Вестник Музея миротворческих операций
Миротворцы всех стран, — соединяйтесь!
Голос миротворцев
№ 171
22 ноября 2004 года
E-mail орган Движения юных миротворцев и школ мира (http:/www.un-museum.ru/vestnik/)
Издается с 13 февраля 2001 года
Контакты:
141500, Московская область, г.Солнечногорск, ул.Дзержинского, д.20, к.57
Тел.: +7 (095) 994–10–73
Е-mail: director@un-museum.ru;
http://www.un-museum.ru
Вестник издается
Московской областной общественной организацией «Союз миротворцев» при содействии Московского института открытого образования и Информационного центра ООН в Москве.
Вестник рассылается
директорам школ и руководителям НПО в России и СНГ, российским миротворцам, работающим в миссиях ООН и ОБСЕ, ветеранам миротворцам в России и в Украине, а также представителям организаций системы ООН в России.
Subscribe / Unsubscribe

Содержание:


Общественные советы на ТВ?

16 ноября в Москве состоялось заседание круглого стола на тему "Общественные советы на телевидении - от разрушения к созиданию. Роль гражданского общество в их формировании".

В списке приглашенных на это заседание были депутаты ГД, руководители федеральных и региональных каналов, а также представители общественных организаций, заинтересованные в формировании в России социально ориентированного телевидения.

Однако к началу заседания, которое проходило под председательством депутата ГД Геннадия Селезнева, когда в зале собралось довольно много народу, места за круглым столом, предназначавшиеся для руководителей каналов НТВ, ОРТ и РТР, так и остались не занятыми.

Тем не менее обсуждение началось. В нем приняли участие депутат ГД А. Клюкин, главный редактор редакции специальных репортажей телеканала ТВ Центр М. Дегтярь, главные редактора газет П. Положевец ("Учительская газета"), Ю. Ковешников ("Россия"), А. Лебедев ("Народная инициатива"), а также доктор психологических наук, зав. кафедрой МГУ А. Асмолов, лидер Молодежной лиги труда С.В.Бухаров, научный руководитель "Движения юных миротворцев" В.В. Гергель, директор Института коммуникативистики И. Дзялошинский, директор Института возрастной физиологии РАО М. Безруких и другие.

В выступлениях большинства участников круглого стола шла речь о недопустимости пропаганды на телеэкранах насилия, безнравственности, безвкусицы.

По итогам обсуждения было принято заявление участников круглого стола.


ЗАЯВЛЕНИЕ
участников общественно-политической дискуссии "Общественные советы на телевидении - от разрушения к созиданию. Роль гражданского общества в их формировании"


Учитывая важную роль телевидения в деле формирования нравственных, моральных и патриотических основ общественной жизни, признать актуальными и важными предложения по формированию Общественных советов на телевидении, которые будут действовать в интересах всего общества.

Для решения данной задачи поддержать идею создания общественной организации "Гражданский союз за общественное телевидение" на основе широкой общественной коалиции. Предложить принять участие в Союзе всем общественным силам

России, готовым к совместной созидательной деятельности.
Деятельность Гражданского союза за общественное телевидение должна быть направлена на то, чтобы поставить барьер телепродукции, которая способствует моральному разложению общества и деградации русской культуры.

Необходимо силой общественного мнения влиять на телевидение и его руководителей, которые насаждают на экране цинизм, насилие, пошлость, безразличие граждан к жизни нашего государства и общества.

Необходимо отдельно, от лица координационного комитета по созданию Союза и всех общественных организаций, поддержавших его, обратиться в первую очередь к руководителям общефедеральных телеканалов с предложением принять участие в формировании Общественных советов на телевидении и в разработке идеологии их функционирования.

Сегодня идея создания Общественных советов и Союза за общественное телевидение приобретает особое значение и в связи с созданием Общественной палаты. Российскому обществу нужен такой Гражданский союз за общественное телевидение, который способен не только сформировать и практически реализовать идею Общественных советов, но и представлять от лица палаты ее интересы на телевидении.

Именно в этом случае у общества появляется реальная возможность эффективного контроля за деятельностью как государственных органов власти, так и государственного телевидения.

Мы обращаемся с рядом инициатив:

  • О создании детского общенационального телеканала в рамках государственного телеканала "Россия".
  • О создании концепции телепрограмм под рубрикой "Мы из общества", направленных на освещение самых разнообразных сфер жизни российского общества.
  • О формировании политики социальной рекламы на телевидении на различные темы под девизом "Социальная самооборона", направленной на воспитание подрастающего поколения.
  • О создании концепции телевизионных программ для родителей.

Исходя из вышесказанного, постановляем:

1. Создать организационный комитет для выработки идеологии, структуры, программы действий Гражданского союза
за общественное телевидение.

2. Опубликовать открытое Обращение организационного комитета с предложением общественным организациям, политическим партиям и авторитетным гражданам России принять участие в работе Гражданского союза за общественное телевидение.

3. Провести общероссийский форум "За общественное телевидение" с участием Гражданского союза за общественное телевидение, руководителей федеральных телеканалов и представителей всех иных за интересованных сторон. Ключевым вопросом форума должна стать тема "Социальная ответственность российского телевидения. Его роль в формировании климата социального партнерства и нравственных основ гражданского общества".


Критика Михаила Садовского

В связи с проведением гражданской акции "Нет насилию на ТВ!" в редакцию вестника "Голос миротворцев" поступили критические замечания от жителя г.Красноярска Михаила Садовского. Редакция посчитала целесообразным полностью опубликовать комментарий Михаила Григорьевича к тексту обращения о проведении акции и ниже дать свой ответ.

От: "Michael Sadovsky" <uvenal@ktk.ru>
Дата: November 14, 2004 4:06 PM12 ноября 2004 г. 6:25
Тема: Re: Гражданская акция "Нет насилию на ТВ!"

Уважаемые граждане! Друзья!
В последние годы стало очень заметным влияние, оказываемое на мораль и психику граждан трансляцией по телевидению натуралистических сцен насилия.

Комментарий 1. Хм... Скорее, с точностью до наоборот. В последнее время наблюдается адаптация молодёжной аудитории к сценам насилия. Как и сам по себе показ таких сцен в информационных и художественных фильмах стал более форматным.

Особенно сильно показ такого рода сцен воздействует на детей и подростков будущих строителей новой России.

Комментарий 2. Откуда такие данные? Я более или менее профессионально изучаю влияние ТВ на подростков. Отнюдь не утверждая, что с этим всё благополучно, хочу лишь заметить, что высказанные тезисы есть во много мифологизированные лозунги.

Показом передач, огрубляющих чувства и мысли людей, федеральные и региональные телеканалы программируют граждан на насилие в решении проблем, возникающих в личной, общественной, политической и экономической жизни.

Комментарий 3. Всё, конец. Конец любому гражданскому обществу. Если полагать, что телевидение ТАК сильно влияет, что оказывает программирующее воздействие, можно забыть о любом самоуправлении...
Утверждение о программировании, надо признать, очень сильное. Я бы был весьма признателен, если бы авторами манифеста был приведён хотя бы один пример того, что телевидение оказало такое разрушительное влияние на экономическое поведение зрителей. Мне это в первую очередь интересно как исследователю. Я искренно НЕ ВИДЕЛ ни одного примера, когда люди бы поступали в соответствии с советами, получаемыми с ТВ. Коммерческая реклама не в счёт - она не есть программа экономического поведения.

В круговороте силовых решений происходит падение морали и нравственности, в стране перестают действовать законы и постановления, издаваемые различными ветвями власти.

Комментарий 4. Низкая эффективность законов В ПОСЛЕДНЮЮ очередь определяется телевидением. В первую -- правоприменителями (милицией, например). И до эффектов, обусловленных телевидением, ещё как до вступления России в НАТО пешком...

Законодательные меры, принятые по ограничению пропаганды насилия в средствах массовой информации, не приносят желаемого результата.

Комментарий 5. Правильно. Не приносят. И не будут приносить. По одной простой причине: мораль не регулируется правом.

Чтобы изменить ситуацию, сложившуюся на телевидении, Движение юных миротворцев и школ мира призывает всех граждан отказаться от просмотра телевизионных передач 10 декабря 2004 года, который по решению ООН отмечается как Международный день прав человека.

Комментарий 6. Казалось бы, и ради бога... Есть однако одно замечание. Оправдано ли с моральной точки зрения вмешивать детей в те акции, смысл, содержание и значение которых они не могут в полной мере оценить? Я бы как минимум поостерёгся. В качестве примера прошу рассмотреть следующую ситуацию: хорошо известно, что в некоторых детских сказках зло первоначально торжествует, а затем всё-таки терпит поражение. Яркий пример - "Красная шапочка", в рамках которой бабушку съедают, а волку затем охотники вспарывают брюхо. Жестоко? Или русская народная сказка, в которой богатырь бьётся с чудищем, просит у того три (!) раза перерыва (роздыху, по тексту сказки), получает их, затем, говоря современным языком, получает технико-тактические преимущества над чудищем и побеждает его. При этом на просьбы чудища о взаимном предоставлении "роздыха" отвечает циничным отказом. Справедливо?
А тем временем, никто не будет спорить с тем, что этот нарратив реально обеспечивает присвоение детьми правильных социальных норм.

Эта акция является продолжением акции "Нет насилию на экране!", в ходе которой дети-миротворцы в начале 2004 года собрали более 5 тысяч подписей в поддержку открытого письма Президенту России.

Комментарий 7. Интересно, сколько из этих пяти тысяч понимают, кто такой президент и что он может сделать в связи с поднятой ими проблемой? В 1982 году, работая в летней физмат школе, я встречался и достаточно плотно общался с организаторами краевого лагеря школьного комсомольского актива. Так вот там тоже практиковалось массовое писание обращений в ООН. Судьбу этих писем я видел: поздними вечерами ими устилали стол для вечернего застолья.
Повторение пройденного?

Движение юных миротворцев признательно всем школьникам и их родителям, откликнувшимся на этот призыв, и просит в знак согласия поставить подпись на подписном листе, копии которого будут направляться в Государственную Думу, Администрацию Президента России и Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации.

Комментарий 8. См. выше...

С уважением,
Координационный Совет Движения юных миротворцев

Комментарий 9. Очень удивляет некоторая анонимность такого обращения. Ведь есть же у этой уважаемой организации телефон, электронный адрес, должностные лица, в конце концов, если она зарегистрирована?... Извините, если кого обидел.

С искренним уважением - Садовский Михаил Георгиевич
660036 Красноярск, Академгородок, а/я 8737


Ответ редакции вестника

Уважаемый Михаил Георгиевич!

Возможно, Вы и правы в том, что в последнее время наблюдается адаптация молодежи к сценам насилия. И слава Богу! Это вполне естественная реакция общества на ежедневный поток насилия и убийств с экранов ТВ.
Однако если сравнить состояние нашего общества сегодня с тем, которое было в советский период или в середине 90-х годов, то Вы вряд ли сможете утверждать, что стране уменьшилось количество психически больных, наркоманов, преступников, а также агрессивных людей, стремящихся решать многочисленные проблемы силовым путем.

Что касается конкретных цифр, характеризующих рост в стране преступности, то их приводит Александр Федоров в своей монографии "Права ребенка и проблема насилия на российском экране". Он пишет "...в настоящее время в России один из самых высоких в мире уровней преступности. Например, ежегодное количество убийств (на 100 тысяч населения) в России - 20,5 чел. В США эта цифра составляет - 6,3 чел. В Чехии - 2,8. В Польше - 2. По этому показателю наша страна, увы, делит первое место с Колумбией. В 2001 году в России было совершено 33,6 тысяч убийств и покушений на убийство, 55,7 тысяч случаев причинения тяжкого вреда здоровью, 148,8 тысяч грабежей, 44,8 тысяч разбойных нападений [Справка "Известий", 2003, с.7]. При этом подростковая преступность в России приобретает масштабы национального бедствия, и среди прочих важных социальных причин "многие юристы в качестве ее катализатора называют низкопробные боевики" [Тарасов, 1997, с.78]".

Уважаемый Михаил Григорьевич! Посмотрите, как теперь решаются проблемы в сфере экономической жизни! Один выстрел, и нет конкурента, можно спокойно без помех выстраивать свой бизнес. Это, кстати, ответ на Ваше замечание по поводу невозможности программирующего влияния ТВ. В соответствии с данными, опубликованными журналом The Western Journal of Medicine, телепередачи и фильмы, содержащие акты насилия, являются причиной 15-20% актов насилия, совершающихся в реальной жизни.

К сожалению, в настоящее время проводниками программирующего влияния СМИ на умы людей иногда оказываются довольно талантливые работы. Возьмите, например, такой кинофильм как "Брат" и "Брат-2". В фильме показан положительный герой нашего времени. Он смел и открыт, любит музыку, борется за правду, защищает слабых, оказывает помощь тем, кто нуждается в поддержке. Такой образ не может не вызвать симпатию. Однако в силу сложившихся в стране обстоятельств он киллер и в ходе фильма хладнокровно убивает…

А как нам быть с заповедью "Не убий!"? С запретом убийства, присутствующим в той или иной форме во всех мировых религиях?

Если Вы не верующий, то для Вас, наверняка, могут быть авторитетными заповеди человечности, провозглашенные Д.С.Лихачевым - "Не убий и не начинай войны"; "Не помысли народ свой врагом других народов". "Не укради и не присваивай труда брата своего"... (подробнее см. http://www.peace-edu.un-museum.ru/materials/lihachev.htm).

В послании Далай Ламы для жизни в третьем тысячелетии говорится "Open your arms to change, but don't let go of your values", что может быть переведено как: "Идите навстречу переменам, но не отказывайтесь от своих духовных ценностей". (http://www.peace-edu.un-museum.ru/materials/dalai_lama.htm)

Наверное, переход к новой (точнее, другой) общественной формации, свидетелями которого мы являемся, не означает отмену всех норм морали и нравственности, формировавшихся в нашей стране на протяжении столетий...

Почитайте сочинение 10-классницы из г. Артема, опубликованное в вестнике "Голос миротворцев" № 170 (http://un-museum.ru/vestnik/170.htm#9) под названием "Права человека и детство". Это сочинение будет использоваться в качестве учебного материала для проведения классных часов по теме акции "Нет насилию на ТВ!" в 42 средних школах и гимназиях, завоевавших право именоваться Школами Мира.

Как вы думаете, почему 9-летний Вова, который смотрит по телевизору все подряд, плохо спит по ночам и пытаясь быть похожим на одного из братков-бандитов, ходит на "разборки"…?
Может быть он пока еще не адаптировался к экранному насилию?

Вынужден с Вами не согласиться по 4-й и 5-й позициям Вашего комментария. Хотя мораль действительно не регулируется правом, однако состояние морали в обществе во многом зависит от того, какого положительного героя нам преподносят средства массовой информации. И если этот герой сплошь и рядом попирает закон, то здесь взгляды, оценки и привычки, сформировавшиеся у зрителей, напрямую влияют на исполнение законов этими людьми.

Стоит ли, как вы говорите, "вмешивать детей в те акции, смысл, содержание и значение которых они не могут в полной мере оценить?" (комментарий 6)

У каждого ребенка есть конституционное право на благоприятную окружающую среду, одним из компонентов которой является здоровая информационная среда. Правовое воспитание детей одна из важнейших составляющих воспитания гражданина. Если вы правозащитник, то мне ли Вам это объяснять?
Кроме того, в соответствии со статьей 12 Конвенции о правах ребенка "Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение; это право включает свободу искать, получать и передавать информацию и идеи любого рода, независимо от границ, в устной, письменной или печатной форме…"

Относительно Вашего комментария № 7. Мне, кажется, что Вы зря думаете, что дети "не могут в полной мере оценить" смысл, содержание и значение этой акции. Вот что написала в своем сочинении "Как нам убрать насилие c телеэкранов?" 14-летняя Настя Кучерова из Центра образования № 1804 города Москвы:

"Я считаю, что единственный способ ограничить трансляцию насильственных сцен - выпустить фильмы и телепередачи, несущие позитив, добро, надежду. Запретить же показ насилия на телеэкранах можно только при условии, что все чиновники, отвечающие за это будут честно выполнять свои обязанности. А пока это почти невозможно. Поэтому насилие можно только вытеснить. Конечно не сразу - молодёжь не за один день перестанет смотреть боевики и ужасы, но постепенно люди, увидев, что мир и так слишком жесток и несправедлив, поймут, что для воспитания подрастающего поколения просто необходимо избавиться от насилия на телеэкранах" (см. в интернете http://www.un-museum.ru/vestnik/165.htm#9).

Многие дети иногда лучше чем взрослые разбираются во всем происходящем. Они прекрасно понимают, что цель этой акции не просто сбор подписей граждан с целью воздействия на ТВ, а привлечение внимания общества к этой проблеме, создание условий для диалога между представителями СМИ и гражданского общества в интересах формирования в стране социально ориентированного телевидения. Детям ясно, что эту проблему нужно решать путем поиска консенсуса между СМИ и обществом, которое пока еще слабо реагирует на сегодняшние вызовы ветра перемен.

По поводу воспитания справедливости на примере сказок и литературных произведений. Хотел бы порекомендовать Вам обратиться к воспитывающим рассказам для детей Л.Н.Толстого. Они вошли в еще не опубликованную книгу Ю.Г.Тамберга (Великий Новгород) и были опубликованы в вестнике "Голос миротворцев" № 165 (http://www.un-museum.ru/vestnik/165.htm#2).

Я уверен, что Ваша оценка молодежных инициатив, сложившаяся в период работы в 1982 году в летней физико-математической школе, вряд ли применима в отношении Движения юных миротворцев. Наши дети - это миротворцы по духу. Они ответственно относятся к гражданским инициативам Движения юных миротворцев и школ мира, поскольку все акции предварительно обсуждаются на заседаниях Координационного Совета Движения, в которых участвуют педагоги-организаторы школ мира и дети награжденные почетным значком "Юный миротворец".
Подтверждением серьезного отношения детей к гражданским акциям, проводимым Движением юных миротворцев, является участие около 100 детей-миротворцев в Торжественном марше ветеранов войны на Красной площади 7 ноября 2004 года в связи с 63-й годовщиной Военного парада 1941 года. Этому маршу предшествовали напряженные тренировки в комендантском полку в Лефортово, а также 4-часовые репетиции на Ходынском поле. Дети выдержали все эти испытания.

Мне не известно каким образом к Вам попал текст нашего обращения. Анонимным его нельзя назвать ни коим образом, поскольку он был опубликован с пояснениями в Вестнике "Голос миротворцев" № 170 и размещен на сайте Музея миротворческих операций (http://www.un-museum.ru), где вы можете найти все фамилии, адреса и телефоны.
Всего доброго.

В заключение мне хотелось бы, чтобы Вы нашли время ознакомиться с материалами круглого стола, который проходил в Государственной думе 21 апреля 2004 года (см. вестники "Голос миротворцев" №№ 165-171 в интернете по адресу: http://un-museum.ru/vestnik/). Прочитав эти материалы, Вы сможете сами убедиться в том, что у государства имеется достаточно рычагов, для того, чтобы эффективно влиять на информационную политику СМИ (это и лицензионные соглашения и уже принятые законы и многое другое). Однако проблема остается нерешенной. Ответ за обществом. Сможет ли оно сформулировать свои интересы и суметь их продвинуть путем проведения гражданских акций?

С уважением,
От имени редакционного совета вестника
кандидат исторических наук Валерий Гергель


ООН закрывает миссию в Гватемале, ставшую моделью успеха

От: UN News Service
Дата: 16 ноября 2004 г. 3:00
Тема: AS UN CLOSES GUATEMALA MISSION, ANNAN HAILS IT AS MODEL OF SUCCESS

AS UN CLOSES GUATEMALA MISSION, ANNAN HAILS IT AS MODEL OF SUCCESS
New York, Nov 15 2004 7:00PM

As the United Nations today formally closed its Guatemala mission - which for the past decade has been keeping watch on the peace process - United Nations Secretary-General Kofi Annan hailed its accomplishments as a model to be emulated elsewhere.

"The UN Verification Mission (MINUGUA) stands as a successful example of peace-building, with valuable lessons for operations in other parts of the world," Mr. Annan said in a message delivered by Under-Secretary-General Kieran Prendergast to a ceremony in Guatemala City.

The UN achieved many "firsts" in Central America, he pointed out, including expanding traditional peace-keeping to encompass the protection of human rights and in the pioneering work carried out by truth commissions.

He said that Guatemalans should be proud of what they have accomplished in recent years, having made "enormous progress" in managing the country's problems through dialogue and institutions. While hailing progress achieved since the parties finished signing a set of accords in 1996, Mr. Annan warned that "serious problems" still plague Guatemalan society.

"There are wide-ranging social inequalities. Too many people fear for their safety and security. Discrimination across ethnic, cultural and linguistic lines remains disturbingly prevalent. And Guatemala has fallen short of its obligations to pay reparations to war victims and to substantially increase tax revenues to pay for much-needed social investments,"

The closure of the UN Verification Mission in Guatemala (MINUGUA) should be seen "as the beginning of a new and necessary phase" where the country's people take charge of promoting peace, the Secretary-General said.

The UN, through its agencies, will remain engaged in the quest to strengthen the rule of law in Guatemala and guarantee human rights, "but henceforth, the major protagonists in this story will be the Guatemalans themselves."

Although MINUGUA has finished its work, Mr. Annan emphasized that "the United Nations remains firmly committed to peace and development in Guatemala."

The UN mission has been in Guatemala since November 1994, when it was deployed to monitor a human rights accord which later formed part of the comprehensive peace agreement signed in 1996.


ООН собирается завершить миротворческую операцию на Восточном Тиморе

От: UN News Service
Дата: 16 ноября 2004 г. 0:00
Тема: UN PREPARING TO WITHDRAW PEACE OPERATION FROM TIMOR-LESTE IN 2005, ENVOY SAYS

UN PREPARING TO WITHDRAW PEACE OPERATION FROM TIMOR-LESTE IN 2005, ENVOY SAYS
New York, Nov 15 2004 4:00PM

The United Nations Mission of Support in East-Timor (UNMISET) is preparing to conclude its work next May by turning over responsibility for key tasks to the East Timorese people, the senior UN envoy to the country told the Security Council today.

Briefing the Council in an open meeting, Sukehiro Hasegawa said UN civilian advisors "are not only actively training and mentoring their East Timorese counterparts but also formulating exit strategies with their counterparts so as to ensure a smooth transition at the end of UNMISET."

He added that while the country's exact needs are not yet known, "it is clear that some form of continued international assistance will be indispensable in the finance and justice sectors beyond May."

The envoy's comments echoed a report issued earlier this month by Secretary-General Kofi Annan, who said East Timor's public administration and justice system "are still weak and fragile" and that outside support should continue after <"http://www.un.org/Depts/dpko/missions/unmiset/index.html">UNMISET is withdrawn.

The Security Council has set a target of completing by May all trials related to the violence which engulfed East Timor in the wake of the popular consultation on independence conducted in 1999.

In his briefing today, Mr. Hasegawa said the process "will not be able to respond fully to the desire for justice of all victims" before the Mission departs. But he added that several proposals are under consideration to address the matter, including by establishing an international tribunal or an international truth and reconciliation commission to function beyond May, 2005.

Looking ahead the envoy said UNMISET must increasingly focus in the coming six months on preparing to leave. Towards this end, experts are now identifying "specific measures required for a smooth transition from peacekeeping operations to more traditional nation-building and sustainable development assistance," he said.

This process, bolstered by talks involving the authorities and other officials, aims to determine how the Mission "can be taken over by East Timorese as well as development partners when the mandate of UNMISET is completed in May, 2005."


Две трети миротворцев-участников операции на Гаити, уже прибыли в страну

От: UN News Service
Дата: 15 ноября 2004 г. 18:00
Тема: TWO THIRDS OF PROJECTED UN PEACEKEEPING FORCE IN HAITI ALREADY IN PLACE

TWO THIRDS OF PROJECTED UN PEACEKEEPING FORCE IN HAITI ALREADY IN PLACE
New York, Nov 15 2004 10:00AM

More than two thirds of the military and police forces planned for the United Nations peacekeeping operation in Haiti have already arrived to help foster a democratic political transition in the strife-torn Caribbean country after widespread unrest last March led to the departure President Jean-Bertrand Aristide.

In its latest update on the force, the UN Stabilization Mission in Haiti <"http://www.un.org/Depts/dpko/missions/minustah/">(MINUSTAH) said 4,489 soldiers out of the 6,700 mandated by the Security Council resolution were already on hand, while the civilian police strength totaled 1,228 out of the projected total of 1,622.

Latest arrivals over the past three weeks include 750 Sri Lankan soldiers and 250 Pakistani police as well as 205 Peruvian troops, 163 Moroccan officers and 70 Guatemalans.


Круглый стол в Госдуме о насилии в СМИ (выступления М.Р.Рокицкого и Т.К.Черняевой)

Стенограммы выступлений М.Р.Рокицкого и Т.К.Черняевой на заседании круглого стола "Законодательное обеспечение информационной безопасности детей и молодежи в России" 19 апреля 2004 г.

Рокицкий М.Р. - депутат Государственной Думы

Я детский врач. И как детский врач с большим стажем позволю себе сказать одну вещь для меня бесспорную. Нужны запретительные меры, нужно ужесточать наказание за все, что касается детской порнографии. Я подчеркиваю, включая хранение и покупку детской порнографической кассеты для себя. Ибо человек, получающий удовольствие или удовлетворение от созерцания детского порно, это потенциальный педофил, уверяю вас.

А теперь с другой стороны. Вот сейчас говорилось о драках. Назовите мне, пожалуйста, один из сериалов, идущих сегодня по каналам телевидения, включая отечественные, где бы все вопросы не решались путем насилия. Все. Не знаю такого сериала, где бы вопросы решались каким-то иным путем.

Я полагаю, что нам не хватает, остро не хватает познавательных детских передач, интересных для детей разного возраста. Я, может быть, ошибаюсь, кто-то скажет: не так, но у меня вызывает восхищение передача "Умники и умницы". Ориентирована на определенный возраст. Блистательный ведущий, который и у родителей, и у детей вызывает интерес. Это познавательная передача. Такие же передачи нужны для малышей. Именно познавательные, игровые передачи. Их нет.

Екатерина Филипповна, в материалах приведены цифровые данные, об объеме передач для детей. А качество этих передач кто-нибудь оценивал? А разве все мультики, которые показываются, особенно импортного производства, пропагандируют добро, радость? Там же те же драки сплошь и рядом.

И еще одно. Вопрос рекламы. У нас есть социальная реклама на телевидении? Я ее не вижу. Рекламы разумной, с пропагандой здорового образа жизни. И еще, может быть, для вас, господа, представители электронных СМИ, покажется неожиданным. А вам не кажется, что нужна пропаганда книг? О том какие книги вышли, чтобы ребенок хотел читать, ибо это разные вещи, посмотреть экранизацию или прочитать книгу.

Вот у меня был друг, писатель Юрий Нагибин. И однажды мы с ним до поздней ночи говорили о том, что книга уходит из жизни детей, и что это плохо, потому что воображение теряется. Телевидение дает готовый материал.
Поэтому и социальная реклама необходима. И надо ставить в законе вопрос о выделении средств на социальную рекламу.

Спасибо.

Черняева Т. К. - руководитель детской редакции ТВЦ

Я производитель детского телевидения. Горжусь тем, что ТВЦ-канал имеет 38 процентов детского вещания. Это наибольший объем среди всех других каналов. Но это совсем не значит, что все наши программы доходят до зрителей, потому что время показа, естественно, самое, что ни на есть не выгодное. И не выгодное оно потому, что одно дело производители, другое дело телеканал.

Телеканалу невыгодны - детские программы. Мы отправлены на время с 8 до 9 часов утра ("Отчего и почему"). И явно по тому, как всходит солнце, программа набирала рейтинги. Если зимой солнце встает в десятом часу, и дети встают где-то в 10 часов, то и рейтингов никаких. Сейчас солнышко раньше встает, пошли вверх рейтинги.

Я веду программу "АБВГДэйка". Нам повезло, сейчас она идет в самое смотрибельное время, в 9.45. И это показывает, что она интересна для детей.

Но проблемами телевидения я занимаюсь давно. И я хотела бы сразу ответить на вопросы, которые были предложены для этого "круглого стола". Говоря о путях развития телерадиовещания для детей и юношества, - я вижу такой путь развития -это вернуться назад, когда детских программ было много, много и разных. И как говорили здесь коллеги, действительно, с детства надо приучать к хорошему телевизионному продукту, потому что воспитывает в итоге телевизор, мама и папа. И я недаром поставила на первое место телевизор.
Дальше. Меры государственной поддержки.

От законодателей я жду того, чтобы был поправлен Закон "О рекламе", в части запрета в детских программах реклама. Да, она запрещена. Никто не собирается рвать детскую программу пополам и вставлять туда взрослую рекламу. Но мы теперь существуем на копейки, делаем программы на коленке. И производители детских программ просто уничтожены. Осталась телекомпания "Класс" и вот на ТВЦ из последних сил.

Мы не имеем права показывать в детских программах книги. Потому что это сразу считается рекламой детских книг, рекламой издателя. Однако коллега убедительно говорил о необходимости пропаганды книг средствами телевидения.

Скажу, что только по любовному отношению к "АБВГДэйк" издательства присылают свои книги. Мы вынуждены закрывать название издательств и показываем - вот вам "Приключения Буратино", а вот "Сказки и стихи русских писателей", а вот "Русские сказки". Мы в подарок рассылаем детям книги, но категорически, не дай бог, что-то сказать про издателя. Откуда дети будут знать про книги, если про них ничего не упоминается с экрана?

Кроме этого, мне кажется, мерой государственной поддержки было бы целевое финансирование детских программ. Это следует закрепить законом.

Почему в прайм-тайм взрослые программы стоят столько, а утренний прайм-тайм детской программы не может превышать, предположим, 100 долларов за минуту. И в эти деньги мы должны уложиться. Детское кино всегда было дорогим. Сказки - это дело дорогое: костюмы, музыка, спецэффекты. Для того чтобы ребенку было интересно, все это должно присутствовать. Все достижения современной телевизионной технологии должны быть здесь. Но нет. Все достижения современной телевизионной технологии в "Фабрике звезд", где раздели, показали.

Кстати сказать, там, по-моему, еще и несовершеннолетние заняты в этой замечательной рекламе, прикрыв срамные места, стоят голые. Нет? Спрашивали уже, да? Все по 18 лет, да? Хорошо. Но "Фабрику звезд" смотрят дети от 12 и до дальше, вот кто фанаты "Фабрики звезд".

Значит, у меня есть конкретное предложение - поправка в Закон "О рекламе" по поводу детского вещания, детского телевидения. Для того чтобы мы могли существовать, необходимо разрешить до и после показа детской программы рекламу каких-либо детских товаров, продуктов высокого качества и прочее. Пусть их перечень специально утверждается. Но на этом можно будет зарабатывать. А деньги шли бы на создание программы. Иначе мы будем показывать убогий продукт, и совсем убьем производителя детского вещания.


Стихотворение "Миротворцы"

От: Татьяна <kirill-1@onego.ru>
Дата: 19 ноября 2004 г. 16:15
Тема: миротворческое мероприятие

Уважаемые коллеги!

Посылаю вам материал о коллективном творческом деле "За МИР и ДРУЖБУ на ПЛАНЕТЕ", которое проходило в нашей школе им. А.С. Пушкина города Костомукша в период с 22.10 по 20.11 под девизом " И мы за МИР в ответе".

18 ноября состоялся большой праздник для учащихся нашей школы, посвящённый Всемирному Дню Ребёнка и подведению итогов нашего большого дела. Праздник начался со стихотворения, которое написала учитель истории, поэт нашей школы Иванова Ирина Михайловна. Я хочу вам его представить.

Миротворцы

Долгие годы на нашей планете
В войнах страдали невинные дети.
Люди за мирную жизнь воевали
Кровью и потом её добывали.

Перемолола история это,
Войны глобальные канули в лета.
Молятся люди за мир повсеместно,
Хочется жить и спокойно и честно.

Дети друг к другу стремятся душой,
Нет в этом мире места насилию.
Пишут детишки друг другу воззвания,
Для них миротворчество стало призванием.

Песни, стихи и послания эти
Объединяют детей на планете.
Значит пройдёт ещё несколько лет,
В мире не станет конфликтов и бед,
Не будет оружие применимо
Тем, кто рисует голубя мира.


Книга А.Федорова "Права ребенка и проблема насилия на российском экране"

Профессор Александр Федоров, проживающий в г.Таганроге, недавно прислал в вестник "Голос миротворцев" свою монографию, посвященную проблеме воздействия экранного насилия на детей. Редакция посчитала возможным опубликовать введение из книги профессора А.Федорова.

От: fedor@pbox.ttn.ru
Дата: 16 ноября 2004 г. 13:40
Тема: from prof Fedorov

Уважаемые коллеги,

Посылаю Вам текст своей монографии на тему насилие на экране и детская аудитория (2004).

С уважением,
А.В.Федоров,
д.п.н., профессор, президент Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России

Best wishes,
Prof.Dr. Alexander Fedorov
President of Russian Association for Film & Media Education
RUSSIAN ASSOCIATION FOR FILM & MEDIA EDUCATION

The Main Web on the Federal Web Portal of Russian Ministry of Education & Science:
http://edu.of.ru/mediaeducation (English Version included)
http://www.mediaeducation.boom.ru (English Version)
http://mediareview.by.ru/mediaeng.htm (English Version)
http://www.medialiteracy.boom.ru (Russian Version)
http://www.mediaeducation.ru/publ/fedorov.shtml (Russian Version)
http://www.auditorium.ru (поиск статей и книг по медиаобразованию в разделе "Библиотека" по ключевому слову - медиаобразование). (Russian Version).


Федоров А.В.
Права ребенка и проблема насилия на российском экране. - Таганрог: Изд-во Кучма, 2004. - 418 c.
ISBN 5-98517-003-9

Введение

Формулировка понятия "насилие на экране" в российской науке принадлежит К.А.Тарасову: оно трактуется исследователем, как аудиовизуальное изображение разновидности "социального взаимодействия, в котором одно действующее лицо (или группа лиц) осуществляет негативное принуждение по отношению к другому действующему лицу (или группе лиц) посредством угрозы или реального применения физической силы, имеющее своим последствием телесные повреждения, моральный и имущественный ущерб" [Тарасов, 2002, с.69].

Сегодня многие ученые мира обеспокоены негативным влиянием сцен экранного насилия на детскую аудиторию. Речь идет и о том, что те или иные средства массовой информации практически нарушают права ребенка, определенные документами ООН, не соблюдают возрастные ограничения при демонстрации (прежде всего по телевидению) сцен насилия на экране. Этой проблеме посвящены многие зарубежные исследования, касающиеся воздействия насилия в экранных медиатекстах на детскую и молодежную аудиторию. К примеру, усилиями четырех американских университетов (Калифорнийский университет, Университет Северной Каролины, Техасский университет, Висконсинский университет) в 1994-1997 годах было осуществлено широкомасштабное исследование, посвященное изучению воздействия телевидения на детскую и молодежную аудиторию [Federman, 1998]. Ученые-исследователи подробно проанализировали содержания телепередач и фильмов основных каналов США, определили время, когда программы со сценами насилия наиболее часто выходят в эфир, выявили типы отношений детей и подростков к сценам насилия на телевидении, разработали практические рекомендации для руководства медиаагентств и родителей. Аналогичный труд был осуществлен группой норвежских ученых в программе исследований, направленных против аудиовизуального насилия [The Norwegian Government's Campaign to Combat Violence in the Visual Media, 1995]. При этом, несмотря на различие в деталях, у большинства ученых по сути нет разногласий по поводу негативного влияния неконтролируемого потока сцен экранного насилия на детскую аудиторию и необходимости создания продуманной государственной политики по отношению к защите прав ребенка в области медиа.

Однако зарубежные исследования, изучавшие воздействие насилия на экране на детскую аудиторию, практически не затрагивали российский материал. Между тем, здесь есть своя специфика, определяющаяся иным, во многом отличным от Запада, социокультурным контекстом (низкий уровень жизни основной массы населения, крайне слабый контроль в области проката, продажи, показа медиапродукции, процветающее аудиовизуальное пиратство, несоблюдение системы возрастных рейтингов по отношению к медиа, принятой Министерством культуры РФ в марте 2001 года и т.д.).

Увы, долгое время эта тема была выведена и за рамки исследований российских ученых. Тому были определенные причины.
Во-первых, в советское время существовала строгая цензура, и официально считалось, что негативное воздействие экрана в плане пропаганды насилия возможно только в капиталистическом обществе. Его-то и обвиняли многочисленные официозные политологи и педагоги тех лет. К примеру, Н.З.Урицкий писал, что "в противоположность советскому киноискусству буржуазные кинофильмы оказывают губительное влияние на детей. Они стремятся путем прославления актов насилия, жестокости, аморальности (…) воспитать детей так, чтобы превратить их в людей без совести, готовых к любым грязным поступкам и в первую очередь к войне. Особенно разлагающее влияние на детей оказывают американские кинофильмы. В этих картинах главным героем является завоеватель, убийца, грабитель. Под влиянием этих картин растет преступность среди детей и подростков, вступающих на путь разбоя и разврата" [Урицкий, 1954, с.33]. А в монографии о западных медиа Г.П.Давидюк и В.С.Бобровский со всей силой идеологической убежденности утверждали, что "первое место среди черт, характеризующих содержание буржуазной массовой культуры, занимает культ насилия в самых разнообразных формах и ситуациях, начиная от простой драки и кончая самым изощренным садизмом" [Давидюк, Бобровский, 1972, с.71].

Во-вторых, возражение властей вызывал только показ насилия, связанного с уголовными преступлениями. Демонстрация "революционного", "пролетарского", военного и т.п. "оправданного" насилия не только не запрещалась, но и поощрялась. К примеру, "более жестокого и натуралистичного кинематографа, чем советский, в 20-е годы в мире, действительно, просто не было - "буржуазная цензура" не пропустила бы на экраны и сотой доли тех зверств, которые живописали отечественные ленты о революции" [Ковалов, 2003, с.11].

Таким образом, каких-либо научных исследований того, как сцены насилия в отечественной аудиовизуальной продукции влияли на аудиторию, в советский период не проводилось.

Резкое изменение социокультурной ситуации на рубеже 90-х прошлого века обнаружило столько "белых пятен" в гуманитарных науках, что проблема прав ребенка по отношению к аудиовизуальной информации поначалу также выпала из поля зрения российских ученых, оставаясь в основном поводом для поверхностных газетных заметок. Лишь в последние годы стали появляться публикации результатов исследований немногих российских авторов [Тарасов, 1997; 2000; 2002; 2003; Собкин, 2000 и др.], попытавшихся в той или иной степени исследовать феномен воздействия экранного насилия на подрастающее поколение.

Возросшее внимание к проблеме не назовешь случайным, так как в настоящее время в России один из самых высоких в мире уровней преступности. Например, ежегодное количество убийств (на 100 тысяч населения) в России - 20,5 чел. В США эта цифра составляет - 6,3 чел. В Чехии - 2,8. В Польше - 2. По этому показателю наша страна, увы, делит первое место с Колумбией. В 2001 году в России было совершено 33,6 тысяч убийств и покушений на убийство, 55,7 тысяч случаев причинения тяжкого вреда здоровью, 148,8 тысяч грабежей, 44,8 тысяч разбойных нападений [Справка "Известий", 2003, с.7]. При этом подростковая преступность в России приобретает масштабы национального бедствия, и среди прочих важных социальных причин "многие юристы в качестве ее катализатора называют низкопробные боевики" [Тарасов, 1997, с.78].

Вот почему все большую значимость приобретают вопросы, связанные с механизмами социального, психологического, рекреационного воздействия медиа на детскую аудиторию, ее предохранения от негативного влияния изображения насилия на экране, защиты прав ребенка получать не наносящую ему вред аудиовизуальную информацию.

Между тем, в условиях отсутствия строгого официального контроля за соблюдением правовых рекомендаций негативное воздействие экранных произведений, содержащих сцены насилия, на российскую детскую аудиторию отмечается практически повсеместно. Общий контекст здесь таков: после отмены цензуры в средствах массовой информации, случившейся в России, как известно, на рубеже 90-х годов ХХ века, на кино/теле/видео/компьютерных экранах стали демонстрироваться (практически без соблюдения официально принятых возрастных ограничений) тысячи отечественных и зарубежных произведений, содержащих эпизоды насилия. В этом отношении я полностью согласен с К.А.Тарасовым: "широкая репрезентация образов насилия в экранных искусствах, функционирующих в России, объясняется прежде всего произошедшей коммерциализацией кинотворчества, вхождением кинематографа, ТВ и видео в мировой рынок и связанный с этим глобализацией массовой кинокультуры по голливудским стандартам.

В рамках современной киноиндустрии, ориентированной на извлечение максимальной прибыли, живописание насилия является, пожалуй, экономически наиболее выгодным элементом фильма. Создание серьезных и вместе с тем увлекательных картин, затрагивающих важные, волнующие многих вопросы, в творческом отношении задача очень сложная, требующая много сил и времени. Насыщение же фильма драками, перестрелками, погонями и пр. позволяет создателям укладываться в сжатые сроки, компенсировать малую увлекательность сюжета и характеров, слабую игру актеров, отсутствие сколько-нибудь значимой темы и т.д. и привлекать непроизвольное внимание зрителя, неразвитого в художественном и социальном отношении. (…) Увеличение числа фильмов с насилием объясняется также тем, что американские кинопроизводители в значительной степени зависят от зарубежного потребителя и вынуждены находить такие сюжеты, которые могли бы беспрепятственно восприниматься глобальной аудиторией. Одним из таких универсальных ингредиентов являются образы насилия" [Тарасов, 2003, с.123-125].

Конечно, противники эскалации показа сцен насилия на экране теоретически могут опираться на Конвенцию ООН по правам ребенка, подписанную Россией, где, в частности, декларируются принципы создания благоприятных условий контакта несовершеннолетней аудитории с медиа. В данной Конвенции можно выделить три статьи, касающиеся интересующей нас проблемы [The UN Convention on the Rights of the Child. In: Children and Media Violence, 1998, p.20]:

"Статья 3.
1.Во всех действиях в отношении детей, независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка.
2. Государства - участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры.
3. Государства - участники обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности, в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.

Статья 13.
1. Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение; это право включает свободу искать, получать и передавать информацию и идеи любого рода, независимо от границ, в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства иди с помощью других средств по выбору ребенка.
2. Осуществление этого права может подвергаться некоторым ограничениям, однако этими ограничениями могут быть только те ограничения, которые предусмотрены законом и которые необходимы:
a) для уважения прав и репутации других лиц;
b) для охраны государственной безопасности или общественного порядка, или здоровья или нравственности населения.

Статья 17.
Государства-участники признают важную роль средств массовой информации и обеспечивают, чтобы ребенок имел доступ к информации и материалам из различных национальных и международных источников, особенно к таким информации и материалам, которые направлены на содействие социальному, духовному и моральному благополучию, а также здоровому физическому и психическому развитию ребенка.

С этой целью государства-участники:
а) поощряют средства массовой информации к распространению информации и материалов, полезных для ребенка в социальном и культурном отношениях и в духе статьи 29;
b) поощряют международное сотрудничество в области подготовки, обмена и распространения такой информации и материалов из различных культурных, национальных и международных источников;
с) поощряют выпуск и распространение детской литературы;
d) поощряют средства массовой информации к уделению особого внимания языковым потребностям ребенка, принадлежащего к какой-либо группе меньшинств или коренному населению;
е) поощряют разработку надлежащих принципов защиты ребенка от информации и материалов, наносящих вред его благополучию, учитывая положения статей 13 и 18".

Однако в отличие от многих западных государств, где действует государственный контроль за медийным изображением насилия, и существуют программы защиты детей от экранной агрессии, соблюдения прав ребенка на получение гуманной, не наносящей психического вреда информации, в России, к сожалению, многие положения Конвенции ООН по правам ребенка до сих пор остаются благими пожеланиями.

Не лучше дело обстоит и с соблюдением некоторых положений российских законов. Например, в Законе РФ "Об основных гарантиях прав ребенка" сказано: "Органы государственной власти Российской Федерации принимают меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию (…) а также от распространения печатной продукции, аудио- и видео продукции, пропагандирующей насилие и жестокость" [Закон РФ "Об основных гарантиях прав ребенка. Статья 14. Защита ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию]. Однако, как верно отмечает один из ведущих медиа-социологов нашей страны А.В.Шариков, "законодательных актов, где были бы четко прописаны санкции, накладываемые на тех, кто насыщает эфир насилием, Россия не имеет, так же, как не имеет и специального органа, который контролировал бы данную позицию. И поэтому закон "Об основных гарантиях прав ребенка" носит чисто декларативный характер" [Шариков, 2000, с.4].

Несмотря на подписанную еще в 1999 году основными российскими телеканалами так называемую "Хартию телевещателей", телевизионный репертуар, на наш взгляд, по-прежнему, лишен эффективного корпоративного контроля по части демонстрации сцен насилия. Более того, поддерживая коммерческие интересы крупнейших телекорпораций, Государственная Дума России в ноябре 2003 года отклонила проект поправок к действующему Закону "О средствах массовой информации", которые предусматривали введение ограничений на показ сцен насилия на экране (предполагалось, что подобные сцены будут демонстрироваться по телевидению только в позднее время суток - после десяти часов вечера).

Вот почему так важно:
- произвести мониторинг нарушений российским экраном прав ребенка на получение гуманной аудиовизуальной информации: анализ типологии изображения насилия - убийств, драк, жертв преступлений в экранных произведениях информационного и художественного направления, контент-анализ (на предмет изображения насилия) содержания фильмов и телепередач, демонстрирующихся в утренние, дневные и ранние вечерние часы, доступные для просмотра детской аудитории;
- выяснить степень популярности у российской детской аудитории экранных произведений, содержащих сцены насилия;
- выявить и проанализировать факторы, привлекающие и отталкивающие российских детей в сценах насилия на экране (развлекательная, рекреативная, компенсаторная, информационная функции, динамика, темп действия, основные типы и черты экранных персонажей и т.д.); на базе этого составить примерную типологию отношения детской аудитории к экранному насилию;
- выяснить и проанализировать мнения несовершеннолетней аудитории относительно причин проявления насилия и агрессии в обществе, влияния показа сцен насилия в произведениях экранных искусств на увеличение преступности, запрета показа насилия на экране и т.п.
- проанализировать и сравнить существующие правовые подходы (в России и в других странах) относительно защиты прав ребенка в аудиовизуальной сфере, в том числе - в системе возрастных рейтингов, ограничений экранного времени для показа сцен насилия и т.д.;
- разработать примерные возрастные рейтинги по отношению к показу аудиовизуальной продукции, четкую повременную регламентацию телевизионной демонстрации сцен насилия;
- разработать примерные правовые рекомендации для общественности (родителей, педагогов и др.) и государственных структур относительно соблюдения прав ребенка на получение гуманной, не содержащей насилия аудиовизуальной информации.

В основе нашей методологии - идеи защиты и уважения прав ребенка, содержащиеся в конвенциях и официальных документах ООН и ЮНЕСКО, в Российской Конституции и законах, в трудах ведущих теоретиков и практиков в области правовой культуры по отношению к аудиовизуальным масс-медиа.

Примечания
· Federman, J. (Ed.) (1998). National Television Violence Study, Volume 2. Santa Barbara: University of California, Center for Communication and Social Policy, 1997, 53 p.
· The Norwegian Government's Campaign to Combat Violence in the Visual Media (1995). Oslo, 24 p.
· The UN Convention on the Rights of the Child (1991). In: Carlsson, U. and Feilitzen, C. von (Eds.) (1998). Children and Media Violence. Goteborg: The UNESCO International Clearinghouse on Children and Violence on the Screen, p.20.
· Давидюк Г.П., Бобровский В.С. Проблемы "массовой культуры" и "массовых коммуникаций". Минск: Наука и техника, 1972. - С.71.
· Закон РФ "Об основных гарантиях прав ребенка". Статья 14. Защита ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию.
· Ковалов О. Реплика в дискуссии "Весь мир насилья мы разрушим"//Искусство кино. - 2003. - № 7. - С.11-15.
· Собкин В.С., Хлебникова М.В., Грачева А.М. Насилие и эротика на российском экране: опыт контент-анализа телевизионных трансляций//Образование и информационная культура. Социологические аспекты. Труды по социологии образования. Том V. Выпуск VII/Ред. В.С.Собкин. - М.: Изд-во Центра социологии Российской Академии образования, 2000. - С.138-161.
· Справка "Известий"//Известия. - 2003. - № 57. - С.7.
· Тарасов К.А. "Агрессивная кинодиета" ТВ и студенчество//Высшее образование в России. - 2002. - № 3. - С.66-76.
· Тарасов К.А. Глобализованное кино как школа насилия//Кино в мире и мир кино/Отв. ред. Л.Будяк. - М.: Материк, 2003. - С.116-133.
· Тарасов К.А. Кинематограф насилия и его воздействие//Жабский М.И., Тарасов К.А., Фохт-Бабушкин Ю.У. Кино в современном обществе: Функции - воздействие - востребованность. - М.: Изд-во Министерства культуры РФ, НИИ киноискусства, 2000. - С. 256-351.
· Тарасов К.А. Насилие в кино: притяжение и отталкивание//Испытание конкуренцией/Ред. М.И.Жабский. - М.: Изд-во НИИ киноискусства, 1997. - С.74-97.
· Урицкий Н.З. Кино во внеклассной работе. М.: Гос. учебно-педагогическое изд-во Министерства просвещения РСФСР, 1954. - С.33.
· Шариков А.В. Если сомневаешься, исключи: Дети и насилие на экране//Культура. - 2000. - № 46. - С.4.


Конференция "Участие общественных объединений в совершенствовании управления образованием"

От: Олег Горяйнов <spincontrol@mail.ru>
Дата: 15 ноября 2004 г. 10:08
Тема: Приглашение на конференцию по вопросам образования

Уважаемые коллеги!

Если Вас волнуют проблемы российского образования в свете взаимодействия образовательных учреждений и общества,
приглашаем Вас принять участие в конференции Участие общественных объединений в совершенствовании управления образованием , проводимой в рамках программы Министерства Образования РФ Управление образованием и общественное мнение: взаимодействие ради успеха .

Конференцию проводит ЗАО Спин-контроль под эгидой Министерства образования РФ.
Конференция состоится 13-14 декабря 2004 года в конференц-зале Научно-методического центра профсоюза работников АПК по адресу: Московская область, посёлок Московский, д. 22а. Проезд: от м. Юго-Западная автобус 611 или Экспресс до пос. Московский (7 км. От МКАД)

В программе Конференции предполагаются выступления сотрудников Министерства образования РФ, руководителей и преподавателей ВУЗов, представителей общественных движений, журналистов.

Количество участников ограничено (в силу финансовых возможностей организаторов).
Участие в Конференции, проживание в гостинице и питание бесплатное.

Просим до 19 ноября 2004 года известить оргкомитет о Ваших желании и возможности участвовать в Конференции. Наш E-mail: spincontrol@mail.ru.

Просим сообщить также следующие сведения:
Фамилию, имя, отчество участника; адрес, телефон, факс, E-mail для связи. Если Вы хотели бы сделать доклад, стендовый доклад или просто выступить тему выступления и краткие тезисы. Необходимость бронирования гостиницы.

Вы будете отдельно извещены о включении Вас в списки участников Конференции.
Координатор проекта: Горяйнов Олег Анатольевич,
контактный телефон 8-910 480 42 15.


Список трудов Марины Чабанянц

Редколлегия Вестника исключительно признательна Марине Бениаминовне Чабанянц, приславшей список своих трудов, посвященных проблеме насилия на телевидении.

В этом списке "Право подростков на свободу от насилия на экране", (тезисы); "Психологические аспекты участия подростков в компьютерных играх и подростковая криминальная агрессия" (тезисы); "Вопросы социально обусловленной агрессивности подростков в контексте проблемы телевизионного насилия"; "Актуальность введения уголовной ответственности за распространение информации, пропагандирующей культ жестокости и насиля" (статья); "Механизм изменения ценностных ориентай подростков по влиянием транслируемой ТВ информации, содержащей сцены насилия и жестокости" (статья) и многие другие...


Республика Саха (Якутия) бьет все рекорды

По информации Уполномоченного по правам ребенка Анны Соловьевой, в республике Саха (Якутия) собрано 12 046 подписей в поддержку открытого письма Президенту России "Нет насилию на экранах!" и объявлен конкурс "Цветик-семицветик"

От: Соловьева АА
Дата: Thursday, November 18, 2004 9:22 AM
Тема: Акция

Уважаемые коллеги! Друзья!

У нас продолжают проводиться республиканские мероприятия, посвященные 10-летию принятия Закона "О правах ребенка": в каждом селе, городе, в каждой школе, и даже в детских садах. Проводятся конференции, родительские "ликбезы", выставки, концерты. Объявлен конкурс "Цветик-семицветик", в рамках которого намечены мероприятия, посвященные Дню толерантности, Всемирному Дню ребенка и Международному Дню инвалидов.

Нами собрано более 12 тысяч подписей участников Всероссийской акции "Нет насилию на экранах", сбор подписей продолжается. Прошу Вас сообщить, как нам лучше отправить подписные листы.

С уважением,
Уполномоченный по правам ребенка в Республике Саха (Якутия) Анна Соловьева


Дорогие друзья!

Наверное, каждый из нас мечтал найти замечательный цветик-семицветик, исполняющий любые желания.

Лети, лети, лепесток,
Через запад, на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли -
Быть по-моему вели!

А какое желание загадали бы вы? Какая мечта у твоего друга, у соседки по парте, у ребят во дворе?
Прекрасно, когда исполнение желания принесет радость тебе. Но ведь еще лучше, если будет хорошо и твоим родным, и твоим близким, и друзьям.

В нашей повседневной жизни мы и сами можем стать волшебниками. Как? Посмотрите вокруг себя, может рядом есть человек, которому сейчас очень тяжело и трудно. Помогите ему, и произойдет чудо: исполнится его желание найти друга.
Мы приглашаем вас участвовать во II республиканском конкурсе творческих работ школьников на правовую тематику "Цветик-семицветик".

Конкурс проводится по инициативе Уполномоченного по правам ребенка в Республике Саха (Якутия) Якутской республиканской организацией Всероссийского общества инвалидов, редакцией газет "Кэскил" и "Юность Севера", Центром для детей и юношества Национальной библиотеки РС (Я) при содействии Международного Детского Фонда "Дети Саха - Азия".


УСЛОВИЯ КОНКУРСА
"Цветик-семицветик"

1. Конкурс проводится среди учащихся общеобразовательных и специальных (коррекционных) школ.

2. Конкурс проводится в следующих группах участников:
I группа - с 10 до 14 лет;
II группа - с 15 до 18 лет.

3. Конкурс проводится по трем номинациям:
- "Заветное желание"* - принимаются письменные работы (рассказ, стихотворение, сказка и др.),
- "Моя мечта"* - принимаются художественные работы (рисунки, плакаты),
- "Разные, но равные" - принимаются любые виды письменных и художественных работ социальной направленности.

4. На конкурс принимаются как индивидуальные, так и коллективные работы.

5. Требования к оформлению работ:
- плакаты и рисунки на альбомных листах формата А3 или А4,
- письменные работы без помарок и исправлений в рукописном или печатном виде, объемом:
I группа - не менее 2 страниц ученической тетради;
II группа - не менее 2 листов формата А4.

6. К работе необходимо приложить пояснительную записку с информацией о себе:
- Фамилия, имя, отчество;
- Возраст (точный день рождения);
- Домашний адрес, телефон;
- Место учебы (школа, класс);
- Коротко о себе (интересы и увлечения, планы на будущее);
- Фотография (желательно).

7. Конкурс проводится с 1 ноября 2004 года по 25 ноября 2004 года.

8. Работы с пометкой "На конкурс" направлять до 25 ноября 2004 года по адресу: 677000, г. Якутск, пр.Ленина, 1. Центр для детей и юношества НБ РС (Я)

9. Победители конкурса награждаются Грамотами Уполномоченного по правам ребенка в Республике Саха (Якутия), памятными подарками и призами.

10. Награждение победителей производится в рамках республиканской декады, посвященной Международному Дню инвалидов (3-10 декабря 2004 года).

11. Итоги конкурса и работы победителей будут опубликованы в газетах "Юность Севера" и "Кэскил".

* для детей-инвалидов

Редакционный совет и Совет ветеранов Музея:
Гергель В.В., кандидат исторических наук, доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин МИОО, военный наблюдатель ООН в 1973–1976 гг., директор Музея миротворческих операций (редактор вестника).
Захаров В.Ф., директор Центра международных образовательных программ, военный наблюдатель ООН в 1976–1979 гг.
Исаенко А.И., военный наблюдатель ООН в 1973–1976 гг.
Комляков Е.Е., заместитель директора школы № 1239 (г.Москва), военный наблюдатель ООН в 1980–1982 гг.
© 2001–2004 Музей миротворческих операций. Все права защищены.