Вестник Музея миротворческих операций
Миротворцы всех стран, — соединяйтесь!
Голос миротворцев
№ 183
28 февраля 2005 года
E-mail орган Движения юных миротворцев и школ мира (http:/www.un-museum.ru/vestnik/)
Издается с 13 февраля 2001 года
Контакты:
141500, Московская область, г.Солнечногорск, ул.Дзержинского, д.20, к.57
Тел.: +7 (095) 994–10–73
Е-mail: director@un-museum.ru;
http://www.un-museum.ru
Вестник издается
Московской областной общественной организацией «Союз миротворцев» при содействии Московского института открытого образования и Информационного центра ООН в Москве.
Вестник рассылается
директорам школ и руководителям НПО в России и СНГ, российским миротворцам, работающим в миссиях ООН и ОБСЕ, ветеранам миротворцам в России и в Украине, а также представителям организаций системы ООН в России.
Subscribe / Unsubscribe

Содержание:


Поздравляем с Днем Защитников Отечества!

От: Лучинская Татьяна <Kirill-1@onego.ru>
Дата: 23 февраля 2005 г. 15:34
Тема: Поздравляем!

Уважаемый Валерий Владимирович!

Поздравляем Вас и всех мужчин, занятых в проекте, с праздником - Днём Защитников Отечества!
Желаем всем творческих успехов в работе, крепкого здоровья, добрых дел и, конечно, мира!

Коллектив средней школы № 2 им. А.С.Пушкина


Высылаем отчёт о проведении КТД "Дети против войны, насилия и террора" в нашей школе.

В музее лекторская группа Клуба друзей Мира знакомила учащихся с материалами вестника "Голос миротворцев" и
проектом "Сеть школ мира", была организована выставка.

Прошли следующие дела:
- занятие-экскурсия " Государственные символы России" для учащихся среднего и старшего звена,
- беседа "Посланцы мира" для учащихся начальной школы, беседы ко дню антифашиста.

Большое спасибо отрядам кадетов (рук. Герасимова Г.И.), отряду "Юный миротворец" (рук. Алексеева Н.Н),
интернационально - краеведческому отряду "Искра" (рук. Герасимчук Н.Н.)

Очень интересно прошёл у интернационально-экологического отряда скаутов "Рыцарский турнир" (рук. Федотова Н. Ю.)

С 10 по 22 февраля прошла акция - киномарафон "Поклонимся тем великим годам" - просмотр фильмов для учащихся 1-11 классов в кинотеатре (организатор - Алексеева Н.Н.)

Интересные и познавательные беседы проводит лекторская группа отряда "Юный патриот" (рук. Иванова И.М).
17 февраля, в нашей школе прошёл праздник-встреча с ветеранами "Они сражались за Родину"
(подготовили и провели рук. молодёжно-поискового отряда "Шера" Торговкина Е.А. и члены отряда).

В настоящее время наш Клуб друзей Мира занят подготовкой к слёту миротворческих отрядов нашей школы (материал напишем позднее).

В КТД приняли участие более 700 учащихся с 1 по 11 класс, около 30 учителей, 19 ветеранов, родители, были приглашены СМИ

Отв. за проект в школе - Лучинская Т.Вл.


СДОДМ и Движение юных миротворцев - Дню защитников Отечества

Целая серия социально значимых мероприятий была организована Советом детского общественного движения Москвы при содействии Комитета общественных связей и Московского дома детских организаций в канун Дня защитников Отечества. Движение юных миротворцев приняло непосредственное участие во всех запланированных мероприятиях.

С 18 по 20 февраля состоялся выезд в лагерь "Спасатель" представителей детских общественных объединений на семинар по теме "Вариативная модель детского общественного движения" (представители от школ мира №№ 51 и 554).

20 февраля РДОО "Юный путешественник" (руководитель - Е.Г.Тайдакова) провела в Измайловском парке туристко-краеведческую игру "Гвардия России", в которой приняли участие 5 команд юных миротворцев.

22 февраля в 16 00 была организована линейка СДОДМ в Александровском саду и благотворительная акция для ветеранов войны. В линейке и акции приняло участие 2 отряда юных миротворцев (миротворческий парламент школы № 271 и отряд "Отрада").

22 февраля был организован Почетный караул на Дорогомиловской площади (миротворцы школы № 1411)

23 февраля состоялась церемония открытия памятника Герою Советского Союза Маресьеву на Новодевичье кладбище (юные миротворцы Центра образования № 1804)

25 февраля Фестиваль российских видов спорта на базе школе № 271 (приняли участие команды юных миротворцев из школ мира №№ 51, 318, 587, 792, 1016, 1034, 1224 и Центра образования № 1804)


Добрые дела средней школы № 33 г.Киева

От: Женя Пустоляков <jenya04121980@mail.ru>
Дата: Fri, 18 Feb 2005 20:06:30 +0300
Тема: Миротворческий проект

Здравствуйте,
Примите заявку на участие в проекте "Сеть школ мира".

Координатор миротворческого проекта 6-а класса сш 33 города Киева ,Украина.
Пустолякова Лариса Николаевна

ЗАЯВКА

Руководителю проекта "Сеть школ мира"
от средней школы № 33
Адрес организации: 01033, г.Киев,
ул. Владимирская, д.79Б

Прошу допустить школу № 33 г.Киева к участию в образовательном проекте "Сеть школ мира" в 2004-2005 учебном году. Школа намерена организовать клуб юных миротоворцев и участвовать в мероприятиях Движения юных миротворцев. Школа планирует провести следующие мероприятия:

Наименование мероприятия Дата Место проведения
1 Провести организационную конференцию по созданию Клуба юных миротворцев Сентябрь Школа. Участвуют все классы
2 Митинг, посвященный открытию сессии Генеральной ассамблеи ООН 14 сентября

Школа

3 Весенняя акция "Добрые дела творить спешить надобно!" 15 апреля-15 мая г.Киев
4 Декада добрых дел 1-10 декабря г.Киев

Ответственный за реализацию проекта - Пустолякова Лариса Николаевна

Директор школы - Бабенко Валентина Леонидовна Тел.(8044)227-10-96

Отправлять по адресу:
125169, Москва, Авиационный пер., дом 6. Кафедра социально-гуманитарных дисциплин. Проект "Модель миротворчества ООН - Сеть школ мира", Гергелю В.В.
Либо по электронной почте: director@un-museum.ru


Более 30 школ, гимназий и лицеев награждены свидетельствами

24 февраля в Информационном центре ООН состоялось торжественное вручение Свидетельств признания добровольной миротворческой деятельности.

Перед собравшимися с краткой информацией выступил директор Информационного центра ООН в Москве г-н А.С.Горелик, который в первой части выступления подвел итоги Декады добрых дел, проводившейся Движением юных миротворцев с 1 по 10 декабря 2004 года и вручил свидетельства представителям следующих образовательных учреждений:

- Центру образования № 1804 г. Москвы
- средней школе № 2 имени А.С. Пушкина г.Костомукши республики Карелия
- средней школе № 278 г. Москвы
- средней школе № 318 г. Москвы
- гимназиии № 1522 г. Москвы
- гимназиии № 3 г. Новосибирска
- средней школе № 271 г. Москвы
- НОУ "Школа "Эллада" г. Москвы
- средней школе № 792 г. Москвы
- средней школе № 789 г. Москвы
- средней школе № 1224 г. Москвы
- средней школе № 1016 г. Москвы
- гимназии № 6 "Горностай" г. Новосибирска
- средней школе № 1148 г. Москвы
- средней школе № 1289 г. Москвы
- ДМШ № 32 г. Москвы
- средней школе № 587 г. Москвы
- средней школе № 554 г. Москвы
- средней школе № 1150 г. Зеленоград
- средней школе № 1034 г. Москвы
- средней школе № 51 г. Москвы
- средней школе № 1948 г. Москвы
- средней школе № 1411 г. Москвы
- средней школе № 1 г. Оханска Пермской области
- средней школе № 104 г. Челябинска
- средней школе № 1239 г. Москвы
- гимназиии № 1532 г. Москвы
- клубу "Каскад" г. Москвы
- отряду юных миротворцев "Отрада" г. Москвы
- детскому миротворческому парламенту школы № 271 г. Москвы
- клубу юных миротворцев "Богородское" г. Москвы

Во второй части своего выступления Александр Семенович рассказал о конкурсе творческих работ, проводимом Информационным центром ООН в Москве при поддержке Движения юных миротворцев и школ мира в связи с 60-летием Победы и создания ООН.


Конкурс рисунков "60-летие окончания Второй мировой войны и создания ООН"

От: Marina Shirshova <Marina@UNIC.RU>
Дата: 25 февраля 2005 г. 11:03
Тема: Конкурс рисунка. Анонс. Пресс-релиз. Анкета

Уважаемый Валерий Владимирович,

При этом, как и договаривались, направляю Вам материалы о конкурсе.

С уважением,
Марина Ширшова


АНОНС

Информационный центр Организации Объединенных Наций в Москве
совместно с Сетью школ мира проводит конкурс рисунков на тему
"60-летие окончания Второй мировой войны и создания ООН"

Как известно, в 2005 году мировое сообщество будет отмечать две знаменательные даты - 60-летие окончания Второй мировой войны и создания Организации Объединенных Наций.

Обе эти даты тесно связаны между собой и символизируют надежду всего человечества на мирную и счастливую жизнь без войн и конфликтов на основе уважения прав человека. "Беспрецедентная по своим масштабам и потерям Вторая мировая война заставила все цивилизованное человечество сплотиться в борьбе против смертельной опасности нацистского порабощения, отложив в сторону все разногласия и противоречия. Победа, одержанная в этой войне, - это наша общая победа, давшая мощный импульс сплочению международного сообщества, результатом которого стало создание Организации Объединенных Наций.

Заплатив ужасную цену страданий и гибели миллионов людей, народы мира пришли к осознанию безальтернативности системы коллективной безопасности, получившей свое воплощение в Уставе ООН", - подчеркнул Уполномоченный по правам человека в РФ В.П. Лукин, выступая на прошедшей 24 января с.г. спецсессии Генеральной Ассамблеи ООН, посвященной празднованию 60-й годовщины освобождения нацистских концентрационных лагерей.

Большинство россиян слышали или знают о деятельности Организации Объединенных Наций, связанной с поддержанием мира или оказанием гуманитарной помощи. Однако далеко не всем хорошо известно о многих других аспектах ее деятельности, которые влияют на нашу жизнь - искоренение нищеты, борьба с голодом и болезнями, особенно ВИЧ/СПИД, преодоление неравенства между мужчинами и женщинами, охрана нашей общей окружающей среды, защита прав человека, содействие демократии и т.д.

В прилагаемом пресс-релизе Вы найдете более подробную информацию о целях и принципах ООН, а также о многообразных задачах, которые решает всемирная организация.

Преподавателям рекомендуется провести разъяснительные уроки в школах, используя подходящие материалы, в т.ч. полученные из Информцентра ООН, чтобы детям стал понятен замысел конкурса, а именно - поразмышлять об огромном значении и цене победы во Второй мировой войне, об основах, на которых возникла ООН, о ее многогранной миссии сегодня в свете уроков истории.

Интересующую Вас информацию о деятельности ООН можно найти на официальном сайте этой всемирной организации: www.un.org

Возраст участников: на конкурс принимаются работы детей и подростков в возрасте от 7 до 17 лет

Формат: рисунки должны быть выполнены на ватманской бумаге размером A2 (60x42 см) или на близкой по формату бумаге.
Рисунок может сопровождаться подписью, раскрывающей передаваемую им идею.

Участники конкурса должны заполнить прилагаемый формуляр и приклеить его к обратной стороне плаката.

Сроки проведения конкурса: работы должны поступить в Информцентр ООН не позднее 15 апреля с.г.

Итоги конкурса будут подведены в мае с.г. Победители будут награждены дипломами и памятными подарками.

Рисунки, признанные победителями, будут размещены на сайте Информцентра ООН: www.unic.ru

Наш адрес: г. Москва, 119002, Глазовский пер., 4/16 (м. Смоленская Арбатско-Покровской линии)
Телефон для справок: (095) 241-28-94


ПРЕСС-РЕЛИЗ

Информационный центр Организации Объединенных Наций в Москве совместно с Сетью школ мира проводит конкурс рисунков

Тема конкурса: "60-летие окончания Второй мировой войны и создания ООН"

"Мы, народы Объединенных Наций, преисполненные решимости избавить грядущие поколения от бедствий войны, дважды в нашей жизни принесшей человечеству невыразимое горе, и вновь утвердить веру в основные права человека… и объединить наши силы для поддержания международного мира и безопасности… решили объединить наши усилия для достижения этих целей" (Из Преамбулы к Уставу ООН, подписанному 26 июня 1945 г. представителями 50 стран).

Как известно, в 2005 году мировое сообщество будет отмечать две знаменательные даты - 60-летие окончания Второй мировой войны и создания ООН.

Обе эти даты тесно связаны между собой и символизируют надежду всего человечества на мирную и счастливую жизнь без войн и конфликтов на основе уважения прав человека.

Как подчеркнул в своем выступлении Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан на состоявшейся 24 января 2005 г. специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН, посвященной празднованию 60-й годовщины освобождения нацистских концентрационных лагерей: "Сегодня мы чествуем основателей нашей Организации - союзные державы, чьи солдаты боролись за то, чтобы победить нацизм, и гибли в этой борьбе. Время идет, и их остается все меньше. Нам, последующим поколениям, надлежит высоко нести факел памяти и освещать его светом нашу жизнь".

Организация Объединенных Наций была создана 24 октября 1945 года 51 страной, которые были преисполнены решимости сохранить мир посредством развития международного сотрудничества и обеспечения коллективной безопасности. На сегодняшний день членами Организации Объединенных Наций является 191 страна, то есть почти все страны мира.

Когда государства становятся членами ООН, они принимают на себя обязательства, изложенные в ее Уставе, представляющем собой основной международный договор. Согласно Уставу, в своей деятельности Организация Объединенных Наций преследует четыре цели: поддерживать международный мир и безопасность, развивать дружественные отношения между нациями, осуществлять сотрудничество в разрешении международных проблем и в поощрении уважения к правам человека, а также быть центром для согласования действий наций в достижении этих общих целей.

Организация Объединенных Наций не является всемирным правительством и не принимает глобальных законов. Однако она предоставляет механизмы, которые помогают урегулировать международные конфликты и разрабатывать политику в вопросах, которые затрагивают всех нас.

Одна из главных причин создания ООН и основная часть ее полномочий - обеспечение международного мира и безопасности. С момента своего возникновения ООН не раз предотвращала угрозу перерастания споров в открытые военные действия, убеждала противоборствующие стороны использовать вместо оружия стол переговоров или помогала восстановить мир там, где конфликт выходил из-под контроля. На протяжении десятилетий ООН успешно помогала решать многие спорные вопросы, зачастую при посредничестве Совета Безопасности - основного органа, призванного урегулировать подобные проблемы. Операции по поддержанию мира, проводимые под эгидой Совета Безопасности, - мощный инструмент в руках международного сообщества.

В настоящее время действует 18 операций по поддержанию мира. Суть миротворческой миссии ООН состоит в том, чтобы конфликтующие стороны были убеждены или принуждены избрать политические способы для прекращения вражды и вступить в переговоры о мирном урегулировании спора.

Однако опыт показал, что поддержание мира в разных регионах не может ограничиться только сдерживанием вооруженных конфликтов - это не дает надежного и долговременного решения. Благоприятная ситуация может сложиться только, если странам будет оказана помощь в развитии экономики, обеспечению социальной справедливости, защите прав человека. Поэтому организаторы конкурса ожидают от его участников серьезного ознакомления со всеми аспектами многогранной деятельности всемирной организации и отражения их в своих работах.

Организация Объединенных Наций является центром решения проблем, с которыми сталкивается все человечество. Эта деятельность осуществляется совместными усилиями более 30 связанных с ней организаций, составляющих систему ООН. Изо дня в день они ведут работу по содействию соблюдению прав человека, охране окружающей среды, борьбе с болезнями и сокращению масштабов нищеты. Учреждения Организации Объединенных Наций разрабатывают нормы и правила безопасного и эффективного воздушного сообщения и способствуют совершенствованию телекоммуникаций и защите интересов потребителей. Они являются инициаторами международных кампаний по борьбе с оборотом наркотиков и терроризмом, оказывают помощь беженцам, осуществляют программы разминирования, помогают увеличить объем производства продовольствия и играют ведущую роль в борьбе со СПИДом.

В сентябре 2000 года члены Организации Объединенных Наций, включая 147 глав государств или правительств, собрались в Нью-Йорке, чтобы выработать международную повестку дня на начальный период нового столетия. По итогам их встречи была принята Декларация тысячелетия, в которой изложены Цели ООН в области развития на пороге тысячелетия (ЦРТ), которые должны быть достигнуты к 2015 году:

  • Сократить вдвое масштабы крайней нищеты и голода
    1.2 миллиарда человек на Земле до сих пор имеют доход менее 1 доллара в день. Однако 43 страны, где живет более 60 процентов населения мира, находятся на пути к достижению или уже достигли цели вдвое сократить количество голодающих к 2015 году.
  • Обеспечить всеобщее начальное образование во всем мире
    113 миллионов детей не посещает школу, но цель обеспечения всеобщего начального образования уже стала достижимой. Например, в Индии к 2005 году 95% детей будет ходить в школу.
  • Расширить права и возможности женщин и поощрять равенство женщин и мужчин
    Две трети неграмотных людей мира составляют женщины, 80 процентов беженцев - это женщины и дети. После 1997 Саммита по проблеме микрокредитования был достигнут прогресс в оказании помощи и расширении прав и возможностей для бедных женщин - только за 2000 год получателями услуг в области микрокредитования стали 19 миллионов человек.
  • Сократить на две трети смертность детей в возрасте до пяти лет
    Ежегодно умирает 11 миллионов маленьких детей, однако этот показатель уже сократился по сравнению с 1980 годом, когда умерло 15 миллионов детей.
  • Снизить на три четверти коэффициент материнской смертности
    В развивающихся странах одни из 48 родов заканчиваются смертью матери. Но сегодня практически во всех странах существуют программы безопасного материнства, которые обещают существенный успех в этой области.
  • Остановить распространение болезней, в особенности ВИЧ/СПИДа и малярии
    Болезни-убийцы свели на нет то, что было достигнуто целым поколением в области развития. Однако такие страны как Бразилия, Сенегал, Таиланд и Уганда продемонстрировали, что люди в состоянии остановить распространение ВИЧ.
  • Обеспечить экологическую устойчивость
    Более миллиарда человек до сих пор не имеют доступа к безопасной питьевой воде, однако, в течение 1990-х гг. почти миллиард человек получил доступ к безопасной воде, и такое же количество людей получило доступ к канализации.
  • Сформировать глобальное партнерство в целях развития с четкими ориентирами в области оказания помощи, торговли и облегчения долгового бремени
    Слишком много развивающихся стран тратит на обслуживание своего долга больше средств, чем на социальную сферу. Однако новые обязательства по оказанию помощи, принятые в 2002 году, как следует ожидать, составят к 2006 году дополнительные 12 миллиардов долларов в год.

Мир движется в направлении достижения Целей ООН в области развития, но это движение осуществляется неровно и слишком медленными темпами. Большинство стран сможет достичь Целей только в том случае, если, в добавок к собственным более энергичным усилиям, они получат существенную поддержку извне в форме предоставления ресурсов и экспертных знаний. Важнейшая задача для мирового сообщества в отношении как развитых, так и развивающихся стран состоит в том, чтобы мобилизовать финансовую помощь и политическую волю, привлечь к этой работе правительства, должным образом переориентировать приоритеты и политику в области развития, привлечь к сотрудничеству партнеров из числа представителей гражданского общества и предпринимательского сектора.

ООН старается интегрировать Цели ООН в области развития во все сферы ее работы в соответствии с приоритетами, определенными каждой страной. Сотрудники и "страновые команды" ООН тесно сотрудничают с постоянно расширяющимся кругом партнеров, которые помогают странам-партнерам практическими рекомендациями и поддержкой в разработке политики и программ, развитии человеческого потенциала и внедрении инноваций.

 

АНКЕТА УЧАСТНИКА КОНКУРСА

1. Фамилия, имя ____________________________________________________

2. Возраст___________________________________________________________

3. Класс____________________________________________________________

4. Номер школы ____________________________________________________

5. Адрес и телефон школы ___________________________________________

_________________________________________________________________

6. Ф.И.О. преподавателя _____________________________________________

7. Название работы _________________________________________________

8. Краткое изложение идеи рисунка ___________________________________



Всемирный день молодежного служения в России

От: Galina Bodrenkova <gbodrenkova@yandex.ru>
Дата: 25 февраля 2005 г. 2:42
Тема: ВДМС/ВНД 2005

Уважаемые коллеги,

В приложении второе информационное письмо и рекомендации по подготовке ВДМС/ВНД 2005.

С уважением,
Координационный комитет ВДМС/ВНД 2005


Дорогие друзья, уважаемые коллеги и партнеры!

Рады приветствовать вас, и вновь приглашаем все заинтересованные организации и добровольцев из всех регионов России объединить усилия в подготовке и проведении общедобровольческих социальных действий 2005 года, которые пройдут под девизом: "Мы вместе создаем наше будущее!":
- Всемирный День Молодежного Служения (ВДМС), 15-17 апреля;
- Российский День Молодежного Служения (РДМС), 16 апреля;
- Весенняя Неделя Добра (ВНД), 16-23 апреля;
- Международный День Добровольцев во имя экономического и социального
развития (МДД), 5 декабря.

Приятно отметить, что российские добровольцы и негосударственные правительственные некоммерческие организации в сотрудничестве с органами государственной власти, местного самоуправления, коммерческими организациями успешно провели в 2004 году пятый ежегодный Всемирный День Молодежного Служения и Весеннюю Неделю Добра.

Вместе с молодежью из 125 стран мира 340 тысяч добровольцев России (87% молодежь) из более 2000 организаций и 979 учебных учреждений в 292 городах и населенных пунктах Российской Федерации осуществили 3219 социально полезных проектов и мероприятий. Сумма безвозмездно пожертвованного добровольцами времени на общественно полезные дела составила более 1 млн. 300 часов в течение одной недели! Впервые измеримые результаты проведения ВДМС/ВНД в России оценивались с позиций содействия и роли добровольцев и организаций гражданского общества в достижении Целей развития Тысячелетия.

Российский центр развития добровольчества Международной Ассоциации Добровольческих Усилий (ЦД/МДМ) и Фонд "Созидание" в 2005 году продолжат сотрудничество с Международным Координационным Комитетом и будут координировать проведение ВДМС/ВНД/МДД - 2005 на национальном уровне.

Надеемся, что набор направляемых по электронной почте информационных и методических материалов, а также опубликованных в сборнике "ВДМС и ВНД в России" (образцы пресс-релизов, руководства), и инструментов, размещенных на официальном сайте GYSD www.gysd.net и www.takingitglobal.ru, помогут региональным координационным комитетам, организаторам и координаторам акций разработать информационные материалы применительно к специфике своих регионов, концентрируя, таким образом, фокус на мобилизации местных усилий, придерживаясь, одновременно, единого российского и международного формата информационного оформления акций.

Кроме того, для придания акциям большей видимости и масштабности, как и в прошлом году, планируется изыскать возможности для изготовления общероссийской символики акций (стикеров, плакатов), которые будут переданы в регионы через членов НКК, региональных координаторов, партнеров НКК.

С уважением,

Координаторы ВНД/ВДМС 2005:
Галина Бодренкова,
Российский центр развития добровольчества (ЦД/МДМ),
Международная Ассоциация Добровольческих Усилий (IAVE).
Елена Захарова,
Фонд "Созидание",
Международная Ассоциация Национальных молодежных служб (IANYS).

Адрес офиса: г. Москва, Новый Арбат, 11, 422
Почтовый адрес: 119019 г. Москва, а/я 126 (для Созидания)
тел/факс: (095) 291-1473, 291-2004
E-mail sozidanie@co.ru; gbodrenkova@yandex.ru
www.fondsozidanie.ru


Статья "Социологический портрет детского движения"

Сможет ли правительство сделать госзаказ на правильную организацию?

Быстрый рост детской преступности, отмечавшийся в последние годы, указывает на то, что рано или поздно федеральное правительство все-таки решится сделать государственный заказ на создание в стране системы детских общественных объединений, как средство профилактики от социальных болезней и напастей XXI века, а также эффективный способ гражданского воспитания российских детей и подростков.

В отличие от государства само общество, несмотря на трудные реформы и затянувшийся переходный период, уже успело сделать свой социальный заказ на саморазвивающуюся детскую организацию позитивистского типа. В стране существуют и активно работают несколько тысяч детских общественных объединений, напоминая своей общественно полезной деятельностью о былом величии страны Пионерии, успешно решавшей воспитательные задачи в ушедший в небытие советский период.

Несколько сотен самостоятельных детских организаций активно работают в столичном мегаполисе, регулярно получая поддержку от Правительства Москвы. Опыт работы Совета детского общественного движения Москвы, объединившего при содействии Комитета общественных связей Правительства Москвы более 100 организаций, указывает на то, что наиболее быстро в широком спектре детского движения развиваются общественные объединения гражданско-патриотического типа. По количеству членов и наличию территориальных структур некоторые из них достигли уровня межокружных и даже городских организаций. Под термином "городские организации", подразумеваются те из них, которые имеют отделения более чем в 50% административных округов города Москвы.

Выбирая путь, по которому будет дальше развиваться детское движение и формироваться единая общегородская детская организация, городские власти, видимо, осознают, что создать такую организацию с чистого листа вряд ли возможно. Да и стоит ли что-то строить заново, если сам факт выживания крупных гражданско-патриотических объединений в сложной общественно-политической обстановке свидетельствует о том, что они на самом деле востребованы и общество признало их способность и умение решать задачу гражданского и патриотического воспитания молодых москвичей.

этих условиях более предпочтительным представляется путь постепенного сближения и объединения активно действующих детских общественных объединений в единую городскую ассоциацию движенческого типа, в которой смогут найти свое место самые разные детские организации.

Анализ опыта работы Совета детского общественного движения Москвы, созданного на основе Договора о сотрудничестве 10 декабря 2002 года, указывает на то, что в столице на самом деле идет процесс постепенного сближения городских и межокружных детских организаций, с одной стороны, нарождения и укрепления окружных ассоциаций детского движения, с другой стороны. При этом отмечается быстрый рост рядов самих крупных организаций, а также рост количества организаций районного и окружного уровня, работающих в рамках окружных ассоциаций детского общественного движения. Например, только в 2004 году количество членов Движения юных миротворцев возросло на 20 процентов и достигло 1200 членов. Хорошими результатами работы о себе заявили ассоциации, созданные в Северо-Восточном, Восточном, Западном, Южном и Северо-Западном административных округах г.Москвы.

Представляется, что процесс постепенного сближения крупных детских общественных объединений вполне закономерен, поскольку эти объединения создавались на основе положительного опыта и методики, разработанной в благоприятный для детского движения советский период.

Социологические характеристики нескольких гражданско-патриотических объединений, представленные в таблице 1 (см. http://www.un-museum.ru/vestnik/182.htm#8), дают представление об их объединяющей идее (идеологии), нравственных ценностях и структуре, и позволяют придти к некоторым заключениям.

Сравнивая характеристики организаций, представленных в таблице, можно сделать вывод о том, что у них много общего и есть хорошие перспективы для дальнейшего сближения за счет интеграции образовательных программ, создания условий для совместной подготовки педагогических кадров и лидерского состава, совместного планирования и проведения социально значимых мероприятий.

Например, включение в программы Движения юных миротворцев и Московской городской пионерской организации экономических игр, разработанных объединением "Новая цивилизация", могло бы существенно улучшить экономическую подготовку юных миротворцев и пионеров, вступающих во взрослую жизнь. С другой стороны, освоение навигаторами и менеджерами "Новой цивилизации", а также пионерами форм и методов разрешения конфликтов и споров могло бы быть очень полезным для них в критических ситуациях реальной жизни.

В свете этого подхода вполне закономерным шагом Правительства Москвы в направлении создания социально ориентированного детского общественного движения стало решение о создании Московского дома детских организаций. Перед Домом поставлена задача всемерного содействия интеграционным процессам, развивающимся в детском общественном движении Москвы, путем материально-технического, организационного и научного обеспечения этого естественного процесса.

Для решения такой задачи в Доме детских организаций предполагается создать солидную научно-исследовательскую, информационно-аналитическую и издательскую базу, а также открыть в административных округах столицы филиалы Дома для оказания методической поддержки окружным ассоциация детского общественного движения.

При этом важно не совершать ошибок, которые могли бы свести на нет успехи интеграции детского движения, достигнутые в ходе напряженной работы многих лидеров Совета детского общественного движения города Москвы, а также сотрудников Комитета общественных связей О.В.Фединой, М.В.Хнерковой, С.А.Коваль, М.В.Кузьмина и других.

По всей видимости, Дом также вплотную займется изучением опыта работы городских и межокружных общественных объединений, как наиболее эффективных "фабрик" гражданско-патриотического воспитания детей и подростков, путем приглашения к сотрудничеству и в свой штат молодых и перспективных лидеров этих объединений. Такой подход к кадровой политике Дома позволит не только сохранить все самое лучшее, достигнутое на первом этапе, но и создать благоприятные условия для успешного решения задач на новом витке развития детского общественного движения столицы.

Для успешного ведения научно-исследовательской работы на базе Дома может быть создано 5-6 экспериментальных площадок во главе с лидерами детских организаций, имеющими ученые степени или завершающими работу над кандидатскими диссертациями. Большое место в работе экспериментальных площадок должно занять исследование опыта социальной и гуманитарной работы, проводимой детскими организациями по оказанию помощи и поддержки детским домам, домам престарелых, инвалидам и ветеранам.

К сожалению, сопредседатели и секретариат СДОДМ за два с лишним года работы так и не сумели выработать и предложить детским общественным объединениям унифицированной модели организации и учета социальной работы в детской общественной организации.

Большую работу предстоит провести в сфере информационной политики. Здесь нужно не только объединить в единую редакционную коллегию взрослых и детей, работающих в нескольких организациях, но и создать условия для формирования творческой, а не конкурентной среды. При этом у Дома есть возможность использовать опыт информационного взаимодействия, приобретенный крупными детскими организациями при создании пробного сайта "Совет детского общественного движения Москвы" а также газеты, "На пути к культуре мира", издаваемой Движением юных миротворцев при участии Московской городской пионерской организации.

Создание в г.Москве Дома детских организаций стало вполне логичным и ожидаемым шагом городской власти по поддержке детского общественного движения столичного мегаполиса. По существу, такое решение знаменует собой окончание первого этапа огромной по масштабу работы, проводившейся Правительством Москвы по поддержке детских общественных объединений столицы, и переход ко второму этапу этой работы - непосредственному формированию детского общественного движения как государственного заказа городской власти в сфере молодежной политики.

А что же происходит в сфере развития детского общественного движения на федеральном уровне? Явно затянувшаяся реформа министерств и ведомств пока не дает ответа на этот вопрос. Идея госзаказа пока не овладела умами чиновников, отвечающих за молодежную политику в Российской Федерации. И это очень прискорбно, поскольку создание в Российской Федерации общенациональной системы детского общественного движения, как детского компонента гражданского общества, смогло бы обеспечить решение многих проблем, накопившихся в стране за период социально-экономической реконструкции.


Редакционный совет и Совет ветеранов Музея:
Гергель В.В., кандидат исторических наук, доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин МИОО, военный наблюдатель ООН в 1973–1976 гг., директор Музея миротворческих операций (редактор вестника).
Захаров В.Ф., директор Центра международных образовательных программ, военный наблюдатель ООН в 1976–1979 гг.
Исаенко А.И., военный наблюдатель ООН в 1973–1976 гг.
Комляков Е.Е., заместитель директора школы № 1239 (г.Москва), военный наблюдатель ООН в 1980–1982 гг.
© 2001–2004 Музей миротворческих операций. Все права защищены.