Контакты: |
141500, Московская область,
г.Солнечногорск, ул.Дзержинского, д.20, к.57
Тел.: +7 (095) 9941073
Е-mail: director@un-museum.ru;
http://www.un-museum.ru |
Вестник издается |
Московской областной общественной
организацией «Союз миротворцев» при содействии Московского
института открытого образования и Информационного центра ООН
в Москве. |
Вестник рассылается |
директорам школ и руководителям
НПО в России и СНГ, российским миротворцам, работающим в миссиях ООН
и ОБСЕ, ветеранам миротворцам в России и в Украине,
а также представителям организаций системы ООН в России. |
Subscribe
/ Unsubscribe |
Флаги
миротворцев и пионеров пронесли по Красной площади
Более двух с половиной тысяч детей и подростков
города Москвы приняли участие в Торжественном марше ветеранов Великой
Отечественной войны, посвященном 64-й годовщине Военного Парада 1941 года.
Как известно, войска, принимавшие участие в том военном параде 41-го,
после прохождения по Красной площади шли прямо на передовую, проходившую
в нескольких километрах от Москвы, чтобы в боях и рукопашных схватках
защитить столицу и не отдать ее врагу.
Идея
поддержать марш ветеранов Великой Отчественной войны детскими колоннами
была положительно воспринята Советом детского общественного движения Москвы,
решившим таким образом продемонстрировать приверженность своих организаций
лучшим патриотическим традициям старшего поколения.
Их выходу на Красную площадь предшествовали довольно напряженные тренировки
в Комендантском полку в Лефортово, на Ходынском поле и на самой Красной
площади, выдержать которые было дано не всем... Зато те, кто выстоял,
сумели оценить сложность труда защитника Отечества, требующего полного
напряжения физических и моральных сил.
Дети-миротворцы были представлены на Красной площади колонной Движения
юных миротворцев (50 человек) и еще тремя коробками (Северо-Восточного
и Восточного округов столицы и колонной объединения "Отрада"),
в каждой из которых насчитывалось по 15-20 юных миротворцев.
Это не первый опыт участия юных миротворцев в масштабных гражданско-патриотических
мероприятиях. Являясь преемниками традиций российских миротворцев ООН,
дети в голубых беретах участвовали в возложениях венков к могиле Неизвестного
солдата, начиная с 1999 года, проводили Декады добрых дел и Весенние миротворческие
акции в 2000-2005 гг. Как часть Российского движения за культуру мира,
Движение юных миротворцев и школ мира активно участвует в мероприятиях,
направленных на консолидацию российского общества.
Московская
городская пионерская организация, имеющая свои отделения в 7 округах столицы,
была представлена на Торжественном марше сводной колонной, состоявшей
из представителей окружных и районных пионерских организаций.
Кроме того, члены пионерской организации находились также в составе детских
колонн, представлявших административные округа города Москвы.
Для МГПО как и для юных миротворцев стало доброй традицией принимать
участие во всех мероприятиях Совета детского общественного движения Москвы
гражданско-патриотической направленности.
По мнению педагогов, выступивших на подведении итогов Торжественного
марша в Московском доме учителя 10 ноября, участие детей-миротворцев и
пионеров в Торжественном марше ветеранов на Красной площади создало благоприятные
условия для консолидации детских организаций Восточного, Юго-Восточного,
Северного, Северо-Западного, Северо-Восточного, Южного, Юго-Западного,
Юго-Восточного и Западного округов столицы, а также способствовало дальнейшему
сплочению всего детско-молодежного актива Совета детского общественного
движения Москвы.
По решению Совета ветеранов Музея миротворческих операций, юные миротворцы,
примавшие участие в Торжественном марше на Красной площади, награждены
грамотами.
Открытое благодарственное письмо от имени Движения юных миротворцев и
Московской городской пионерской организации направлено в адрес главного
организатора Торжественного марша - Комитета общественных связей Правительства
Москвы.
Открытое письмо Председателю Комитета общественных
связей Правительства Москвы
10 ноября 2005 г. |
Председателю Комитета общественных
связей Правительства Москвы
г-же Васильевой Т.А. |
Уважаемая Татьяна Алексеевна!
В связи с 64-й годовщиной Военного Парада 1941 года 7 ноября 2005 года
по плану Правительства Москвы и Совета детского общественного движения
столицы на Красной площади проводился Торжественный марш ветеранов Великой
Отечественной войны, учащихся кадетских корпусов и представителей детских
общественных объединений.
В этом мероприятии приняло участие более 2,5 тысяч человек - ветеранов,
защитивших столицу в самый ответственный период Великой Отечественной
войны, заложивший основание для Победы нашего народа над фашистской Германией,
а также детей, подростков - членов детских общественных объединений и
учащихся кадетских корпусов города Москвы.
Участие в этом мероприятии членов детских организаций потребовало от
них не только больших физических усилий в связи с проведением напряженных
тренировок и репетиций во внеучебное время, но также воли и настойчивости
в достижении поставленной цели. Этой целью являлось стремление детей и
подростков продемонстрировать свою солидарность со старшим поколением,
выразить свою гражданскую позицию в отношении человеконенавистнической
идеологии фашизма и шовинизма.
Благодаря совместным усилиям всех участников шествия на Красной площади,
а также непосредственных организаторов этого мероприятия, цель, стоявшая
перед Торжественным маршем, была достигнута. При этом значительный вклад
в успешную реализацию программы Торжественного марша был сделан сотрудниками
Комитета общественных связей, Департамента образования города Москвы и
других структурных подразделений Правительства Москвы, а также руководителями
и лидерами детских общественных объединений столицы.
В связи с этим от имени Совета детского общественного движения Москвы
просим Вас поощрить сотрудников Комитета общественных связей, ответственных
за подготовку Торжественного марша, за успехи в гражданско-патриотическом
воспитании детей молодежи.
С глубоким уважением,
Сопредседатель Совета детского обществественного движения Москвы,
научный руководитель Движения юных миротворцев
В.В.Гергель
Сопредседатель Совета детского общественного движения Москвы,
председатель Московской городской пионерской организации
Д.Н.Лебедев
Миротворческая акция "Декада добрых дел"
По традиции в начале декабря Движение юных миротворцев
и школ мира проводит миротворческую акцию под названием "Декада добрых
дел". Присоединиться к ней может любое образовательное учреждение
или детская общественная организация. Для этого необходимо направить заявку
на участие в акции и после окончания акции прислать краткую информацию
о ее результатах.
Информационное письмо
о подготовке и проведении Декады добрых дел
В 2005 году Россия и мировое сообщество отмечают две знаменательные даты
60-летие Победы над фашизмом и 60-летие создания ООН. В связи с этими
юбилейными датами и в преддверии 2006 года, объявленного в нашей стране
Годом благотворительности Движение юных миротворцев и школ мира планирует
провести с 1 по 10 декабря 2005 г. Декаду добрых дел, которая будет приурочена
к следующим знаменательным датам и событиям:
- 1 декабря — Всемирный день борьбы со СПИДом;
- 3 декабря — Международный день инвалидов;
- 5 декабря — Международный день добровольцев;
- 6 декабря — 64-я годовщина Московской битвы;
- 10 декабря — Международный день прав человека.
Цель акции: развитие детского миротворческого движения, формирование
в школах клубов и дружин для оказания помощи ветеранам, инвалидам детства
и малоимущим во взаимодействии с органами социальной защиты и ветеранскими
организациями. Акция проводится под девизом: «Через добрые дела к миру
и согласию».
Для участия в акции приглашаются образовательные учреждения Сети Школ
Мира, молодежные миротворческие клубы и добровольческие организации, Советы
школьного самоуправления, а также педагогические и ученические коллективы
школ, гимназий и лицеев, разделяющие идеалы и ценности культуры мира.
В план миротворческой акции детских организаций и образовательных учреждений
включаются мероприятия, способствующие положительным переменам в жизни
людей в интересах достижения мира и согласия, в том числе:
- оказание помощи ветерану войны, инвалиду, ребенку-сироте или пожилому
человеку;
- благоустройство школьного двора или своего микрорайона или другие
добрые дела в рамках программы «Мой двор, мой подъезд»;
- организация семинара, конференции, праздничного концерта или конкурса
рисунков, посвященного добровольному служению обществу во имя мира и
согласия;
- выпуск стенной газеты, посвященной культуре мира и миротворческой
деятельности;
- поддержка нуждающегося в помощи одноклассника;
- и все другие добрые дела, способствующие увеличению критической массы
доброты в окружающем мире.
Акция проводится при поддержке Музея миротворческих операций и Совета
детского общественного движения Москвы, а также при содействии Информационного
центра ООН в Москве, Общероссийского Союза "Гражданское общество
- детям России" и других организаций.
По итогам акции образовательным учреждениям и общественным организациям
решением Совета ветеранов Музея миротворческих операций будут выдаваться
Свидетельства признания добровольной миротворческой деятельности.
Справки: тел.: +8 (095) 994–10–73; 151–69–92 (Гергель В.В.);
Информационная поддержка акции: URL: http://un-museum.ru; http://peace-edu.un-museum.ru;
http://sovet.un-museum.ru
Условия участия в миротворческой акции "Декада добрых
дел"
Для включения образовательного учреждения (организации, клуба юных миротворцев
или добровольцев) в состав участников миротворческой акции достаточно
получить согласие и поддержку на проведение акции от педагогического (ученического)
совета учреждения (организации) и направить до 25 ноября с.г. в вестник
"Голос миротворцев" заполненную заявку следующего содержания:
Заявка
Научному руководителю Движения юных миротворцев
к.и.н. Гергелю В.В.
Прошу включить школу № ________ (название клуба, общественной
организации) в состав участников миротворческой акции Декада добрых
дел (1 10 декабря 2005 г.). План подготовки и проведения
Декады нашей организации включает следующие мероприятия:
№
п.п |
Мероприятия |
Дата и время проведения |
Количество участников |
Примечание
(место проведения) |
1 |
Проведение педагогического и ученического
совета по теме акции |
Ноябрь 2005 г. |
|
|
2 |
Выпуск стенгазеты и проведение классных
часов по теме акции |
Ноябрь 2005 г. |
|
|
3 |
Согласование акции с управой и центром социального
обслуживания, ветеранской организацией района |
Ноябрь 2005 г. |
|
|
4 |
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
6 |
|
|
|
|
7 |
|
|
|
|
8 |
|
|
|
|
|
Ответственный за проведение акции ________________, тел. ___________,
e-mail:___________________
Директор школы (организации) _______________, тел. ___________,
e-mail:_________________________
Справки: тел.: +8 (095) 9941073
(Гергель В.В.); E-mail: director@un-museum.ru
URL: http://un-museum.ru; http://peace-edu.un-museum.ru;
http://sovet.un-museum.ru.
|
Миротворческое движение детей и ветеранов
за Культуру Мира
(материал для проведения классных часов о Декаде добрых дел)
Корни российского миротворчества, благотворительности и
добровольчества (сделать благое дело, по доброй воле помочь нуждающемуся
в интересах достижения мира и согласия) уходят в глубь российской истории,
когда россияне, воспитанные на моральных и этических традициях православия
и других традиционных конфессий, оказывали безвозмездную помощь нуждающимся
согражданам.
Отзывчивость, щедрость, миролюбие, стремление к самопожертвованию
как черты характера воспевались в русских песнях и сказках. Лучшие представители
России отдавали свое время, силы, средства заботе о людских нуждах во
благо общества и мира.
В XIX веке постепенно сформировалось осознание общественного
долга по отношению к обездоленным, что привело к массовому участию прогрессивной
части общества в оказании помощи неимущим. К концу XIX века общественное
благодеяние выливается в широкое гражданское движение, вовлекая в свои
ряды многих известных российских деятелей, нравственной потребностью которых
были помощь ближнему и служение обществу.
Одним из наиболее ярких примеров организации этого движения
в Москве является учреждение Московской Городской Думой в 1894 году «Городских
Попечительств о бедных» по инициативе члена МГД профессора МГУ Владимира
Ивановича Герье. Городские Попечительства являлись широким полем для удовлетворения
нравственных потребностей, и потому нет ничего удивительного, что ряды
их при первом же призыве заполнились лучшими слоями московского общества.
При поддержке Московской Городской Думы активисты Участковых попечительств
приняли на себя обязанности по сбору средств, обследованию положения нуждающихся
и оказанию им помощи пособиями, одеждой, устройством детей в дневные приюты
и т.д.
Опыт работы Попечительств был положительно воспринят и оказался
настолько целесообразным, что Циркуляр МВД от 31 марта 1899 г. рекомендовал
«распространить опыт Москвы в другие города». Конец XIX — начало XX века
отличались динамичным развитием благотворительного движения, участием
общественности как в бескорыстной помощи, так и в развитии гражданских
основ общества. В этот период состоялись три съезда (1886, 1910, 1914
гг.) по вопросам общественного призрения и частной благотворительности,
на которые съезжались общественные деятели со всей страны для обсуждения
насущных проблем помощи бедным, пожилым, покинутым детям, бродягам.
После Октябрьской революции организационные формы благотворительности
и добровольчества претерпели некоторые изменения. Не суждено было собираться
съездам по вопросам благотворительности, но дух подвижничества, солидарности,
миротворчества и любви сохранился у россиян, и в разные периоды современной
истории они подтверждали это своим бескорыстным трудом.
На этих корнях и формируется новая российская благотворительность,
новое российское добровольческое и детско-ветеранское миротворческое движение.
В современном понимании термин «добровольчество» означает
деятельность на основе доброй воли. Главным признаком добровольчества
является то, что доброволец часть своего свободного времени (сил, энергии,
знаний, опыта) добровольно, безвозмездно, без принуждения или указания
«сверху» тратит на осуществление деятельности, которая приносит пользу
окружающим людям или обществу в целом.
Добрая воля лежит и в основе миротворчества, которое на
житейском уровне может рассматриваться как стремление решать возникающие
проблемы (добрым) мирным способом на основе учета интересов всех задействованных
сторон.
Базирующееся на любви к другим людям и естественной потребности
каждого человека помогать окружающим в создании более справедливой и достойной
жизни для всех, добровольное миротворчество является важнейшим ресурсом
гражданского воспитания детей и подростков в духе культуры мира.
Правильность такого вывода очевидна в свете опыта проведения
добровольческих и миротворческих акций школьниками Москвы и регионов России
в 1999, 2000, 2001, 2002, 2003, 2004 и 2005 годах в рамках образовательного
проекта «Модель миротворчества ООН — Сеть школ мира».
Первая добровольческая акция «Неделя добрых дел» проводилась
с 3 по 10 декабря 1999 г. под девизом «Через добрые дела к культуре мира».
Инициатива ее проведения была поддержана Информационным центром ООН в
Москве, представительством Программы развития ООН в РФ, Юго-Западным окружным
управлением образования и целым рядом школ Москвы и области.
Для проведения разъяснительной работы в образовательных
учреждениях по подготовке добровольческой акции юные миротворцы-десантники
клуба «Маяк» (г.Фрязино Московской области) выпустили малотиражную газету
«На службе мира», которая распространялась в округах Москвы и районах
Московской области.
Всего в этой акции приняло участие более 40 образовательных
учреждений, 15 молодежных миротворческих организаций и несколько ветеранских
организаций, объединяющих участников Великой Отечественной войны и участников
миссий ООН.
В статье «Международный день добровольцев», опубликованной
в журнале «ООН в России» (ноябрь–декабрь 1999 года) отмечалось, что в
ходе этой добровольческой акции юные миротворцы организовывали концерты
для ветеранов и инвалидов, собирали посылки, подарки, игрушки и школьные
принадлежности для детских домов, оказывали помощь инвалидам детства и
малоимущим.
На высоком организационном уровне прошли и другие добровольческие
акции, проводившиеся по инициативе юных миротворцев в последующие годы.
Их характерной особенностью стало то, что они организовывались во взаимодействии
с управами, органами социальной защиты префектур Москвы и городов Подмосковья,
а также ветеранских организаций участников Великой Отечественной войны.
Благодаря поддержке со стороны правительства Москвы и Московской
области в результате подготовки и проведения добровольческих и миротворческих
акций в 1999 - 2001 годах на базе общеобразовательных школ и молодежных
клубов Московского региона происходило формирование первичных детских
миротворческих организаций, составивших костяк детского миротворческого
общественного движения как составной части Всемирного движения за Культуру
Мира.
В настоящее время разновозрастное Движение юных миротворцев
и школ мира, помимо организаций ветеранов миротворческих миссий ООН и
ветеранов Великой Отечественной войны включает более 60 клубов и отрядов
юных миротворцев, школ, гимназий и лицеев (многие из которых завоевали
право называться Школами Мира), заинтересованных в изучении истории миротворческой
деятельности ООН.
Опираясь на опыт миротворцев Организации Объединенных Наций,
Движение юных миротворцев оказывает содействие и помощь своей стране и
всему мировому сообществу в решении глобальных общечеловеческих проблем.
Таких, как:
- сохранение окружающей природной среды;
- защита прав и свобод человека;
- урегулирование конфликтов на местном, региональном и международном уровнях;
- сохранение всемирного культурного наследия;
- борьба с бедностью, неграмотностью, голодом, СПИДом, курением и т.д.
Чем же занимаются юные миротворцы и школьники при проведении
добровольческих и миротворческих акций?
Они оказывают услуги и помощь тем, кто в ней нуждается,
выступают защитниками тех, кто не может защитить себя, — забытых и обездоленных.
Дают концерты для ветеранов войны и труда, убирают территорию своего микрорайона
и школьные дворы, ремонтируют учебники, собирают вещи для детских приютов,
отправляют посылки и письма в госпитали и дома для престарелых.
В 2004 году юные миротворцы при поддержке Совета детского
общественного движения Москвы собрали в общей сложности более 12 тысяч
подписей в поддержку письма "Нет насилию на экранах!", адресованного
Президенту России В.В.Путину. Инициатива юных миротворцев была поддержана
Общероссийским Союзом "Гражданское общество - детям России",
детскими общественными объединениями во многих регионах России. Таким
образом, детское общественное движение страны внесло существенный вклад
в гуманизацию российских средств массовой информации.
Активно участвуя в социально значимых мероприятиях, проводимых
на местном, региональном, российском и международном уровнях, детские
миротворческие организации при содействии ветеранов миссий ООН вносят
свой вклад в построение в России гражданского общества.
Проект "Исторические ценности современных
школьников"
От: Александр Драхлер <drakhlerab@msk.net.fio.ru>
Дата: 7 ноября 2005 г. 23:45
Тема: Открывается дистанционно-коммуникативный проект <Исторические
ценности современных школьников>
Уважаемые коллеги!
Сайт творческих учителей (ITN), Межрегиональная общественная организация
«Объединение преподавателей истории» (МОООПИ), Интернет-проект «СОМ –
В помощь учителю» совместно с гуманитарным семинаром «SEMINARIUM HORTUS
HUMANITATIS» (г. Рига) открывают дистанционно-коммуникативный проект «Исторические
ценности современных школьников» и приглашают старшеклассников и учителей
истории России и стран Ближнего зарубежья присоединиться к обсуждению.
От имени организаторов проекта,
Александр Борисович Драхлер
Проект "Исторические ценности современных школьников"
Сайт творческих учителей (ITN), Межрегиональная общественная организация
"Объединение преподавателей истории" (МОООПИ), Интернет-проект
"СОМ - В помощь учителю" совместно с гуманитарным семинаром
"SEMINARIUM HORTUS HUMANITATIS" (г. Рига) открывают дистанционно-коммуникативный
проект "Исторические ценности современных школьников".
Цель проекта в выделении общего в понимании Отечественной истории, ее
ценностей школьниками, живущими в разных регионах России и Ближнего зарубежья.
Проект реализуется в два этапа и будет проходить на Сайте творческих
учителей (http://it-n.ru
), начиная с 8 ноября 2005 года.
На первом этапе (ориентировочная продолжительность - 3 месяца) школьникам
предлагается выбрать и обсудить на форуме противоречивые факты Отечественной
истории. Особенную значимость приобретает умение учащихся раскрыть собственное
ценностное отношение к прошлому и аргументировано показать личную заинтересованность,
причастность к миру истории.
На втором этапе (ориентировочная продолжительность - 2 месяца) преподаватели
истории обсуждают итоги ученического форума. Используя его материалы,
преподаватели выделяют общее и различное в ценностном восприятии школьников
Отечественной истории.
Для школьников обсуждение на форуме противоречивых вопросов истории позволит,
с одной стороны, углублять свои исторические знания в более сложном для
них контексте, с другой стороны, такая форма, как интернет-форум дает
возможность развивать горизонтальные связи, расширяя возможности общения
в виртуальном пространстве.
Темы для обсуждения:
1. Распад Советского Союза - зло или благо?
2. Роль личности в истории - Иосиф Сталин.
3. Роль насилия в истории - оправдано ли подавление политической и др.
оппозиций силой.
4. Противоречивое понимание истории - заключение пакта Молотова - Риббентропа:
преступление или политическая необходимость?
5. Идея современной России (кому нужна и для чего нужна современная
Россия, какие возможности для реализации личных целей жизни дает Россия,
что вы оцениваете как хорошее в России, от чего России необходимо избавляться).
1. К участию в проекте приглашаются учащиеся 8 - 11 (12)-й классов средних
и средних специальных общеобразовательных учреждений вне зависимости от
формы их собственности, государственной и ведомственной принадлежности.
2. Проект проводится в течение 5 месяцев с 1 ноября 2005 г. по 31 марта
2006 г.
3. После регистрации участник проекта может разместить на форуме свой
текст, который включал бы следующие пункты:
а) сформулированную тему;
б) формулировку проблемы, которую хотел бы обсудить на форуме учащийся;
в) собственное, аргументированное понимание проблемы;
г) краткие выводы.
4. На сайте вокруг каждой темы организуется обсуждение. В обсуждении
работ учащихся разрешается давать развернутые (и краткие) оценки представленных
работ, задавать вопросы на уточнение и понимание автору обсуждаемого текста,
формулировать отношение к тексту.
5. По окончании проекта-обсуждения подводятся итоги. При подведении итогов
организаторы проекта и привлеченные независимые эксперты определят лучшие
работы учащихся, авторы которых будут награждены дипломами и памятными
подарками.
6. При оценке работы будет учитываться:
- актуальность решаемой проблемы;
- активность учащегося при обсуждении других текстов на форуме;
- соответствие содержания и выводов сформулированной теме;
- использование в работе исторической литературы и источников;
- обоснованность предложенных решений;
- владение предметными знаниями;
- точность и ясность изложения материала;
- степень самостоятельности участников конкурса.
Организаторы проекта приглашают старшеклассников и учителей истории России
и стран Ближнего зарубежья присоединиться к обсуждению исторических ценностей
современных школьников.
В столице создается Демократический
союз молодежных организаций Москвы
От: nataly-rostova <nataly-rostova@yandex.ru>
Дата: 7 ноября 2005 г. 17:47
Тема: Пакет документов "Демократический союз молодежи"
Проект
ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО СОЮЗА
МОЛОДЕЖНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МОСКВЫ
Молодежь и молодежные организации Москвы объявляют об объединении в целях
консолидации деятельности молодых москвичей, общественных объединений,
государственных органов для создания условий патриотического духовного,
и нравственного воспитания молодого поколения, интеллектуального, творческого
и физического развития молодежи, реализации ее научно - технического и
творческого потенциала, создание условий для самореализации каждого молодого
жителя Москвы, повышения эффективности диалога молодежи с властью города.
Мы объединились для защиты интересов и конституционных прав молодых граждан.
Объединяющей идеей нашего Союза является любовь к Родине и родному городу,
независимо от политической, профессиональной, национальной, религиозной
принадлежности, независимо от личных увлечений, возраста и уровня образования.
Мы видим свою задачу в привлечении молодых граждан и молодежных организаций
к реализации программ социально-экономического развития города:
- в выдвижении и поддержке молодежных инициатив имеющих общегородское
значение;
- в общественной экспертизе проектов законов Москвы и нормативно-правовых
актов, касающихся интересов молодежи;
- в выработке рекомендаций органам власти и местного самоуправления
по вопросам создания необходимых условий для самореализации каждого
молодого москвича.
Наш Союз - Объединение практических дел!
Мы хотим работать вместе с властью, но не по заказу власти.
Мы поддерживаем заботу московской власти о молодежи и благодарим ее,
но не хотим быть только объектом молодежной политики.
Наша позиция: заказчик молодежной политики и молодежных программ
- сама молодежь. Мы против опеки, нам чуждо потребительство.
Наш девиз: Мы готовы взять на себя ответственность за судьбу
родной Москвы!
Нас объединяет вера в свои силы!
Всемирный марш против голода
ВПП ООН
От: Tatyana Chubrikova <Tatyana.Chubrikova@wfp.org>
Дата: 8 ноября 2005 г. 16:15
Тема: Walk the World in Russia
Уважаемый Валерий Владимирович,
В продолжение нашего разговора по телефону, посылаю Вам информацию по
Маршу против голода (пока он так называется, возможности для другого перевода
мы можем обсудить при встрече). Большое спасибо за понимание и поддержку.
(See attached file: Walk the World Brief.doc)
С уважением
Татьяна Чубрикова,
помощник по вопросам общественной информации
Представительство Всемирной продовольственной программы ООН в Российской
Федерации
Walk the World
History and Background
There are 800 million people in the world who know what it is like to
be hungry. Sadly, 300 million of those are chronically hungry children.
Although there is more than enough food in the world for everyone, and
although United Nations World Food Programme (WFP) feeds some 90 million
people per year, the staggering problem of chronic hunger persists.
In 1996, 10,000 people, including high-level representatives of 185 countries
and the European Community met at the World Food Summit in Rome, and resolved
to reduce by half the number of undernourished people by 2015. This became
one of the United Nations' eight Millennium Development Goals (MDGs).
In 2000, 191 UN member states pledged to meet all the MDGs by the year
2015.
On March 4 2005, the United Nations Secretary General, Kofi Annan, asked
WFP Executive Director James T. Morris to take a lead role in ensuring
the achievement of the Goal of halving world hunger by 2015.
The Goal of reducing hunger by half is particularly in line with the
WFP mandate and programs, in that WFP targets its food assistance to the
world's most vulnerable. Its programs-especially its school feeding and
maternal and child nutrition programs-serve as platforms from which to
both reduce hunger and address other MDGS as well, including Education
for All, poverty reduction, and prevention of the spread of HIV/AIDS,
malaria and other diseases.
For a poor family, children are both an economic burden and an economic
resource. While a child is an extra mouth to feed, requires clothing and
other items that cost the family, a child is also an extra pair of hands
in the fields or at home. A child working for others is a source of income.
Children of undernourished mothers get a poor start in life. Infants
who are hungry and do not receive the right micronutrients do not attain
and maintain good physical and mental health. School is a too often a
luxury that many poor families cannot afford, or they must choose between
children which to send to school.
Even if a hungry child is able to enrol in school, it is hard for him
or her to concentrate on lessons and to attend school regularly. In areas
where hunger is prevalent, school attendance and performance are low and
drop-out rates are high.
Every year of missed schooling during childhood cuts deeply into the
individual child's potential in terms of productivity and earnings, health
and contributions to society. Thus the long-term consequences of child
hunger are significantly negative for the individuals, their families
and communities, and their nations.
When children get a good start in life, and nutritious food is available
for them, their health, attendance and performance improve, and their
futures brighten. Food and education combined make an excellent investment
in prosperity, health and peace.
This is why eradicating child hunger through maternal and child nutrition
and school feeding programs is the highest priority for WFP.
Through these excellent programs and using its extraordinary operational
capacity, WFP can do a lot more, given adequate resources. WFP cannot
achieve the Millennium Development Goal of halving world hunger by itself,
nor by continuing with business as usual, however. Achievement of the
Goal will require the focused attention of WFP plus the skills, energy,
creativity and commitment of a wide variety of players. Non-governmental
organizations (NGOs), national and international institutions, private
sector companies, professional associations, children's clubs and schools,
church groups, civic leaders and citizens will need to join together to
achieve the goal.
A tangible joint activity for any and all who are committed to the goal
of eliminating child hunger is Walk the World. Walk the World is an annual
global walk to raise awareness and funds to and encourage action to end
child hunger. The event provides a platform for disparate groups to come
together once a year for a public manifestation of support for the cause
of eliminating child hunger.
Walk the World's very history demonstrates the power of collaboration
between corporate and humanitarian entities and de-centralized organizing.
The concept of collaborative relationships between the humanitarian and
business sector has been on the UN agenda for a while. At the World Economic
Forum in Davos, Switzerland in 2003, the UN Secretary General described
to corporate leaders the need for a "quiet revolution" to renew
the United Nations in the twenty-first century by building a stronger
relationship with the business community. "Thriving markets and human
security go hand in hand; without one, we will not have the other,"
he said. WFP has taken the challenge to heart and over the last three
years, especially, has extended its partnership base to include an increasing
number of private entities.
In fact, the Walk evolved from the initiative of WFP's corporate partner
TNT. In 2003, TNT employees in Asia undertook walks to raise funds in
support of WFP school feeding. Based on the success in Asia, TNT organized
a global walk in 2004, dubbed it Fight Hunger: Walk the World and invited
WFP staff and families to join. Some 40,000 people participated in the
Walk in over 70 countries and 24 time zones. The Walk raised US$1,000,000,
or enough to feed 30,000 children for one school year.
TNT Chief Executive Peter Bakker subsequently proposed to turn the Walk
over to WFP. WFP Executive Director Morris accepted and 2005 became a
transition year, involving WFP more substantially in the planning and
implementation of the Walk, and pilot testing different ways of engaging
both new and traditional partners.
The 2005 event
A new interactive website http://www.fighthunger.org
was established to ease communication and allow "grassroots"
(non-WFP and TNT) organizers to propose Walks. Launched in May, the site
listed the Walk locations worldwide and included a Virtual Walk. Each
new visitor to the site triggered a donation of 19 cents from TNT. (19
cents is what it costs WFP, on average, for a school meal for one child)
A small number of cities around the world were targeted for significantly
expanding partnerships and participation; and a 50-50 partnership model
was developed, through which the costs and the proceeds of the Walk can
be shared with partners.
Spectacular backdrops such as the Sphinx and Pyramids in Egypt, the Great
Wall in China, the Grand Prix Formula One race in Montreal, Battery Park
and the Statue of Liberty in New York City-and more-helped to make Walk
the World 2005 a grand success. Elephants and camels walked bearing Fight
Hunger: Walk the World signs, and zoo animals added an interesting background
touch in Jakarta and Johannesburg.
Walk the World T-shirts, hats, wristbands and other visibility items
were available and prominently displayed, and-thanks to hundreds of sponsors--refreshments
and entertainment were provided in many locations. All in all, Walk the
World 2005 provided a wonderfully colourful and fun family atmosphere.
Local and international officials and celebrities also added to the festivity.
For example, the President of Honduras Ricardo Maduro led the Walk and
told the crowd in Tegucigalpa that part of the just-announced debt relief
package for Honduras will be used to support school feeding. Marathon
record-setter Paul Tergat participated in Walk the World for the second
year-this time in Lisbon. Science Fiction writer Sir Arthur C. Clarke
joined, in his wheelchair, in Colombo, Sri Lanka. Race car driver Jarno
Trulli spoke out against child hunger to Formula One fans, in Montreal,
Canada. Congolese basketball star Dikembe Mutombo walked and signed autographs
in New York City, USA. Many many other notable citizens participated worldwide,
including politicians, government officials, ambassadors, sports heroes,
artists and performers, beauty pageant winners, and you(?).
Perhaps most exciting was the fact that many WFP beneficiaries took part
in the Walk as well. In Malawi alone, over 40,000 beneficiary children
(one quarter of the 200,000 students receiving food through the WFP school
feeding program) participated!
It worked! Walk the World 2005 involved 200,986 participants in 266 locations
in 91 countries.
The future
Ending child hunger is a challenge that will require worldwide a multi-party
effort sustained over time. All who are interested in joining the effort
are therefore encouraged to view the effort as long-term coalition-building
and public education process-lasting through 2015.
Walk the World is the global, once-a-year demonstration of our commitment
and working together. Related activities that span the months between
Walks are being considered as well.
Mark your calendar and stay in touch for the next Walk, on May 21, 2006!
Карелия-Финляндия:
идея детских миротворческих
организаций востребована жизнью
От: Таня Лучинская <Kirill-1@onego.ru>
Дата: 10 ноября 2005 г. 0:46
Тема: Послесловие к празднованию 60-летия ООН
Валерий Владимирович!
В рамках празднования 60-летия ООН с 24 по 25 октября в нашей школе прошёл
городской семинар «Воспитание гражданина – патриота в духе миротворчества»,
в рамках которого состоялись следующие мероприятия: парламентские игры
к 60-летию ООН, праздник «В кругу друзей», посвящённый 20-летию клуба
друзей мира, встреча с кадетами, занятие со скаутами, приём двух делегаций
из Финляндии.
Цель семинара: Заинтересовать идеей миротворчества общественность
города, учителей других школ, поделиться опытом работы по
воспитанию учащихся в духе миротворчества.
Задачи мероприятий с детьми: воспитание учащихся в духе мира и
ненасилия, международного взаимопонимания и сотрудничества, уважения чести
и достоинства других, поддержка социального оптимизма школьников, формирование
у них устремлённости в будущее, развитие их гражданской активности.
В период подготовки к празднику и парламентским играм были организованы
выставки: «Музей миротворческих операций» по материалам проекта «Сеть
школ мира», выставка – знакомство с материалами электронного вестника
«Голос миротворцев», « К 60-летию ООН», подготовлены и проведены экскурсии
«Клуб «Глобус» действует…», «История КИДа «Меридиан», которые посетили
около 270 человек.
На фото: Чествование Генерального Секретаря миротворческих сил
школы № 2 им. А.С.Пушкина.
В подготовке и проведении семинара «Воспитание гражданина–патриота в
духе миротворчества» были задействованы:
- Центр внешкольной работы;
- Центр детско–юношеского туризма;
- Центр развития образования;
- Государственное учреждение социальной защиты населения «Центр социальной
работы г. Костомукши»;
- Культурно–музейный центр;
- все руководители миротворческих отрядов.
Были представлены следующие доклады для обсуждения:
1. «О миссии школы и воспитании Гражданина Мира» - Молчанова Лариса Дмитриевна,
директор школы № 2 имени А.С.Пушкина.
2. «Содержание исторического образования и воспитание Гражданина Мира»-
Иванова Ирина Михайловна, учитель истории, руководитель отряда «Юный патриот».
3.«Влияние воспитательного процесса на формирование активной жизненной
позиции подростка» - Алексеева Надежда Николаевна, классный воспитатель,
руководитель отряда «Юный миротворец».
4. «О воспитании основ гражданственности у учащихся начальной школы»
- Выгляндалова Лидия Викторовна, учитель начальных классов, руководитель
отряда «Волшебный глобус».
5. «Роль детских объединений в гражданско–патриотическом воспитании
подростков» - Герасимчук Надежда Николаевна, учитель географии, руководитель
миротворческого отряда «Искра».
6. «Роль военно–патриотических игр в формировании гражданина и патриота»
- Бушилова Наталья Александровна, учитель ОБЖ.
7. «Место экологического воспитания и образования в формировании патриотических
чувств подростков» - Федотова Наталья Юрьевна , учитель географии, руководитель
отряда скаутов–миротворцев.
8. «Гражданское и патриотическое воспитание подростков в процессе реализации
образовательных программ кадетского класса» - Герасимова Галина Ивановна,
учитель истории, руководитель отряда кадетов-миротворцев.
Кроме того, состоялся день открытых дверей в школьных музеях, где
были проведены практикумы:
А) В Музее «Наш Пушкин»
10. «Пушкин – поэт мира» - Кужлева Татьяна Александровна, заместитель
директора по учебно – воспитательной работе.
Б) В Музее Мира и Дружбы:
11. «20 лет спустя… Подведение итогов…» - Лучинская Татьяна Власовна,
учитель немецкого языка, руководитель клуба друзей.
12. «Роль международных программ в укреплении диалога культур» - Непочатых
Лидия Ивановна, учитель английского языка, руководитель отряда «Послы
мира».
13."Патриотическое воспитание учащихся на уроке иностранного языка
и во внеклассной работе» - Ляпина Тамара Васильевна, учитель иностранных
языков, руководитель городского объединения учителей иностранных языков.
В) В Музее «История земли Калевальской»
14. «Формирование патриотических чувств через поисковую работу» - Торговкина
Елена Алексеевна, учитель истории, руководитель поискового отряда «Шера».
В ходе подготовки и проведения городского семинара прошли дела:
- занятие со скаутами, координатор–скаут – Федотова Наталья Юрьевна;
- час общения с кадетами, координатор – Герасимова Галина Ивановна;
- парламентские игры, координатор – Иванова Ирина Михайловна;
- праздник «В кругу друзей», координатор – Лучинская Татьяна Власовна;
- приём делегаций из Кухмо и Суомуссалми (Финляндия).Экскурсия по городу
и на ГОК. Развлекательное мероприятие «Встреча друзей» в Культурно-музейном
центре, координатор – Федотова Наталья Юрьевна;
- круглый стол "Итоги семинара", координатор – Иванова Ирина
Михайловна.
В работе городского семинара и делах приняло участие более 350 детей,
50 взрослых, 2 делегации из Финляндии.
Работа семинара была плодотворной, его участники ещё раз подтвердили,
что в XXI веке идея миротворческих детских организаций актуальна и востребована
жизнью и мы находимся на правильном пути.
Работу по патриотическому воспитанию учащихся мы считаем очень важной.
Впереди ещё много дел, проблем, забот, но совместными усилиями, при поддержке
общественности, родителей, педагогов, ветеранов, мы справимся. И, хочется
верить, что наши ребята вырастут достойными людьми, воспитанными, истинными
патриотами своего Отечества.
Координатор - Лучинская Татьяна
От редакционного Совета:
Уважаемые коллеги! Разрешите от имени Музея миротворческих операций поблагодарить
Вас за организацию достойной встречи 60-летия ООН в Вашем городе и республике.
Это наш общий праздник. Ведь ООН это все мы, а не только те, кто в ней
когда-то работал или работает сейчас. Кроме того, это еще и все государства-члены
ООН, участвующие в деятельности мирового сообщества по поддержанию и укреплению
мира.
В 2006 году исполняется 50-лет введения голубого берета
как символа миротворческих сил ООН, а также 50 лет участия Финляндии в
миротворческих операциях ООН. Я думаю, что эта дата будет широко отмечаться
не только в Финляндии, но и в нашей стране. В настоящее время Совет ветеранов
Музея разрабатывает план мероприятий к этой знаменательной дате. В Музее
храняться материалы, относящиеся к совместной деятельности российских
и финских миротворцев ООН. Это документы, рассказывающие о деятельности
2-х Чрезвычайных вооруженных сил ООН на Ближнем Востоке, во главе которых
находился финский генерал-лейтенант Энсио Сииласвуо. Во время визита генерала
Сииласвуо в Россию от подарил нашему музею свою книгу "На службе
мира на Ближнем Востоке/In the Service of Peace in the Middle East",
а также и другие экспонаты.
Мы надеемся, что коллектив Вашей школы тоже примет участие
в праздновании этой даты.
Международный Форум "Образование, направленное
на формирование демократической гражданственности"
От: Болотина Т.В." <bolotina@ripc.redline.ru>
Дата: Wednesday, November 09, 2005 10:56 PM
Тема: материалы форума
Международный Педагогический Форум
"Образование, направленное на формирование демократической гражданственности"
Время проведения: 14 - 16 ноября 2005 г.
Место проведения: Федеральная Академия повышения
квалификации и профессиональной подготовки преподавателей
Организаторы Форума:
- Министерство образования и науки РФ
- Федеральная Академия повышения квалификации и профессиональной подготовки
преподавателей
- Совет при Президенте РФ по содействию институтов гражданского общества
и правам человека
- Комитет по международной политики Государственной Думы РФ
- Совет Европы
- Центр гражданского образования
Участники Форума: заведуюшие кафедрами и преподаватели
региональных ИПКП, представители центров и лабораторий гражданского образования,
НПО, зарубежные гости.
Цель Форума: Формирование механизмов реализации положительного
опыта по осуществлению задач Европейского года гражданственности через
образование в образовательной политике Российской Федерации
Задачи Форума :
- Обсудить проект государственной программы "Гражданское образование
населения Российской Федерации"
- Проанализировать развитие гражданского образования, направленного на
воспитание демократической гражданственности в субъектах Российской Федерации
- Обобщить опыт регионов по реализации образования, направленного на воспитание
демократической гражданственности и участие регионов в осуществлении Национального
плана действий
- Разработать механизмы межрегионального взаимодействия в области образования,
направленного на воспитание демократической гражданственности
- Предложить рекомендации по внедрению образования, направленного на воспитание
демократической гражданственности в образовательную политику на федеральном
уровне.
Программа
1-й день - 14 ноября 2005 г. (понедельник)
10.00 - 10.20 Открытие Форума - Э.М. Никитин - д.п.н., ректор ФАПК и
ППРО, С. Эпоух администратор Департамента по гражданскому образованию
и правам человека Совета Европы.
10.20- 12.00 Пленарное заседание № 1. вед. Никитин Э.М., репортер Тюляева
Т.И.
10.20-10.40 Ефремова Л.И. - зам. директора Департамента по международной
деятельности
10.40-11.10 "Гражданское образование как механизм содействия развития
институтов гражданского общества и правам человек -.Э.А. Памфилова, председатель
Совета при Президенте РФ по содействию развития гражданского общества
и правам человека.
11.10-11.30 Проблемный доклад "Формирование гражданского общества
в современной России" - Ермолин А.А., депутат Государственной Думы
РФ, член координационного Совета по проведению Европейского Года Совета
Европы.
11.30-11.45 "О состоянии гражданского образования в России: участие
Российской Федерации в Европейском годе гражданственности" - Болотина
Т.В. - зав. кафедрой истории, социально-политического образования и права,
директор Центра гражданского образования, Национальный координатор в Совете
Европы.
11.45-12.00 Перерыв.
12.00-13.30 Пленарное заседание № 2. Вед. Болотина Т.В., репортер - Прутченков
А.С.
12.00-12.30 "Организация совместной деятельности России и США по
воспитанию демократической гражданственности" (проект "Живое
право") - Бебс Чорак, администратор проекта "Street Low",
США.
12.30-12.50 "Гражданское общество - гражданское образование"
- Медушевский А.Н., ст. научный сотрудник Академии Гос. Службы при Президенте
РФ.
12.50-13.10 "Организация и проведение Года гражданственности в Украине"
- Поздняк С., национальный координатор гражданского образования Украины.
13.10-13.30 "Опыт сотрудничества неправительственных организаций
на Европейском севере в области гражданского образования":
- программа "Вы - народ" - Чарльз Хеберли, директор НГО "Гражданский
проект";
- Г. В. Степанова, председатель НКФ "Новое Образование", г.
Петрозаводск.
13.30 -14.30 Обед.
14.30- 16.30 Работа по секциям.
Секция 1. "Активная школа, активная гражданственность".
Вед. Е.М. Беляков, директор Сивитас-России, репортер
Секция 2. "Экспертиза и оценивание в гражданском образовании".
Вед. Т.Г Новикова, зав. кафедрой инновационных технологий в образовании,
репортер - В.Н Ефимов, доцент кафедры инновационных технологий в образовании.
Секция 3. "Демократическое образование: опыт сотрудничества
США и России". Вед. Б. Чорак, администратор проекта "Street
Low" США, В.Н Пронькин, ректор Института Принца Ольдербургского,
руководитель проекта "Живое право", г. Санкт -Петербург.
16.40. -17.10. Подведение итогов дня. Выступление репортеров.
2-й день - 15 ноября 2005 г. (вторник)
10.00 -11.15 Пленарное заседание № 3. "Гражданское образование:
опыт регионов". Вед. Е.М. Беляков, директор партнерства "Сивитас
России". Репортер А.Гутников, зам. рук. Института Принца Ольдербургского,
руководитель проекта "Живое право", г. Санкт -Петербург.
10.00-10.15 "Опыт Калининградской области по формированию демократической
гражданственности" (совместный проект с Советом Европы) - О.В. Бражинкас,
методист кафедры воспитательной работы, г. Калининград.
10.15-10.30 "Гражданское образование в контексте философии образования"
- М.И. Жихаревич, зав. кафедрой ИПК и ПРО, г. Псков.
10.30-10.45 "Опыт работы по гражданскому образованию в Архангельской
области: проблемы и перспективы" - М.Л. Селькова, региональный координатор
Сев-Западного региона.
10.45-11.00 "Опыт работы Управления образованием г. Вологды по реализации
Года гражданственности" - В.А. Талашова зав. Центром гражданского
образования г. Вологды.
11.00 -11.15 "Опыт работы Центра Гражданского образования Республики
Калмыкия" - Р.Дикеева - зам. Министра образования Республика Колмыкия
11.15 -11.30 Перерыв.
11.30 - 13.30 Пленарное заседание 4. "Молодежь как инновационный
ресурс гражданского общества". Вед. М.А Шкробова, доц. кафедры история,
социально-политического образования и права АПК и ППРО. Репортер М.Л.
Селькова, региональный координатор Сев-Западного региона.
11.30-11.45
11.45-12.10 "Формирование активной гражданской позиции молодежи.
Из опыта работы Фонда "Новая Евразия" - Таланов Сергей Григорьевич,
эксперт-координатор Фонда "Новая Евразия", руководитель программы
"Молодежь плюс".
12. 10-12.30 "Детское и молодежное общественное движение: состояние
и перспективы развития" - Соколов Александр Валентинович, председатель
Правления Национального Совета молодежных и детских объединений РФ.
12.20-12.40 "Демократическое образование в демократической школе"
- И.Ф.Свидерская, исполнительный директор Сев.-Западного центра "Открытое
образование".
12.40-13.00 "Воспитание гражданина XX1 века" - Светенко Т.В.,
зав. кафедрой Пед университета, г. Псков.
13.00- 13.15 "Муниципальная программа "Гражданское образование
молодежи г. Калуги" - А.С. Аникеев, начальник Управления образованием
г. Калуги.
13.15 -13.30 "Технологии гражданского марафона и детского форума"
- А.С. Прутченков, профессор кафедры инновационных технологий ФАПК и ППРО
13.30- 14.30. Обед.
14.30 -16.00 Работа секции:
Секция 1. "Сетевой проект США - России "Обсуждение демократии".
Вед. Симоненко П.П., проректор по науке Калужского института туристского
бизнеса, репортер Новикова Т.Н., зав. кафедрой инновационных технологий
ФАПК и ППРО
Секция 2 "Технологии гражданского образования: активные формы
работы". Вед. Светенко Т.В., зав. кафедрой Пед Университета, г. Псков.
Репортер Мишина И. А.
Секция 3 "Молодежная политика". Вед. А. А.Ермолин, Депутат
Государственной Думы РФ. Репортер Е Е.Федотова,
директор международного информационного центра Томского государственного
педагогического университета.
16.30-17.00 Итоги работы секций
После 17.00. Презентация "Парадоксы гражданского образования в России".
Вед А.С. Прутченков. Репортер Пономарева.
День 3-й 16 ноября (среда)
10.00-11.30 Круглый стол: "Образовательный компонент гражданского
образования".
Вопросы для обсуждения: Вед. Тюляева Т.И., доцент кафедры история, социально-политического
образования и права ФАПК и ППРО, репортер Иоффе А.Н., доцент кафедры история,
социально-политического образования и права ФАПК и ППРО.
"Основные подходы к обществоведческому образованию" - Кишенкова
О.В. доцент кафедры история, социально-политического образования и права.
"Учебно-методическое обеспечение курсов обществознания" - Елховская
Л. И., зам ген. директора изд. "Вита пресс".
"Экономическое образование как составляющая обществоведческого образования"
- Паташова Л.Н., ст. преподаватель Московского института открытого образования
11.30-12.00 Перерыв.
12.00- 13.30 Работа по секциям:
Секция 1. "Организация профильного обучения: экономика"
- Паташова Л.Н. ст., преподаватель Московский институт открытого образования.
Секция 2. "Правовое образование как составляющая обществоведческого
образования" - Певцова Е.А., д.п.н.
профессор кафедры история, социально-политического образования и права.
13.30-14.30 Обед.
14.30-15.30 Пленарное заседание. Подведение итогов работы Форума. Вед.
Болотина Т.В.
14.30-14.45 Отчет репортеров о работе в секциях.
14.45- 15.00 Представление Меморандума Форума.
15.00-15.20 Дискуссия.
15.20-15.30 Отчет модератора о работе Форума - А.С. Аникеев, начальник
комитета образования г. Калуги.
Проект Меморандума Форума
Проект
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФОРУМ
"ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ ЧЕРЕЗ ОБРАЗОВАНИЕ"
( 14-16 ноября 2005 г. г. Москва)
МЕМОРАНДУМ
Человечество вступило в новый век, не решив известных глобальных проблем
и все больше сталкиваясь с новыми. Глобализация всех сторон жизни, экологический
и энергетический кризис, распространение моральных ценностей общества
потребления в условиях ограниченности природных ресурсов, проблемы здоровья
и бедности, мобильность населения, рост национальной и расовой нетерпимости
в условиях поликультурных обществ, демографические проблемы, обеспечение
мира для всех народов и борьба с международным терроризмом, - эти вызовы
ХХI века так или иначе связаны с образованием.
Образование может стать ключом к решению глобальных проблем современного
мира. Чем более востребованы в общественном развитии знания людей, их
опыт, умения, навыки, их профессиональные и личностные качества, тем большую
роль играет образование. Совершенствование и модернизация национальных
систем образования становится ведущим направлением стратегии безопасного
устойчивого развития многих государств современного мира, в том числе
и России.
Поскольку гражданское развитие личности представляет собой важнейшую
составляющую образовательного процесса, можно говорить о существовании
мировой практики гражданского образования. В философском смысле гражданское
образование есть:
а) вхождение человека в мир общественных отношений, политики и права;
б) освоение ценностей, смыслов и механизмов функционирования гражданского
общества, политической и правовой систем;
в) обретение собственного образа гражданина;
г) становление духовно-нравственных качеств личности, составляющих содержание
гражданственности.
Гражданское образование является важнейшей предпосылкой и условием становления
в России гражданского общества и демократического правового государства.
Основой, определяющей демократический вектор гражданского образования
в нашей стране, является Конституция Российской Федерации, провозглашающая
в качестве высшей ценности общества и государства права и свободы человека,
его честь и достоинство. Именно это позволяет говорить о наличии общих
ценностей, объединяющих Россию со странами, имеющими более продолжительный
исторический опыт демократического развития. Речь идет о тех ценностях,
которые детерминировали исторический выбор России в конце ХХ века.
Данный выбор ставит перед государством и обществом задачу воспитания
демократической гражданственности через образование, суть которой - формирование
активных, свободных и ответственных граждан России, разделяющих демокра-тические
ценности, обладающих высоким уровнем гражданской культуры.
Особенности гражданского образования определяются различными культурно-историческими
и социокультурными основаниями и условиями становления и развития государственности,
демократических институтов и процессов.
Современный мир поликультурен. Сама постановка цели гражданского образования
предполагает взаимную адаптацию ценностей демократии и отечественной культуры
с учетом национальных и региональных особенностей и традиций народного
самоуправления. Взаимная адаптация предполагает и обращение к традиционным
ценностям национальных культур, которые сохраняют свою актуальность в
меняющемся мире.
Принятие демократических ценностей и мировоззренческих установок определяет
содержание гражданского образования. В свою очередь, содержание может
быть реализовано в разнообразных формах, методиках, технологиях и моделях
на основе лучших достижений современной педагогики и андрагогики.
Однако проблема не сводится к процессу преподавания. Обрести собственный
образ гражданина можно лишь тогда, когда в повседневной реальности востребовано
гражданское поведение и умение пользоваться демократическими процедурами.
Знания, ценности и умения, ключевые компетентности гражданского образования
призваны способствовать становлению качеств, составляющих содержание гражданственности.
Гражданское образование не ограничивается рамками школы и вуза. В современных
условиях все большую актуальность приобретает создание системы непрерывного
гражданского образования на протяжении всей жизни человека. Образовательные
учреждения могут и должны выполнять в местном сообществе интегрирующую
функцию, быть ведущими центром его самоорганизации и развития. В этом
будет заключаться важнейший общественный аспект гражданского образования
в широком смысле слова.
Научно-педагогическая общественность, Министерство образования и науки
РФ, образовательные учреждения, неправительственные организации проводят
значительную работу по развитию гражданского образования в России. Активно
разрабатываются философско-методологические, теоретические, психолого-педагогические
и научно-методические проблемы гражданского образования, его нормативно-правовая
база.
Министерство образования и науки подготовило ряд документов, направленных
на реализацию новой образовательной парадигмы в данной области. Вышли
в свет учебники и учебные пособия по граждановедению и гражданскому образованию.
На базе ИПК, ИУУ созданы центры и лаборатории гражданского образования
(Архангельск, Калуга, Нижний Новгород, Псков, Ростов, Самара, Санкт- Петербург,
Тамбов, Ярославль и др.). В настоящее время в Российской Федерации существует
20 таких центров. Приказом Министра обра-зования РФ от 25.10.1998 был
создан Федеральный Центр гражданского образования на базе Академии повышения
квалификации и переподготовки работников образования.
Создана общественно-государственная система демократического гражданского
образования в Красноярском крае. Красноярский опыт был распространен на
территории Сибири.
Увеличилось число неправительственных организаций, таких как Межрегиональная
Ассоциация учителей "За гражданское образование", и фондов "Живой
ветер", "Новые перспективы", НПЦ "Гражданин",
"Молодежный центр по правам человека", "Фонд правовых реформ",
"Фонд парламентаризма", "Мой выбор" и др. Большую
помощь в развитии граж-данского образования в России оказывают международные
организации и фонды.
Важнейшими условиями решения образовательных и социальных задач гражданского
образования являются: создание новых учебных курсов, программ, учебных
материалов, обеспечивающих получение знаний в области гражданского образования;
внедрение новых подходов и методик преподавания, позволяющих на специально
разработанных модельных ситуациях получить опыт экспериментально-проектной
деятельности; изменение уклада образовательного учреждения, обеспечивающего
учащимся и студентам приобретение опыта действия в ситуациях, регулируемых
правом; создание условий для подготовки и переподготовки кадров в области
гражданского образования.
Создание системы непрерывного гражданского образования на протяжении
всей жизни человека потребует расширения круга субъектов указанной деятельности.
Несмотря на то, что многое в этой области может быть усвоено в неформальной
обстановке семьи, для формирования активных, информированных и ответственных
граждан в современных условиях этого совершенно недостаточно. Масштабные
задачи по созданию и развитию эффективной системы гражданского образования
могут быть решены только при условии выработки и осуществления государственной
политики в этой области. В русле данной политики внимание федеральных
и региональных органов государственной власти, управления образованием,
органов местного самоуправления должно быть привлечено к развитию нормативно-правового
обеспечения гражданского образования, повышения квалификации, ресурсного
обеспечения программ в рамках системы мер, направленных на внедрение и
повышение эффективности гражданского образования.
2005 год, как известно, провозглашен Советом Европы Европейским годом
гражданственности через образование под девизом "Жить и учиться демократии".
Одним из приоритетов для европейских государств признано развитие национальной
политики в области гражданского образования. Проект государственной программы
"Гражданское образование населения Российской Федерации на 2006-2010
гг.", инициатива создания которой поддержана Президентом России,
является адекватным ответом современным потребностям личности, общества
и государства.
Участники Форума подчеркивают необходимость развития последовательной
государственной политики в области гражданского образования, как важного
условия решения национальных стратегических задач и призывают органы государственной
власти различных уровней, неправительственные организации, образовательные
учреждения, педагогическое и научное профессиональное сообщество к активной
работе по реализации актуальной и благородной цели формирования демократической
гражданственности через образование.
|