Вестник Музея миротворческих операций
Миротворцы всех стран, — соединяйтесь!
Голос миротворцев
№ 158
30 августа 2004 года
E-mail орган Движения юных миротворцев и школ мира (http:/www.un-museum.ru/vestnik/)
Издается с 13 февраля 2001 года
Контакты:
141500, Московская область, г.Солнечногорск, ул.Дзержинского, д.20, к.57
Тел.: +7 (095) 994–10–73
Е-mail: director@un-museum.ru;
http://www.un-museum.ru
Вестник издается
Московской областной общественной организацией «Союз миротворцев» при содействии Московского института открытого образования и Информационного центра ООН в Москве.
Вестник рассылается
директорам школ и руководителям НПО в России и СНГ, российским миротворцам, работающим в миссиях ООН и ОБСЕ, ветеранам миротворцам в России и в Украине, а также представителям организаций системы ООН в России.
Subscribe / Unsubscribe

Содержание:


Экологическому кодексу "Человек и Земля" исполнилось 9 лет

В мае 2004 года Общественному экологическому кодексу "Человек и Земля" исполнилось 9 лет. Срок не малый для того, чтобы убедиться в том, что все о чем думалось представителям 150 экологических организаций, принявшим этот кодекс после горячих обсуждений и дебатов в середине 90-х годов, остается актуальным и по сей день.

Радует то, что тогда, 9 лет назад, российским экологистам удалось определить самое главное и необходимое для выживания и развития общества - ценность "всякой жизни". Абсолютно жизненными остаются и остальные положения кодекса, ведь угроза экологической катастрофы за истекшие 9 лет не уменьшилась...

В конце 90-х годов Экологический кодекс, наряду с 10 Заповедями человечности Дмитрия Лихачева и Манифестом 2000, был взят за основу идеологии Движения юных миротворцев, которое начало формироваться в России в 1998 году на базе Московского института открытого образования при содействии Правительства Москвы, МИДа РФ, МВД РФ, МО РФ, а также Информационного центра ООН в Москве.

Весь 6-летний путь развития Движения юных миротворцев свидетельствует о правильности решения, принятого ветеранами миротворческих миссий ООН, занимающимися вопросами экологического и гражданско-патриотического воспитания школьников в духе культуры мира и миротворчества.

ОБЩЕСТВЕННЫЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КОДЕКС
"Человек и Земля"

Природа - наш общий Дом. От состояния нашего Дома зависят здоровье, долголетие, трудоспособность и благосостояние нынешних и будущих поколений.

Рост населения и материального производства усиливает разрушительное воздействие на Природу, изменяя ее фундаментальные свойства: температуру и химический состав воздуха, почв и вод, уровень радиационного фона, мощность озонового слоя и другие. В результате изменяется климат, исчезают многое виды растений и животных, ухудшается структура и состав генофонда.

Главная причина надвигающейся катастрофы коренится в исторически сложившихся ценностных установках, стимулирующих все возрастающее потребление ресурсов в ущерб Природе, моральному, физическому и духовному развитию Человека.

Обостряющиеся экологические проблемы не могут быть решены только технико-экономическими методами. Необходима смена ценностных ориентиров, коренное изменение представлений о месте и роли Человека в Природе. Гармоничное развитие Природы и Человека - гарантия выживания цивилизации.

Обществу нужны новые мировоззренческие принципы и ориентиры, морально-правовые нормы взаимоотношения Человека и Природы.

1.Основы экологического сознания

1.1. Всякая Жизнь самоценна, уникальна и неповторима. Осознание Человеком своей ответственности за все живое - основа нравственного воспитания и поведения.

1.2. Условия существования Человека и живой Природы определяются естественными законами единой целостной системы Вселенная - Земля - Биосфера и имеют для развития цивилизации жизненно важное значение. Природа -
вселенский источник вечной красоты, добродетели и познания.

1.3. Катастрофическое состояние Природы Земли связано с негативными последствиями деятельности Человека. Сохранение и восстановление Природы - важнейшая задача нынешних и последующих поколений людей Земли.

1.4. Бережное отношение к природным ресурсам и разумное потребление материальных благ - дело и священный долг Человека. Типы собственности, характер деятельности и образ жизни Человека должны определяться интересами сохранения Природы, принципами устойчивого развития.

1.5. Развитие жизни основывается на единстве и многообразии всех живых существ в Природе. Сохранение и приумножение многообразия животных и растений является условием сохранения Жизни.

1.6. Спасение человечества - в духовном развитии и Культуре Мира, Любви и Добра. Они служат защите всего живого и интересов Природы в целом.

2. Нормы экологического бытия

2.1. Каждый человек имеет равные права с другими людьми на здоровую среду обитания и природно-зкологические ресурсы, необходимые для жизни и достойного существования.

2.2. Необратимое разрушение природной среды - аморальное деяние и преступление, нарушающее экологические права Человека.

2.3. Будущие поколения людей имеют равные права с ныне живущими на здоровую природную среду. Каждый человек несет свою меру ответственности перед потомками за ущерб, причиненный Природе.

2.4. Каждый человек несет моральную ответственность за состояние природной среды, сохранение жизни на Земле и экологическое воспитание подрастающего поколения.

2.5. Каждый человек имеет право на экологический контроль и достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

2.6. Решения, влияющие на состояние природной среды на какой-либо территории, не могут быть приняты без участия независимых экспертов и населения, проживающего на этой территории.

2.7. Защита конституционного права граждан на здоровую природную среду - обязанность законодательных органов власти всех уровней и правозащитных организаций.

УЧАСТНИКИ СЕКЦИЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КОДЕКС
И.Ф.Баришпол, Г.Г.Барсегян, Б.Д.Басманов, Т.П.Булат, СЛ.Богина, В.В.Вербицкий, Л.А.Ворожейкина, В.Л.Грейсух, В.В.Гергель, Е.Даривханы, С.Дельгадо, Ш.Дениев (Халиф Адам), В.А.Ермакова, Л.Д.Жукова, Ю.Н.Забродоцкий, Ю.А.Зимин, Г.В.Зинуков, Т.В.Злотникова, В.А.Зубаков, О.П.Иванов, Н.И.Кирина, А.В.Кожара, В.Л.Кожара, С.Н.Коняев, Г.Я.Корольков, В.А.Колыбин, И.А.Кукушкина, Э.С.Кульпин, И.АЛихачева, О.ВЛосева, К.Г.Максимов, В.В.Мантатов, Г.Л.Мельникова, Г.И.Молоканов, Н.И.Надеина, В.С.Орлин, Б.Н.Павлов, А.А.Парамонов, И.А.Перевозский, Р.А.Перелет, О.Н.Пивоваров, О.П.Плющ, В.Г.Рачеев, Б.Г.Режабек, Т.В.Романова, П.М.Савельев, А.Н.Савина, А.С.Савчук, В.А.Сацевич, В.П.Сорокин, Л.М.Спиридонова, В.П.Статун, Г.П.Сушкова, О.А.Тараенко, А.В.Труфанов, В.И.Углев, А.Г.Фишер, Н.М.Фляженкова, С.Р.Фомичев, Т.В.Ханжина, С.Г.Харченко, Г.С.Хозин, А.В.Хорунжий, В.А.Челышев, А.Т.Шаталов, С.Б.Шеболдаев, А.Б.Штанге.

Общественный экологический кодекс"Человек и Земля" был разработан и принят Международым Форумом "Экологическая политика и миротворчество в Евразийском пространстве", проходившим 18-20 мая 1995 г. в г.Москве в рамках Европейского года охраны природы (EГОП/ENCY-95) Совета Европы и в связи с 50-летием образования Организации Объединенных Наций.

Кодекс был поддержан и одобрен:
Первой конференцией общественных экологических организаций России (30 мая-I июня 1995 г. пос. Московский);
Международным Симпозиумом "Социально-экологическая безопасность женщин на пороге 21 века" (2-5 июня 1995 года, город Москва);
Всероссийским съездом по охране природы (3-5 июня 1995 года, город Москва);
Международным Форумом "Этносы и Природа" - "ETNA'95" (24 июня-4 июля 1995 года, город Попрад, Словакия).


Draft Public Environmental Code: Man and the Earth

Роль и значение Кодекса "Человек и Земля", разработанного в России в середине 90-х годов, для определения основных направлений цивилизационного развития трудо переоценить. Возможно поэтому он был опубликован и поддержан не только в России, но и в других странах.

За его публикацию в материалах конференции "Конфликты и окружающая среда", взялось довольно известное издательство - Kluwer Academic Publishers, которое в 1997 году выпустило книгу "Conflicts and the Environment" ( ISBN 0-7923-4768-4).

В этой книге была опубликована английская версия Кодекса, подготовленная Музеем миротворческих операций.

Draft Public Environmental Code: Man and the Earth

Nature is our common home. The health, long life, efficiency and welfare of present and future generations depend on the state of that home.

The growth of population and the increase of the production of goods enhance the destructive effect on nature, bringing about changes in its fundamental characteristics, such as in the temperature and chemical composition of the ambient air, soil and water, levels of radiation background, thickness of the ozone layer, etc. This results in climatic changes, which in turn lead to the extinction of various species of plants and animals and to the deterioration of the genetic pool.

The chief cause of the imminent catastrophe lies in the historically formed prior/iy of values stimulating the evergrowing consumption of resources to the detriment of the environment and of the moral, physical and spiritual development of mankind.

The aggravating ecological problems cannot be solved by technical and economic methods. It is necessary to reconsider the value guidelines, to drastically revise the current idea of mankind's place and role in the environment. The harmonic development of mankind and nature is a guarantee for the survival of civilization.

The public is in need of new ideological principles and guidelines, and of moral and legal standards for the man-nature relationship.

1. Fundamentals of Ecological Awareness

1.1 Any life is unique, inimitable and valuable in itself. The veneration of life and man's awareness of his responsibility for every living thing - man and beast - constitute the basis of moral conduct and education.

1.2 The conditions of existence of mankind and animate nature are determined by the natural laws of the unique and whole system: the universe, the earth, the biosphere. They are of paramount importance for the progress of civilization. Nature is the ecumenical source of eternal beauty, virtue and knowledge.

1.3 The disastrous state of nature on earth is directly linked with the negative after effects of human activity. The preservation and restoration of nature is the most essential duty of the existent and subsequent generations of humans on the Earth.

1.4 The careful use of natural resources and reasonable consumption of goods are the vita! task and sacred duty of mankind. The forms of ownership, character of activity and way of human life must be dedicated to the necessity of preserving the
environment and to the idea of sustainable development.

1.5 The progress of life is based on the unity and diversity of all kinds of creatures known to nature. The preservation and multiplication of the diversity of plants and animals are indispensable conditions for the continuation of life.

1.6 The salvation of mankind lies in its spiritual exaltation and in the cultivation of peace, love and goodness, as these serve the protection of every living being and the environment as a whole.

2. Standards of Ecological Existence

2.1 Every human being, like all other members of the community, has an equal right to live in a healthy environment and to make use of natural and ecological resources necessary for his existence and a meaningful iife.

2.2 The irreversible destruction of the environment is an immoral and criminal action resulting in violation of the ecological rights of mankind.

2.3 Future generations of human beings have an equal right to a healthy environ ment. Every human being shares the responsibility to our descendants for the dam age we have caused to the environment.

2.4 Every human being is morally responsible for the state of the environment, for preservation of life on the Earth and for the ecological education of the rising generation.

2.5 Every human being has a right to exercise ecological control and to obtain reliable information on the state of the environment, as well as a right to compensation for damage caused to either his health or his property as a consequence of the infringement of ecological legislation.

2.6 Decisions affecting the state of the environment in an area shall not be made without consulting independent experts and representatives of the people living in the place in question.

2.7 The protection of the constitutional right of citizens to a healthy environment is an important duty of legislative bodies at all levels and of organizations advocating human rights.


Манифест 2000

В преддверии 2000 года, объявленного Международным годом культуры мира и ненасилия, группа лауреатов Нобелевской премии мира при содействии ЮНЕСКО подготовила "Манифест 2000", положения которого перекликаются с положениями Общественного экологического кодекса "Человек и Земля".

Впервые Манифест 2000 был официально представлен в Париже 4 марта 1999 года Генеральным директором ЮНЕСКО Федерико Майором и членами Международной консультативной группы по культуре мира, в состав которой вошли, в частности, г-жа Мерид Корриган Магуайр (Северная Ирландия), Ригоберта Менчу Тум (Гватемала) и Адольф Перес Эскивель (Аргентина).

Целью этого документа, обращенного как ко всему международному сообществу, так и к отдельным гражданам, было - побудить каждого человека осознать важность идеалов мира, толерантности и солидарности и руководствоваться ими в своей повседневной жизни, реализуя тем самым культуру мира на практике.

Манифест 2000

Осознавая свою ответственность за будущее человечества и, в особенности, за будущее сегодняшних детей и грядущих поколений, я обязуюсь, что буду в своей повседневной жизни, дома и на работе, в своем сообществе, стране и регионе:

  • уважать жизнь и достоинство каждого человека без какой бы то ни было дискриминации и предубеждения;
  • настойчиво проводить в жизнь ненасилие, отвергая любое насилие - физическое, сексуальное, психологическое, экономическое, социальное, - прежде всего в отношении самых обездоленных, а также людей, находящихся в наиболее уязвимом положении, например, детей и подростков;
  • делиться своим временем и материальными ресурсами и быть щедрым, дабы положить конец отчуждению, несправедливости, политическому и экономическому угнетению;
  • отстаивать свободу выражения мнении и культурное многообразие, неизменно прислушиваясь к другим людям, вступая с ними в диалог, никого не отвергая, избегая фанатизма и злословия;
  • выступать против безудержного потребления, за такое развитие, при котором уважались бы все формы жизни и обеспечивалось сохранение природного равновесия на планете;
  • вносить свой вклад в развитие своего сообщества, содействуя всестороннему участию женщин в его жизни и уважению демократических принципов, дабы способствовать совместному созданию новых форм солидарности.


Движение юных миротворцев - 60-летию ООН

В октябре 2005 года Россия все мировое сообщество будут отмечать 60-летие Организации Объединенных Наций. В связи с подготовкой к этой дате Совет ветеранов Музея миротворческих операций рассмотрел и одобрил список мероприятий и социальных проектов, осуществляемых Музеем и Движением юных миротворцев в 2004/2005 учебном году.

Исходя из этого План мероприятий по подготовке к 60-летию ООН на 2004 год, принятый Общественным Советом по подготовке к 60-летию ООН 28 апреля 2004, может существенно пополниться за счет следующих мероприятий:

1. Организация выставки Музея миротворческих операций "Российский музей ООН. 60-летию ООН посвящается..." в Солнечногорском историко-краеведческом Музее (5 сентября 2004 - 27 февраля 2005 гг.)

2. Реализация социально значимых образовательных проектов:

а) История ООН глазами ветеранов;
б) Школьный клуб юных миротворцев;
в) Письмо российскому миротворцу.

Примечание: В целях повышения квалификации своих членов детские миротворческие организации могут направлять в Совет ветеранов Музея собственные инициативные проекты к 60-летию ООН, например, такие, как "Школьный музей мира" - подготовка экспозиции, рассказывающей о добрых делах школы и детской миротворческой организации; "Благотворительная акция "Дети-миротворцы - ветеранам войны" и другие.

Таким образом, План мероприятий по подготовке к 60 летию ООН на 2004 и 2005 годы, в случае его утверждения на очередном заседании Общественного Совета, будет включать следующие мероприятия:

1. Весенняя миротворческая акция школьников.
Проводится с 15 апреля по 15 мая в связи с 59-й годовщиной Победы над фашизмом и 59-й годовщиной ООН.
Акция приурочена к следующим знаменательным датам: 22 апреля - День Земли; 1 мая - Праздник весны и труда; 3 мая - Всемирный день свободы печати; 9 мая - День Победы; 15 мая - Международный день семьи (выполнено).
В акции приняло участие более 40 школ, которые были награждены Свидетельством признания добровольной миротворческой деятельности.

2. Проведение 26 мая торжественного собрания, посвященного Международному дню миротворцев ООН, учрежденному Генеральной Ассамблеей ООН в декабре 2002 года. Подведение итогов Первого российского конкурса "Миротворец ООН 2004 года". Награждение победителей конкурса (выполнено).

3. Разработка дизайна и выпуск специального юбилейного знака "60 лет ООН" для награждения российских дипломатов, ветеранов ООН, ветеранов миротворческих миссий и представителей министерств, ведомств и организаций (июнь-сентябрь 2004 года).

4. Миссии мира юных миротворцев на Украине и в Болгарии "Никто не забыт, ничто не забыто", посвященные 60-летию Победы над фашизмом и 60-летию ООН. Проводятся в ходе летней оздоровительной кампании в июне-августе 2004 г. при поддержке Комитета общественных связей Правительства Москвы и Совета детского общественного движения города Москвы (выполнено). В миссиях мира приняло участие 84 юных миротворца.

5. Организация выставки Музея миротворческих операций "Российский музей ООН. 60-летию ООН посвящается..." приуроченной к Международному дню мира в Солнечногорском историко-краеведческом Музее (г.Солнечногорск, ул.Красная, д.74) с 5 сентября 2004 по 27 февраля 2005 гг.

6. Подготовка и реализация в 2004 и 2005 гг. социально значимых образовательных проектов:

а) История ООН глазами ветеранов (публикация серии статей, рассказывающих о вкладе советских (российских) общественных и государственных деятелей в создание ООН, и о деятельности российских миротворцев ООН);
б) Школьный клуб юных миротворцев;
в) Письмо российскому миротворцу.

7. Миротворческая акция школьников "Декада добрых дел", посвященная 60-летию Победы над фашизмом и 60-летию ООН. Проводится с 1 по 10 декабря 2004 года в школах мира при содействии Информационного центра ООН в Москве под девизом: "Через добрые дела к культуре мира"


Российский музей ООН

Выставка Музея миротворческих операций
"Российский музей ООН. 60-летию ООН посвящается…"

Выставка организована с целью ознакомления специалистов и широкой общественности с историей ООН и приурочена к знаменательной дате - наступающему в 2005 году 60-летию Организации Объединенных Наций. Исходя из роли и значения предстоящего юбилея, на выставке экспонируются редкие фотографии, схемы, книги и другие предметы, рассказывающие о символике ООН, ее деятельности по укреплению всеобщего мира, а также об участии СССР и России в миротворческой деятельности мирового сообщества.

В деятельности ООН по поддержанию мира задействовано несколько российских министерств и ведомств. Наиболее активно в ней участвуют МИД РФ, Министерство обороны РФ и МВД РФ, которые уделяют большое внимание подготовке профессиональных миротворческих кадров. В представленной на выставке памятной книге "На службе мира. 1973-2003", выпущенной Московским институтом открытого образования, рассказывается об истории участия СССР и России в миротворческих операциях ООН и этапах подготовки миротворцев для участия в миссиях ООН по поддержанию мира. Кроме того, в книге содержится полный список российских военных наблюдателей ООН и сотрудников МВД РФ, награжденных медалью ООН "На службе мира" за участие в миротворческих миссиях мирового сообщества.

В экспозиции выставки представлено две медали, которыми награждаются миротворцы ООН: медаль ООН "На службе мира", а также медаль "Гражданский полицейский UNPROFOR". Кроме того, посетители выставки могут увидеть довольно редкую, ставшую раритетом, нашивку (шеврон) российского миротворца Первого российского батальона ООН, нарукавные нашивки миротворцев других стран, нагрудную планку старшего офицера российской группы миротворцев на Ближнем Востоке и другую символику мирового сообщества.

Об истории участия СССР и России в деятельности ООН по укреплению мира рассказывают и редкие фотографии, относящиеся к 70-м и 80-м годам прошлого века, а также схема первой миротворческой операции ООН UNTSO/ОНВУП - Органа ООН по наблюдению за выполнением условий перемирия в Палестине, начавшейся 11 июня 1948 года.

В России кадры профессиональных миротворцев готовят на курсе военных наблюдателей ООН Учебного центра "Выстрел" ОАВС (г.Солнечногорск), в Центре подготовки миротворцев при ВИПК МВД РФ (г.Домодедово) и Дипломатической академии МИД РФ (г.Москва). По оценкам специалистов, за последние 30 лет в нашей стране было подготовлено и направлено в горячие точки планеты около 20 тысяч профессиональных миротворцев, которые внесли существенный вклад в укрепление мировой стабильности и всеобщего мира.

Около четверти экспонатов, представленных на выставке Музея миротворческих операций, рассказывают о детско-ветеранском миротворческом движении, возникшем в России во второй половине 90-х годов в результате реализации Московским институтом открытого образования (МИПКРО) междисциплинарного проекта "Модель миротворчества ООН - Сеть школ мира". Посетители выставки могут ознакомиться с почетными значками "Юный миротворец" трех степеней, которыми награждаются дети и подростки, успешно сдавшие нормативы по программе "Юный миротворец", а также Свидетельством школы мира, выдаваемым образовательным учреждениям России и СНГ за добрые дела и успехи, достигнутые в изучении опыта миротворческой деятельности ООН.

Примечание. Открытие выставки состоится 5 сентября в 13 часов в Солнечногорском историко-краеведческом музее по адресу: Московская область, г.Солнечногорск, ул.Красная, д.74.


Социально-образовательный проект "История ООН глазами ветеранов"

Цель и задачи проекта: собрать и сохранить для истории рассказы бывших руководителей (сотрудников) секретариата ООН и участников миротворческих миссий - представителей МИДа РФ, Минобороны РФ, МВД РФ и иных ведомств, работавших в системе ООН.
Основные задачи:
1. Ознакомление детей и подростков с историей ООН и опытом операций по поддержанию мира.
2. Сбор материалов для пополнения библиотечки юного миротворца.
3. Пополнение фонда хранения Музея миротворческих операций.

Организаторы проекта: Музей миротворческих операций и группа юных миротворцев (2-3 человека) под руководством педагога-организатора школы мира.

Стратегия и механизм реализации: по согласованию с Советом ветеранов Музея миротворческих операций, организаторы проекта договариваются о встрече с бывшим сотрудником МИДа РФ, работавшим в секретариате ООН, или ветераном миротворческих миссий ООН для записи его рассказа о работе и деятельности в системе ООН в связи с 60-летием мирового сообщества.

Перед встречей организаторы проекта изучают этапы истории ООН, относящиеся к рассматриваемому периоду, историю операций по поддержанию мира, о которых будет вестись разговор с ветераном.

С началом встречи организаторы проекта представляются ветерану (называют себя, свою школу, рассказывают о Движении юных миротворцев), затем слушают и записывают его рассказ. При необходимости задают уточняющие вопросы, а также вопросы, подготовленные накануне встречи.

В заключение встречи организаторы проекта поздравляют ветерана с наступающим 60-летием ООН и вручают ему от имени Музея миротворческих операций памятную книгу с дарственной надписью "На службе мира. 1973-2003". Издание третье, дополненное, Москва, 2004 г. - 180 стр. (ISBN-5-94898-060-X).
Если выясняется, что у ветерана ООН есть документы (карты, схемы, дневники, фотографии) или предметы, которые он желал бы передать на хранение в Музей миротворческих операций, то организаторы проекта рекомендуют ему обратиться с данным предложением к директору Музея по телефону: (095) 994-10-73 (Гергель В.В.)

По итогам встречи и беседы составляется запись рассказа ветерана ООН (эссе, письменная работа) на русском или английском языке, которая должна соответствовать следующим критериям:

Объем: 3- 4 страницы формата А4, напечатанные на пишущей машинке или компьютере.

В работе должны содержаться ответы на следующие вопросы:

1. Фамилия, имя и отчество ветерана ООН, дата и место его рождения?
2. Основные этапы биографии - где, когда и какую школу (училище, ВУЗ) окончил, чем увлекался в раннем возрасте?
3. Каким образом попал в систему ООН, или группу подготовки миротворцев ООН?
4. Кого помнит из товарищей работе в системе ООН, по учебе на курсах миротворцев в России или за рубежом?
5. Когда и где работал, в каких миссиях проходил миротворческую службу (название миссий дается на русском и английском языках)?
6. В чем заключалась основная задача, решавшаяся ветераном в конкретный исторический период? Краткое описание истории вооруженного конфликта, роль миротворцев, место их расположения, обязанности, выполнявшиеся задачи.
7. Коллеги по выполняемой работе в системе ООН (ФИО коллег, с кем из российских или зарубежных коллег ведет переписку)?
8. Интересные эпизоды, произошедшие в период нахождения в системе ООН (курьезные, а также связанные с риском для жизни)?
9. Использовалось ли оружие при выполнении служебных обязанностей в системе ООН?
10. Был ли ветеран награжден медалями ООН или правительственными наградами? Какими и когда?
11. Сохранились ли у ветерана какие-либо документы, иллюстрирующие конкретный этап работы в системе ООН или в миротворческой миссии?
12. Были ли погибшие или пострадавшие при выполнении функциональных обязанностей в системе ООН (количество, ФИО, дата рождения, место жительства семьи, родителей)? Была ли назначена пенсия родственникам в случае гибели (ранения) сотрудника ООН?
13. Оценка ветераном результатов работы конкретной миссии ООН и системы ООН в целом, удалось ли завершить конфликт?
14. Что, по мнению ветерана ООН, нужно было бы сделать, чтобы в районе конфликта наступил мир?

Оформление работы: кроме заголовка, указываются полное название школы, в которой обучается автор работы, его возраст, фамилия, имя и отчество; фамилия координатора проекта в школе, а также дата написания работы.

Литература для подготовки к встрече:

1. Сборник ООН для старшеклассников. Pearson Publishing Ltd., 1995. Отпечатано для Информационного центра ООН в Москве (на рус.яз.) в ИПО "Лев Толстой".
2. Деятельность ООН по поддержанию мира. - М., "Права человека", 1997. - 92 с. ISBN 5-7712-0042-5.
3. Первые советские миротворцы. Рассказ о первой группе советских военных наблюдателей ООН http://un-museum.ru/virtual/first.htm
4. Операция ООН в Конго. Воспоминания ветерана (на англ.языке) http://un-museum.ru/virtual/kongo.htm
5. Операции ООН в Анголе. Воспоминания участника операции С.С.Шашкова (на рус. языке) http://un-museum.ru/virtual/angola.htm

После соответствующей литературной обработки запись рассказа ветерана передается на кафедру социально-гуманитарных дисциплин Московского института открытого образования (Москва, Авиационный пер., д.6. Гергелю В.В. Тел.151-69-92, 994-10-73), набранный на компьютере текст передается по e-mail: director@un-museum.ru

Ожидаемые результаты: укрепление связи поколений, повышение квалификации юных миротворцев в соответствии со ступенями роста, указанными в личной книжке.

Дальнейшее развитие проекта: опубликование работ в вестнике "Голос миротворцев" и на страницах газеты "На пути к культуре мира".

География проекта: г.Москва и регионы России.

Сроки реализации проекта: сентябрь 2004 - май 2005 гг.


Образовательный проект "Школьный клуб юных миротворцев"

Цель проекта: создание клуба (первичной организации) кандидатов в юные миротворцы для учащихся 4-х-5-х классов для их подготовки к вступлению в ряды юных миротворцев.

Организаторы проекта: Музей миротворческих операций и группа юных миротворцев (2-3 человека) под руководством педагога-организатора школы мира.

Стратегия и механизм реализации: по согласованию с руководством школы и классным руководителем 2-3 учащихся 8-10 классов, награжденные значком "Юный миротворец-инструктор", берут шефство над учащимися 4-х-5-х классов с целью их подготовки для вступления в юные миротворцы. В течение двух-трех учебных четвертей с учащимися младших классов проводится 10-12 занятий (экскурсий, акций) по программе "Кандидат в юные миротворцы" по следующим темам:

1. Движение юных миротворцев на пути к культуре мира (история возникновения и развития Движения) - http://www.un-museum.ru/young/index.htm
2. Кодекс чести юного миротворца (http://www.un-museum.ru/young/model/code.doc)
3. Торжественное обещание юного миротворца (http://www.un-museum.ru/vestnik/150.htm#7).
4. Акция "Духовность вместо насилия", сбор подписей под открытым письмом к Президенту России "За духовность на экранах!" (http://www.un-museum.ru/projects/letter)
5. Декада добрых дел Движения юных миротворцев (с 1 по 10 декабря).
6. Весенняя миротворческая акция юных миротворцев (с 15 апреля по 15 мая) (http://www.un-museum.ru/vestnik/140.htm#4).
7. Проведение субботника.
8. Строевая подготовка миротворцев.
9. Проведение бесед на тему:

а) Международный день миротворцев ООН (http://www.un-museum.ru/vestnik/150.htm).
б) Международный день мира
в) Международный день прав человека.
г) Всемирный день борьбы со СПИДом.
д) Международный день добровольцев ООН.
е). История создания ООН (к 60-летию Организации Объединенных Наций).

После изучения 3-4 тем кандидаты в юные миротворцы пишут сочинения по теме "Как я понимаю термин "миротворец" (см. http://peace-edu.un-museum.ru/materials/composition.doc), которые после проверки юными миротворцами-инструкторами передаются в МИОО научному руководителю проекта "Модель миротворчества ООН - Сеть школ мира".

Одно из занятий, проводимых под руководством юных миротворцев-инструкторов, посвящается разработке Устава школьного клуба миротворцев, в соответствии с которым высшим органом управления детской миротворческой организацией является общее собрание членов клуба, которое правомочно решать следующие вопросы:
- утверждение программы мероприятий клуба;
- принятие в ряды клуба новых членов (исключение из членов клуба);
- дача рекомендации на вступление в ряды юных миротворцев (о присвоении очередной ступени роста членам клуба) и другие.

В период между собраниями органом самоуправления детской миротворческой организации младших школьников может быть совет (бюро), состоящий из 3 наиболее активных кандидатов в юные миротворцы.

Оптимальный состав совета - 3 человека, избираемые на общем собрании детской организации: председатель Совета, отвечающий за подготовку и реализацию плана мероприятий организации; заместитель председателя Совета по физической подготовке и проведению общественно значимых мероприятий; редактор стенной газеты, ответственный за подготовку стенной газеты организации.

В завершение проекта юные миротворцы-инструкторы, осуществляющие проект в школе, дают рекомендации членам клуба для вступления в юные миротворцы и готовят краткий отчет, в котором указываются: а) состав членов школьного клуба юных миротворцев (фио, дата рождения, домашний адрес, телефон); б) перечисляются проведенные занятия; в) состав Совета клуба; г) план работы клуба на учебную четверть.

Отчет о реализации проекта, представленный научному руководителю Движения юных миротворцев, является основанием для повышения ступени роста организаторов проекта и их награждения почетным значком "Юный миротворец".

Ожидаемые результаты: создание в школе самодеятельной детской миротворческой организации класса.

Дальнейшее развитие проекта: создание в школе разновозрастного детского миротворческого движения.

География проекта: школа, район города Москвы.

Сроки реализации проекта: октябрь 2004-май 2005 гг.


Социально-образовательный проект "Письмо российскому миротворцу"

Цель проекта: Изучение истории миротворчества ООН и укрепление связи поколений в интересах гражданского воспитания школьников в духе культуры мира.

Организаторы проекта: Музей миротворческих операций и группа (2-3 человека) юных миротворцев школы мира в возрасте 11-15 лет при содействии Центра подготовки миротворцев.

Стратегия и механизм реализации проекта: По согласованию с руководством центров подготовки миротворцев, школьники, участвующие в проекте "Модель миротворчества ООН - Сеть школ мира", готовят письма российским миротворцам, отправляющимся в миссии ООН.

Перед написанием писем дети и подростки подробно изучают ситуацию, сложившуюся в конкретной миссии ООН, в которую планируется отправить российских представителей после окончания курсов подготовки миротворцев.

Письмо пишется на русском или английском языке и может адресоваться как всей группе направляемых российских миротворцев, так и отдельным миротворцам, которым предстоит работать в критической обстановке в зоне вооруженного конфликта.

В послании детей содержится информация о добрых делах детской миротворческой организации школы, успехах в освоении программы "Юный миротворец", даются пожелания успехов в выполнении миротворческого долга. Для дальнейшей переписки в письме указываются почтовые и электронные адреса Музея миротворческих операций и школы мира.

Вручение писем проводится в день выпуска очередного набора миротворцев на торжественной встрече. При этом юные миротворцы дают выпускникам концерт художественной самодеятельности, состоящий из песен, посвященных миру и миротворцам, дарят российским миротворцам свои рисунки и сувениры, сделанные собственными руками на уроках труда и прикладного творчества.

Руководства центра подготовки миротворцев и выпускники курса, со своей стороны, организуют краткую экскурсию по центру для знакомства детей с системой подготовки миротворческих кадров.

В дальнейшем, детские миротворческие организации школ мира поддерживают переписку с миротворцами, находящимися в миссии ООН, информируя их о своих достижениях в области миротворческой подготовки по проекту "Модель миротворчества ООН - Сеть школ мира" в рамках подготовки к 60-летию Победы и 60-летию ООН.

Оригиналы писем передаются в Музей миротворческих операций для организации в г.Москве выставки, приуроченной к 60-летию ООН.

Ожидаемые результаты: изучение юными миротворцами истории ООН и российского опыта подготовки и проведения операций по поддержанию мира.

Дальнейшее развитие проекта: подготовка материалов для включения в книгу "На службе мира".

География проекта: Россия и миссии ООН, в которых принимают участие представители России.

Сроки реализации проекта: сентябрь 2004 - май 2005 гг.


НКО приглашают школы отметить Международный день мира

Подписчики рассылки "Школьного киберавтобуса" получили приглашение от НКО "Pathways to Peace" (Дорога к миру) принять участие в подготовке и проведении 21 сентября Международного дня мира, отмечаемого в этом году в 22 раз.

От: Ed Kabatsky <kabatsky@un.org>
Дата: July 21, 2004 2:03 PM
Тема:
[Cyberschoolbusnewsmail] Cyberschoolbus nEwsMAIL: International Day of Peace

International Day of Peace

" Individuals can make a difference and if each of us did our bit, collectively we will make a major contribution."
United Nations Secretary-General Kofi Annan, speaking in support of International Day of Peace.

On behalf of Pathways to Peace, a non-governmental organization, we invite your school to observe the International Day of Peace on September 21, 2004. The International Day of Peace started 22 years ago. Its purpose, as stated in the original UN General Assembly resolution, is

"[...T]o devote a specific time to concentrate the efforts of the United Nations and its Member States, as well as of the whole of mankind, to promoting the ideals of peace and to giving positive evidence of their commitment to peace in all viable ways... [The International Day of Peace] should be devoted to commemorating and strengthening the ideals of peace both within and among all nations and peoples."

This day offers an inportant opportunity for individual schools to become part of a worldwide observation. We encourage you and your students to start planning for this exciting day.

Suggestions to help you in your planning:

  • Observe a minute of silence at 12 noon,
  • Plant a tree,
  • Schedule an assembly with a peace theme
  • Hold a conflict resolution workshop
  • Ring a bell for peace

Here is an example we received from a teacher in the Czech Republic:
"...students will bring their own small bells and together with the school bell will ring them three times. Then a discussion will follow. The discussion will be focused on the importance of peace and the contribution of our country to the rest of the world. We will stress the values of solidarity, tolerance, and understanding among cultures."

And another from a teacher in Romania:
"We'll keep a moment of silence for peace. An exhibition of drawings with the theme of peace will be organized and students from different levels will talk about peace in Balkans, in Europe and all over the world. A questionnaire will be given to pupils to find out their opinions about what chance they think peace has in a world of violence and wars. The results will be discussed with the students."

Two International Day of Peace celebrations will take place at the UN: one for youth on 17 September and one on 21 September for the ringing of the UN Peace Bell. Both events will be webcast on Cyberschoolbus. More details on the how to access the webcasts will be posted in a couple weeks.

A youth-created Public Service Announcement will also be available to you by September 1st to use in your school. Download it from the web from http://www.internationaldayofpeace.org

For more inspiration about this day, please visit these useful links:

http://www.un.org/events/peaceday/2003/usefulinks.html

Please send photos, videos, and any media coverage of your event to Pathways to Peace. They will be documenting celebrations on the International Day of Peace that take place around the world. You can write to Pathways to Peace at: PO Box 1057, Larkspur, CA 94977 or email them at: info@pathwaystopeace.org. Don't forget to contact your local media to cover your event so that others in your community learn about your efforts.

As the Secretary General said, individuals can make a difference and here is an opportunity.
Please forward this invitation to students, teachers, and other schools that may want to participate in this day.

If you have any questions please contact:

Michael Johnson
United Nations Representative for
Pathways to Peace
michael@pathwaystopeace.org
http://www.pathwaystopeace.org/

===============================================================================================

Всемирный духовный университет "Брахма Кумарис" приурочил к Международному дню мира акцию "Дети принесут мир"

От: BKWSU Moscow <bkwsumos@mtu-net.ru>
Дата: 24 июля 2004 г. 9:28
Тема: акция

Общероссийский Проект с участием СМИ "Дом без углов для ребенка, или Мир как одна семья"

Мир рождается в умах людей....

Акция" Дети принесут мир "
посвящена празднованию Всемирного Дня Мира 21 сентября 2004 года

Каждый человек создает атмосферу в мире своими мыслями, словами, своим отношением и настроением. Дети - это вдохновение и радость мира. Предлагаем всем детям внести свой особый вклад в создание в мире атмосферы покоя и гармонии. Используйте любой способ:

1. Положительные мысли о покое и гармонии.
2. Добрые пожелания миру.
3. Молитва о мире.
4. Рисунки, сказки и другие творческие работы, передающие состояние покоя, радости и гармонии.

Каждый день посвятите хотя бы одну минуту размышлениям о мире. Наберите как можно больше минут покоя. Вдохновите присоединиться к этой акции своих родных, друзей и знакомых. Все вместе мы сделаем бесценный вклад в создание доброго мира.

Мы будем рады, если Вы запишете и пришлете нам свои мысли о мире, а также рисунки.

Просьба к родителям, учителям и ко всем взрослым: Пожалуйста, вдохновляйте детей и помогайте им воплотить в жизнь эту благородную миссию.


Курсы МИОО по гражданскому воспитанию откроются 9 сентября

9 сентября в 16 часов в Московском Доме учителя (ул.Пушечная, д.4, стр.2) состоится первое занятие на курсах МИОО по гражданскому воспитанию в духе культуры мира и миротворчества в 2004/2005 учебном году. На этом занятии 25 новых слушателей курса - московских учителей и заместителей директора школы по воспитательной работе ознакомятся с программой курса, рассчитанного на 144 учебных часа.

В соответствии с планом работы кафедры социально-гуманитарных дисциплин Московского института откоытого образования, занятия в группе РУК-17 "Гражданское воспитание в духе культуры мира и миротворчества" (доцент В.В.Гергель) как и в прошлом году будут проводиться по четвергам в 16 часов в помещении Московского Дома учителя.

Редакционный совет и Совет ветеранов Музея:
Гергель В.В., кандидат исторических наук, доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин МИОО, военный наблюдатель ООН в 1973–1976 гг., директор Музея миротворческих операций (редактор вестника).
Захаров В.Ф., директор Центра международных образовательных программ, военный наблюдатель ООН в 1976–1979 гг.
Исаенко А.И., военный наблюдатель ООН в 1973–1976 гг.
Комляков Е.Е., заместитель директора школы № 1239 (г.Москва), военный наблюдатель ООН в 1980–1982 гг.
© 2001–2004 Музей миротворческих операций. Все права защищены.