИКИ ПРОдвижения

Отдельные ребята, которые живут в одном доме или на одной улице, если они того пожелают. Ребята одного класса или разных классов одной школы. Команды друзей. Официально действующие объединения или союзы (ассоциации, федерации) объединений. Те, что имеют статус временных или действующие постоянно. Объединяющие ребят из одного дома или одной школы или из разных домов и разных школ. Команды, объединения, сформированные по принципу семьи, рода, дружеских отношений.

4. ОРБИТЫ ПРОдвижения

Пролегают по транспортным магистралям (дорогам) столицы и ведут участников

К рубежам и мемориалам славы, братским могилам. Здесь центры трудовых десантов, митингов, торжественных линеек, Постов №1.

К фонтану Дружбы народов. Здесь праздник землячеств, основавшихся в Москве.

К паркам умельцев, в которых открываются ярмарки - продажи изделий детей и подростков.

К улицам знаний - центрам окружных и городских конкурсов и олимпиад эрудитов.

К бульварам и скверам - на трудовые десанты (посадка новых деревьев, цветов, кустарников).

К театральной площади, где организуются фестивали детских театров и театров для детей.

К кольцу друзей, где встречаются разные поколения, а в память об этих встречах закладываются парки, скверы, высаживаются памятные аллеи.

К переулкам истории, в библиотеки, где юные историки и литераторы, москвоведы становятся участниками научных конференций, свидетелями открытий новых музеев или новых экспозиций в музеях действующих.

К набережным художников на вернисажи "Москва, люблю тебя как сын.."

К проспектам навыков, на которых открываются настоящие города юных мастеров.

К стадионам и спортивным площадкам - на московскую детскую спартакиаду.

ПРОдвижение по орбитам для отдельного подростка, группы, команды, ассоциации, союза, организации начинается с ближней дистанции, затем происходит движение к средней и, наконец, к дальней дистанции.

Ближняя дистанция - это продвижение к наиболее близкому и доступному объекту - семье и ее истории, дому, в котором живем, двору, в котором проводим свободное время, к дороге в школу, в ближайший музей, театр, библиотеку.

Средняя дистанция - это уже продвижение в микрорайон, к людям, которые составляют его славу, к планам дня сегодняшнего и к замыслам на ближайшее будущее.

Дальняя дистанция - это историческое прошлое столицы, округа. Страницы истории промышленности, транспорта, строительства, воинского подвига, науки, культуры и искусства Москвы.

5. СТАРТ ПРОдвижения - 7 ноября 2005 года. В День проведения военного парада на Красной площади (1941 г.)

Первый этап - ноябрь 2005 - ноябрь 2006 года. Посвящается 65-летию битвы под Москвой. Девиз этапа "...И врагу никогда не добиться..."

На этом этапе разрабатываются и реализуются проекты, авторами которых выступают отдельные ребята, команды, ассоциации, организации, союзы. Этап завершается фестивалем детей участников ПРОдвижения "Дорогая моя столица",
конференцией (форумом) взрослых организаторов ПРОдвижения "ПРОдвижение. Когда мы итожим".

Акции проводятся в одном из летних оздоровительных центров. На фестивале демонстрируются достижения краеведческих музеев, юных поисковиков, участников Большой экспедиции памяти, посвященной 65 -летию битвы под Москвой. На конференции анализируются промежуточные итоги ПРОдвижения. Отмечаются отличившиеся, успешные команды, организации, союзы. Называются впередсмотрящие. Вручаются награды тем, кто заслужил.

Второй этап: ноябрь 2006 - август 2007 года. ПРОдвижение продолжается. (ПРОдвижение - 2). Девиз этапа: "Но тобою привык гордиться..."
На этом этапе окончательно подводятся итоги.

5. ФИНИШ ПРОдвижения - международная ассамблея

"Мы - дети мира", которая откроется в Москве, в Государственном Кремлевском Дворце. В ее программе будут спортивный праздник на стадионе "Динамо". Праздник мороженого во Всероссийском выставочном центре. Гостями ассамблеи становятся дети из Ближнего и Дальнего зарубежья.

6. РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОдвижения:

Новые аллеи, скверы, посаженные детьми в округах. Обустроенные детьми вместе со взрослыми подъезды, балконы, дворы, площадки.

Книги и альбомы, стихотворения, поэмы, повести, очерки, зарисовки, ээсе, созданные подростками и посвященные Москве и москвичам.

Выставки рисунков и поделок в округах (площади умельцев) и большая выставка (раздел, павильон) во Всероссийском выставочном центре.

Праздничные концертные программы, посвященные столице в которых звучат песни и музыка, написанные подростками, пластинки и диски, записанные ими.

Увеличение числа ребят (приток) в объединениях и организациях, а, возможно, создание нового общемосковского объединения (организации, союза, ассоциации).

7. СТИМУЛЫ для участников ПРОдвижения

Специальные значки на каждой Орбите - золотой, серебряный, бронзовый.

Медаль "За успех" для детей - лауреатов "ПРОдвижения".

"Надежда твоя, Москва!" - альбом (записная книжка, блокнот, книга) в который заносятся имена ребят, получивших три значка и медаль, который передается в музей истории Москвы.

Путевки в профильные тематические лагеря командам и организациям.

Путешествие по России для отряда в 30 человек -специальный приз оргкомитета (Городского координационного совета по государственной поддержке развития детского движения Москвы).
Награды детям вручают в дни празднования почетные граждане Москвы.

8. ФУНКЦИИ ОРГАНИЗАТОРОВ ПРОдвижения

Городской координационный совет:

- Объявляет программу "ПРОдвижение", готовит и публикует Обращение к детям Москвы на старте акции
"ПРОдвижение";
- выпускает специальную листовку (на базе газеты Юная Москва) призывного характера для всех участников
торжественного марша, а также для каждой школы и внешкольных учреждений, объединений, действующих за
пределами школ и их взрослых руководителей;
- разрабатывает основные ориентиры на орбитах;
- готовит и проводит итоговые мероприятия на первом и втором этапах: фестиваль детей и конференцию взрослых в
одном из оздоровительных центров летом 2006 года и международную ассамблею "Мы - дети мира" летом 2007
года;
- разрабатывает имидж ПРОдвижения: знак акции, который на усмотрение участника может помещаться на головном
уборе, лацкане или кармане пиджака, ранце или портфеле;
- разрабатывает и обеспечивает изготовление наградных значков, медали, утверждает Положение о порядке
награждения ими;
- разрабатывает порядок награждения специальным призом-путешествием по России, утверждает маршрут
путешествия;
- разрабатывает положение и обеспечивает изготовление альбома (книги, блокнота и т.п.) "Надежда твоя, Москва" и
вместе с детьми передает этот альбом в музей истории Москвы в торжественной обстановке;
- на всем протяжении акции обеспечивает ей информационную поддержку (специальные выпуски Юной
Москвы или специальная газета, периодические выпуски на кабельном телевидении);
- обеспечивает финансирование акции;

окружной координационный совет:

- ведет разъяснительную, организационную и рекламную кампании по привлечению детей и подростков к участию в
акции ПРОдвижение;
- разрабатывает программу или план организационных мероприятий (возможно даже программу) "ПРОдвижение"
в округе, предусматривается при этом участие в общегородских мероприятиях;
- выбирает Орбиты для своего округа, детализирует (конкретизирует) их путем создания рекомендаций, подсказок, заданий и т.п. В необходимых случаях дополняет, расширяет число Орбит; выбирают трассы или траектории с учетом истории округа и его будущего;
- разрабатывают и изготавливают путевые листы, маршрутные карты, командировки и дорожные дневники
для участников ПРОдвижения;
- устанавливает специальные стимулы для участников ПРОдвижения в округе;
- организует фестиваль детей - участников ПРОдвижения и встречу взрослых организаторов (конференцию,
дискуссию, круглый стол и т.п.) по итогам первого этапа, ассамблею "Мы - дети мира" по итогам второго этапа;
- определяет в соответствии с предложениями Городского координационного совета, состав представителей - детей и взрослых - на общегородской фестиваль 2006, конференцию взрослых -2006 г., ассамблею "Мы - дети мира" 2007 г.

Идея проекта - дети, участники инструктивного сбора в лагере Камчия (Болгария), летом 2005 г.
Авторы разработчики проекта - сотрудники Дома детских организаций: Т.В.Трухачева, А.А.Газарян, при участии ИА.Березкиной, С.В.Евсеевой и члена союза журналистов И.С. Зарахович
сентябрь 2005 г.


Программа развития детского движения Москвы "Команда"

От: vglinchikov <vglinchikov@yandex.ru>
Дата: 19 ноября 2005 г. 15:47
Тема: Программа

Предисловие автора

Правильно ли формировать программу развития детского движения столицы (имеется в виду проект "Надежда твоя, Москва") в кабинетах Дома детских организаций? Не интересуясь мнением детских общественных объединений?
По крайней мере, что-то ничего не слышно об общемосковском форуме или конференции.

Почему-то авторы программы - сотрудники Дома детских общественных организаций - не хотят услышать голос общественников, тех, кто пережил годы безразличия власти к детскому общественному движению и продолжает работу, несмотря на все невзгоды, сопровождавшие переход страны к рыночной экономике. Такие программы должны приниматься после широкого общегородского форума с участием всех заинтересованных сторон, после открытой борьбы идей: только так можно добиться широкой поддержки, обеспечить единство цели, подключить к реализации все заинтересованные стороны!

Но даже если нас не спрашивают, мы все равно имеем право голоса - есть такая естественная особенность у общественных формирований - иметь собственное мнение!

Наша критика конструктивна: это среднесрочная программа "КОМАНДА" с конкретной (проверяемой!) целью: сделать за три года детское движение Москвы МАССОВЫМ. (Надеюсь, ни для кого не секрет, что сегодня лишь небольшой процент детей от общего числа принимают участие в деятельности общественных объединений?)

Считаем возможным предложить Городскому Координационному Совету по господдержке детского движения г.Москвы на рассмотрение и наш вариант Программы развития детского движения, отдав долг плюрализму мнений и проводимой в жизнь политике партнерских взаимоотношений между органами власти и общественными организациями. Да и как-то безальтернативные программы ныне не в моде!

Конечно, нас можно обвинить в том, что мы не учли ВСЕ мнения, но мнения тех, кто обозначен на первой странице "Команды" - учли и готовы учесть мнения всех других участников детского движения столицы!

Этой публикацией мы декларируем открытость к сотрудничеству и призываем учитывать и наше мнение!

Вячеслав Глинчиков, МООДиМ "Преображение"



КОМАНДА
Программа развития детского движения г.Москвы на 2006-2008 годы

Авторский коллектив (по согласованию):
- Городской Центр по взаимодействию с детским движением
- Городской Совет по ученическому самоуправлению
- Центр по взаимодействию с детским движением ЦАО
- Центр по взаимодействию с детским движением ВАО (другие Центры - при их заинтересованности)
- Совет Детского общественного движения г.Москвы

ПРЕАМБУЛА

Проект "КОМАНДА" - это проект всех участников детского движения г.Москвы, которые представлены на окружном и городском уровнях: через Городской и Окружные центры взаимодействия с детскими организациями, через Городской Совет по ученическому самоуправлению, через Совет детского общественного движения г.Москвы.

Проект "КОМАНДА" - это открытый проект, к которому могут присоединиться все заинтересованные стороны, поддерживающие идеи, изложенные в нем.

Проект "КОМАНДА" - это проект САМОГО ДЕТСКОГО ДВИЖЕНИЯ, его авторами являются те, кто будет исполнителем программы - это гарантия реальности плана и условие достижения результата.

Проект "КОМАНДА" - это ФУНДАМЕНТ, ОСНОВА для следующего трехлетия, когда можно будет ставить более серьезные задачи, структура для их восприятия и решения будет создана и обучена, будут заложены принципы преемственности поколений.

Главная цель Программы "КОМАНДА" - ПЕРЕХОД ДЕТСКОГО ДВИЖЕНИЯ В КАЧЕСТВЕННО НОВОЕ, А ИМЕННО: МАССОВОЕ СОСТОЯНИЕ, ЧТО ОЗНАЧАЕТ:

- появление в ОУ групп учащихся-активистов, объединенных в КОМАНДУ под руководством вожатых, институт которых предлагается качественно обновить и объединить (ВОЖАТСКИЙ КОРПУС - Команду Вожатых) под эгидой Городского и Окружных Центров по взаимодействию с детскими организациями;

- расширение Ученического самоуправления до уровня участия ВСЕХ школ города;

- объединение КОМАНД на окружных (КОМАНДА-ЦЕНТР, КОМАНДА-ВОСТОК и т.д.) и Городском уровне (КОМАНДА МОСКВЫ). При этом ныне существующие детские общественные организации города и их объединения (уже сложившиеся КОМАНДЫ: КОМАНДА МИРОТВОРЦЕВ, КОМАНДА ПИОНЕРОВ, КОМАНДА СКАУТОВ и т.д.) могут присоединяться к общей Программе на любом этапе, не теряя своей самобытности или участвуя в отдельных мероприятиях любого уровня.

ПОЧЕМУ КОМАНДА?

Авторам Программы (КОМАНДЕ авторов) слово КОМАНДА представляется понятием, которое наиболее полно и адекватно отражает средство и цель нашей Программы: создание и поддержание духа единства, духа КОМАНДЫ: КОМАНДЫ ШКОЛЫ, ОКРУГА, ГОРОДА! Мы считаем эту цель достижимой - при всем нашем внутреннем разнообразии, если все вместе будем двигаться в одном направлении.
Проект "КОМАНДА" - это Программа общности цели, которую мы достигнем сообща - КОМАНДОЙ!


1. НАША ОЦЕНКА ДЕТСКОГО ДВИЖЕНИЯ МОСКВЫ 2003-2005 ГОДОВ

Представляется, что за четыре последние года существенных перемен к лучшему в детском движении Москвы, к сожалению, не произошло. Детские организации по-прежнему охватывают слишком незначительную часть подростков, чтобы можно было говорить о каком-то реальном влиянии на ситуацию в Москве. Успехи отдельных детских объединений на этом фоне чаще заслуга руководителей этих организаций, их подвижнического труда, чем закономерный результат сбалансированной политики и реальной помощи этим организациям. Детское движение по-прежнему разрозненно и слабо. Это констатируют сегодня все!


ПРОСТАЯ КОНСТАТАЦИЯ ФАКТА НАС НЕ УСТРАИВАЕТ! МЫ СЧИТАЕМ, ЧТО ЗА ИСТЕКШИЙ ПЕРИОД МОЖНО БЫЛО СДЕЛАТЬ ГОРАЗДО БОЛЬШЕ, ЕСЛИ БЫ УДАЛОСЬ СОЕДИНИТЬ УСИЛИЯ И ДЕЙСТВОВАТЬ СООБЩА И В ОДНОМ НАПРАВЛЕНИИ!

ПРОГРАММА "КОМАНДА" - ПОПЫТКА СООБЩА РАДИКАЛЬНО ИЗМЕНИТЬ СЛОЖИВШУЮСЯ СИТУАЦИЮ В ДЕТСКОМ ДВИЖЕНИИ!

2. ЭТАПЫ, МЕХАНИЗМ И ИНСТРУМЕНТЫ ВОПЛОЩЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Программа "КОМАНДА" - среднесрочный проект (три года в три этапа), реализуемый в масштабах города. Предполагается участие как уже существующих, так и вновь создаваемых детских организаций и объединений, в том числе школьных самоуправленческих структур. Это - всеобъемлющий проект, где каждой организации найдется место и объем работы, а каждый подросток найдет себе занятие по душе.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:

1. КОМАНДООБРАЗОВАНИЕ - 2006

2. ШАГ ЗА ШАГОМ: РАЗВИТИЕ И РОСТ - 2007

3. МАРШ МОСКОВСКИХ КОМАНД: ЕДИНСТВО МНОГООБРАЗНОГО - 2008

1. Командообразование включает в себя ряд подэтапов, предполагающих появление (образование, активизацию) детских КОМАНД учебных заведений во главе со старшими вожатыми, организацию взаимодействия с существующими детскими организациями (совместные акции, использование опыта организаций и привлечение кадров для обучения активистов и вожатского состава).

Магистральным и наиболее простым путем на этом этапе могла бы стать деловая командообразующая игра (хороший опыт которой уже получен в Зеленограде - детским объединением "Зеленая волна", в настоящее время используется в ЦАО).

2. Шаг за шагом: развитие и рост предполагает развитие и укрепление позиций, наращивание мощности и организацию преемственности (в том числе за счет разворачивания вожатской работы в младших классах - для этого предполагается использование инструкторского корпуса - прошедших специальную подготовку участников школьных КОМАНД и самоуправленческих структур. Предлагается в этот этап включить Программу "Перекрёсток всех дорог" (автор - Я.И.Дробышевская)

Программа носит комплексный характер и предусматривает широкий выбор направлений и видов деятельности и способов самореализации её участников, обеспечивает программную базу для всех основных направлений деятельности ученического самоуправления и детских общественных объединений в городе Москве.

Смысловое наполнение связано с мотивами путешествия дорог и путей, которыми мы идём по жизни. "Перекрёсток всех дорог" связывает пути, по которым детям и молодёжи Москвы предстоит идти в ХХ1 веке. Имеет следующие подпрограммы:

  • "Начало пути" - подготовка и стимулирование лидеров ученического самоуправления ДОО;
  • "Дорогой демократической культуры" - изучение основ правовой культуры парламентаризма;
  • "Экологическая тропа" - вовлечение подростков в решение экологических проблем;
  • "Дорога к родному дому" - возрождение духовных и нравственных ценностей семьи, возвращение к корням;
  • "Дорога добра" - помощь младшим и старшим, ветеранам, людям с ограниченными социальными и физическими возможностями;
  • "Путь мира" - воспитание гражданственности и патриотизма, любви к родной стране и к родному городу у детей и молодёжи;
  • "Улицы Детства" - выявление и развитие творческих способностей у младших школьников, подростков, вовлечение их в совместную деятельность со старшими школьниками и взрослыми;
  • "Площадь звёзд" - организация и проведение досуговых и культурных программ, создание условий для реализации творческих способностей детей и молодёжи;
  • "Улица школьная" - развитие и поддержка органов ученического самоуправления, организация и проведение конкурсов моделей ученического самоуправления

3. Третий этап - марш московских КОМАНД - единство многообразного: система командной работы принесет свои плоды, в городе появится стройная система с включением всех разнообразных элементов движения, и главное - она станет массовым движением.

Проект "КОМАНДА" предлагает для достижения цели использование на всех трех этапах следующих инструментов:

А. СИСТЕМА КРУГЛОГОДИЧНЫХ ЛАГЕРЕЙ ДЛЯ АКТИВА

Программой предлагается трехуровневая система лагерной подготовки актива всех возрастов:
1. Лагеря ученического актива школьного самоуправления и актива детских общественных организаций (с разнообразной тематикой или подразделениями внутри одной смены: творческой, военно-патриотической, миротворческой, пионерской и т.д., причем это послужит еще и знакомству с многообразием организаций; планы смен и право проведения должны предоставляться по преимуществу профильным организациям и в порядке очередности. Авторский коллектив программы рассматривает проведение лагеря способом саморазвития общественных организаций.

2. Лагеря инструкторов (помощников вожатых, учащихся старших классов - вожатые (младших классов) младших КОМАНД);

3. Лагеря вожатского корпуса, молодых руководителей общественных организаций.

Все лагеря работают в одном ключе и с одной целью: обучение актива и организация взаимодействия между активами. Единая направленность лагерей позволит объединить все уровни в единое целое - это предпосылка создания единой КОМАНДЫ.

Сверхзадачей лагерей вожатского корпуса и инструкторов авторы программы считают образование Корпусов в округах (с последующим объединением в городской КОРПУС): вожатского и инструкторского (для работы с младшими школьниками).

Авторы Программы считают необходимым наличие у Детского Движения загородного методического центра - собственного лагеря круглогодичного действия, который мог бы использоваться по плану города и округов для проведения учебы, слетов и форумов движения.

Б. КРУГЛОГОДИЧНАЯ РАБОТА С АКТИВОМ

Работа с активом на уровне города и округов уже на первом этапе должна быть превращена в систематическую и непрерывную, к обучающей работе должны быть привлечены лучшие кадры детских организаций и педагогических вузов города.

Под эгидой Городского Центра ежегодными станут (предложения ЦАО):

1. Московский конкурс "Вожатый столицы" (с окружными этапами).

2. Московский конкурс "Команда мечты" (с окружными этапами) - на лучшую команду учащихся-активистов школ города.

3. Московский конкурс (с окружными этапами) на лучшую организацию самоуправления в учебном заведении.

4. Общегородской праздник - День детского общественного движения (19 мая) - смотр сил и достижений детского движения за год работы (совместная широкомасштабная акция всего движения) - массовый форум, приглашение руководства города.

5. Московский фестиваль-ярмарка лучших социальных проектов учащихся (с окружными этапами). Ноябрь.

6. Другие предложения.

При этом проведение мероприятий и их этапов само по себе должно быть школой, средством саморазвития для детских объединений и их руководителей и вожатых, опытом оргработы для членов организаций. Это должно быть их собственными мероприятиями, а не мероприятиями "для них".

В. СОЗДАНИЕ ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛА "ДЕТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ МОСКВЫ" (предложение ЦАО)

Цель портала - информационно-методическая поддержка и сетевое объединение организаций школьного самоуправления, детских общественных организаций, всех заинтересованных сторон (на первых порах - использование существующих ресурсов: портала Департамента образования г.Москвы, с образованием на нем отдельной страницы).

Участники интернет-сообщества смогут получить в оперативном режиме:
- информацию о деятельности всех детских общественных организаций и их координаты;
- возможность проводить интернет-конференции, общаться на форуме;

Портал предполагает получение всеми организациями своего виртуального представительства.


Г. СОЗДАНИЕ И ПОДДЕРЖАНИЕ ЦЕНТРА ДОКУМЕНТАЦИИ И БИБЛИОТЕКИ ДЕТСКОГО ДВИЖЕНИЯ

Это необходимо для регулярного сбора, систематизации и использования материалов и литературы по детскому движению - архива детского движения (включая советский период истории) и постепенного перевода в общедоступную форму - цифровую, для размещения на портале Детского движения, в разделе "Архив детского движения".

Д. Городская газета детского движения, регулярная TV -программа, программа наглядной агитации и информации (использование программы мэрии по социальной информации на городских биллбордах), информирование общественности через городские и российские СМИ.

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

- организационная открытость: мы приглашаем всех, разделяющих наши взгляды, к совместной работе - независимо от форм и направлений;

- ресурсное обеспечение, моральная и материальная поддержка всех заинтересованных сторон;

- объединение усилий всех партнеров, единый вектор движения;

- коммуникационные связи и постоянный информационный обмен;

- информационная открытость;

4. РЕЗУЛЬТАТЫ

Широкое детское движение, участие в органах школьного самоуправления - наиболее действенные способы воспитания личности с гражданской позицией, патриотов нашего города и нашей страны, потому что это воспитание примером, воспитание действием!

Мы ставим перед собой максималистскую задачу: расширение детского движения до уровня массового должно привести к снижению негативных явлений в подростковой среде, созданию условий для направления юношеской энергии в социально-полезное для нашего общества русло.

Программа "КОМАНДА" - шаг в этом направлении.


Игра Евгения Алексеева "100 лет Российского парламентаризма"

От: Evgeny Alexeev <evalexeev@yandex.ru>
Дата: 17 ноября 2005 г. 16:48
Тема: игра

Здравствуйте!
Вложенным файлом высылаю положение о конкурсе и игре 100-летие парламентаризма России. Конкурс и игра проводятся в 2005/2006 учебном году управлением образования ЦАО г Москвы в рамках программы "Нить времен".

Данная программма реализуется с 1996 года . В ее рамках состоялись игры "Моя Москва", "Олимпийские забавы", "Пушкинская Москва", "Москва Гиляровского", "300-летие С-Петербурга", а также "Вехи Великой Победы".

С уважением,
Евгений Алексеев,
координатор ОС, член Правления МАК


КОНЦЕПЦИЯ
ИСТОРИКО-ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО КОНКУРСА И ИГРЫ
"100 ЛЕТ РОССИЙСКОГО ПАРЛАМЕНТАРИЗМА",
ПРОВОДИМЫХ В РАМКАХ ИСТОРИКО-ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ИГРЫ
"НИТЬ ВРЕМЕН".
(концепция разработана Е.В. Алексеевым, является предметом интеллектуальной собственности, тиражированию и использованию без ведома автора не подлежит)

ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КОНКУРСА И ИГРЫ:
- изучение истории российского парламентаризма;
- использование в процессе обучения нетрадиционных методов и подходов;
- адаптация подростков к условиям работы во вновь созданных коллективах, выявление неформальных лидеров;
- оказание помощи подросткам в расширении круга общения;
- воспитание в подростках патриотизма и воли к победе.

ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ:
Предварительный этап (01 октября 2005 - 01 марта 2006 г.): Проводится во всех учебных заведениях ЦАО г. Москвы, в конкурсе принимают участие школьники 9-11 классов.

Конкурсное задание: Участники конкурса (учебные заведения) выбирают для себя одну из тем:
- ПАРЛАМЕНТАРИЗМ РУСИ И РОССИИ (IX век - конец XVII века);
- РОССИЙСКИЙ ПАРЛАМЕНТАРИЗМ (конец XVII века - 1905 г.);
- ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ (1905-1917 гг.);
- СЪЕЗДЫ СОВЕТОВ РАБОЧИХ, СОЛДАТСКИХ И КРЕСТЬЯНСКИХ ДЕПУТАТОВ. ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ;
- СЪЕЗДЫ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ. ИНСТИТУТ ПРЕЗИДЕНТСТВА РФ;
- ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА РФ (1993-2006 ГГ.).

По выбранной теме производится поиск соответствующих материалов. После сбора и обработки всех материалов в Центральное окружное Управление образования (ЦОУО) предоставляются:

- эссе по выбранной теме (в обязательном порядке);
- краткие исторические справки по наиболее интересным событиям, относящимся к выбранной теме (порядок выборов, проведения заседаний, принятия решений, судьбы конкретных исторических персоналий и т.п.), фотографии и репродукции (на усмотрение участников конкурса);
- презентационный планшет по выбранной тематике (в обязательном порядке);
- электронный носитель с каталогом предоставляемых материалов, эссе, краткими историческими справками (в обязательном порядке), презентацией в Microsoft PowerPoint, вэб страницей для последующего размещения в сети Интернет (на усмотрение участников конкурса).

Подведение итогов конкурса (02 марта - 20 марта 2006 г.): Методика подведения итогов будет сообщена дополнительно.

Финальная игра: В финале игры (середина апреля) примут участие 28-30 команд школ-победительниц. Численный состав каждой команды - пять человек. Финалистам будет предложено ответить на вопросы, подготовленные по темам конкурсных заданий и территориально-административному делению г.Москвы (в рамках празднования 15-летия образования Центрального административного округа).

Автор проекта: Е.В.Алексеев


Доклад на тему "Экология и патриотизм"

От: Федотова Н.Ю <lukomore@onego.ru>
Дата: 16 ноября 2005 г. 11:19
Тема: Место экологического воспитания и образования в формировании патриотических чувств подростков

СЕМИНАР ПО ТЕМЕ «ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНИНА И ПАТРИОТА В ДУХЕ МИРОТВОРЧЕСТВА»
( 24-25 октября 2005 г., СОШ № 2 имени А.С.ПУШКИНА)

Место экологического воспитания и образования в формировании патриотических чувств подростков
(Автор - Федотова Н.Ю., учитель географии)

Мы живем в молодом, красивом городе. У нас есть все: могучие леса и железная руда, синь озер и голубизна небес и самое главная ценность люди, которые своим трудом создают историю своего края.

Любовь к земле не приходит сама по себе. Она начинается с самого малого - с любви к своей семье, к своему дому, своей школе и приводит к осознанию любви к Родине.

В современных условиях проблема патриотического воспитания подрастающего поколения обретает новые характеристики, новые подходы в её решении и играет огромную роль в развитии любого государства. От уровня развития гражданского сознания каждого члена общества во многом зависит общественный прогресс любой страны. При нынешней экономической, экологической и неблагоприятной демографической ситуации в России, роль каждого нового члена общества в этом процессе возрастает.

Чувства, содержанием которых является любовь к Отечеству, к его культуре, истории, стремлении защищать интересы, называются патриотическими чувствами.

Любовь к Родине - это ещё и бережное отношение к ней как источнику жизни, среде обитания, ответственность отдельно взятого человека. К сожалению, распространенная точка зрения о том, что наша страна безгранично богата природными ресурсами и их можно использовать столько сколько потребуется - ошибочна. При возникновении рыночных отношений появилась опасность потребительского, хищнического отношения к природным ресурсам, к окружающей среде. Поэтому патриотическое воспитание подрастающего поколения, предполагающее формирование у учащихся бережного отношения к природе своей Родины, своего края , в современный период имеет особенно важное значение.

Патриотическое воспитание предполагает реализацию множества аспектов, один из которых - формирование бережного отношения к природе, т.к. сущность человеческой личности, в том числе личности патриота, выражается в системе отношений с человеком, обществом, природой. Формирование бережного, ответственного отношения к природе является важнейшей целью школы и характеризует всестороннее развитие личности школьника. Задача экологического воспитания и обучения, как подчеркивают исследователи ( И.Д.Зверев, А.Н.Захлебный, И.Т. Суровегина), состоит в том, чтобы наиболее полно преобразовать общественную необходимость охраны природы во внутренние интересы и потребности школьника. Важнейшими средствами и методами экологического воспитания школьников является систематическое, педагогически организованное включение экологических проблем во все сферы их жизнедеятельности, т.е. формирование у них экологического сознания. Формирование такого сознания должно быть направлено на перестройку взглядов и представлений человека, при которой усвоенные им экологические нормы становятся одновременно и нормами его повседневного поведения.

Реализация вышеназванных задач осуществляется в нашей школе через уроки географии, биологии, химии, факультативные занятия по экологии. Вся воспитательная экологическая работа проводилась совместно с государственным природным заповедником «Костомукшский». Нами была разработана вместе с сотрудниками заповедника международная экологическая программа «День Земли и марш парков». Девиз программы 2005 г. «Жизнь леса, жизнь в лесу». В течение года прошло много интересных мероприятий. Учащиеся нашей школы приняли участие в октябре 2004 г.в городском конкурсе рисунков, приуроченных Дню защиты животных. Победителями стали – Матвиенко Ю.- 7-б класс, Литвинов Р. - 6-а класс, Кичанова М. - 6-а класс, Грошев С, - 6-а класс, Левина А.- 7-а класс, Климец В. -6-а класс, Кудрявцева Л. - 6-а класс, Миткевич А. - 3-б класс.

Осенью на базе кабинета географии была организована выставка «Жил-был бобр». Учитель географии Федотова Н.Ю. провела для учащихся начального и среднего звена 11 экскурсий, а в декабре прошла аналогичная выставка, посвященная северному оленю. Экспонаты любезно предоставил заповедник.

Осенью было организовано 6 поездок на озеро Каменное, расположенное на территории заповедника. Ребята могли не только отдохнуть, но и посмотреть хатки бобров, их сплавы, пройти по новому туристическому маршруту «Тропа коробейников», познакомиться со следами древнего оледенения.

В октябре отряд скаутов «Мечта» - 6-а класс занял 1-е место среди школ города в обучающей игре «Я - инспектор охраны природы».

Ежегодно проходит викторина «Есть чудо–край Земли». В этом году в ней приняло участие 55 детей в возрасте от 10 до 15 лет. Победителями в младшей группе стали:

1-е место - Арикайнен М. - 6-а класс.

2-е место-Григоните Ю. - 6-а класс.

3-е место Кичанова М. - 6-а класс.

В старшей группе - 3-е место - Яреля А. - 9-а класс.

Традиционными становятся новогодние елки и рождественские встречи в заповеднике. Гостями у карельского Деда Мороза были ученики1-а, 1-б, 2-а, 2-б, 4-а, 5-а и 5-б классов. Ребята стали активными участниками в конкурсе на лучшую кормушку и провели акцию «Открой птичью столовую». Победителями стали: Герасимчук В. - 2-а класс, Абдуллаев Р - 5-а класс, Лучинский К., Иванов В, Тарасов А, - 6-а класс.

В апреле для учителей, сотрудников заповедника с учениками 10-а и 9-а класса была проведена конференция «Экологические проблемы г. Костомукша» (учитель Федотова Н.Ю.). Самые активные ребята по итогам программы награждены ценными подарками и дипломами на празднике «День Земли»..

Ежегодно в школе проходит неделя естественных наук. Каждый учитель-предметник проводит с детьми интересные и увлекательные дела:

  • Интеллектуальный марафон для учащихся 6-8 классов - Зайцева М.А.
  • Звездный час «В мире природы» в 5-а классе - Герасимчук Н.Н.
  • Игра «Лесные робинзоны» в 6-а и 7-б классах - Федотова Н.Ю., Дорошкевич Е.А.
  • Викторина «В царстве флоры и фауны» в 6-а классе – Дорошкевич Е.А.
  • Брейн–ринг в 6-а классе - Федотова Н.Ю.
  • «Поэзия в звездах» в 11-г классе - Тукачева З.А,

В завершение недели ребята выпускают электронную газету.

С февраля-месяца заповедник «Костомукшский» выпускает информационный листок «Заповедные тропы», в котором публикуются творческие работы учащихся и нашей школы. По итогам творческого конкурса по экологической тематике лучшими признаны работы Крыжановской Н. - 9-а класс, Кондратюк Н. - 7-б класс, Лучинского К - 6-а класс.

К экологической работе мы начинаем привлекать детей с начальной школы. Введение элементов системы экологических знаний и умений в начальной школе способствует адаптации младших школьников к восприятию экологического материала на последующих ступенях обучения. Уже третий год на базе 3-а класса работает экологический клуб «Муравейник». Занятия с ребятами проводит методист заповедника Астахова Л.Д. На заседании были рассмотрены следующие темы:

  • Осень в лесу, викторина «Знатоки природы»
  • «Жизнь теплей, когда с тобой существо живое рядом»
  • Как хорошо, что у нас в заповеднике проживает северный олень.
  • Чудо-болото
  • Знакомтесь - озеро Каменное
  • Наши пернатые друзья.

Особое направление - опытно-экспериментальная работа со старшеклассниками. Оно основано на ознакомлении учащихся с разными методиками исследовательской работы в природе и самостоятельном проведении экологических исследований, мониторингом.

Дополняет эту работу элективный курс «Экология родного города» (Федотова Н.Ю.) для учащихся 8-х классов , «Основы экологии» для 5-х классов, программа «Лесная мудрость» у скаутов.

Матюхина Ира (10-а класс), Мочалова Ксения и Рындухова Галя (11-б класс) заняли 1-е места по экологии и по географии в городской научно-практической конференции «Шаг в будущее», они принимали участие в аналогичной республиканской конференции.

Учащиеся 8-х классов под руководством учителя биологии Дорошкевич Е А. занимаются озеленением школы, заочно обучаются в Малой лесной академии, принимают участие в реализации проекта «Эколого-ботанический атлас Карелии».

Воспитывая детей, мы должны помнить, что лично отвечаем за наследство, которое оставляем своим потомкам, а главное - за них самих, так как передаем им самое ценное - жизнь. Нам очень хочется видеть своих продолжателей не просто умными и грамотными людьми, но и неравнодушными, активными, гуманными.


Тезисы программы Союзмола Москвы

21 ноября в киноконцертном зале "Россия" открывается учредительный съезд Демократического союза молодежных организаций Москвы. В связи с этим событием вестник публикует Тезисы к Программе новой молодежной общественной организации.

От: nataly-rostova <nataly-rostova@yandex.ru>
Дата: 7 ноября 2005 г. 17:47
Тема: Пакет док-тов "Демократический союз молодежи"

Тезисы к Программе
Демократического союза молодежных организаций Москвы

Программа определяет семь приоритетов как источников развития (сетевых узлов распространения влияния "Демократического союза молодежных организаций Москвы" - далее - "Союзмол Москвы", 7 стратегических ударов).

Миссия "Союзмола Москвы": доказать своей деятельностью обществу и самой молодежи, что столичная молодежь не просто готовится к жизни, но полноценно живет сегодня, она имеет огромный потенциал в реализации полезных для города и России дел, и она ответственна за происходящее в городе - за настоящее и будущее Москвы и страны.

Цель: добиться того, чтобы ни один молодой москвич не оказался забытым и его потенциал был бы востребован обществом.

"Союзмол Москвы" должен:

1. Оказывать влияние на молодежь через гражданское общество и усилить влияние молодежи на обновление существующего гражданского общества

"Союзмол Москвы" должен показать молодежи, что ее инициативы реализуются не только через государственные структуры, но и через деятельность районных организаций "Союзмола Москвы".

Организационный механизм:
- создание банка данных полезных инициатив, добрых дел молодежи (учащейся, студенческой, работающей, молодых семей, мигрантов, иностранцев, молодых людей. находящихся в трудной жизненной ситуации) и реализация проектов;
- пропаганда идей гражданского общества;
- развитие парламентаризма в молодежной среде (создание городского молодежного парламента)
- участие в соуправлении и самоуправлении (в образовательных учреждениях, на муниципальном уровне и т.д.); помочь воспитать молодых лидеров, умеющих принимать решение и отвечать за свои дела. Проведение массовых мероприятий (конференций, лагерей актива, конкурсов, фестивалей), дополняемых будничной повседневной работой по обучению всех сторонников "Союзмол Москвы");
- подготовке кадрового резерва для всех ветвей и уровней власти.

2. Помочь молодежи в постижении информационного пространства

Парадокс информационных технологий в системе воспитания: Обычно культурные и нравственные ценности передаются от старшего поколения к молодому. В новой России информационные технологии усваиваются молодежью быстрее, и она сама через них усваивает и создает "ценности" и ценности истинные быстрее и эффективнее, чем более старшие коллеги.
Информационное пространство - одно из главных полей за влияние не столько умов, сколько молодых сердец и душ, и в то же время место коммутации поколений и поколенческих идей.

Организационный механизм:
-создание информационного пространства лояльного для позитивного развития молодежи (через реализацию проектов создания и поддержки СМИ для молодежи, а не от имени молодежи, участия в молодежных редакциях окружных, районных и муниципальных СМИ, в т.ч. сетей кабельного телевидения, развития образовательных проектов медиаобразования - обучения языку СМИ);
-реализацию проектов "Инфомиссия" (расширение общедоступных коллективных сетей Интернет, создание позитивного Интернет-контента для молодежи, виртуального социального навигатора для молодых москвичей); детского и молодежного телеканала (ДМТК).

3. Помочь молодежи в получении социальной компетентности "здесь и сейчас"

Организационный механизм:
- "Союзмол Москвы" ставит одной из задач реализацию программы по обучению молодых людей социальной компетенции (формирование умений решать жизненные проблемы) и основным жизненным навыкам. Эти задачи должны стать основой деятельности всех структур "Союзмола Москвы" в партнерстве с Департаментом образования Комитетом по делам семьи и молодежи Комитетом общественных связей, другими департаментами и комитетами подведомственным им учреждениям, окружными и районными органами исполнительной власти, муниципальными образованиями Основной акцент ставится на гражданском и патриотическом воспитании через деятельностные формы (лагеря, массовые мероприятия)

4. Перехватить инициативу в углублении субкультуры молодежной среды

"Дж. Рокфеллер: "Последнее время я занят интереснейшим делом: изучаю то, что называется "молодежная культура". Именно она при правильном обращении с ней может приносить доходы, не сравнимые ни с чем".

Организационный механизм:
-конкретное участие в реализации социального заказа в социальных услугах, культуре, физкультуре и спорте, (клубные формы общения, туризм, досуг, дополнительное образование в рамках реализации Среднесрочных городских целевых программ "Москва многонациональная: формирование гражданской солидарности, культуры мира и согласия (2005-2007 гг.)", а также целевых программ "Культура Москвы", "Молодежь Москвы", "Модернизация московского образования ("Образование-3");
-создание сети культурно - досуговых учреждений, строительство многофункционального дворца молодежи.
-поддержка создания сферы дополнительного образования молодых взрослых (досуг, образование и общение). Поддержка инициатив клубов межнационального общения, работа с иногородними и иностранными обучающимися и студентами.

5. Добиться, чтобы молодежь города из менее состоятельной части общества стала бы основой среднего класса москвичей

Успешный потребитель уверен в своем будущем и будет экономическим патриотом своего города и России.
Необходимо втянуть молодежь в легитимное зарабатывание денег, общественно-полезную и оплачиваемую деятельность разумное потребление и участие в разумном кредитовании, развитие предпринимательства в молодежной среде.

Организационный механизм:
-реализация программы содействия трудоустройству и профпереподготовки, проектов, направленных на борьбу с бедностью, продвижение проекта создания дисконтной карты социально-активного молодого москвича, виртуальной биржи труда и поддержка существующих структур занятости (Центр "Перспектива" и т.д.);
-участие молодежи в развитии малого предпринимательства в Москве.

6. Помочь в реализации потребностей молодежи в добровольном и бескорыстном служении людям в реализации проектов добровольчества

Организационный механизм:
поддержка инициатив молодых людей в волонтерской работе с людьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации: прежде всего со сверстниками, детьми-сиротами, престарелыми, инвалидами и т.д.:
поиск объектов приложения сил волонтеров, участие в реализации городских программ социального обслуживания, обучении методике работы социального обслуживания и поддержки различных категорий людей, находящихся в трудной жизненной ситуации (ТЖС), проведение совместных с инвалидами, сиротами и иными категориями ТЖС лагерей.

7. Создание через молодежные проекты и программы международного имиджа Москвы и России

Организационный механизм:
-создание системы Московский городской интерклуб;
-поддержка инициативы "Союзмола России" по проведению в Москве Всемирного фестиваля молодежи и студентов;
-поддержка деятельности МАМОРС (международной ассоциации молодежных организаций российских соотечественников).


900 000 добровольцев будут проводить мониторинг птичьего гриппа в Тайланде

От: World Volunteer Web <info@worldvolunteerweb.org>
Дата: 18 ноября 2005 г. 16:21
Тема: 900,000 volunteers to help monitor bird flu in Thailand

Read this newsletter online: http://ennews.worldvolunteerweb.org/index000096833.cfm?x=b67hR2s,b2G2Pgmt

Global Volunteer Update
Volunteerism worldwide: News, views & resources
-----------------------------------------------------------------
November 2005
-----------------------------------------------------------------
IN THIS EDITION
-----------------------------------------------------------------

I. NEWS
II. VIEWPOINTS
III. VOLUNTEER STORIES
IV. RESOURCES
V. TAKE ACTION
VI. UPCOMING EVENTS

-----------------------------------------------------------------
I. NEWS
-----------------------------------------------------------------

28-Oct-05
900,000 VOLUNTEERS TO HELP MONITOR BIRD FLU IN THAILAND
Thailand has assigned 900,000 volunteers to perform house-to-house checks for signs of the deadly avian influenza virus, Health Minister Suchai Charoenratanakul said Monday. The volunteer programme, which also involves bringing possibly infected subjects to nearby hospitals, is similar to a campaign launched in 2004.

Read article: http://ennews.worldvolunteerweb.org/e_article000478519.cfm?x=b67hR2s,b2G2Pgmt

22-Oct-05
YOUNG VOLUNTEERS IN SCOTLAND TO RECEIVE AWARDS
Volunteer Development Scotland (VDS) has recently launched the new MV Awards to celebrate the contribution made to volunteering
by young people in Scotland. Delivered locally by the Volunteer Centre Network, the awards are open to all volunteers aged between 16 - 25 years.

Read article: http://ennews.worldvolunteerweb.org/e_article000479950.cfm?x=b67hR2s,b2G2Pgmt

21-Oct-05
RETIRED DOCTOR GETS US PRESIDENTIAL MEDAL FOR VOLUNTEER SERVICE
President George W. Bush, arriving in California for a fundraising swing, stopped on the tarmac of Los Angeles International Airport to present an 85-year-old physician with a medal for his work with a volunteer group established to assist during natural disasters or a terrorist attack.

Read article: http://ennews.worldvolunteerweb.org/e_article000479951.cfm?x=b67hR2s,b2G2Pgmt

20-Oct-05
WORLD TO WALK FOR UGANDAN WAR CHILDREN
Activists from 47 cities will symbolically recreate the nightly trek of Ugandan children who are in constant danger of being kidnapped by the "notoriously brutal" Lord's Resistance Army rebels. These volunteers hope that their "GuluWalks" will draw more people to join them and help achieve peace in northern Uganda.

Read article: http://ennews.worldvolunteerweb.org/e_article000479952.cfm?x=b67hR2s,b2G2Pgmt

14-Oct-05
UNICEF VACCINATES 1.3 M CHILDREN WITH HELP FROM 15,000 VOLUNTEERS
Phase one of the recently completed National Measles Vaccination campaign in Bangladesh successfully reached 98 per cent of the
target population aged between nine months and ten years of age according to the United Nations Children's Fund (UNICEF).

Read article: http://ennews.worldvolunteerweb.org/e_article000479953.cfm?x=b67hR2s,b2G2Pgmt

14-Oct-05
EXTRAORDINARY CANADIANS PROFILED FOR INTERNATIONAL VOLUNTEER DAY
Volunteer Canada is launching a media campaign to celebrate International Volunteer Day, 5 December 2005. The focus for this
United Nations-sanctioned day of recognition for volunteers worldwide is ordinary Canadians who give of themselves in extraordinary ways.

Read article: http://ennews.worldvolunteerweb.org/e_article000479954.cfm?x=b67hR2s,b2G2Pgmt

14-Oct-05
TSUNAMI AID EFFORT HOLDS LESSONS FOR PAKISTAN
As in the December 26 tsunami, the initial response after the Pakistan quake has come most quickly from volunteers. In drawing lessons from the recent tsunami, the most reported and well-funded disaster in history, humanitarian aid experts are comparing aid deliveries in both disaster events.

Read article: http://ennews.worldvolunteerweb.org/e_article000479956.cfm?x=b67hR2s,b2G2Pgmt

03-Oct-05
INDIAN SCHOOL CHILDREN CONDUCT REALITY CHECK ON MDGS
Children from four schools in the Indian capital city of Delhi recently investigated the lives and realities of poor communities to understand the Millennium Development Goals (MDGs) and evaluate the extent to which the benefits of the MDGs have reached the poorest of the poor.

Read article: http://ennews.worldvolunteerweb.org/e_article000479955.cfm?x=b67hR2s,b2G2Pgmt

-----------------------------------------------------------------
II. VIEWPOINTS
-----------------------------------------------------------------

22-Oct-05
DON'T DONATE CLOTHES OR BLANKETS: GIVE MONEY
by Zarrin T. Caldwell and Megan Quill
As the television bombards us with images of the devastation caused by disasters, we may feel compelled to act. We may be inclined to send clothes, or shoes, or blankets-to offer whatever help we can. But, the reality is that when a major disaster occurs, these kinds of contributions are not always the most beneficial.

Read article: http://ennews.worldvolunteerweb.org/e_article000479957.cfm?x=b67hR2s,b2G2Pgmt

20-Oct-05
THE GIFT OF GIVING
by Susan Wainwright
In addition to providing a vital income stream, donations are an expression of civil engagement. Active citizenship is an issue of no little significance for the voluntary sector. Voluntary action is at the heart of a civil society, and volunteer organizations play an important part in the sustainability of communities.

Read article: http://ennews.worldvolunteerweb.org/e_article000479959.cfm?x=b67hR2s,b2G2Pgmt

-----------------------------------------------------------------
III. VOLUNTEER STORIES (Read article: http://ennews.worldvolunteerweb.org/e_article000479960.cfm?x=b67hR2s,b2G2Pgmt)
-----------------------------------------------------------------

-----------------------------------------------------------------
IV. RESOURCES (Read more: http://ennews.worldvolunteerweb.org/e_article000479963.cfm?x=b67hR2s,b2G2Pgmt)
-----------------------------------------------------------------

-----------------------------------------------------------------
V. TAKE ACTION (Read more: http://ennews.worldvolunteerweb.org/e_article000479971.cfm?x=b67hR2s,b2G2Pgmt)
-----------------------------------------------------------------


Памятники Карелии

Слушатели курсов "Гражданское воспитание школьников в духе культуры мира и миротворчества", открывшихся в АПК и ППРО 11 октября т.г, после изучения темы "Система ООН в современном мире" выполняют практическую работу. Ниже в качестве примера дается вариант работ, поступивших из республики Карелия, по проблеме сохранения памятников культуры.

От: МОУ "Средняя школа № 2 им.А.С.Пушкина"
Дата: 17 ноября 2005 г. 13:08
Тема: Курсы АПК и ППРО. Практическое занятие.

1. Культура и искусство составляют столь значительную часть нашей каждодневной жизни, что иногда мы даже воспринимаем грандиозные монументы как само собой разумеющееся. Египетские пирамиды, афинский акрополь, Мачу Пичу в Перу — примеры памятников, которые помогают нам лучше понять и оценить чудеса наших культур прошлого. Многие из этих памятников веками обогащали всю нашу жизнь и поэтому могут считаться нашим общим наследием. Пирамиды, например, на протяжении более 4000 лет вдохновляли на создание произведений искусства и монументов. Тем не менее, многие из этих бесценных памятников быстро разрушаются в силу простого небрежения. Кроме того, на них отрицательно сказывается и целый ряд других факторов — урбанизация, загрязнение воздуха, рост народонаселения, вооруженные конфликты и войны.

Крупным шагом в деле спасения этих памятников, являющихся важными вехами на пути развития человечества, было принятие на 17-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО в 1972 году Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия. В Конвенции содержится предложение всем государствам взять на себя обязательство охранять памятники и достопримечательности, представляющие особую ценность для человечества в целом. В перечне объектов всемирного наследия ЮНЕСКО приведено около 400 природных и культурных объектов, расположенных в 100 странах мира.

Памятники культуры включаются в перечень только в том случае, если они отвечают определенным критериям, то есть представляют собой уникальное художественное достижение, осуществляют большое влияние на протяжении определенного периода времени или представляют собой исключительный образец цивилизации или культурной традиции. Например, Лалибела в Эфиопии с ее обширной системой туннелей, соединяющих одиннадцать прекрасных церквей; или долина Мзаб в Алжире — относящийся к X веку конгломерат укрепленных городов, предназначенных для проживавших там общин и полностью вписывающихся в окружающую обстановку, которая до сих пор служит вдохновением архитекторам и градостроителям; или исторический центр Флоренции в Италии, являющий собой результат 600-летней неустанной творческой деятельности в области архитектуры и в других областях; или величественный и загадочный город Моенджодаро в Пакистане — древний город, достигший вершины своего могущества около 2000 года до н.э., но который и сейчас почти не раскрывает тайн своей цивилизации.

Памятники прошлого создают общую картину цивилизационного развития человечества. Они позволяют народам ощутить себя единым духовным пространством, ощутить ответственность за культурное наследие человечества.

2. Искусство формирует духовный мир каждого человека. Оно дает основу ценностей как отдельным индивидуумам, так и целым народам. Искусство в моей жизни занимает первостепенное место. Знакомство с искусством и приобщение к нему происходит через ежегодные камерные фестивали музыки, проходящие в Костомукше, выездные выставки. Русская поэзия золотого и серебряного века оказала огромное воздействие на мой внутренний духовный мир. Любимый поэт - А.Пушкин. Люблю и русскую прозу.

3. Примечательным в Карелии является памятник павшим в войнах ХХ века. Это место захоронения погибших красноармейцев в годы гражданской войны. Оно стало символом памяти народа, скорби и покаяния. В дни праздников и памятных дат все костомукшане, а также наши миротворческие отряды собираются вместе у обелиска. Происходят встречи разных поколений людей, переживших военные трагедии. Сохранение национальной памяти – это часть культуры народа. Народ, не сумевший сохранить историческую память, не имеет будущего.

4. В 1990 году памятники Кижского Погоста и его архитектурное окружение решением генеральной сессии ЮНЕСКО включены в Список Памятников Всемирного культурного и природного наследия. Валаам. Живописный архипелаг из 50 небольших островов в северной части Ладожского озера и расположенный на них древний монастырь. Валаам славится также разнообразными культурными природными объектами: садами, рощами, аллеями, представляющими выдающееся творение рук человека. В 1989 году Валаамский мужской Спасо-Преображенский монастырь вошел в число действующих и находится под личным патронажем Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексея II.

Панозеро, представляет художественную и историческую ценность как памятник древнего деревянного зодчества. Как рассказал корреспонденту "Фонтанки" один из ведущих специалистов по реставрации памятников деревянного зодчества, академик Российской академии архитектуры и строительных наук Вячеслав Орфинский, Панозеро - единственная в Европе северная деревня, почти не претерпевшая изменений в архитектурном плане с момента ее строительства. "Панозеро было впервые открыто как памятник архитектуры финскими фольклористами еще в XVIII веке, - рассказал академик.

А в 1993 году совместно с финнами был разработан международный проект "Возвращение деревень рунопевцев северной Карелии", который ЮНЕСКО включил в список программ мировой культуры десятилетия".

Нас, жителей Карелии, волнует тот факт, что как попытку геноцида в отношении коренного населения республики и серьезную экологическую угрозу оценили карельские и финские ученые планы карельских властей возобновить работы по строительству Белопорожкской ГЭС в Кемском районе Карелии. Заявление о планах по возобновлению строительства было сделано заместителем министра минэкономразвития Карелии Владимиром Суржиковым на одном из недавних брифингов в правительстве Карелии. В случае строительства ГЭС в районе затопления окажется деревня Панозеро,

По словам академика Орфинского, проект строительства Белопорожской ГЭС был утвержден в 1991 году. На стройплощадке начались работы, однако затем строительство станции было признано нерентабельным. Немалую роль в прекращении строительства сыграла активная позиция ученых и общественности Карелии и Финляндии, выступивших против экологически небезопасного и экономически сомнительного проекта. Нерентабельность капиталовложений в строительство Белопорожской ГЭС подтвердила и международная энергетическая комиссия, работавшая в Карелии рамках европейской программы "ТАСИС". А год назад о незаинтересованности энергетиков в возобновлении строительства Белопорожской ГЭС письменно заявил и глава РАО "ЕЭС" Анатолий Чубайс, уведомивший академика Орфинского, что "продолжения строительства этой гидроэлектростанции не предусматривается".

По мнению Вячеслава Орфинского, затопление района деревни Панозеро может обернуться и экологической катастрофой. "Известно, что предполагаемый район затопления имеет торфяные грунты, которые безусловно окажут негативное влияние на экологическое состояние реки Кемь, - заявил академик. - Проект каскада Кемских ГЭС, в которую входит и Белопорожская гидроэлектростанция, разрабатывался в конце сороковых годов прошлого века, когда об экологической составляющей подобных проектов никто не задумывался. А разработка проекта строительства самой ГЭС производилась тогда, когда на уровне правительства СССР всерьез обсуждался план переброски стока северных рек на юг, и проект Белопорожской ГЭС - составляющее звено этого грандиозного, и, к счастью, не воплощенного в жизнь плана".

Тем не менее, как было заявлено в правительстве Карелии, на республиканском уровне сейчас рассматривается вопрос о привлечении инвестиций в размере 136,7 миллиона долларов из Федерального стабилизационного фонда РФ для продолжения работ по строительству Белопорожкой ГЭС. Заявление правительственных чиновников Карелии о возобновлении строительства ГЭС уже вызвало серьезную озабоченность финских специалистов. 9 апреля негативное мнение о планах карельских чиновников высказала влиятельная финская газета "Кайнуун Саномат" (Kainuun Sanomat). В Карелию для поддержки академика Орфинского приехал один из известнейших специалистов в области этнографии, североевропейской архитектуры и фольклора, писатель, руководитель фонда "Юминкекко" (Juminkekko) Маркку Ниеминен.

По мнению Ниеминена, в Карелии сохранилось слишком мало памятников древнего зодчества, поэтому Панозеро, которое несколько раз включалось в список памятников мировой культуры, следует во что бы то ни стало сохранить. "Правительству Карелии следовало бы изыскивать средства на реставрацию памятника старины, каким является Панозеро, а не на строительство нерентабельной гидроэлектростанции, которая его погубит", - заявил Ниеминен. Руководитель фонда отметил, что стараниями финских этнографов, вложивших немалые средства в реставрацию памятников древнего зодчества в деревне Панозеро, созданы все условия для возрождения этой деревни. "Из числа местных жителей создана бригада реставраторов, которые смогут работать не только на ремонтных работах в самом Панозере, но и оказать большую услугу реставраторам из других регионов России. В деревне возрождаются древние народные промыслы - ткачество и керамика. Решается вопрос об экспорте изделий панозерских мастеров в Европу", - сказал Ниеминен.

Немаловажен и тот факт, что сами жители Панозера не так давно подписались под обращением к президенту России с требованием не возобновлять строительство ГЭС, которое приведет к уничтожению этой уникальной деревни.
И ещё у нас приятное событие - в Карелии началась реставрация уникального памятника старинного деревянного зодчества - двадцатидвухглавой Преображенской церкви, включенной в список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Реставраторы планируют заменить около 20% деревянных элементов.

Новый метод позволит избежать полной разборки здания, которая осуществляется при традиционных способах реставрации. Процесс реставрации, который продлится десять лет, смогут увидеть многочисленные туристы, посещающие остров Кижи. Открытие Преображенской церкви запланировано на 2014 год, когда будет отмечаться 300-летие храма.

5. Знакомство с культурно-историческими объектами расширяет кругозор человека, внушает уважение к творчеству предков, пробуждает симпатию к творению мастеров.


Игра-конференция "Я и мои права"

НОЯБРЬСКАЯ СЕССИЯ ДЕТСКОГО ПРАВОЗАЩИТНОГО УНИВЕРСИТЕТА ЮГА РОССИИ
ИГРА-КОНФЕРЕНЦИЯ "Я И МОИ ПРАВА"

В КАНУН 20 НОЯБРЯ - ВСЕМИРНОГО ДНЯ РЕБЕНКА

ИТОГОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ

16 и 17 ноября 2005 г. в Волгограде прошла Ноябрьская сессия Детского правозащитного университета и игра-конференция "Я и мои права". Конференция организована Клубом ЮНЕСКО "Достоинство ребенка", Уполномоченным по правам ребенка, Комитетом по образованию администрации Волгограда совместно с участниками коалиции "Права-детям" Волгоградской области и Юга России в рамках проекта "Детский правозащитный университет" при финансовой поддержке Фонда "За гражданское общество".

В работе Конференции приняли участие 125 детей-волонтеров из 10 школ г.Волгограда (МОУ Лицей № 6, МОУ Гимназия № 3 и 13, МОУ СОШ 3, 26, 32, 33, 49, 51, 105) под руководством своих наставников, партнеры детей из 15 волгоградских общественных объединений, участников Волгоградской коалиции "Права-детям", представители органов управления образованием, молодежной политики, СМИ.

Экспертами и тренерами конференции выступили автор идеи и руководитель Детского Правозащитного Университета Юга России Вадим Карастелев (г.Новороссийск), координатор коалиции "Права-детям" Краснодарского края и Юга России и педагог-методист Ольга Северина - руководитель проекта в Волгограде.

Программа конференции включала исследовательскую, дискуссионную и игровую деятельность. Был выдержан главный принцип конференции - равноправное сотрудничество детей и взрослых. В первый день детей-волонтеров, успешно обучающихся по новаторской учебной программе неформального образования детей в области прав человека, торжественно посвятили в студенты, выдали студенческие билеты и зачетки. Затем ребята представили и обсудили свои научные и творческие работы на мастерских "Детский правозащитный университет", "Я - гражданин", "Школьный уполномоченный", "Детские службы примирения", "Социальный спасатель".

Большой интерес вызвали совместные выступления двух поколений правозащитников. Дети-волонтеры заранее выбрали себе партнеров среди общественных объединений-участников Коалиции "Права-детям", познакомились с их деятельностью, стали непосредственными участниками правозащитных акций и других мероприятий. На конференции они представили свой взгляд на работу этих организаций.

Об итогах первого дня ребята высказались у свободного микрофона на Форуме "Участие детей в правозащитной работе". Второй день был посвящен играм и тренингам. Две смешанные команды из мальчиков и девочек увлеченно играли в оригинальную игру "Футбол за толерантность". Этот футбольный матч отличался от обычных тем, что ребята сами придумывали правила игры (например: гол засчитывается только тогда, когда его забила девочка и др.), договаривались об изменении этих правил и учились их неукоснительно соблюдать. Болельщики горячо поддерживали команды, скандируя: "Даешь мяч девочкам!".

Затем дети-волонтеры участвовали в правовой викторине "Мир детства - мир права", создавали плакаты "ДПУ глазами детей", прошли тренинг уверенного поведения в милиции "Ваши документы!" и сочинили и растиражировали газету о конференции в мастерской экспресс-журналистики "Прошу слова!" В самые вдохновенные моменты конференции ребята хором пели гимн ДПУ, сочиненный ученицей гимназии № 13 Ксенией Егоровой на мелодию песни О.Митяева "Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались" с такими словами: Страны свободной люди права свои забыли / А мы "за" справедливость! Помочь решили всем./ Определили цели, объединили силы, / Наш институт правозащитный - власть в руках детей.

Результатом конференции стало обучение детей-волонтеров технологиям правозащитной работы, когда в повседневной реальности востребовано их гражданское поведение и умение пользоваться демократическими процедурами, а также усиление диалога и сотрудничества между поколениями правозащитного движения.

Реализация проекта "Детский правозащитный университет", начатая в августе 2005 года, находится в своей середине. Однако уже сейчас очевидно, что проект стал инструментом распространения идей Конвенции о правах ребенка и моделью, пригодной для тиражирования.

Контакт: Ирина Маловичко, тел. (8442) 93-84-85, E-mail: ene@vistcom.ru

Редакционный совет и Совет ветеранов Музея:
Гергель В.В., кандидат исторических наук, доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин МИОО, военный наблюдатель ООН в 1973–1976 гг., директор Музея миротворческих операций (редактор вестника).
Захаров В.Ф., директор Центра международных образовательных программ, военный наблюдатель ООН в 1976–1979 гг.
Исаенко А.И., военный наблюдатель ООН в 1973–1976 гг.
Комляков Е.Е., заместитель директора школы № 1239 (г.Москва), военный наблюдатель ООН в 1980–1982 гг.
© 2001–2005 Музей миротворческих операций. Все права защищены.