Вестник Музея миротворческих операций
Миротворцы всех стран, — соединяйтесь!
Голос миротворцев
№ 160
8 сентября 2004 года
E-mail орган Движения юных миротворцев и школ мира (http:/www.un-museum.ru/vestnik/)
Издается с 13 февраля 2001 года
Контакты:
141500, Московская область, г.Солнечногорск, ул.Дзержинского, д.20, к.57
Тел.: +7 (095) 994–10–73
Е-mail: director@un-museum.ru;
http://www.un-museum.ru
Вестник издается
Московской областной общественной организацией «Союз миротворцев» при содействии Московского института открытого образования и Информационного центра ООН в Москве.
Вестник рассылается
директорам школ и руководителям НПО в России и СНГ, российским миротворцам, работающим в миссиях ООН и ОБСЕ, ветеранам миротворцам в России и в Украине, а также представителям организаций системы ООН в России.
Subscribe / Unsubscribe

Содержание:


Прав ли был доктор Рошаль?

Доктор Рошаль в одном из своих интервью в связи с захватом заложников в Беслане посетовал, что ему не оказал помощи Международный Красный Крест. Ни тогда, в Норд Осте, ни сейчас, в Беслане...

Сразу после этого заявления на экранах центральных каналов ТВ показали кадры, на которых машина Красного Креста въезжала в Беслан. Однако какого-либо продолжения деятельности этой организации в Беслане по содействию в урегулировании кризиса с заложниками не было заметно. Впрочем, перед этой организацией такая задача и не стоит.

В заявлении, сделанном председателем Российского Красного Креста отмечалось, что представители Международного Красного Креста могут присутствовать только в тех странах, где идет война. Что касается России, то здесь находится организация Российского Красного Креста, ответственная за оказание гуманитарной помощи пострадавшим...

Заявление председателя РКК в данном случае абсолютно корректно. Российский Красный Крест выполняет в нашей стране очень важную гуманитарную миссию, оказывая помощь тем, кто в ней нуждается. А то, что функции Международного Красного Креста в зонах боевых действий - оказание помощи и одной, и другой стороне конфликта - порой выглядят как посредничество связано со спецификой урегулирования вооруженного конфликта, когда обе стороны рассматриваются не только как равноправные получатели гуманитарной помощи, но и как партнеры переговорного процесса по урегулированию конфликта.

В данном случае в Беслане имел место террористический акт, явление относительно новое, не подпадающее под классификацию международной миротворческой практики, сложившейся в ходе многочисленных миротворческих операций ООН.

Так все-таки прав ли был Леонид Рошаль сетуя, что в критический момент, когда террористы отказались принять воду и пищу для заложников, в зоне противостояния не оказалось ни одной представительной организации, способной оказать гуманитарную помощь заложникам?

Представляется, что всемирно известный Доктор Мира вполне определенно сформулировал то, что уже давно витает в воздухе. И России, и всему миру в условиях террористической угрозы как воздух нужна авторитетная организация, способная в любых условиях, независимо от их сложности решать гуманитарные миротворческие задачи.

Впервые идея создания Гуманитарного миротворческого корпуса была высказана группой российских профессиональных миротворцев в 1998 году. В дальнейшем она нашла свое выражение в разделе "Национальный гуманитарный миротворческий корпус (НГМК)" проекта Концепции миротворчества Межрегиональной общественной организация ветеранов миротворческих миссий ООН (президент - Сергей Лавров, вице-президент - Виктор Тарусин).


Проект

КОНЦЕПЦИЯ МИРОТВОРЧЕСТВА

1. Приоритетное направление внешней политики. Миротворчество как вид международной активности и реалия внешней политики существует в современном понимании немногим более 50 лет. Прежде, в период противостояния двух систем, участие СССР в миротворческих операциях было частью соревнования с Западом и (с точки зрения последнего) подтверждением би-полярности и "объективности" проводимых операций. Для нашей страны миротворчество в том виде было второстепенным средством подтверждения своего авторитета в мире, так как основные усилия сосредоточивались на непосредственном участии в формировании внешней политики ряда зарубежных стран.

1.1. Участие в миротворческих операциях сейчас оказывается для России едва ли не единственным средством распространения своего влияния в других регионах мира. Поэтому необходимо участие России в миротворческой деятельности под эгидой ООН, ибо это лучший способ демонстрации своих национальных интересов и потенциальных возможностей. Параллельно с этим нужно развернуть в российской прессе кампанию по созданию нового типа "героя нашего времени" в образе миротворца. Это российский солдат/офицер, несущий народам мир, но не силой оружия, а своим присутствием, своим авторитетом останавливающий кровопролитие и междоусобицы.
Участие России в миротворческих операциях может быть оправдано только в том случае, когда весь комплекс политических, гуманитарных и экономических мер исчерпан. При этом миротворческие операции должны иметь конкретные цели и проводиться в строгом соответствии с Мандатом ООН.

1.2. Распространенное мнение о высокой затратности миротворческой деятельности необходимо изменить, введя доступное понятие "упущенной выгоды" от неучастия в ней. Миротворчество - это, в известной мере, рекламная акция, демонстрирующая потенциал, возможности страны-миротворца, интеллект и "человеческий материал" народа, ее населяющего. Участвуя в миротворческих операциях, Россия утверждает себя на международной арене и свои достижения в технической и гуманитарной областях на мировые рынки.

Стереотипное представление о нерентабельности миротворчества может и должно быть разрушено путем продвижения государственной "Программы участия России в снабжении рынка товаров и услуг, потребляемых ООН", в том числе и на цели миротворчества.

Реализация такой программы позволит не только в значительной степени пополнить государственный бюджет, но также создать специальный Президентский фонд финансирования миротворческих операций, способный привлекать внебюджетные средства, в том числе и частные пожертвования.

Провозглашение миротворчества государственной политикой России обеспечит укрепление ее международного авторитета.

Основными целями этой политики должно стать:

1. Сохранение прямого влияния на Миротворческие Миссии ООН на территориях стран СНГ и в других регионах.

2. Восстановление миротворческого механизма ООН/ОБСЕ как единственного соответствующего нормам международного права средства разрешения международных споров и предотвращения военных конфликтов, с перспективой создания миротворческих сил ООН.

3. Вхождение в рынок "миротворческих товаров и услуг" как дополнительный стимулятор развития отечественного производства и пополнения бюджета.

4. Использование миротворчества в качестве базиса Программы воспитания молодежи в духе патриотизма и миролюбия. (Программа состоит из двух ступеней, соответствующих средней и высшей школе. Первая ступень уже разработана и внедряется. Вторая - в процессе разработки).

2. Основные принципы участия в миротворческой деятельности ООН. Для того чтобы миротворческая деятельность приносила положительные политические и экономические результаты, необходимо в основу национальной концепции миротворчества, кроме основных положений Устава ООН, положить следующие принципы:

2.1. Принцип полезности. Участие России в каждой отдельной миротворческой операции должно быть предметом обсуждения Совета безопасности страны. Решение на участие должно основываться на глубокой и всесторонней оценке комплекса политических условий, связанных с предстоящей миротворческой операцией и ее важности для России.

2.2. Принцип экономической обоснованности. Участие в миротворческой деятельности не должно подрывать бюджет государства. Необходима реалистическая оценка наличия ресурсов, достаточных для проведения операций.

2.3. Принцип профессионализма. В миротворческих операциях должны использоваться наряду с элитными частями ВДВ, специально подготовленные и натренированные подразделения "Национального гуманитарного миротворческого корпуса" (см. пункт 3). Этот корпус должен формироваться преимущественно из резервистов и офицеров запаса, имеющих опыт участия в миротворческих операциях.

2.4. Принцип контроля. Действия миротворцев должны контролироваться руководством страны, равно как их материальная и техническая обеспеченность и постоянная готовность к выполнению поставленных задач.

2.5. Принцип информирования.
Тема миротворчества может и должна в значительной степени вытеснить в средствах массовой информации темы криминала и насилия и восстановить утраченный образ положительного героя, столь необходимый для воспитания молодежи.

3. Основные компоненты государственного миротворческого механизма

3.1. Управление миротворческих операций.
Управление миротворческих операций при Администрации Президента РФ создается с целью выработки единого государственного подхода к оценке форм и методов миротворческих операций и координации работы МИД, комитетов по Обороне и по международной политике Государственной Думы по определению первоочередных задач и долгосрочной политики в области миротворчества. Работа управления должна начаться с определения единой и согласованной с Международным сообществом системы терминологии миротворчества.

3.2.. Национальные миротворческие силы.
Силам и средствам МО и других государственных структур, в настоящее время применяемым в миротворческих операциях, должен быть придан официальный статус Национальных миротворческих сил.
НГМК, созданный как неправительственная организация, должен гармонично вписаться в общую структуру НМС на правах важного компонента, отвечающего за проведение комплексных превентивных миротворческих операций чисто гуманитарного характера.

3.3. Национальный гуманитарный миротворческий корпус (НГМК)
НГМК создается как неправительственная организация невоенного, неполитического и нерелигиозного характера. Инициатором формирования национального гуманитарного миротворческого корпуса выступает самостоятельная неправительственная организация: Межрегиональная общественная организация ветеранов миротворческих миссий ООН при поддержке Института устойчивого развития, региональной молодежной общественной организации содействия миротворческой деятельности "Миротворец" и ряда других общественных организаций, разделяющих ее цели.

ВЫВОД:

Для координации миротворческой деятельности на новом уровне и в новом формате необходимо:
1. В рамках Администрации Президента России создать Управление миротворческих операций.
2. Принять Национальную концепцию миротворчества.
3. Придать силам и средствам, применяемым в миротворческой деятельности ООН и ОБСЕ, статус Национальных миротворческих сил.
4. Россия должна незамедлительно инициировать переговорный процесс по вопросу взаимодействия с формируемым Европейским миротворческим корпусом быстрого реагирования и участия в разработке проекта Групп быстрого реагирования ОБСЕ.
5. На государственном уровне поддержать введение в систему образования предмета "Миротворчество" как основополагающей дисциплины курса Устойчивого развития регионов, разработанного Институтом устойчивого развития.

Сергей Лавров Президент МООВММООН Виктор ТарусинВице-президент МООВММООН

(Текст проекта был опубликован в конце 90-х годов на сайте МООВММООН http://www.geocities.com/ravunpm/Mirotvorets.html)


Сможет ли Россия вернуться с войны?

В вестник пришло несколько писем, посвященных последним событиям в Беслане. Редколлегия оставляет одно из них так как оно есть, без редакторской правки.

ТЕРРОР

В результате террористических актов гибнут ни в чем неповинные люди, нестерпимая боль разрывает души их родных и близких, страдают и испытывают сильный страх окружающие... Начинается распад общества...

Терроризм, как явление существует очень давно и распространен по всему миру. Так, ирландские террористы многие годы наводят ужас на англичан, палестинские террористы полвека держат в страхе израильтян, баски взрывают испанцев, даже американцы испытали на себе сильнейший террористический удар. Россия тоже не один год льет слезы о погибших в результате террора, а если вспомнить историю то станет понятно, что первый всплеск терроризма прослеживается еще с 19-ого века... Но современные потери несравненно больше. Перечисление террористических актов в России займет не одну строчку - 129 погибших заложников "Норд-Оста", 13 человек - в Тушино на фестивале "Крылья", и еще погибшие в Буденновске, в результате террактов на Пушкинской, Тверской-Ямской, Павелецкой, Рижской, в самолетах... На сегодняшний день количество погибших в результате захвата школы в г.Беслане увеличилось еще на 335 человек, к этому количеству можно прибавить еще людей, получивших увечья, а также безутешных родных... Как или чем измерить эту боль и страдание?

Терроризм слеп, безрассуден и бесчеловечен. Это бессмысленное уничтожение людей. Террор никогда не приводил к достижению цели, а нес с собой только страх, боль и страдание. Какими словами можно определить террориста, с кем или с чем можно его сравнить? Это не люди и не животные, ведь даже хищники побеждают жертву в честном поединке... Угрожать слабым, ни в чем не повинным детям и расстреливать их в спину, это не подлежит никакому определению...

Извечный русский вопрос: кто виноват в этой бессмысленной бойне? Чеченцы утверждают, что они хотят свободу своей республике, а русские утверждают, что они хотят свободы и процветания России и всем входящим в нее республикам. От такого противостояния интересов страдают простые люди с обеих сторон, а Россия уже более десяти лет не может "вернуться с войны", и новые поколения русских и чеченцев воспитываются во взаимной вражде и ненависти. Известная русская поговорка гласит, что худой мир лучше доброй ссоры, так почему же российские власти не следуют этой истине? Грош цена государству, которое не может защитить своих жителей и в особенности детей! Наши военные постоянно заботятся о выполнении плана призыва молодежи на военную службу, но почему молодые парни должны защищать государство, которое не может защитить их?! И страшно подумать, что от всех этих бед и ужасов кто-то имеет свою прибыль, а человеческие жизни становиться копейками, со звоном падающими в чьи-то кошельки...

Только время все расставит на свои места и история возможно, обьяснит, что явилось причиной этих несчастий, но нужно как-то выживать сейчас, и не просто выживать, а жить и радоваться жизни. Что конкретно могут сделать миротворцы для того, чтобы жизнь наших людей стала хоть чуть-чуть спокойней и радостней? Конечно, мы не имеем сил и возможностей прекратить войну, но, занимая безоговорочную позицию на стороне мира и разъясняя всем окружающим, что терроризм не имеет национальности, и русские люди не должны быть агрессивно настроены по отношению, например, ко всем чеченцам, мы тем самым можем внести свою маленькую лепту в сохранение мира и спокойствия между людьми. Как известно из последних репортажей из Беслана в террористическом отряде были люди разных национальностей: арабы, чеченцы и даже русские!

Жизненная позиция любого человека зависит не от национальности, а от характера, воспитания, окружающей среды и т.д.
Остается только ждать, что наше правительство наконец-то осознает страдание своего народа и предпримет какие-то реальные шаги в плане урегулирования русско-чеченского конфликта... Надеюсь, мы успеем отпраздновать день рождения "страны вернувшейся с войны..."

Виктория Александрова, школа № 1239


Мировое сообщество скорбит

От: Olga Mokrova
Дата: 6 сентября 2004 г. 19:37
Тема:
Re: info159

Дорогой Валерий!

Мы, как Россияне в ООН, получили много слов сострадания и поддержки от наших коллег со всего мира во время событий в школе № 1 в Беслане. Глаза наполнялись слезами при виде маленьких ангелов, которых держали в страхе, шоке, без воды и еды несколько дней, а потом стреляли им в спины.

Мы скорбели и скорбим вместе. Скулы сжимаются в гневе при мысли о том, что уже нет различия в выборе цели для захвата между взрослыми и детьми, что ударили по самому больному - по нашим кровиночкам. Просто не может уложиться в голове, что кто-то так просто может стрелять и убивать наших детей и женщин, вопреки всем человеческим ценностям.

Olga Mokrova,
Military Analyst


Количество миротворческих операций приближается к новому пику

От: Amalia Istomina <Amalia@UNIC.RU>
Дата: 7 сентября 2004 г. 9:27
Тема: Press Release 1 (Monday, 6 September 2004)

6 сентября 2004 г.

ПРЕСС-РЕЛИЗ

Генеральный секретарь ООН: Количество миротворческих миссий приближается к новому пику


ООН, Нью-Йорк, 7 сентября 2004 г. - Как сообщил Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан в сегодняшнем докладе Генеральной Ассамблее, количество и масштаб миротворческих операций приближаются к высшему уровню за все время их проведения, что, с одной стороны, улучшает перспективы разрешения конфликтов, а с другой стороны, грозит растянуть до предела потенциальные возможности системы.

"Возросший в 2004 г. спрос на миротворческие операции ООН представляет собой вызов, не виданный с периода резкого увеличения масштаба и сложности операций в 1990-е гг.", - заявляет Генеральный секретарь в своем ежегодном докладе об осуществлении Декларации тысячелетия, принятой в 2000 г.

Укрепляя свою поддержку миротворчеству из штаб-квартиры, ООН осуществляет руководство 17 миротворческими операциями, проходящими в сложном и шатком политическом окружении в Афганистане, Эфиопии и Эритрее, Грузии и Косово. Войска ООН покидают сейчас ставшую стабильной Сьерре-Леоне, где они помогли правительству страны добиться мира. Миссия ООН сокращается в соответствии с планом в Восточном Тиморе после оказания миротворцами помощи в обеспечении независимости этого государства.

За прошедший год были санкционированы новые операции в Либерии, Кот-д'Ивуаре, Гаити и Бурунди; планируется крупная миссия в Судане. Генеральный секретарь собирается значительно усилить миротворческую миссию в Демократической Республике Конго для обеспечения того, чтобы мирный процесс не был повернут вспять.

По расчетам Генерального секретаря, для удовлетворения волнообразной потребности в миротворческих операциях потребуется свыше 30 000 военных в дополнение к уже более чем 50 000 уже дислоцированных в начале 2004 г. Согласно Департаменту ООН по операциям по поддержанию мира, это означает, что в числе "голубых беретов" может находиться больше армейских подразделений и гражданской полиции, чем в пик миротворческой деятельности в 1993 г., когда число военнослужащих составляло 78 000 человек.

Обязательства, необходимые для расширения операций

Приветствуя возросший спрос на миссии ООН как сигнал новых возможностей для мира, Генеральный секретарь предупреждает, что для этого необходимо предоставление политических, финансовых, материальных и человеческих ресурсов и для каждой операции жизненно важна четкая стратегия выхода.

Генеральный секретарь подчеркивает, что ООН ищет поддержку миротворческой деятельности в равной мере у развивающихся и развитых стран. Он отмечает острый дефицит специализированных военных средств, таких, как тактическая авиационная поддержка и оборудование для полевой медицины, а также нехватку франкоязычных полицейских и надвигающееся истощение стратегических резервных фондов для операций по поддержанию мира.

Генеральный секретарь ООН также указывает на необходимость постоянной кропотливой работы с местными учреждениями для содействия устойчивому экономическому развитию и благому управлению, а также для укрепления верховенства права.

"Международное сообщество должно осознать необходимость уважать и поддерживать международное верховенство права во всех сферах - от поддержания международного мира и безопасности до управления мировой торговлей и защиты прав человека", - заявляет Генеральный секретарь в своем докладе, который содержит ежегодную оценку осуществления целей, принятых главами государств и правительств в сентябре 2000 г. на Саммите тысячелетия в Нью-Йорке.

В других разделах доклада Генеральный секретарь заявляет, что благодаря вступлению в силу Конвенции ООН против международной организованной преступности, ее ратификации 82 государствами, а также принятию и открытию к подписанию в декабре 2003 г. в Мериде (Мексика) Конвенции ООН против коррупции, было усилено всемирное реагирование на проблему наркотиков и трансграничную преступность.

Согласно докладу, организованная преступность сегодня принимает форму сложных бизнес-конгломератов, в то время как такие иерархические структуры, как "семьи" и картели исчезают. Диверсификация видов преступной деятельности наряду с децентрализованной структурой представляет трудности для осуществления правого принуждения, а преступные сети используют в своих целях гражданские конфликты и политическую нестабильность, а также возможность предоставить услуги террористическим организациям.

Как отмечается в докладе, растет частота природных катастроф и усугубляется их воздействие на бедных и незащищенных. Только в 2003 г. 75 000 человек погибли в 700 природных катаклизмах, включая землетрясения в Баме и Алжире. Шестьсот миллионов людей пострадало от различных природных бедствий, а общие экономические потери превышают, по разным подсчетам, 65 млрд. долл. США. Ряд тенденций, таких, как подъем уровня моря, усиление колебаний температуры, а также количество осадков и изменения в сельскохозяйственной конъюнктуре, свидетельствуют о продолжающихся опасностях.

К счастью, международное сообщество использует новые стратегии для предупреждения катаклизмов и уменьшения опасности. Мощное наводнение в Южной Африке в июле этого года, хотя и тяжелое, было менее разрушительным, чем предыдущие, благодаря подготовленности местного населения и потенциалу реагирования. Борьба со структурными препятствиями обеспечению продовольственной безопасности в странах Африканского рога предотвратило тяжелый голод в результате засушливого периода, начавшегося в 2002 г.

Ежегодный доклад Генерального секретаря также включает оценку неоднородного прогресса в осуществлении Целей тысячелетия в области развития.

Редакционный совет и Совет ветеранов Музея:
Гергель В.В., кандидат исторических наук, доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин МИОО, военный наблюдатель ООН в 1973–1976 гг., директор Музея миротворческих операций (редактор вестника).
Захаров В.Ф., директор Центра международных образовательных программ, военный наблюдатель ООН в 1976–1979 гг.
Исаенко А.И., военный наблюдатель ООН в 1973–1976 гг.
Комляков Е.Е., заместитель директора школы № 1239 (г.Москва), военный наблюдатель ООН в 1980–1982 гг.
© 2001–2004 Музей миротворческих операций. Все права защищены.