Вестник Музея миротворческих операций
Миротворцы всех стран, — соединяйтесь!
Голос миротворцев
№ 162
20 сентября 2004 года
E-mail орган Движения юных миротворцев и школ мира (http:/www.un-museum.ru/vestnik/)
Издается с 13 февраля 2001 года
Контакты:
141500, Московская область, г.Солнечногорск, ул.Дзержинского, д.20, к.57
Тел.: +7 (095) 994–10–73
Е-mail: director@un-museum.ru;
http://www.un-museum.ru
Вестник издается
Московской областной общественной организацией «Союз миротворцев» при содействии Московского института открытого образования и Информационного центра ООН в Москве.
Вестник рассылается
директорам школ и руководителям НПО в России и СНГ, российским миротворцам, работающим в миссиях ООН и ОБСЕ, ветеранам миротворцам в России и в Украине, а также представителям организаций системы ООН в России.
Subscribe / Unsubscribe

Содержание:


Последствия Беслана: возможная перестановка в системе "Школа-дети-родители"

Предложения Президента Путина в сфере укрепления системы безопасности страны, последовавшие после событий в Беслане, затрагивают многие сферы деятельности государства и, посуществу, представляют собой реформу власти в России.

Основанием для такой реформы послужило осознание того, что Россия находится в состоянии войны с "международным терроризмом".

Принесет ли реформа ожидаемый результат, видимо, покажет время. А пока педагогам и организаторам детского общественного движения, которое, безусловно, уже существует в стране и с каждым месяцем все больше укрепляется, необходимо на своем уровне сделать определенные обощения и выводы из сложившейся ситуации.

События в Северной Осетии показали, что государство в лице государственной школы пока не может обезопасить детей и подростков от нападений террористов. В этих условиях в системе "Школа-дети-родители", сложившейся еще в советский период, неотвратимо произойдут перемены. Родители, как самые заинтересованные в обеспечении безопасности детей и подростков, видимо, передвинутся с третьего места на второе. При решении многочисленных вопросов организации учебного процесса директорам образовательных учреждений, видимо, придется теперь чаще советоваться с родителями, и активно использовать их потенциал и возможности...

Исходя из того, что родители заинтересованы не только в безопасности, но и в воспитании детей, как граждан своей страны, перед организатором (руководителем, лидером) детской общественной организации встает вопрос о необходимости создания родительского комитета и даже общественного совета детской организации, состоящего из взрослого руководства организации, детей-лидеров и представителей родительского комитета.

На уровне Движения юных миротворцев, как объединения, состоящего из из нескольких десятков детских и ветеранских организаций и школ мира, видимо, целесообразно создать Совет Движения, в который войдут взрослые лидеры детских организаций, дети-лидеры и представители родительских комитетов детских организаций.

Деятельность Движения юных миротворцев и школ мира, видимо, должна строиться с учетом перемен, происходящих в обществе. При этом неизбежно возникает вопрос, каковы должны быть функции Совета Движения юных миротворцев?

Возможно, на первом этапе Совет будет выполнять консультативные функции, в дальнейшем, по мере включения родителей в решение вопросов безопасности, технического и материального обеспечения деятельности объединения Совет движения сможет перерасти в Попечительский совет, играющий ключевую роль в опредении основных направлений деятельности Движения юных миротворцев.


Послание Генсека ООН по случаю Международного дня мира

От: Amalia Istomina
Отправлено: 16 сентября 2004 г. 9:23
Кому: 'Гергель Валерий Владимирович'
Тема: ГС_День мира (русс. и англ.)

Организация Объединенных Наций

Генеральный секретарь
Послание по случаю Международного дня мира

Нью-Йорк, 21 сентября 2004 года

Международный день мира всегда является особым событием, а нынешний тем более, поскольку в этом году исполняется пятидесятая годовщина Колокола мира, в который мы звоним каждый год в этот день.

В 1954 году этот колокол, отлитый из монет, собранных детьми из 60 стран, был вручен Организации Объединенных Наций японской Ассоциацией содействия Организации Объединенных Наций. В течение вот уже полувека колокол шлет всему миру мощное послание в отношении стремления человечества к миру. На протяжении всего этого времени - с разгара "холодной войны" до увеличения числа внутригосударственных конфликтов, с распространения кризиса СПИДа до эскалации терроризма - зов колокола остается постоянным, четким и правдивым.

Сегодня, когда мы вслушиваемся в звон колокола, он является для нас утешением, поскольку мы размышляем над бедствиями прошлого года, и источником силы, поскольку мы готовимся к предстоящим испытаниям. В тот момент, когда страны мира собираются на этой неделе на пятьдесят девятую сессию Генеральной Ассамблеи, мы знаем, что впереди нас ждет много вызовов. Чтобы действенно принять их, я считаю, что ряд основополагающих приоритетов заслуживает нашего особого внимания.

Нам нужно не покладая рук работать над укреплением системы коллективной безопасности и добиваться того, чтобы она соответствовала задаче устранения угроз XXI века. Группа высокого уровня, которую я назначил в конце прошлого года, прилагает напряженные усилия с целью дать нам идеи насчет того, чтобы именно это и делать.

Нам нужно добиваться большей международной солидарности в урегулировании серьезных чрезвычайных гуманитарных ситуаций, таких, как ситуация в Дарфуре.

Нам нужно более эффективно формировать подлинное глобальное партнерство в целях развития, бороться с голодом, невежеством, нищетой и болезнями, добиваться целей в области развития, сформулированных в Декларации тысячелетия, которые были согласованы всеми государствами-членами как план строительства лучшего мира в XXI веке.

И нам нужно добиваться большей терпимости и большего понимания между народами мира. Ничто не может быть более опасным для наших усилий по достижению мира и развития, чем мир, разделенный по религиозным, этническим или культурным признакам. В каждой стране и между всеми странами мы должны обеспечивать единство, основанное на нашей принадлежности к роду человеческому.

Пусть сегодня звучание этого колокола вдохновляет нас в нашей работе по достижению этих целей. Пусть зов этого колокола громко, ясно и правдиво звучит по всему миру.

THE SECRETARY-GENERAL
--
MESSAGE ON THE INTERNATIONAL DAY OF PEACE
New York, 21 September 2004


The International Day of Peace is always a special occasion, but this one is even more so -- for this year marks the 50th anniversary of the Peace Bell, which we ring every year on this day.

It was in 1954 that this bell, cast from coins collected by children from 60 countries, was presented to the United Nations by the UN Association of Japan. For half a century since then, the bell has sent a powerful message around the world about humankind's aspiration for peace. Throughout that time -- from the height of the Cold War to the rise of intrastate conflicts, from the spread of the AIDS crisis to the escalation of terrorism -- the call of the bell has remained constant, clear and true.

Today, we listen to the ringing of the bell as solace while we contemplate the tribulations of the past year, and as a source of strength as we prepare to take on the trials ahead. As the world's countries gather this week for the 59th General Assembly, we know there will be many challenges before us. To meet them effectively, I believe a number of fundamental priorities merit a special claim on out attention.

We need to keep working to strengthen the system of collective security, and make sure it is up to the task of meeting the threats of the 21st century. The High-Level Panel I appointed late last year is working hard to give us the ideas to do just that.

We need to build greater international solidarity in tackling grave humanitarian emergencies, such as the one in Darfur.

We need to do better in forging a true global partnership for development, to fight hunger, ignorance, poverty and disease and meet the Millennium Development Goals -- agreed by all Member States as a blueprint for building a better world in the 21st century.

And we need to promote greater tolerance and understanding among the peoples of the world. Nothing can be more dangerous to our efforts to build peace and development than a world divided along religious, ethnic or cultural lines. In each nation, and among all nations, we must work to promote unity based on our shared humanity.

Today, let the sound of this bell inspire us in our work towards those goals. Let the call of the bell ring loud, clear and true around the world.


Празднование Международного дня мира

В связи с отмечаемым 21 сентября Днем мира Движение юных миротворцев и школ мира планирует провести несколько мероприятий. Среди них собрания и встречи в средней школе № 1239( ЦАО) и в школе № 789 (ЮЗАО), торжественная линейка в школе № 1411 (СВАО), а также семинар в средней школе № 554 (ЮЗАО). Во многих школах пройдут классные часы, посвященные празднику.

В Солнечногорском историко-краеведческом музее 22 сентября будет открыта выставка "Российский музей ООН", первыми посетителями которой станут дети-миротворцы из клуба "Юный десантник".

Большое мероприятие, посвященное Международному дню мира, планируется Центром подготовки миротворцев ВИПК МВД РФ в г.Домодедово. Оно пройдет с участием представителя Информационного центра ООН в Москве.


История ООН в интерьере краеведческого музея

Под таким заголовком 18 сентября в газете Солнечногорского района "Сенеж" была опубликована статья, посвященная выставке "Российский музей ООН. 60-летию ООН посвящается..."

История ООН в интерьере краеведческого музея

22 сентября в Солнечногорском историко-краеведческом музее откроется необычная выставка. Она посвящена отмечаемому в 2005 году 60-летию ООН.

Дело в том, что представители Солнечногорска стали теми первыми, кто имел честь представлять СССР, а позднее и Россию в миротворческих миссиях ООН на Ближнем Востоке. Среди них были офицеры курсов "Выстрел" Владимир Андрухович, Валерий Гергель, Михаил Ковылкин, Владимир Мартьянов, Александр Сорокин и Фарид Фахрутдинов. Позднее на Ближний Восток и в другие "горячие" точки были направлены выпускники курсов Александр Калмыков, Михаил Чеканцев, Александр Конных, Михаил Самсонов и многие другие. Всего для участия в миротворческих операциях ООН в Солнечногорске было подготовлено около тысячи офицеров. Среди них оказались не только представители России, но и офицеры из Великобритании, США, Швеции, Австрии и многих других стран.

Выставка, что открывается по адресу улица Красная, д.74, организована Советом ветеранов Музея миротворческих операций с целью ознакомления специалистов, ветеранов миротворческих миссий ООН и широкой общественности с редкими фотографиями и экспонатами, рассказывающими о миротворчестве мирового сообщества.

В деятельности ООН по поддержанию мира задействовано несколько российских министерств и ведомств. Наиболее активно в ней участвуют МИД РФ, Министерство обороны РФ и МВД РФ, которые уделяют большое внимание подготовке профессиональных миротворческих кадров. В представленной на выставке памятной книге "На службе мира. 1973-2003", выпущенной Московским институтом открытого образования, рассказывается об истории участия СССР и России в миротворческих операциях ООН и этапах подготовки миротворцев для участия в миссиях ООН по поддержанию мира. Кроме того, в книге содержится полный список российских военных наблюдателей ООН и сотрудников МВД РФ, награжденных медалью ООН "На службе мира" за участие в миротворческих миссиях мирового сообщества.

В экспозиции выставки представлено две медали, которыми награждаются миротворцы: медаль ООН "На службе мира", а также медаль "Гражданский полицейский UNPROFOR". Кстати, первая медаль передана на хранение в Музей миротворческих операций бывшим начальником курса военных наблюдателей "Выстрела" ветераном миссии в Югославии подполковником Алексеем Николенко.

Кроме того, посетители выставки могут увидеть на выставке довольно редкую, ставшую раритетом, нашивку (шеврон) российского миротворца Первого российского батальона ООН, нарукавные нашивки миротворцев других стран, нагрудную планку старшего офицера российской группы миротворцев на Ближнем Востоке Владимира Захарова, окончившего курсы в Солнечногорске в 1976 году, и другую символику.

Об истории участия СССР и России в деятельности ООН по укреплению мира рассказывают также несколько фотографий, относящихся к 70-м и 80-м годам прошлого века, а также схема первой миротворческой операции ООН UNTSO/ОНВУП - Органа ООН по наблюдению за выполнением условий перемирия в Палестине, начавшейся 11 июня 1948 года.

В настоящее время в России кадры профессиональных миротворцев готовят на не только на курсе военных наблюдателей ООН Учебного центра "Выстрел" ОАВС (г.Солнечногорск), но и в Центре подготовки миротворцев при ВИПК МВД РФ (г.Домодедово), а также в Дипломатической академии МИД РФ (г.Москва). По оценкам специалистов, за последние 30 лет в нашей стране было подготовлено и направлено в горячие точки планеты около 20 тысяч профессиональных миротворцев, которые внесли существенный вклад в укрепление мировой стабильности и всеобщего мира.

Около четверти экспонатов, представленных на выставке Музея миротворческих операций, рассказывают о детском миротворческом движении, впервые заявившем о себе в 1998 году при проведении в Солнечногорске областной образовательно-спортивной игры "Модель миротворчества ООН".

Посетители выставки могут ознакомиться с почетными значками "Юный миротворец" трех степеней, которыми награждаются дети и подростки, успешно сдавшие нормативы по программе "Юный миротворец", а также Свидетельством школы мира, выдаваемым образовательным учреждениям России и СНГ за добрые дела и успехи, достигнутые в изучении опыта миротворческой деятельности России и ООН.


Брифинг о ежегодной конференции неправительственных организаций ДОИ

От: Amalia Istomina
Отправлено: 17 сентября 2004 г. 14:38
Тема: PRESS BRIEFING ON DPI/NGO CONFERENCE

10 September 2004PRESS BRIEFING ON DPI/NGO CONFERENCE

Concluding its three day session on the eve of the General Assembly's fifty-ninth session, the 57th Annual DPI/NGO Conference entitled "Millennium Development Goals: Civil Society Takes Action" had been especially significant, Mark Malloch-Brown, the United Nations Development Programme (UNDP) Administrator and Chair of the United Nations Development Group, told correspondents at a Headquarters press conference today.

With the General Assembly's session set to start next week, a series of meetings at the opening of the session would launch a year of international action across a range of political forums to move the world back on track towards achieving the Millennium Development Goals, Mr. Malloch-Brown said. That process would culminate next September with a summit-level meeting to review the Millennium Declaration+5. In that regard, much of the discussion over the last three days had centred on progress achieved in meeting the Millennium Development Goals. Whether the world was on track for meeting the Goals drew heavily on work done by UNDP in terms of measuring progress.

He said there were structural parts of the world -- both in terms of geography and in terms of issues -- that were not going to "get right" on current benign trends or business as usual, but required a huge effort of change, both in developing countries themselves and in donor support to them. The process of building political for the changes to get the world back on track came together at the United Nations.

Mr. Malloch-Brown said that the Conference, attended by over 1,800 NGO representatives from some 90 countries, had also been significant in that it was taking place after the publication of the "Cardoso" report, which had pushed the idea further still that civil society was a major stakeholder in United Nations processes and that its voice must be heard.

"What we are hearing this week is a sense of urgency and alarm", he said. Civil society was going to be a key component to the political coalition for getting back on track. Civil society was also a key part of innovative new approaches. Without a strong domestic private sector in developing countries, starting with microfinance but building through small- and medium-sized enterprises, there would never be the growth and job creation to meet the Millennium Development Goals. Private sector development had come to the centre of UNDP's agenda. He was not surprised to learn how much of foothold it had gained in the broader NGO agenda.

Jacques Attalia, President of PlaNet Finance and founder and former President of the European Bank for Reconstruction and Development, agreed that it was important that the United Nations play its new role in communicating and exchanging information with NGOs, which were not only new partners in democracy and development, but also a new sector of the world economy. In the past, the economy had been divided into the private and public sectors. Now there was a third sector, the NGO sector, which was growing very quickly and, in real figures, would account for more than 10 per cent of the global gross domestic product (GDP).

Non-governmental organizations had been behind the development of many ideas, including human rights, women's and children's rights and the fight against hunger, he said. NGOs were at the core of world matters. The fact that NGOs were among the main targets today in Iraq demonstrated the fact that terrorists understood that NGOs were a key factor in building democracy. The fact that the Conference had sought to understand where the world stood in terms of achieving the Millennium Development Goals was crucial in that there was an interaction between violence and development. Violence destroyed the roots of development, and a lack of development created violence.

He, too, had hoped that poverty could at least have been tamed. That had not been the case. Some of the Goals were not easy to quantify. The poverty line, for example, which was based on one dollar a day, might really be based on two dollars a day. If that figure were used, poverty was not even being eradicated in Asia. According to more realistic goals, one might say that the world was failing in realizing the Millennium Goals.

Non-governmental organizations, in coordination with nations, could and would play a key role in that regard, he said. Microcredit provided tremendous hope. Looking at the very poor, out of 2 billion people below the poverty line, 500 million adults could be in a position to use microfinance. Five years ago, only 25 million people were using microfinance. Today, there were more than
60 million, which represented tremendous growth. He hoped that 200 million people could be reached in the next five years.

One of the outcomes of the Conference would be to raise awareness of the need for action between governments, international financial institutions and NGOs, which had to be well managed, well controlled, professionally organized and financially transparent, he continued. Al-Qaida was an NGO, as were some sects. The name NGO should not be abused.

Responding to a question, Mr. Malloch-Brown said the baseline for the Millennium Development Goals had been 1990. Measured against that, there had been a decline in poverty. Progress was highly regionalized, however. While most of the progress had been in East and South Asia, there had been setbacks in Africa. Progress in Central Asia and Latin America, moreover, had not been fast enough. Economies were not growing quickly enough to benefit the poor, and huge gender disparities undermined the quality of growth. There had also not been enough private sector microfinance. In general, it had been a mixed scorecard and not all bad news.

Had the Conference raised the issue of how many NGOs were accredited through a much politicized Economic and Social Council Committee? a correspondent asked.

Responding, the panel's moderator, Raymond Sommereyns, Director of the Outreach Division of the Department of Public Information, noted that the Secretary-General would soon be issuing a report with comments for further action on the Cardoso report.

Asked to describe setbacks since 2000, Mr. Malloch-Brown said the most significant setback had been the overall weakening performance in Africa on the poverty goal, with its related effects on the other Goals. More trade, growth and domestic expenditures were needed by the developing countries. There was also a bill to be footed by the international donor community, however.

Mr. Attalia noted that exports from the least developed countries to the developed countries were declining. The very poorest countries were exporting less than before. It would be impossible to reach the Millennium Goals with such low performance.

Responding to another question, Mr. Attalia said he was convinced that NGOs played a tremendous role. NGOs had a proven track record of setting global priorities in the areas of hunger, disease, and the fight against poverty, for example. Without NGOs, the environment would not have been a global priority. That was why NGOs were sometimes forbidden in countries. The UNDP and the World Bank, for example, increasingly relied on NGOs to implement their activities.

There were two kinds of NGOs, Mr. Malloch-Brown added. Some were involved in service delivery, making up for what governments could not do. Others were issue-oriented, making a strong case for political action in areas such as debt relief, for example. Between the two, NGOs were making a difference in the way in which the world was being governed.

Responding to a question that the NGOs were seen as part of a western alliance in the war against terror, Mr. Attalia said that while many advocacy NGOs came from the west, all countries had advocacy NGOs which played an important role in terms of institution-producing services. Some 90 per cent of microfinance was done by NGOs in the developing world. NGOs were not a Trojan horse of western values.

Mr. Malloch-Brown noted that a parallel meeting this morning had discussed the issue. It was deeply troubling that Italian NGO women working for an anti-war NGO had been targeted in such a deliberate way. Very difficult issues had been emerging as a consequence of the global polarization around terror. Humanitarian space had often gotten crushed in the midst of political confrontation.


Гражданский форум "Духовность вместо насилия"

15 сентября во Всемирном Духовном Университете "Брахма Кумарис" состоялся круглый стол (концепт-диалог) "Успех в миссии: духовность вместо насилия", посвященный проблеме насилия в средствах массовой информации. Участники концепт-диалога приняли обращение, в котором предлагается провести гражданский форум "Духовность вместо насилия".

ОБРАЩЕНИЕ

Любые перемены, происходящие в обществе, в какую бы сторону они ни были направлены, положительную или отрицательную, начинаются с изменений в сознании людей. Такая трансформация мировоззрения, представлений, убеждений, приводит к глубокому и устойчивому изменению образа жизни отдельных людей и общества в целом.
Одним из важнейших инструментов формирования наших взглядов, убеждений и ценностей, отношения к происходящим событиям, то есть сознания, являются средства массовой информации с их умением проникать повсюду и невероятной способностью мгновенно коснуться миллионов сердец. Особого внимания требует влияние СМИ на детей и молодежь, поскольку они - будущее нашего общества и мира в целом.

В связи с этим, участники Проекта "Дом без углов для ребенка, или Мир как одна семья" выступают с обращением сделать всё возможное, чтобы способствовать положительным переменам.

Для этого:

1. Способствовать распространению в СМИ материалов положительного содержания, постепенно вытесняя негатив; создавать образы положительных героев; пробуждать в людях надежду и энтузиазм, раскрывая возможности и методы изменения к лучшему; привлекать внимание к ключевым духовным и нравственным ценностям; помогать обрести людям новый, основанный на этих жизненных ценностях, взгляд на будущее общества без вражды и насилия.

2. Провести гражданский форум "Духовность вместо насилия" с участием представителей государственных органов, общественных организаций, различных духовных конфессий, образования, здравоохранения, науки, культуры, СМИ и др. Участвовать в этом форуме и поддержать его.

3. Отпраздновать Всемирный день телевидения 21 ноября 2004 г. как образец телевидения будущего, как первый шаг к телевидению без насилия на экране. Создать инициативную группу и обратиться к государственным органам, телеканалам, творческим организациям и отдельным людям.


Вредная информация и дети. Ликбез для зрителя ТВ программ

Семь депутатов Государственной Думы и несколько десятков специалистов, представителей СМИ и общественности приняли участие в круглом столе "Законодательное обеспечение информационной безопасности детей и молодежи в России", который состоялся 19 апреля 2004 г. под председательством председателя Комитета ГД ФС по делам женщин семьи и молодежи Екатерины Лаховой.

Вестник публикует стенограмму доклада на круглом столе заместителя директора НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генпрокуратуре России В.Н.Лопатина.

Уважаемый председатель! Уважаемые депутаты и участники "круглого стола"! Мы признательны за ту инициативу, которая позволила сегодня собраться ведущим специалистам России по очень злободневной и актуальной проблеме.

Когда мы в 1989 году в парламентской комиссии Союзного парламента впервые вводили в оборот термин "информационная безопасность" и определяли объекты его защиты, то было определено, что традиционно информационная безопасность связывалась с защитой информации. С появлением компьютерных информационных систем стали говорить о защите информационных систем. В конце 80-х - начале 90-х годов мы предположили, что к числу основных объектов защиты должны быть отнесены защита интересов человека, общества и государства. Последнее 10-летие подтвердило актуальность данного прогноза и вывода. В системе обеспечения информационной безопасности интересы человека и, прежде всего, несовершеннолетнего выходят на первое место.

С учетом темы "круглого стола" я позволю себе выделить три блока проблем. Первый - от чего защищаться. Второй - как этот вопрос урегулирован в нашем законодательстве. И третий - какие возможные предложения наши, уважаемые депутаты, могут положить в портфель законодательной работы на ближайшую перспективу.

Говоря о понятии "вредная информация", следует отметить, что это такая информация, производство, оборот и распространение которой, наносит вред правам и законным интересам человека, общества и государства. Основания для ее запрета устанавливаются либо международным договором, либо законом. Других оснований для того, чтобы считать, что та или иная информация вредна и от нее необходима защита, Конституция РФ не устанавливает. Ни указом Президента РФ, ни Постановлением Правительства РФ, ни подзаконным нормативным актом, ни правилами ведомства, ни законом субъекта Российской Федерации нельзя объявить ту или иную информацию вредной для распространения и ввести ограничения по ее обороту, кроме как федеральным законом и международным договором.

Исходя из тех запретов, которые сегодня имеются в действующем законодательстве можно выделить пять категорий вредной информации. Это информация, направленная на разжигание ненависти, вражды, насилия; в том числе возбуждающая социальную, расовую, национальную и религиозную ненависть, вражду, превосходство, рознь, нетерпимость; в том числе информация, содержащая призывы к войне.

Вторая категория - это ложная информация; в том числе недобросовестная, недостоверная, заведомо ложная реклама.

Третья категория - информация, содержащая посягательства на честь, доброе имя, деловую репутацию.

Четвертая категория - непристойная информация, в том числе неэтичная реклама и порнография.

И, наконец, пятая - информация, оказывающая деструктивное воздействие на человека.

По каждой из указанных категорий вредной информации в той или иной степени установлены как международно-правовыми, так и федеральными законами запреты.

Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека в статье 17 установила, что "каждый несовершеннолетний имеет право на особые меры защиты". Я подчеркиваю эти слова "особые меры защиты". Россия, как известно, ратифицировала данную Конвенцию и она обязательна для ее исполнения всеми органами государственной власти и местного самоуправления.

В статье 14 Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" выделено девять основных объектов, от которых следует защищать ребенка. Напомню: от национальной, классовой и социальной нетерпимости; от рекламы алкогольной продукции, от рекламы табачных изделий; от пропаганды социального, расового, национального и религиозного неравенства; от распространения печатной продукции, аудиовидеопродукции, пропагандирующей насилие и жестокость; от порнографии, наркомании, токсикомании и антиобщественного поведения.

Анализ и сопоставление конституционных норм, устанавливающих общие правовые запреты на производство и распространение вредной информации, и тех мер, которые должны быть приняты в особом порядке по отношению к несовершеннолетним, показывают, что в специальном законе, направленном на обеспечение гарантий прав несовершеннолетних, эти меры не определены.

Следовательно, базовый закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" должен быть приведен в полное соответствие, как с действующими международными актами, так и с Конституцией России и рядом других федеральных законов, устанавливающими запреты на производство и оборот различных видов вредной информации. Что касается вопроса, какими способами распространяется вредная информация, то анализ десятилетней практики, как в России так и за рубежом убеждает, что используются три основные системы: СМИ, образовательные и культовые системы образования.

Поскольку государство выступает гарантом защиты несовершеннолетних, в том числе и в сфере информационной безопасности, должны приниматься особые специальные меры, направленные на защиту детей от вредного информационного воздействия.

Давайте посмотрим, как это происходит в средствах массовой информации. Известна статья 4-ая закона "О средствах массовой информации", где с периодичностью, раз в три года устанавливаются дополнительные запреты на распространение той или иной вредной информации.

В тоже время в этом законе отсутствует запрет на распространение в средствах массовой информации расовой ненависти, вражды, насилия, ненависти, превосходства, неравенства, то, что в специальном законе "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" поставлено как прямая задача органов государственной власти.

А в отраслевом законе "О средствах массовой информации", через который должны устанавливаться механизмы реализации данной защиты - это отсутствует. Указанные законы необходимо привести в полное соответствие.
Я напомню уважаемым коллегам, что Государственная Дума за последние десять лет порядка пяти раз принимала постановления, в которых отмечалось, что через СМИ осуществляется распространение информации, оказывающей негативное воздействие на подрастающее поколение, а также подчеркивалась необходимость принятия соответствующих мер защиты в приоритетном порядке.

Но, к сожалению, практика показывает, что кроме отдельных норм, появляющихся в законе "О средствах массовой информации" ничего другого нет.

Самое главное, что характеризует абсолютно все законы, действующие в этой сфере -отсутствие механизмов реализации установленных норм.

В отношении второй, наиболее распространенной системы, через которую происходит воздействие вредной информации на несовершеннолетних. Это так называемые, псевдорелигиозные организации, культы.

В 2001 году было принято решение о ликвидации более 2 тысяч религиозных организаций в Российской Федерации. Прошло два года. В 2004 году остались не ликвидированными абсолютное большинство из тех, что подлежали ликвидации. Причина, к сожалению, слабая правоприменительная практика по осуществлению контроля за исполнением принятых решений в этой сфере.

По экспертным оценкам в начале XXI века в различные новокультовые образования России вовлечено от 3 до 5 миллионов человек, из которых до 70 процентов молодые люди. Большинство из них студенты. При вовлечении в такого рода организации дети уходят из семей, попадая в экономическую зависимость от руководителей так называемых культов, разрушаются семьи, каждый четвертый бросает учебу,

Серьезность этого настолько была велика, что во многих странах приняты специальные законы. Наиболее интересен опыт Франции в этом вопросе, где достаточно четко прописаны не только запреты, но и нормы, устанавливающие ответственность, в том числе уголовную за псевдорелигиозные деяния, а также и механизмы исполнения данных норм. Тревога была осознана и Парламентской Ассамблеей Совета Европы. Ею несколько лет назад было принято специальное решение, в котором обращалось внимание правительств, государств-членов Совета Европы, что необходимо поддерживать создание независимых государственных или региональных информационных центров и включать информацию об истории, философии традиционных религий в общешкольную программу, использовать нормальную процедуру уголовного и гражданского права против незаконной деятельности, осуществляемой псевдорелигиозными группами, поддерживать создание неправительственных организаций для защиты жертв сектантства. Этот перечень предложений Совета Европы можно продолжать, которые, повторяю, крайне актуальны и для России также.

Хотелось бы обратить внимание и на законы, которые розданы вам: "О защите молодежи от вредной информации" и "Защите молодежи в общественных местах", которые уже 50 лет действуют в Германии и никакого, скажем так, опасения в установлении цензуры, в ущемлении демократии одна из развитых стран Европы не ощущает. Закон эффективен, закон действует и, главным образом, по тому, что там не только определены основные понятия и запреты, а также механизмы контроля и исполнения данных норм. Крайне полезным и важным было бы опыт Германии и в частности Закон "О защите молодежи от вредного воздействия информации", положить на нашу российскую основу.

Мы в этом готовы принять посильное участие, я имею в виду наш Институт проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре РФ. Полагаю, что наряду с подготовкой проектов законов "О внесении изменениий и дополнений в Закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", в Закон "О средствах массовой информации", в Закон "О свободе совести и вероисповедания", а также в соответствующие кодексы, устанавливающие ответственность, необходимо принятие специального закона, который бы не только провозглашал отдельные нормы, а позволял бы создать целостную государственно-общественную систему защиты молодежи от вредного воздействия информации не только через средства массовой информации, но и через псевдорелигиозные структуры и другие организации. Повторяю, мы в этом готовы оказать посильное содействие и участие.

Завершая свое выступление, один короткий пример. Когда у нас было все понято и все осознано, были установлены запреты в Законе "О средствах массовой информации" на пропаганду наркотиков, прежде всего, для молодежи. Но о чем говорят факты? За последнее 10-летие численность несовершеннолетних потребителей наркотиков увеличилась в пять раз. Число несовершеннолетних участников незаконного оборота - почти в два с половиной раза.

При анализе причин этого выясняется, что опережающему росту злоупотреблений наркотиков среди молодежи по сравнению с темпами развития этого явления среди других возрастных категорий способствует недостаточная профилактика. Когда мы посмотрели федеральную целевую программу "Комплексные меры противодействия злоупотребления наркотиками и их незаконного оборота на 2002-2004 годы", выяснилось: раздел профилактики там практически в целостном виде отсутствует, он не является самостоятельным разделом, из числа исполнителей исключены МВД, Минкульт, Минтруд. Когда мы спрашиваем прежний Минюст, Министерство печати: почему вы не влияете на средства массовой информации? Они говорят: а это ведомство Министерства печати поскольку оно отвечает за содержание программ. В итоге получается: вроде бы и исполнителей много, а на выходе, к сожалению, не совсем хорошие результаты.

Вот почему данный раздел должен быть выделен в качестве самостоятельного раздела в рамках федеральных целевых программ.

Редакционный совет и Совет ветеранов Музея:
Гергель В.В., кандидат исторических наук, доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин МИОО, военный наблюдатель ООН в 1973–1976 гг., директор Музея миротворческих операций (редактор вестника).
Захаров В.Ф., директор Центра международных образовательных программ, военный наблюдатель ООН в 1976–1979 гг.
Исаенко А.И., военный наблюдатель ООН в 1973–1976 гг.
Комляков Е.Е., заместитель директора школы № 1239 (г.Москва), военный наблюдатель ООН в 1980–1982 гг.
© 2001–2004 Музей миротворческих операций. Все права защищены.