|
|||||||
|
|||||||
|
|||||||
Детское движение Якутии на пути к культуре мира От: СДОО Республики Саха (Якутия) <uco-sakha@yandex.ru> Здравствуйте, уважаемые коллеги! Вас приветствует Союз детских общественных объединений Республики Саха (Якутия). Вот и начался новый учебный год, и планов у нас много. Во-первых, в начале ноября проводим традиционный Слет педагогических отрядов, на котором пройдет выставка и конференция по летней работе в лагерях. Сейчас по республике идет сбор подписей "Нет насилию
на экранах". Принимают участие все детские организации, даже районы
Крайнего Севера. Отправляю Вам информацию о нашей работе. С уважением, АНАЛИЗ Союз детских общественных объединений Республики Саха (Якутия) является
правопреемником областной пионерской организации. В 1991 году в связи
с многочисленными переменами в стране, пионерская организация поменяла
свой статус от государственной организации к общественной. В 1991 году
по решению республиканского слета образовалось общественное объединение
Союз детских организаций и объединений. В 2001 году Союз по новому закону
РФ "Об общественных объединениях" был перезарегистрирован как
Союз детских общественных объединений Республики Саха (Якутия). С 1994
года СДОО РС (Я) финансируется из республиканского бюджета. За последние годы в республике наблюдается рост количества членов детских
организаций, объединений, клубов по интересам. Особенно стоит отметить
развитие детского движения в самом крупном городе республики, в котором
проживает треть населения всей республики в г. Якутске. Здесь в 2001 году
при поддержке администрации г. Якутска стартовало детское движение "Юный
горожанин". В последнее время государством уделяется большое внимание педагогическим
кадрам - руководителям общественных объединений. Совместно с ИПКРО МО
РС (Я) проводятся семинары, курсы повышения квалификации организаторов
детского движения с приглашением специалистов из других регионов России.
В 2004 году состоялся второй выпуск социальных педагогов со специализацией
"старший вожатый" на базе ЯПК №1. Республика сохранила ставки
старшего вожатого в каждой школе, также имеются методисты по детскому
объединению в Центрах дополнительного образования. Второй год Министерство по молодежной политике РС (Я) проводят конкурсы
на получение грантов по различным направлениям. В 2003 году 3 детские
организации выиграли гранты, в том числе СДОО РС (Я) в номинации "Лучший
краеведческий проект". По проекту проведена Республиканская краеведческая
конференция школьников по итогам улусных и городских конференций. В работе
конференции приняло участие 56 докладов из 18 улусов республики. В 2004
году СДОО РС (Я) выиграл грант 1 степени в номинации "Проект добровольческого
движения" по реализации подпрограммы "Волонтер" Республиканской
целевой программы "Молодежь Республики - ХХ1 веку (2003-2005 годы)"
к проекту "Волонтеры - играм Дети Азии". 40 волонтеров - вожатых
будут работать с детьми - участниками Республиканского фестиваля детского
творчества "Планета Детства". Ежегодно Союзом проводятся Республиканские фестивали КВН школьных команд
на русском и якутском языках. Победители фестивалей успешно участвуют
в Фестивале КВН Сибири и Дальнего Востока во Всероссийском детском центре
"Океан". В 2000 году сборная команда республики заняла 1 место
на фестивале в ВДЦ "Океан". С 2003 года в российском фестивале
КВН школьников участвуют команды, победители Республиканского фестиваля
КВН на якутском языке. Так, в 2003 году приняла участие сборная команда
КВН из участников команд Магарасской средней школы Горного улуса и Легойской
средней школы Усть-Алданского улуса, а также по одному участнику из Сырдахской
школы Усть-Алданского улуса, Алагарской школы Чурапчинского улуса и Нюрбинской
школы. По итогам фестиваля сборная Якутии вышла в высшую лигу "Мастер-лигу"
КВН и получила грамоту "За привлечение национальных традиций в движение
КВН". Следует особо отметить, что только в Якутии проводятся фестивали
КВН на национальном языке, что послужило примером для проведения таких
фестивалей в других национальных республиках. Ежегодно совместно с ИПКРО Министерства образования РС (Я) проводятся
курсы и семинары для организаторов детского движения, методистов и заместителей
директоров по воспитательной работе. Раз в два года СДОО РС (Я) проводит
республиканский конкурс организаторов детского движения "Вожатый
года". В 2003 году проведен Республиканский конкурс "Вожатый
года" для организаторов детского движения. Победитель - Оконешникова
Матрена Ивановна, вожатая Хамагаттинской средней школы Намского улуса
примет участие во Всероссийском конкурсе педагогов "Сердце отдаю
детям". К этой дате СДОО РС (Я) провел 1 Республиканскую научно-практическую
конференцию по проблемам детского движения "Детские организации и
объединения Якутии в третьем тысячелетии: проблемы, перспективы, тенденции",
посвященную 80-летию Пионерии Якутии. В конференции приняли участие 300
человек из 17 улусов и городов республики: ученые, организаторы детского
движения, методисты, специалисты управлений образования, заместители директоров
по воспитательной работе из школ, средних и высших учебных заведений.
По приглашению СДО РС (Я) в работе конференции приняла участие Ирина Игоревна
Фришман, д.п.н., директор научно-методического центра Международного союза
детских общественных объединений СПО-ФДО (г. Москва). На конференции работали
секции по различным проблемам детского движения: В рамках конференции совместно с ИПКРО МО РС (Я) были проведены проблемные
курсы "Педагогические технологии в детских общественных объединениях"
для методистов детского движения. Обучение прошли 29 специалистов. С 1999 года Союз курирует работу студенческих педагогических отрядов.
В 2004 году педотряд "Эдельвейс" стал номинантом Республиканского
бала молодежи Министерства по молодежной политике РС (Я) как "Лучшая
общественная организация". В ноябре 2003 года провели III Республиканский
слет студенческих педагогических отрядов, в котором приняли участие 70
человек из 5 улусов и городов республики. В 2003 году лучшие вожатые педагогических
отрядов приняли участие во Всероссийском слете студенческих педагогических
отрядов в Москве. 19 - 23 апреля 2004 года СДОО РС (Я) провел инструктивный
лагерь по подготовке вожатых для студентов средних и высших учебных заведений
г. Якутска и Намского улуса. Прошедшие обучение вожатые работают в летних
лагерях и в качестве волонтеров на 111 Международных спортивных играх
"Дети Азии". Студенческие педагогические отряды получают ощутимую
поддержку Министерства образования РС (Я) и Министерства по молодежной
политике РС (Я). Ежегодно лучшие вожатые принимают участие в Всероссийских
слетах студенческих педагогических отрядов благодаря финансовой поддержке
МО РС (Я). Ежегодно Союз проводит Республиканский конкурс школьных газет "Малая
пресса". В декабре 2003 года совместно с редакцией газет "Кэскил",
"Юность Севера" (редактор Н.И. Протопопова) провели III Республиканский
фестиваль детско-юношеской прессы "Юнкоры - рыцари пера". Участники
прошли обучение в мастер-классах корреспондентов и журналистов, приняли
участие в пресс-конференции в Доме Печати с деканом факультета журналистики
ФЛФ ЯГУ О.Д. Якимовым. Всем участникам были вручены сертификаты, победители
отмечены ценными призами; лучшие награждены путевками в ВДЦ "Океан".
2 раза в год Детский бизнес-центр совместно с СДОО РС (Я) проводят бизнес-сессии
для детей, увлекающихся экономикой из школ г. Якутска и улусов республики
с привлечением специалистов из г. Новосибирска. С 29 апреля по 4 мая 2004 года 3 юных корреспондента, журналиста школьных
газет из Октемской средней школы Хангаласского улуса и СОШ № 33 г. Якутска
приняли участие в Международном фестивале молодежной прессы "Волжские
встречи" (г. Чебоксары Чувашская Республика). В последнее десятилетие все мировое сообщество волнует проблема экологии.
Человек, получив знания и колоссальные возможности управлять природой,
не научился сохранять ее. Одной из задач любого детского учреждения является
воспитание экологического самосознания в каждом ребенке. 22 апреля 2004
года в Международный День Земли Ресурсный центр "Эйгэ" совместно
с СДОО РС (Я), Министерством охраны природы РС (Я) и биологическим факультетом
ЯГУ им. М.К. Аммосова провели экологический десант на площади Дворца Детства,
в котором приняли участие 17 школ г. Якутска. Участники выступили с визитками,
приняли участие в конкурсе рисунков, в деловой игре "ЭкоДом".
СДОО РС (Я) проводит благотворительные акции: в поддержку детей пострадавших
от наводнения, детям, пострадавшим от пожара в Чочунской школе Вилюйского
улуса. В 2000, 2001 годах по инициативе СДОО РС (Я) были открыты летние
лагеря для детей пострадавших от наводнения в Томпонском, Намском, Усть-Алданском,
Мегино-Кангаласком, Хангаласском улусах, в которых работали 50 вожатых
- студентов ЯПК №1, ЯГУ им. М.К. Аммосова. Все вожатые были отмечены Благодарностями
Министерства по молодежной политике РС (Я). В 2003 году организация Городское
детское движение "Юный горожанин", педагогический отряд "Эдельвейс"
ЯПК №1 и СДОО РС (Я) собрали 20 ящиков учебной и художественной литературы
для Чочунской школы. Летом 2003 года 5 вожатых Вилюйского педколледжа
организовали досуг детей с. Сыдыбыл. 30 апреля 2004 года специалистами
СДОО РС (Я) был проведен Праздник Весны и Труда для детей - инвалидов
г. Якутска. В празднике приняли участие ученики СОШ №3. Надолго останется
в памяти детей этот светлый праздник, устроенный детьми и специалистами
СДОО РС (Я). Каждое лето Союз проводит летние школы актива для лидеров школьного самоуправление
и детских организаций. В 2003 году в Республиканской летней школе "Кэскил"
СДОО РС (Я) провел смену "ШАР (школа активной радости)" для
школьников - лидеров. В смене приняло участие 120 детей - активистов ученического
самоуправления. 15 - 19 июня 2004 года Союз провел VI Республиканский слет СДОО РС (Я),
посвященный 80-летию Пионерии Якутии, в котором приняли участие 150 человек
из 14 улусов и городов республики. В рамках слета провели финал республиканского
конкурса лидеров детских и молодежных общественных объединений "Лидер
ХХ1 века". Победитель конкурса - Данилов Андрей, учащийся СОШ №23
- примет участие во Всероссийском конкурсе лидеров детских и молодежных
общественных объединений "Лидер ХХ1 века" в г. Санкт-Петербурге.
Остальные финалисты примут участие в сменах "Команда ХХ1 века",
"Наследники" во Всероссийском детском центре "Орленок"
и в смене "Молодые лидеры России" в ВДЦ "Океан". Лидеры
детских организаций смогли показать свои силы в различных конкурсах, ориентировании
на местности в жестких походных условиях. На слете утвердили председателя
(Васильев А.Д.) и новый состав совета СДОО РС (Я). С 25 июня по 11 июля 2004 года СДОО РС (Я) участвовал в реализации смены молодежного экологического лагеря "Восток" на базе Намского педагогического колледжа. Министерство по молодежной политике РС (Я), ресурсным центром "Эйгэ" весной проводился конкурс экологических идей. По итогам были отобраны 50 детей из улусов и городов республики. СДОО РС (Я) обеспечил лагерь вожатыми, участвовал в подготовке программы и провел 2 сплава.
Международная конференция в НовозыбковеМеждународная конференция
Уважаемые коллеги! 2 ноября 2004 г. в г. Новозыбкове (Брянская обл., Россия) состоится Международная конференция: «Содействие развитию детей с ограниченными умственными возможностями». Региональная чернобыльская общественная организация «Радимичи – детям Чернобыля» (Россия) совместно с партнерской общественной организацией «Про-Ост» (Германия) приглашает вас на конференцию, которая состоится в рамках проекта «Социально-реабилитационный центр «Радимичи» для детей с ограниченными умственными возможностями».
Темы для обсуждения:
В рамках конференции предусмотрен активный обмен опытом. Пожалуйста, привезите с собой информационный материал о вашей организации.
Место проведения: РЧОО «Радимичи – детям Чернобыля», 243020, Брянская обл., г. Новозыбков, ул. Комсомольская 29 Дата проведения конференции: 02.11.2004 (вторник) – 04.11.2004 (четверг) Максимальное число представителей от организации: 1 человек Количество дней конференции: 3 дня
При себе необходимо иметь: паспорт, командировочное удостоверение с отметкой об убытии, билеты (поезд, автобус), приглашение. Наша организация сможет оплатить ваши транспортные расходы (туда и обратно) в размере не более 5 (пяти) тысяч рублей. Размещение и питание наша организация берет на себя. Пожалуйста, сообщите нам ваши данные (ФИО) как можно быстрее, так как количество участников конференции ограничено. Наши данные: тел/факс: 8 (08343) 3-36-44, e-mail: nco@radimichi.ru. Контактное лицо: Юлия Николаева. В приложении - подробная программа конференции и дополнительная информация.
Президент РЧОО «Радимичи - детям Чернобыля» Павел Вдовиченко Международный конгресс матерей в Индии От: BKWSU Moscow <bkwsu@mail.ru> Уважаемые коллеги! Посылаем Вам письмо-приглашение на Международный конгресс матерей. С уважением, ПРИГЛАШЕНИЕ С 30 января по 9 февраля 2005 года в Индии состоится III Международный конгресс матерей "Женщины и семейные ценности", Организаторы: Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет, Индия, и Международная общественная ассоциация благотворительных фондов "Мама", Россия. На Конгресс приглашаются представители 92 стран мира. Российскую делегацию
представляют 100 человек. Приглашаем Вас участвовать в этом конгрессе. Цель конгресса: подвести людей, имеющих различное происхождение,
воспитание и культурные представления к общему пониманию важности семейных
ценностей в целом и роли матерей в восстановлении ценностей в обществе,
в частности. Возможно, будет организована встреча с Президентом Индии. Обязательным условием пребывания на Международном конгрессе матерей является
вегетарианская пища, исключение алкогольных напитков и курения на территории
и в жилых помещениях Университета. При Вашем положительном решении об участии в Конгрессе необходимо: - до 5 ноября 2004 г. выслать ксерокопии заграничных паспортов (срок
действия паспорта не ближе чем до сентября 2005 года), копию паспорта
гражданина России (лист с фотографией и лист с пропиской), одну цветную
фотографию и заполненные бланки регистрационной анкеты конгресса; - до 1 декабря 2004 года выслать заграничные паспорта, две анкеты с наклеенными
фотографиями для оформления визы. - если Вам не нужен международный паспорт для других поездок, то можно
сдать его вместе с остальными документами до 1 ноября 2004 года. В феврале в Индии прохладная погода (днем +20, ночью +8), помещения не
отапливаются, следовательно, Ваши обувь и одежда должны быть подобраны
в соответствии с погодой и пониманием обычаев и культуры Индии. Программа пребывания на Конгрессе, информация о Брахма Кумарис Всемирном
Духовном Университете, памятка делегату Конгресса, бланк регистрационной
анкеты прилагаются. Просим Вас оперативно (до 1 ноября 2004 года) ответить на данное письмо
и выслать все необходимые документы и сумму 1250$ по нашему адресу: 111020,
г. Москва, Госпитальная пл., д.2, стр.1. Надеемся на Ваше участие в Международном конгрессе матерей в Индии и плодотворное сотрудничество в вопросах семьи, материнства и детства. С уважением, Сочинение юного миротворца на тему "Толерантность"Толерантность - главное качество миротворца После того, как потомки Ноя расселились по земле, все они еще долгое
время говорили на одном языке. Со временем они так возгордились, что решили
поспорить с Богом и построить в городе Вавилоне башню до самого неба.
Бога разгневал тщеславный замысел. Он решил помешать этой первой в мире
"всенародной великой стройке" - смешал языки людей так, что
они перестали понимать друг друга. Стройка, конечно, прервалась, и Вавилонская
башня разрушилась. А народы, заговорившие на разных языках, рассеялись
по разным концам земли. Там они придумывали своих пророков, строили свои
храмы и молились своим Богам. Каждый жил, подчиняясь собственным законам.
Постепенно у них сложилась определенная система правил, появились обряды
и ритуалы, которые они совершали в домах и храмах. Люди строго следовали
этим обрядам, передавали их из поколения в поколение. Именно религия хранит в себе традиции и мудрость многих поколений. Религия
очень тесно объединяет людей, дает спасение в тяжелые моменты жизни. Но религиозные различия среди разных народов могут приводить к большим
бедам и разногласиям. Народы, говорящие на разных языках и исповедующие разные религии, чтобы
существовать мирно, тоже должны относиться друг к другу с пониманием,
терпимостью, уважением к чужому Богу и к чужим законам. Бывает трудно принять чужое убеждение, согласиться с другими правилами.
Уважение к чужой вере не означает её абсолютного принятия или полного
согласия с ней. Но даже в споре и в отстаивании собственных взглядов и
убеждений надо уметь слышать оппонента, относиться к нему доброжелательно,
а любую дискуссию вести спокойно и аргументированно. Изменить, а тем более искоренить силой многие религиозные привычки и предрассудки невозможно. Это обязательно приведет к войнам и кровопролитию. История с этим сталкивалась многократно. Веротерпимость (признание права на существование чужой религии) и толерантность (терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению) - самые важные качества, которыми должен обладать миротворец - человек, стремящийся к миру на земле. Горина Алена, школа № 1411 г.Москва Круглый стол в Госдуме о насилии на телеэкране (выступление О.В.Пристанской)Стенограмма выступления ведущего научного сотрудника НИИ проблем укрепеления законности и правопорядка при Генпрокуратуре О.В.Пристанской на заседании круглого стола "Законодательное обеспечение информационной безопасности детей и молодежи в России" 19 апреля 2004 г. Проблемы, вынесенные сегодня на обсуждение, носят очень сложный и комплексный
характер. Об этом здесь уже говорилось, поскольку имеют самые разнообразные
аспекты. Это, прежде всего, криминологический, информационный, медицинский,
психолого-педагогический, международно-правовой и иные аспекты. Поэтому
без привлечения, с одной стороны, специалистов в области масмедиа, самих
журналистов, а, с другой стороны, специалистов других отраслей знаний,
а это медики, психиатры, юристы и так далее, решить эту проблему не представляется
возможным. Для ее решения необходимо опираться на комплексные межотраслевые, междисциплинарные
исследования, которые уже проведены. Причем проведены и у нас, и за рубежом.
И с совершенной очевидностью демонстрируют негативное влияние средств
массовой информации на несовершеннолетних и на общество в целом. Как показывает опыт, попытки формально юридического разрешения проблемы
введения ограничений и запретов деятельности средств массовой информации
не приводят к желаемому результату, а бывает, что и вызывают обратный,
прямо противоположный эффект. В современной России формируется некое мифотворчество, что не может не
вызывать некоторой тревожности со стороны специалистов. Обществу пытаются
внушить, что свобода массовой информации, свобода творчества это некая
"священная корова" и никакие запреты в этой области неприемлемы.
В то же время задачей любого цивилизованного общества является выработка
системы этических, профессиональных и правовых правил, которыми должны
руководствоваться и журналисты, и общество в целом. Эти правила должны быть направлены на достижение оптимального баланса
в соблюдении прав и свобод взрослых лиц - право на свободу массовой информации,
на свободу творчества, свободу частной жизни, свободу слова, с одной стороны,
а, с другой стороны, на соблюдение права общества на сохранение информационной
безопасности, на сохранение нравственного, духовного наследия и, прежде
всего, на защиту несовершеннолетних от деструктивных, негативных видов
информации. В международной практике давно уже сложились и закреплены на правовом уровне международные стандарты обеспечения информационной безопасности общества в целом и наиболее уязвимых его слоев, прежде всего, детей, подростков и молодежи. Эти стандарты в России пока еще применяются крайне неэффективно. Вообще, российское законодательство в этой сфере можно признать в большей
степени декларативным. На федеральном уровне, как уже было сказано, закреплены
очень хорошие декларации, которые, в принципе, соответствуют этим самым
международным стандартам, но правовых механизмов их реализации до сих
пор не выработано. Вот тот самый Федеральный закон "Об основных гарантиях
прав ребенка в Российской Федерации" с 1998 года предусмотрел создание,
разработку нормативов защиты детей от деструктивных видов информации.
Во множестве нормативных актов и Министерства образования, и других ведомств
это направление развивалось и выделялось в качестве первоочередного, но
до сих пор воз и ныне там и очень трудно усомнится в некой заинтересованности
отдельных слоев общества, препятствующих введению соответствующих цивилизованным
требованиям запретов и ограничений в деятельности средств массовой информации
в образовательной сфере и в иных каналах массовой информации. Относительно необходимости соблюдения Россией международно-правовых стандартов
вообще и стандартов, сформированных в сфере информационной безопасности,
у нас имеются руководящие разъяснения пленума Верховного Суда. К сожалению,
мало кто из специалистов о них знает. Так вот, в октябре прошлого года
пленум Верховного Суда принял специальное постановление о применении судами
общей юрисдикции общепризнанных международно-правовых принципов и норм,
согласно которому судам рекомендуется применять не только международно-правовые
договоры, подписанные Российской Федерацией, но также и те международно-правовые
документы, к которым Россия до сих пор не присоединилась, а в информационной
сфере их великое множество. Об этом сегодня, по-видимому, здесь будет
говориться. Пленум Верховного Суда ориентировал суды на применение прецедентных
решений Европейского Суда, а в ряде решений совершенно четко обозначены
акценты и принят в качестве основы приоритет защиты уязвимых слоев населения,
в частности, несовершеннолетних перед свободой массовой информации, свободой
творчества. Этот принцип отражен в ряде прецедентных решений Евросуда,
я еще раз повторюсь. Возвратимся к тем международно-правовым стандартам, которые сформулированы
в международно-правовых актах, и, которыми обязана руководствоваться и
Российская Федерация. Первое. Это соблюдение принципа приоритетной защиты интересов
детей и обеспечение государством особой их защиты. Данный принцип сформулирован,
прежде всего, в Конвенции о правах ребенка и в Европейской конвенции прав
ребенка, и в других международно-правовых актах. Второе. Это допустимость и правомерность ограничения прав физических
и юридических лиц, в том числе права на свободу слова и массовой информации,
свободу творчества и частной жизни в тех случаях, когда они вступают в
противоречие с правами и законными интересами несовершеннолетних, а также
с правами и законными интересами тех граждан, которые хотят быть ограждены
от деструктивных видов информации. Этот принцип закреплен в российском
законодательстве, но только на ведомственном уровне, в частности, приказом
Министерства культуры от 2001 года, который закрепляет полную свободу
в выборе и просмотре фильмов для взрослой аудитории при достаточной защищенности
детей и подростков, а также взрослых, которые могли бы встретиться с фильмами
определенного содержания против своей воли или без предупреждения о таком
содержании. И второй принцип, который закреплен в данном руководстве. Это запрещение
фильмов, пропагандирующих войну, насилие, жестокость, расовую, национальную,
религиозную, классовую или иную исключительность или непримиримость и
порнографию. Третье. Третий стандарт. Это признание права ребенка на информационную безопасность, то есть на обеспечение защиты со стороны общества и государства от тех видов информации, пропаганды и агитации, которые представляют опасность. Причем опасность и для его физического, и психического, и нравственно-духовного здоровья и нормального развития. Международное право закрепляет и реализует несколько подходов к обеспечению
информационной безопасности общества и несовершеннолетних. Это введение
абсолютного запрета на распространение наиболее деструктивных видов информации
в обществе вообще. К ним относятся и пропаганда войны, и пропаганда способов
совершения преступлений и их сокрытия, пропаганда преступного образа жизни,
информация, которая касается связанных с распространением наркотических
средств и психотропных веществ. Это также ограничение в доступе к информации наиболее уязвимых слоев
населения, прежде всего, несовершеннолетних. И при реализации этого подхода
применяются специальные методы и приемы, не только карательного характера,
на что бы я хотела обратить внимание. Главное внимание в международном
праве обращается на профилактику, предупреждение распространения информации
среди несовершеннолетних, а это, прежде всего, меры, направленные на повышение
родительской осведомленности, осведомленности учителей и педагогов о тех
видах информации, которые представляют вред для ребенка, и о тех технических
способах защиты, которые они могли бы применить. Вот с точки зрения технического
обеспечения защиты от информации, прежде всего, в современных электронных
средствах массовой информации, в сети Интернет, Россия, к сожалению, далеко
позади цивилизованных стран Европы. И это направление необходимо развивать,
потому что лучше упредить, известный тезис, чем потом устранять последствия
и реабилитировать пострадавших детей. И уже на последнем месте стоит внедрение карательных санкций, то есть
применение, причем рекомендуется очень широкое применение, гражданско-правовых,
административных и уголовно-правовых запретов. Когда мы пытались предложить некие законодательные инициативы, направленные
на введение административной, уголовной ответственности за распространение
наиболее деструктивных видов информации среди несовершеннолетних, нам
сказали, что этого быть не может никогда, и аналогов в зарубежной практике
нет. Я была поражена, когда провела исследование зарубежного уголовного
законодательства. Так вот, целый ряд государств, я за неимением времени
не буду их все перечислять, включают в свое уголовное законодательство
строгие правовые запреты под угрозой уголовного наказания, за распространение
среди детей негативной информации, информации, нарушающей благополучие
ребенка, вредной информации... разные термины для этого используются,
а не только информации, имеющей порнографическое содержание, как это реализовано
в уголовном законодательстве Российской Федерации. Да и то для того, чтобы ввести ответственность за изготовление и оборот
детской порнографии, это было сделано в прошлом созыве Думы, пришлось
пройти очень серьезные "тернии" и препятствия. Следующее, что касается запретов и подходов к обеспечению информационной
безопасности детей в международной практике. Абсолютный запрет введен
на вовлечение несовершеннолетних к деятельности, связанной с изготовлением
и распространением разных видов вредной информации. Прежде всего, продукции порнографического характера, продукции сексуального
характера, связанной с вовлечением детей в зрелищные мероприятия не только
порнографического, но и сексуального характера. Во многих странах мира действует абсолютный запрет под угрозой уголовного
наказания. Наше законодательство пока что этот запрет не реализует ни
в уголовном, ни карательных отраслях права. Это необходимо продумать и
реализовать. Следующий последний стандарт, на который я хочу обратить внимание - это
реализация дифференцированного подхода к обеспечению информационной свободы
и безопасности взрослых лиц и информационной безопасности несовершеннолетних. Если вы обратите внимание, в международно-правовых нормах по-разному
определяются, к примеру, понятие детской порнографии и понятие порнографии
взрослых. Понятие детской порнографии очень широкое, включает в себя изображение,
какими бы то ни было способами и средствами детей, совершающих откровенно
сексуальные действия, взрослых лиц, выглядящих как дети, совершающих такие
же действия, а также виртуальные образы несовершеннолетних. Кроме того, законодательство различается в отношении взрослых и в отношении
детей, различается и с точки зрения объема криминализации деяний. Только один пример приведу, в отношении детской порнографии международное
право реализует принцип запрета хранения и обладания детской порнографией
даже без цели ее распространения. То, что опять-таки в нашем уголовном
законодательстве пока еще не реализовано. Исходя из этих стандартов, необходимо в российском законодательстве реализовать
следующие принципы. Первое - обеспечить беспрепятственный доступ несовершеннолетних,
а также их родителей и иных законных представителей к информации, необходимой
для нормального нравственного, духовного, психического, физического развития
ребенка. Второе - обеспечить доступ детей и их родителей к информации о
факторах внешней среды, которые могут угрожать жизни, здоровью и нормальному
развитию несовершеннолетних, включая экологическую, криминальную ситуацию,
санитарно-эпидемиологическую и так далее. И третье - это необходимо защитить детей от тех видов информации,
которые представляют опасность не только для их жизни и здоровья, но могут
причинить любой вред их нормальному нравственному, духовному, психическому,
физическому и социальному развитию и благополучию. Перечисленные мною международно-правовые стандарты закреплены в целом
ряде международно-правовых документов. За неимением времени я не смогу
более подробно о них рассказать, но я хотела бы назвать лишь несколько
из них, потому что они, к сожалению, мало известны специалистам. Статьи 13, 17 Конвенции "О правах ребенка", закрепляющие
эти принципы и стандарты, известны. Далее Европейская конвенция "О
совместном кинопроизводстве", в 1992 году она была принята в
Страсбурге и до сих пор пока ее нормы и требования не реализованы у нас.
Далее Европейская конвенция "О трансграничном телевидении",
Россия к ней до сих пор, насколько я понимаю, не присоединилась, хотя
она открыта для присоединения с 1989 года. И в этой конвенции, что очень
важно, закреплен временной водораздел, закреплено так называемое "детское
время", который, этот вот раздел у нас отсутствует. Далее рекомендация
Комитета Министров стран - участниц Совета Европы, специальная рекомендация
"О демонстрации насилия в электронных средствах массовой информации",
к которым относится и телерадиовещание, а также все видеоигры, Интернет
и так далее, те самые такие деструктивные каналы информационного воздействия
на детей. Эта рекомендация датирована 1997 годом. И последняя - это рекомендация
1989 года Комитета Министров Совета Европы относительно принципов распространения
видеозаписей, содержащих насилие, жестокость или имеющих порнографическое
содержание. Так вот, когда нас уверяют в том, что ввести ограничения и запреты в
российское законодательство не представляется возможным, потому что якобы
трудно определить понятийный аппарат, на чем основаны должны быть эти
запреты, так неназванные рекомендации содержат толкование, законодательное
международно правовое определение терминов, связанных там с демонстрацией
насилия, жестокости порнографии. Там признаки этих понятий определены и определен запрет как на открытую
пропаганду этих видов информации, так и на скрытую, то есть завуалированную
по, видом образовательно-просветительской деятельности и так далее. И последнее. Кроме того в 2002 году было проведено совместное заседание коллегии Генеральной
прокуратуры Российской Федерации и МВД Российской Федерации, посвященное
профилактике серийных убийств и других тяжких преступлений против личности. Так вот, было принято специальное решение специальным пунктом о приняти
мер, направленных на противодействие пропаганде насилия, жестокости, порнографии
и сексуальной распущенности как факторов, обусловливающих такого рода
тяжкие преступления. И последнее: на заседание научной секции Совета Безопасности, которое
прошло осенью 2003 года, был вынесен вопрос аналогичный тому, который
мы сейчас обсуждаем, и вопрос обеспечения информационной безопасности
несовершеннолетних. Решением этого заседания было вынесение данной проблемы
и обсуждение уже Советом Безопасности. То есть это уже говорит о том,
какое внимание начало уделяться этой сложной проблеме. Дискуссия "Молодежь и СМИ" в Мэрии Москвы - Насколько СМИ определяют черты твоего поколения? Помогают ему или
разрушают его? VIII Фестиваль мировоззренческого кино Дискуссия "Какие СМИ выбирают молодые.- СМИ глазами молодежи" XXI век только начался, а войны для него уже привычное явление. Только
поля сражений перенеслись в дома, на улицы мирных городов и деревень,
на экраны компьютеров и телевидения. Фестиваль мировоззренческого кино. Какие перекрестки миров и дорог должны быть для этого пройдены, предстоит
определить молодым участникам Фестиваля через обсуждение фильмов, через
представление свой собственной точки зрения, через осмысление опыта поколений. В рамках VIII Фестиваля мировоззренческого кино "Планета Земля.
Перекрестки миров" совместно с Комитетом общественных связей города
Москвы организаторами Фестиваля запланирован ряд акций и круглых столов,
призванных организовать своеобразное вхождение молодежи в обсуждение заявленной
Фестивалем проблематики. Первая акция "Какие СМИ выбирают молодые.- СМИ глазами молодежи" запланирована на 22 октября 2004 года и посвящена она будет проблеме воздействия телевидения на сознание молодежи. Концептуальные замечания: Какую роль играют СМИ в жизни общества и как они влияют на молодое поколение?
Этим вопросам посвящены сотни исследований, и каждый раз, в зависимости
от социальных тенденций того или иного общества, роль СМИ изменяется и
переинтерпретируется. Наша задача сегодня не в том, чтобы продолжить научную
исследовательскую работу по этому вопросу; мы хотим выявить современные
общественные реальные позиции, которые занимают представители СМИ и ведущие
телеканалы, с одной стороны, а с другой стороны, - современные школьники
и студенты, которые непосредственно на себе ощущают воздействие СМИ, их
руководство и побуждения к действию. Как известно, в классическом исследовании Сиберта, Шрамма и Питерсона
"Четыре теории прессы" предложены три модели прессы: Авторитарная - пресса как инструмент правительства и власти. Либертианская -- пресса как инструмент общественного контроля
над властью. Социально-ответственная модель - когда пресса, действуя от имени
публики, начинает остро осознавать свою ответственность перед обществом.
Все эти модели достаточно понятны и не нуждаются в дальнейшей расшифровке.
Но дело в том, что сегодня в нашей стране сложилась новая, необычная ситуация,
когда роль прессы деформируется и приобретает самые неожиданные формы:
от управления формами общественного сознания до прямого превращения в
сферу обслуживания, где-то на запасных путях еще сохраняя и свои функции
социально-культурного назначения. И это натяжение, балансирование СМИ между своими функциями и определяет
изменение мировоззрения подрастающего поколения, хотя сами СМИ далеко
не всегда отдают себе отчет последствий подобной трансформации. Хотя, если СМИ и общество не определятся в том, что такое мировоззрение и хотят ли они, чтобы оно было у молодежи, равно как и у более взрослого поколения, разрушающее воздействие СМИ нельзя будет предотвратить никакой культурой. Организаторы дискуссии полагают, что встреча молодежи и представителей телевидения нужна в первую очередь для того, чтобы обсудить вопросы, на которые нельзя ответить сразу и однозначно. Задача дискуссии - создать для студенчества, старших подростков, школьников ситуацию самоопределения к пониманию собственных и навязываемых ценностей. Вопрос в том, что выбирает каждый - обретение "клипового" сознания или строительство собственной судьбы, каждый из вариантов на самом деле связан с выбором того, как смотришь и что смотришь, почему смотришь. Понятно, что никто не контролирует возникновение клипового сознания, просто ты включаешь МУЗ-ТВ и ни на что особо, как тебе кажется, не обращаешь внимания. И другой вариант, ты все время осознанно выбираешь совершенно другие программы и лица, ты думаешь, о том, что должен сам сделать в этой жизнь. И в том, и в другом случае, дело не в желании быть успешным, а в понимании того, что происходит вокруг, с тобой, с твоим поколением. В конце концов, кто ты такой сам, какой портрет твой: экранный, внушенный тебе - модой, интернетом, СМИ? - или - у тебя есть другие версии? Вопрос этого обсуждения связан с просмотром фильмов, которые посвящены данной проблематике: "Счастье" - реж. Е.Кабанкова, Г. Диккер Проведение. Вступительное слов. Демонстрация фильма. Обсуждение проблемы воздействия телевидения на сознание молодежи и противостояния этому воздействию осуществляется за счет организации диалога с представителями телевидениями, профессионалами ведущих телевизионных каналов и молодыми участниками встречи - школьниками и студентами. Вопросы к обсуждению: 1. Средства массовой информации - телевидение, интернет, газеты, журналы
- помогают твоему поколению или разрушают его, насколько они на самом
деле определяют черты твоего поколения? 2. Формируют ли СМИ тип ценностей, связанный с социальным расслоением
общества, из-за которого возникают многие социальные проблемы, среди них
беспризорность, безнадзорность? 3. Могли бы СМИ взять на себя культурные, образовательные, социальные
функции? Или это в принципе невозможно? 4. Волнуют ли тебя как зрителя и жителя Москвы социальные, общественные
проблемы, или тебе хватает собственных? 5. Каков герой твоего поколения, каков его образ, формируемый средствами
телевидения? Каким он должен быть, с твоей точки зрения? Совпадают ли
твое представление и телевизионный образ? 6. И вообще, как ты относишься к СМИ: Как к друзьям? Как к инструменту
подавления наших желаний и стремлений? Как к орудию управления нашими
поступками? Как к возможности формировать позитивные ценности? 7. Считаешь ли ты возможным и необходимым создание специальной молодежной телепрограммы, посвященной социальным, мировоззренческим проблемам молодежи, в том числе и отношениям со средствами массовой информации и коммуникации? Готов ли ты к работе над этой телепрограммой? Ждем вас на нашей встрече. Она будет проводиться и в форме прямого непосредственного обсуждения молодежи и представителей СМИ и в интерактивном режиме. Ваши суждения, точки зрения, предложения вы можете уже сейчас присылать на сайт Комитета общественных связей города Москвы, они станут основой нашей дискуссии. Оргкомитет Заседание КС Союза Гражданское общество - детям России" Заседание Координационного совета Союза Место проведения: Москва, ул.3-я Тверская-Ямская, 58/5 подъезд
4, 2 этаж Повестка дня (проект) Реформа ООН: Отношения с гражданским обществом От: Amalia Istomina <Amalia@UNIC.RU> 15 октября 2004 г. АНОНС Реформа ООН: Служба связей ООН с неправительственными организациями объявляет о запуске
новой рубрики своего сайта. В ней размещена свежая информация о реформе
ООН, где особо выделена тема ее взаимоотношений с гражданским обществом.
Новая рубрика содержит также данные о процессе реформ, куда входят и доклады
генерального секретаря и назначенной им Группы видных деятелей по вопросу
отношений ООН и гражданского общества, заявления стран-членов, точки зрения
неправительственных организаций, основополагающие документы и многое другое. |
|||||||
Редакционный совет и Совет ветеранов Музея: | |||||||
Гергель В.В., кандидат исторических наук, доцент кафедры
Захаров В.Ф., директор Центра международных образовательных
программ, военный наблюдатель ООН в 1976–1979 гг.
Исаенко А.И., военный наблюдатель ООН
в 1973–1976 гг.
Комляков Е.Е., заместитель директора школы № 1239
(г.Москва), военный наблюдатель ООН в 1980–1982 гг.
|
|||||||
© 2001–2004 Музей миротворческих операций. Все права защищены. |