Вестник Музея миротворческих операций
Миротворцы всех стран, — соединяйтесь!
Голос миротворцев
№ 131
19 января 2004 года
E-mail орган Движения юных миротворцев и школ мира (http:/www.un-museum.ru/vestnik/)
Издается с 13 февраля 2001 года
Контакты:
141500, Московская область, г.Солнечногорск, ул.Дзержинского, д.20, к.57
Тел.: +7 (095) 994–10–73
Е-mail: director@un-museum.ru;
http://www.un-museum.ru
Вестник издается
Московской областной общественной организацией «Союз миротворцев» при содействии Московского института открытого образования и Информационного центра ООН в Москве.
Вестник рассылается
директорам школ и руководителям НПО в России и СНГ, российским миротворцам, работающим в миссиях ООН и ОБСЕ, ветеранам миротворцам в России и в Украине, а также представителям организаций системы ООН в России.
Subscribe / Unsubscribe

Содержание:


Леонид Рошаль — детский доктор мира

По решению Совета ветеранов Музея миротворческих операций биография доктора Рошаля включена в программу подготовки юных миротворцев. Отныне детям, претендующим на награждение почетным значком «Юный миротворец», необходимо хорошо знать жизненный путь всемирно известного детского доктора, выполнившего свой профессиональный и миротворческий долг во время событий, связанных с захватом заложников на Дубровке в октябре 2002 года.

Основанием для принятия подобного решения стал анализ сочинений, написанных участниками проекта «Модель миротворчества ООН» в 2003 году, в которых многие школьники оценили вклад Леонида Рошаля в освобождение заложников как миротворческий.

В помощь юным миротворцам статья о Леониде Рошале выложена на сайте Музея миротворческих операций в разделе Галерея Почета. Она подготовлена по материалам, опубликованным во время трагических событий на Дубровке в нескольких газетах и интернет-изданиях. 19 сентября 2003 года, по решению Организационного комитета по подготовке к 30-летию участия России в миротворческих операциях ООН и 55-летию первой миротворческой операции ООН, Леонид Михайлович Рошаль был награжден юбилейным знаком 55-летия ОНВУП.


Движение юных миротворцев на пути к культуре мира

От: Yana <br-yana@mail.ru>
Дата: 15 января 2004 г. 12:34
Тема: (from Voronezh)

Уважаемый Валерий Владимирович!
Я — аспирантка Воронежского государственного университета, факультета международных отношений. Работаю над диссертацией по теме «Участие России в миротворческих операциях ООН» (с середины прошлого века до наших дней). Ваша книга «На службе мира. 1973–2003» была бы для меня очень полезна! Сообщите, как ее можно приобрести?

С уважением,
Яна


От Совета ветеранов Музея: Уважаемая Яна! Книга пока еще находится в работе в типографии. Мы сможем получить тираж не раньше середины февраля, поскольку в третьем издании книги много иллюстраций. Кроме того, в этом издании появилась еще одна глава. Она называется «Движение юных миротворцев на пути к культуре мира». Ниже дается отрывок из этой главы, расказывающий об истории возникновения и развития Движения юных миротворцев.

Движение юных миротворцев на пути к культуре мира

Движение юных миротворцев начало складываться в Московском регионе во второй половине 90-х годов в результате осознания в педагогической среде важности идей культуры мира и толерантности, сформулированных системой ООН, для воспитания детей и подростков.

Непосредственное формирование первых клубов и организаций юных миротворцев происходило на базе Московского института повышения квалификации работников образования (ныне — МИОО) и Музея миротворческих операций в ходе реализации проекта «Образовательно-спортивная игра «Модель миротворчества ООН». В 1998 году этот проект завоевал 3-е место на Первом Всероссийском конкурсе «Лучшие проекты по международному сотрудничеству в сфере образования».

Идея создания молодежного миротворческого движения, как составной части российского и всемирного движения за культуру мира, была поддержана сообществом организаций системы ООН и, в частности, Информационным центром ООН в Москве и Комиссией РФ по делам ЮНЕСКО. При этом большое значение для укрепления первых молодежных миротворческих организаций имело провозглашение 2000 года Международным годом Культуры мира, а также успешная реализация Программы «Культура мира в России — год 2000», одобренного Комиссией РФ по делам ЮНЕСКО.

Последующее становление и развитие организаций юных миротворцев проходило в процессе подготовки и реализации в столице России Комплексной городской программы "Москва на пути к культуре мира" (Основные направления), а также среднесрочной городской целевой программы «Москва на пути к культуре мира: формирование установок толерантного сознания, профилактика экстремизма, воспитание культуры мира (2002–2004 годы). Обе программы предусматривали осуществление целого ряда мероприятий мирокультурного содержания в сфере образования и воспитания детей и подростков, заинтересованных в изучении опыта миротворческой деятельности ООН.

Таким образом, формирование Движения юных миротворцев, как общественного объединения детей и взрослых, происходило постепенно в течение нескольких лет. При этом этапами, ставшими главными вехами на пути его организационного развития, были следующие:

  • проведение финальной Московской областной образовательно-спортивной игры «Модель миротворчества ООН — 1998» при поддержке Комитета по делам молодежи правительства Московской области (Московская область, г. Солнечногорск, 20–22 мая 1998 г.);
  • проведение финальной межрегиональной образовательно-спортивной игры «Модель миротворчества ООН — 1999» при поддержке правительства Москвы (Московская область, г. Солнечногорск, 11–16 июня 1999 г.);
  • проведение первого слета юных миротворцев Юго-Западного административного округа Москвы в рамках образовательного проекта «Модель миротворчества ООН» при поддержке Юго-Западного окружного управления образования (Московская область, пос.Быковка, 26–28 мая 2000 года);
  • проведение Московского городского слета юных миротворцев «Модель миротворчества ООН — 2001» при поддержке МИПКРО (Москва 25–29 июня 2001 года) и миссии мира юных миротворцев в Украине при поддержке правительства Москвы (Крым, г.Алушта с 15 июля по 9 августа 2001 г.);
  • проведение Московского городского слета юных миротворцев на базе центра «Лидер» при поддержке МИОО (г.Москва с 1 по 6 июля 2002 г.) и миссии мира юных миротворцев в Украине при поддержке правительства Москвы (Крым, г.Алушта с 25 июня по 16 июля 2002 года);
  • подписание договора о сотрудничестве и вступление Движения юных миротворцев в состав Совета детских общественных объединений города Москвы (10 декабря 2002 года);
  • учреждение совместно Информационным центром ООН в Москве, ДМО МИД РФ, ГУ МВС Минобороны РФ, ГУК МВД РФ, Министерством образования РФ, Российской ассоциацией содействия ООН и другими организациями Оргкомитета по подготовке к 30-летию участия России в миротворческих операциях ООН и 55-летию первой миротворческой операции ООН;
  • проведение совместно с Комитетом общественных связей правительства Москвы Международного дня миротворцев ООН (Москва, 29 мая 2003 г.);
  • проведение совместно с Советом детских общественных объединений г.Москвы Первого слета гражданско-патриотических объединений г.Москвы (Московская область, Солнечногорский район, д.Пешки, ДСОК «Московия», 23–28 сентября 2003 г.).

По мере роста количества детских миротворческих организаций и укрепления Движения юных миротворцев, как молодежного крыла Российского и Всемирного движения за культуру мира, возрастала поддержка проекта «Модель миротворчества ООН» со стороны системы ООН, российских и международных миротворцев, выполняющих задачи по поддержанию мира в миссиях ООН. Благодаря информационной поддержке со стороны Программы «Добровольцы ООН», в 1999–2003 гг. на базе Движения юных миротворцев была разработана и опробована методика подготовки и проведения детских миротворческих и добровольческих акций, обеспечивающих развитие социальной сферы г.Москвы.

Декады добрых дел (с 1 по 10 декабря) и Весенние миротворческие акции (с 15 апреля по 15 мая), традиционно проводившиеся Движением в период между слетами и миссиями мира, стали одной из основных форм работы по воспитанию культуры мира не только в детских миротворческих организациях, но и в образовательных учреждениях. В связи с этим в конце 2001 года коллектив разработчиков проекта «Модель миротворчества ООН» совместно с Информационным центром ООН в Москве приступил к реализации еще одного проекта под названием «Сеть школ мира», который стал логическим продолжением образовательно-спортивной игры «Модель миротворчества ООН». Его целью являлось содействие формированию в общеобразовательных школах, гимназиях и лицеях детского миротворческого актива, на который администрация школы и органы местного самоуправления могли бы возложить решение широкого комплекса социальных и миротворческих задач. По итогам воспитательной работы в течение года этим проектом предусматривалось вручение наиболее активным образовательным учреждениям Свидетельства Школы Мира.

Успешной реализации комплексного проекта «Модель миротворчества ООН — Сеть школ мира» и развитию Движения юных миротворцев и школ мира способствовало то, что в 1998–2003 гг. более 200 директоров школ и их заместителей по воспитательной работе повысили свою квалификацию на курсах по гражданскому воспитанию в духе культуры мира, организованных Московским институтом повышения квалификации работников образования.

Другим фактором консолидации Движения, как детско-ветеранского общественного объединения, стал выпуск с февраля 2001 года, электронного издания «Вестник «Голос миротворцев», а с ноября 2003 года — газеты «На пути к культуре мира». На страницах вестника и газеты публикуются материалы, поступающие как от российских и международных миротворцев из миссий ООН, так и из детских миротворческих клубов и организаций и школ мира. Еженедельные выпуски вестника «Голос миротворцев» публикуются в интернете на сайте Музея миротворческих операций (http://www.un-museum.ru/vestnik/).

Благодаря поддержке Движения со стороны Правительства Москвы к концу 2003 года в каждом из округов столицы насчитывалось 3–4 Школы Мира и 1–2 клуба (организации) юных миротворцев, заинтересованных в изучении проблематики культуры мира и миротворчества и ее реализации во внеклассной работе. В Сеть школ мира Движения вступили образовательные учреждения, расположенные в регионах России и в Республике Беларусь.

В рамках Движения юных миротворцев и школ мира активно действуют:

  • Музей миротворческих операций (http://www.un-museum.ru/);
  • Московская областная общественная организация «Союз миротворцев»;
  • Российские и иностранные миротворцы, работающих в миссиях ООН, сотрудники ООН, а также ветераны миротворческих операций ООН, оказывающие Движению моральную поддержку, информационную и наставническую помощь;
  • 13 клубов (организаций) юных миротворцев в Москве и Московской области;
  • миротворческий педагогический и ученический актив в 42 ообщеобразовательных школах, гимназиях и лицеях города Москвы, завоевавших почетное право именоваться Школами Мира;
  • миротворческий актив в регионах России и в Республике Беларусь (в том числе: в гимназии № 5 города Троицка Московской области, в общеобразовательной школе № 4 города Ишим Тюменской области и в общеобразовательной школе № 134 города Минск).

Функцию добровольческого секретариата Движения с 1998 года выполняет Совет ветеранов Музея миротворческих операций Московской областной общественной организации «Союз миротворцев» в составе:

  • Гергель Валерий Владимирович (научный руководитель Движения), кандидат исторических наук, доцент и ведущий научный сотрудник кафедры социально-гуманитарных дисциплин Московского института открытого образования, военный наблюдатель ООН в 1973–1976 гг., директор Музея миротворческих операций;
  • Заруба Илья Иванович, полковник, начальник Российского курса подготовки военных наблюдателей ООН (г.Солнечногорск), военный наблюдатель ООН в 1992–1994 гг.;
  • Захаров Владимир Федорович, директор Центра международных образовательных программ МИОО, военный наблюдатель ООН в 1976–1979 гг.;
  • Исаенко Анатолий Иванович, подполковник в отставке, военный наблюдатель ООН в 1973–1976 гг. и в 1978–1980 гг.;
  • Комляков Евгений Егорович, заместитель директора средней школы № 1239 (г.Москва), военный наблюдатель ООН в 1980–1982 гг.

Возникнув во второй половине 90-х годов XX века в результате провозглашения мировым сообществом идей культуры мира и толерантности, Движение юных миротворцев представляет собой детское крыло Российского и Международного движения за культуру мира, развивающегося в рамках объявленного ООН Десятилетия культуры мира и ненасилия в интересах детей планеты (2001–2010 гг.).


Люди способны узнать друг друга за считанные дни и подружиться

Утро. Мы стоим на вокзале. Суета. Кто-то кричит: «Отряд миротворцев! Собираемся у входа…» Да, немного страшно, но это бывает всегда, когда отъезжаешь из родного города в чудесные и неизведанные края.

И вот мы в поезде. Ура, знакомые ребята. Эх, как много, накопилось нерассказанного, и всю ночь до утра мы делимся своими впечатлениями за последнее время. Утро. И вновь мы на вокзале, но не в своем любимом городе. Это Симферополь, да, да город-герой со своей увлекательной историей. Мы все дружно садимся в автобус, и нас везут в дивный уголок Украины — это рай созданный природой, там светит яркое солнце, и шум моря окутывает вас теплой шалью сказочных ведений. Вот мы и в Судаке!

Первое ощущение — восторг! Эмоции выражались только жестами, так как дар речи просто пропал! Но он вернулся через некоторое время. Да! Поистине удивительное место! Вид с балкона нашей комнаты на необъемлемый морской горизонт приковал все мое внимание на первый час пребывания в лагере, но, к сожалению, нужно было разбирать сумки.

И тут начались захватывающие и увлекательные мероприятия. Одно за другим, ни минуты свободного времени, заставили по-настоящему ощутить всю калоритность и полноту нашей жизни. А коллектив тем временем становился просто «Великой стеной». Мы все были друг за друга, и ничто не могло нас разлучить, вот только день отъезда скоропостижно приближался.

Море… Оно обладает удивительным свойством погружать вас в пучину раздумий. Знаете, это не забываемое ощущение, когда ты стоишь на волнорезе, а тебе в лицо летят соленые брызги волны, слизывая их, ты, мечтаешь уплыть как дельфин, но на улице зима. И хоть солнце греет, и дует теплый ветер, море все равно не пускает нас в свои объятья… Холодное оно.

Такие впечатления оставляют в душе теплый комочек чего-то родного, милого и близкого: наш отряд, живописный край, отношение вожатых, гостеприимство людей — все это осталось в душе как самый яркий и теплый кусочек Крыма! Но, увы, всему хорошему приходит и конец. И не успев насладиться всеми прелестями этой райской жизни нужно собирать вещи.

Теперь мы не просто ребята, теперь мы как одна большая дружная семья, которую пытаются разлучить! Снова автобус и мы все горячо благодарим тех людей, которые нас так тепло приняли. Да, а ведь, сколько всего произошло за столь короткий срок! Оказывается, люди способны хорошо узнать друг друга всего за считанные дни и остаться лучшими друзьями на всю жизнь. Теперь, когда от ласкового моря и могучих гор остались одни воспоминания мы все так же горячо скучаем друг по другу и этому сказочному краю!

Людмила Босенко, школа № 1148 г.Москвы


Детско-юношеский конкурс песен о мире

В соответствии с решением круглого стола «Гражданское общество и культура мира», началась работа над проектом образовательно-спортивной игры «Детский корпус мира и толерантнсоти», которая могла бы быть положена в основу программы гражданского воспитания детей в духе культуры мира Общероссийского союза «Гражданское общество — детям России». Первое мероприятие в рамках этого проекта - детско-юношеский конкурс на лучшие слова и музыку песни о мире.

Положение
о детско-юношеском конкурсе «Песни о мире и миротворцах»

  1. Цели и задачи конкурса:
    1. Поддержка и развитие творческой активности детей и подростков.
    2. Привлечение детей и подростков к участию во всемирном движении за культуру мира.
    3. Воспитание у подрастающего поколения «чувства слова», культуры речи и художественного вкуса.
    4. Выявление и поощрение юных дарований.
  2. Участники конкурса

    В конкурсе принимают участие дети и подростки общественных объединений, входящих в Общероссийский союз «Гражданское общество — детям России», учащиеся школ, гимназий и лицеев в возрасте до 18 лет.

  3. Условия конкурса
    1. Конкурс проводится с 20 января по 01 марта 2004 года в двух номинациях:
      1. лучший текст;
      2. лучшая музыка.
    2. Для участия в конкурсе необходимо подготовить и передать жюри конкурса текст-стихотворение песни о мире и миротворцах (не менее двух куплетов с припевом) или записанную мелодию песни.

    3. Заявки на участие в конкурсе принимаются до 1 марта 2004 года. В заявке необходимо указать общественное объединение, фамилию, имя и отчество участника, дату рождения, место учебы и класс, а также текст или мелодию песни (в нотной записи с обозначением аккордов или в звукозаписи).

    4. В состав жюри конкурса входят преподаватели литературы и музыки общеобразовательных и музыкальных школ города Москвы.

    5. Победители в каждой номинации будут награждены свидетельствами и грамотами. Лучшие песни будут опубликованы на страницах интернет издания «Голос миротворцев» (http://www.un-museum.ru/vestnik/) и газеты «На пути к культуре мира», издаваемой Движением юных миротворцев.

    6. Заявки направлять научному руководителю Движения юных миротворцев и школ мира по адресу 141500, Московская область, г.Солнечногорск, ул.Дзержинского, д.20, кв.57 Гергелю В.В. или электронной почтой e-mail: director@un-museum.ru

Справки: по тел (095) 994–10–73


Программа Добровольцы ООН поддерживает демократический процесс в Грузии

От: Amalia Istomina <Amalia@UNIC.RU>
Дата: 5 января 2004 г. 10:48
Тема: News Release "UN Volunteers support Georgia's democratic process"

BONN/TBILISI, 02 January 2004--The United Nations Volunteers (UNV) programme has joined several other international organizations
including, the United Nations Department of Political Affairs, UNDP country offices, the European Union and the Organization for Security and Cooperation in Europe (OSCE), to facilitate a free and fair presidential election in Georgia this weekend. The election became necessary after the 02 November 2003 ballot was declared, "seriously flawed" by the Vienna-based OSCE.

In the election aftermath, widespread political turmoil eventually lead to the resignation of President Eduard Shevardnadze on 23 November 2003.

The United Nations Volunteers programme together with the United Nations Development Programme (UNDP) working as part of the Technical Assistance toElectoral Systems/Process in Georgia initiative deployed six UN Volunteers in the week before Christmas. Globally recognized as highly experienced in facilitating support mechanisms for electoral processes, UNV responded quickly to a request from the UNDP country office in Tbilisi to provide technical assistance in key areas such as, voter education and registration, support to media centers, as well as electoral monitoring and observation. Caius Suveti, a UNV administration officer in Tbilisi confirmed all necessary preparations have been completed and the infrastructure has been put in place to guarantee an election free of irregularities.On very short notice, UN Volunteers were recruited and dispatched to Georgia from Romania, Burundi, Ghana, Burma, the Philippines and New Zealand. Suveti said, "we had to leave our homes and families in a big rush with Christmas and New Year celebrations waiting at the door".

At the same time, the UNDP's role of facilitating high-level coordination of election-related activities, and development of Georgia's Electoral Administration (EA) administrative capacity ensured full transparency, a perquisite for free and fair elections. Initially, the UNDP initiative was to provide support to the EA for the November parliamentary election however, due to the ensuing political turmoil the project was extended to cover the ad-hoc Presidential and Parliamentary elections that followed. In this regard UNV will continue to support UNDP Tbilisi during this period of transition in Georgia.

Administered by the United Nations Development Programme, the United Nations Volunteers programme is the UN organization that supports sustainable human development globally through the promotion of volunteerism, including the mobilization of volunteers. Since starting its operations in 1971, the Bonn-based programme has mobilized more than 30,000 UN Volunteers to serve the causes of peace and development. Every year, more than 5,000 UN Volunteers representing some 150 nationalities serve in more than 140 countries. Possessing a university education or advanced technical training as well as several years of work experience, they support the activities of UN agencies, governments and non-governmental organizations (NGOs) in such diverse areas as humanitarian relief, peace-building, human rights, electoral supervision, HIV/AIDS, education, Information and Communications Technology (ICT), gender mainstreaming, environmental management and urban development.

Редакционный совет и Совет ветеранов Музея:
Гергель В.В., кандидат исторических наук, доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин МИОО, военный наблюдатель ООН в 1973–1976 гг., директор Музея миротворческих операций (редактор вестника).
Заруба И.И., начальник Российского курса подготовки военных наблюдателей ООН (г.Солнечногорск), военный наблюдатель ООН в 1992–1994 гг.
Захаров В.Ф., директор Центра международных образовательных программ, военный наблюдатель ООН в 1976–1979 гг.
Исаенко А.И., военный наблюдатель ООН в 1973–1976 гг.
Комляков Е.Е., заместитель директора школы № 1239 (г.Москва), военный наблюдатель ООН в 1980–1982 гг.
© 2001–2003 Музей миротворческих операций. Все права защищены.