|
||||||||
|
||||||||
|
||||||||
Прав ли был доктор Рошаль?Доктор Рошаль в одном из своих интервью в связи с захватом заложников в Беслане посетовал, что ему не оказал помощи Международный Красный Крест. Ни тогда, в Норд Осте, ни сейчас, в Беслане... Сразу после этого заявления на экранах центральных каналов ТВ показали кадры, на которых машина Красного Креста въезжала в Беслан. Однако какого-либо продолжения деятельности этой организации в Беслане по содействию в урегулировании кризиса с заложниками не было заметно. Впрочем, перед этой организацией такая задача и не стоит. В заявлении, сделанном председателем Российского Красного Креста отмечалось, что представители Международного Красного Креста могут присутствовать только в тех странах, где идет война. Что касается России, то здесь находится организация Российского Красного Креста, ответственная за оказание гуманитарной помощи пострадавшим... Заявление председателя РКК в данном случае абсолютно корректно. Российский Красный Крест выполняет в нашей стране очень важную гуманитарную миссию, оказывая помощь тем, кто в ней нуждается. А то, что функции Международного Красного Креста в зонах боевых действий - оказание помощи и одной, и другой стороне конфликта - порой выглядят как посредничество связано со спецификой урегулирования вооруженного конфликта, когда обе стороны рассматриваются не только как равноправные получатели гуманитарной помощи, но и как партнеры переговорного процесса по урегулированию конфликта. В данном случае в Беслане имел место террористический акт, явление относительно новое, не подпадающее под классификацию международной миротворческой практики, сложившейся в ходе многочисленных миротворческих операций ООН. Так все-таки прав ли был Леонид Рошаль сетуя, что в критический момент, когда террористы отказались принять воду и пищу для заложников, в зоне противостояния не оказалось ни одной представительной организации, способной оказать гуманитарную помощь заложникам? Представляется, что всемирно известный Доктор Мира вполне определенно сформулировал то, что уже давно витает в воздухе. И России, и всему миру в условиях террористической угрозы как воздух нужна авторитетная организация, способная в любых условиях, независимо от их сложности решать гуманитарные миротворческие задачи. Впервые идея создания Гуманитарного миротворческого корпуса была высказана группой российских профессиональных миротворцев в 1998 году. В дальнейшем она нашла свое выражение в разделе "Национальный гуманитарный миротворческий корпус (НГМК)" проекта Концепции миротворчества Межрегиональной общественной организация ветеранов миротворческих миссий ООН (президент - Сергей Лавров, вице-президент - Виктор Тарусин). Проект КОНЦЕПЦИЯ МИРОТВОРЧЕСТВА 1. Приоритетное направление внешней политики. Миротворчество
как вид международной активности и реалия внешней политики существует
в современном понимании немногим более 50 лет. Прежде, в период противостояния
двух систем, участие СССР в миротворческих операциях было частью соревнования
с Западом и (с точки зрения последнего) подтверждением би-полярности и
"объективности" проводимых операций. Для нашей страны миротворчество
в том виде было второстепенным средством подтверждения своего авторитета
в мире, так как основные усилия сосредоточивались на непосредственном
участии в формировании внешней политики ряда зарубежных стран. 1.1. Участие в миротворческих операциях сейчас оказывается
для России едва ли не единственным средством распространения своего влияния
в других регионах мира. Поэтому необходимо участие России в миротворческой
деятельности под эгидой ООН, ибо это лучший способ демонстрации своих
национальных интересов и потенциальных возможностей. Параллельно с этим
нужно развернуть в российской прессе кампанию по созданию нового типа
"героя нашего времени" в образе миротворца. Это российский солдат/офицер,
несущий народам мир, но не силой оружия, а своим присутствием, своим авторитетом
останавливающий кровопролитие и междоусобицы. 1.2. Распространенное мнение о высокой затратности миротворческой
деятельности необходимо изменить, введя доступное понятие "упущенной
выгоды" от неучастия в ней. Миротворчество - это, в известной мере,
рекламная акция, демонстрирующая потенциал, возможности страны-миротворца,
интеллект и "человеческий материал" народа, ее населяющего.
Участвуя в миротворческих операциях, Россия утверждает себя на международной
арене и свои достижения в технической и гуманитарной областях на мировые
рынки. Стереотипное представление о нерентабельности миротворчества
может и должно быть разрушено путем продвижения государственной "Программы
участия России в снабжении рынка товаров и услуг, потребляемых ООН",
в том числе и на цели миротворчества. Реализация такой программы позволит не только в значительной
степени пополнить государственный бюджет, но также создать специальный
Президентский фонд финансирования миротворческих операций, способный привлекать
внебюджетные средства, в том числе и частные пожертвования. Провозглашение миротворчества государственной политикой России обеспечит укрепление ее международного авторитета. Основными целями этой политики должно стать: 1. Сохранение прямого влияния на Миротворческие Миссии ООН
на территориях стран СНГ и в других регионах. 2. Восстановление миротворческого механизма ООН/ОБСЕ как
единственного соответствующего нормам международного права средства разрешения
международных споров и предотвращения военных конфликтов, с перспективой
создания миротворческих сил ООН. 3. Вхождение в рынок "миротворческих товаров и услуг"
как дополнительный стимулятор развития отечественного производства и пополнения
бюджета. 4. Использование миротворчества в качестве базиса Программы
воспитания молодежи в духе патриотизма и миролюбия. (Программа состоит
из двух ступеней, соответствующих средней и высшей школе. Первая ступень
уже разработана и внедряется. Вторая - в процессе разработки). 2. Основные принципы участия в миротворческой деятельности
ООН. Для того чтобы миротворческая деятельность приносила положительные
политические и экономические результаты, необходимо в основу национальной
концепции миротворчества, кроме основных положений Устава ООН, положить
следующие принципы: 2.1. Принцип полезности. Участие России в каждой отдельной
миротворческой операции должно быть предметом обсуждения Совета безопасности
страны. Решение на участие должно основываться на глубокой и всесторонней
оценке комплекса политических условий, связанных с предстоящей миротворческой
операцией и ее важности для России. 2.2. Принцип экономической обоснованности. Участие в миротворческой
деятельности не должно подрывать бюджет государства. Необходима реалистическая
оценка наличия ресурсов, достаточных для проведения операций. 2.3. Принцип профессионализма. В миротворческих операциях
должны использоваться наряду с элитными частями ВДВ, специально подготовленные
и натренированные подразделения "Национального гуманитарного миротворческого
корпуса" (см. пункт 3). Этот корпус должен формироваться преимущественно
из резервистов и офицеров запаса, имеющих опыт участия в миротворческих
операциях. 2.4. Принцип контроля. Действия миротворцев должны контролироваться
руководством страны, равно как их материальная и техническая обеспеченность
и постоянная готовность к выполнению поставленных задач. 2.5. Принцип информирования. 3. Основные компоненты государственного миротворческого
механизма 3.1. Управление миротворческих операций. 3.2.. Национальные миротворческие силы. Для координации миротворческой деятельности на новом уровне
и в новом формате необходимо: Сергей Лавров Президент МООВММООН Виктор ТарусинВице-президент
МООВММООН Сможет ли Россия вернуться с войны?В вестник пришло несколько писем, посвященных последним событиям в Беслане. Редколлегия оставляет одно из них так как оно есть, без редакторской правки. ТЕРРОР В результате
террористических актов гибнут ни в чем неповинные люди, нестерпимая боль
разрывает души их родных и близких, страдают и испытывают сильный страх
окружающие... Начинается распад общества... Терроризм, как
явление существует очень давно и распространен по всему миру. Так, ирландские
террористы многие годы наводят ужас на англичан, палестинские террористы
полвека держат в страхе израильтян, баски взрывают испанцев, даже американцы
испытали на себе сильнейший террористический удар. Россия тоже не один
год льет слезы о погибших в результате террора, а если вспомнить историю
то станет понятно, что первый всплеск терроризма прослеживается еще с
19-ого века... Но современные потери несравненно больше. Перечисление
террористических актов в России займет не одну строчку - 129 погибших
заложников "Норд-Оста", 13 человек - в Тушино на фестивале "Крылья",
и еще погибшие в Буденновске, в результате террактов на Пушкинской, Тверской-Ямской,
Павелецкой, Рижской, в самолетах... На сегодняшний день количество погибших
в результате захвата школы в г.Беслане увеличилось еще на 335 человек,
к этому количеству можно прибавить еще людей, получивших увечья, а также
безутешных родных... Как или чем измерить эту боль и страдание? Терроризм слеп,
безрассуден и бесчеловечен. Это бессмысленное уничтожение людей. Террор
никогда не приводил к достижению цели, а нес с собой только страх, боль
и страдание. Какими словами можно определить террориста, с кем или с чем
можно его сравнить? Это не люди и не животные, ведь даже хищники побеждают
жертву в честном поединке... Угрожать слабым, ни в чем не повинным детям
и расстреливать их в спину, это не подлежит никакому определению... Извечный русский
вопрос: кто виноват в этой бессмысленной бойне? Чеченцы утверждают, что
они хотят свободу своей республике, а русские утверждают, что они хотят
свободы и процветания России и всем входящим в нее республикам. От такого
противостояния интересов страдают простые люди с обеих сторон, а Россия
уже более десяти лет не может "вернуться с войны", и новые поколения
русских и чеченцев воспитываются во взаимной вражде и ненависти. Известная
русская поговорка гласит, что худой мир лучше доброй ссоры, так почему
же российские власти не следуют этой истине? Грош цена государству,
которое не может защитить своих жителей и в особенности детей! Наши военные
постоянно заботятся о выполнении плана призыва молодежи на военную службу,
но почему молодые парни должны защищать государство, которое не может
защитить их?! И страшно подумать, что от всех этих бед и ужасов кто-то
имеет свою прибыль, а человеческие жизни становиться копейками, со звоном
падающими в чьи-то кошельки... Только время все расставит на свои места и история возможно, обьяснит, что явилось причиной этих несчастий, но нужно как-то выживать сейчас, и не просто выживать, а жить и радоваться жизни. Что конкретно могут сделать миротворцы для того, чтобы жизнь наших людей стала хоть чуть-чуть спокойней и радостней? Конечно, мы не имеем сил и возможностей прекратить войну, но, занимая безоговорочную позицию на стороне мира и разъясняя всем окружающим, что терроризм не имеет национальности, и русские люди не должны быть агрессивно настроены по отношению, например, ко всем чеченцам, мы тем самым можем внести свою маленькую лепту в сохранение мира и спокойствия между людьми. Как известно из последних репортажей из Беслана в террористическом отряде были люди разных национальностей: арабы, чеченцы и даже русские! Жизненная позиция
любого человека зависит не от национальности, а от характера, воспитания,
окружающей среды и т.д. Виктория Александрова,
школа № 1239 Мировое сообщество скорбитОт: Olga Mokrova Дорогой Валерий! Мы, как Россияне в ООН, получили много слов сострадания и поддержки от наших коллег со всего мира во время событий в школе № 1 в Беслане. Глаза наполнялись слезами при виде маленьких ангелов, которых держали в страхе, шоке, без воды и еды несколько дней, а потом стреляли им в спины. Мы скорбели и скорбим вместе. Скулы сжимаются в гневе при
мысли о том, что уже нет различия в выборе цели для захвата между взрослыми
и детьми, что ударили по самому больному - по нашим кровиночкам. Просто
не может уложиться в голове, что кто-то так просто может стрелять и убивать
наших детей и женщин, вопреки всем человеческим ценностям. Olga Mokrova,
|
||||||||
Редакционный совет и Совет ветеранов Музея: | ||||||||
Гергель В.В., кандидат исторических наук, доцент кафедры
Захаров В.Ф., директор Центра международных образовательных
программ, военный наблюдатель ООН в 1976–1979 гг.
Исаенко А.И., военный наблюдатель ООН
в 1973–1976 гг.
Комляков Е.Е., заместитель директора школы № 1239
(г.Москва), военный наблюдатель ООН в 1980–1982 гг.
|
||||||||
© 2001–2004 Музей миротворческих операций. Все права защищены. |