Вестник Музея миротворческих операций
Миротворцы всех стран, — соединяйтесь!
Голос миротворцев
№ 126
14  декабря 2003 года
E-mail орган Движения юных миротворцев и школ мира (http:/www.un-museum.ru/vestnik/)
Издается с 13 февраля 2001 года
Контакты:
141500, Московская область, г.Солнечногорск, ул.Дзержинского, д.20, к.57
Тел.: +7 (095) 994–10–73
Е-mail: director@un-museum.ru;
http://www.un-museum.ru
Вестник издается
Московской областной общественной организацией «Союз миротворцев» при содействии Московского института открытого образования и Информационного центра ООН в Москве.
Вестник рассылается
директорам школ и руководителям НПО в России и СНГ, российским миротворцам, работающим в миссиях ООН и ОБСЕ, ветеранам миротворцам в России и в Украине, а также представителям организаций системы ООН в России.
Subscribe / Unsubscribe

Содержание:


А.Исаенко о жизни и деятельности посредника ООН графа Бернадотта

Сегодня о миротворчестве говорится и пишется очень много. Однако мне хочется начать эту заметку словами "vestigial semper adore" - всегда чтите следы прошлого.

Отмечу, что имя графа Фолке Бернадотта (1895 - 1948 гг.) хорошо известно во всем мире. Племянник шведского короля Густава V, он окончил военное училище в Карлберге, затем учился в кавалерийской школе, стал офицером королевской конной гвардии, был отличным наездником, на скачках завоевывал призы.

В начале Второй мировой войны он возглавлял шведское бойскаутское движение, позднее - противовоздушную оборону и медицинскую службу. Во время войны был вице-председателем Шведского Красного Креста, а председателем был его отец - брат короля. Занимался дипломатической и гуманитарной деятельностью, в частности обменом военнопленных воюющих сторон (называется цифра до 30 тысяч военнопленных). Во время войны ставился вопрос и о военнопленных из Советского Союза, однако руководство нашей страны отнеслось к этому делу прохладно ("маршала на солдата не меняли").

Летом 1945 года за работу по линии Красного Креста он был награжден норвежским и французским орденами, университеты Копенгагена и Уппсалы присвоили ему степень почетного доктора. С 1 января 1946 вступил в должность председателя Шведского Красного Креста, сменив на этом посту своего отца, который был председателем с 1906 года (в течение 40 лет).
Поэтому не случайно 20 мая 1948 года пять представителей великих держав в Совете Безопасности ООН согласились назначить графа Бернадотта посредником в Палестине для урегулирования арабо-израильского конфликта.

Он получил назначение, когда ситуация была исключительно напряженной, добился перемирия на четыре недели, начиная с 11 июня 1948 г, подготовил план урегулирования конфликта. Однако план повергался критике как со стороны арабов, а также и израильтян. Во время посреднической миссии графа Бернадотта в Палестине был введен институт военных наблюдателей ООН, в зону конфликта начали прибывать первые военные наблюдатели ООН.

Миротворческая миссия посредника длилась четыре месяца. 17 сентября 1948 года граф Бернадотт и французский полковник Андрэ Серо (военный наблюдатель) были убиты в Иерусалиме израильскими экстремистами. Преступники не были найдены.

После смерти графа вышла в свет его книга " Вместо оружия " ("Instead of Arms"), последняя глава которой посвящена началу его миротворческой деятельности. В то время газеты пестрели заголовками: "хладнокровное убийство"; "смерть человека мира"; "решительный человек в поисках мира"; "последний путь миротворца - граф Бернадотт возвращается домой".
Трудно сказать, как бы развивались события в Палестине, если бы в самый критический момент там не оказалось графа Бернадотта. Преемник Бернадотта на этом посту через два года (1950) получил Нобелевскую премию мира за урегулирование арабо-израильского конфликта.

В 1950 году Израиль выплатил компенсацию ООН в сумме 54 628 долларов США в соответствии с консультативным заключением Международного Суда, установившего официальную ответственность Израиля за убийство.

Автор данных строк прослужил военным наблюдателем пять лет в Органе ООН по наблюдению за выполнением условий перемирия в Палестине(ОНВУП), одним из основателей которого был граф Бернадотт. Хочется закончить заметку словами - всегда благоговейте перед следами прошлого, и сказать: "Блаженны миротворцы…"

Анатолий Исаенко (ОНВУП 1973-1976),
член Совета ветеранов Музея миротворческих операций


Российский доброволец ООН помогает казахским коллегам развивать добровольческое движение

От: Nikolay Slabzhanin <nikolay.slabzhanin@undp.org>
Дата: 10 декабря 2003 г. 6:55
Тема: RE: info 125

Уважаемый Совет ветеранов, здравствуйте!

Позвольте поздравить Вас и Ваших коллег с Международным днем добровольцев, а так же с Международным днем защиты прав человека. В Казахстане программа Добровольцы ООН провела ряд мероприятий, посвященных этой дате - это прежде всего:

1. Подведение итогов конкурса журналистов, освещающих добровольческие инициативы в Казахстане.

2. Круглый стол на тему "Роль СМИ в развитии добровольческой и социальной активности населения Казахстана"

3. Круглый стол на тему "Правовое регулирование добровольческой деятельности"

В 12 регионах Казахстана прошли добровольческие акции, включая торжественные награждения добровольцев благодарственными письмами ПРООН и программы Добровольцы ООН.

С уважением,
Николай Слабжанин
_________________________________________

Nikolay Slabzhanin (Mr),
Project Coordinator
"UNV Support to Strengthening
Volunteer Network in Kazakhstan"
United Nations Office
67 Tole Bi Street
Almaty, Kazakhstan 480091
E-mail: nikolay.slabzhanin@undp.org


Декада добрых дел в Москве: суждение о толерантности

От: Людмила Семенюк <semeniouk@comail.ru>
Дата: 10 декабря 2003 г. 1:52
Тема: Зимняя миротворческая акция

18 ноября в нашем,10 Б, классе состоялся разговор на тему "В гармонии с собой и миром", посвященный толерантности. Начался он вопросом "Мир, который нас окружает, в котором живем, всегда ли он принимает нас такими, какие мы есть? Всегда ли мы принимаем его, прощая недостатки, радуясь достоинствам тех, кто рядом?"

Важным дополнением к осмыслению этого вопроса был мультфильм "Адажио", который произвел на нас большое впечатление своим глубоким смыслом и потрясающей музыкой. Сейчас я затрудняюсь даже сказать, что более глубоко потрясло нас: действие или музыка? Главной темой этого мультфильма была толерантность, то есть терпимость к тем, кто отличается от нас.

К сожалению, в мире много людей, которые не понимают и не признают чужую культуру, нравы, законы, от этого происходит деление на группы, которые презирают друг друга. Чаще всего такое деление происходит из-за религии и расовых отличий. Проявление антолерантности, в этом случае, приводит к тяжелым последствиям.

Однако с проблемой нетерпимости к другим можно столкнуться и в более узком кругу, например в школе, семье. Во время нашего разговора мы перешли от общего к частному. Сначала мы говорили о Москве, о том, как город заселяют люди других национальностей. Хочу заметить, что на эту тему у нас было много споров, так как мнения во многом различались. Я поняла, что толерантным быть не просто и надо работать над собой, учиться терпеть.

Часто люди сталкиваются с тем, что им приходиться отодвигать свои чувства, мысли, эмоции на второй план, для того, чтобы не обидеть человека, или войти в какое-либо общество, живущие по своим законам. После нескольких примеров, я поняла, что мы плавно перешли на моральные принципы, правила поведения в обществе. Получилось, что интеллигентный человек, к примеру, будет внимательно слушать собеседника, не обязательно являясь при этом толерантным. В итоге оказалось, что между толерантностью и нормами поведения очень тонкая грань.

Мы также обсуждали, как бороться с собственной злобой, нежеланием принимать того, кто сильно отличается от нас, и сделали вывод, что это зависит от собственного мировоззрения и характера, и каждый из нас делает это по-своему.
Я считаю, чтобы быть толерантным, надо воспитывать в себе доброту, потому что искусственно быть терпимым невозможно, все должно быть искренним. Не стоит учиться бороться со злыми мыслями, лучше просто не давать им возникнуть… Это мой вывод. Какой вывод сделали для себя остальные, я не знаю, но после этого разговора каждый, непременно, задумался и принял для себя какое-нибудь решение.

Радюшина Мария, 10-б
Международная общеобразовательная школа "Интеграция XXI век"


Духовный унивеситет проводит серию семинаров "Ради лучшего мира"

От: BKWSU Moscow <bkwsu@mail.ru>
Дата: 6 декабря 2003 г. 14:36
Тема: Ради лучшего мира

РАДИ ЛУЧШЕГО МИРА

Гала-концерт "Прикосновение к Золотому веку"
Вечер первый "Искусство познавать себя"
Время проведения: 14 декабря, 17.00

Вечер второй "Искусство видеть хорошее"
(особая программа для детей, но дети могут пригласить и родителей)
Время проведения: 28 декабря, 17.00

Вечер третий: "Искусство быть счастливым"
Время проведения: 11 января, 17.00

Эти новогодние вечера завершают цикл программ "На одном языке". Все это время мы размышляли, как построить мир, где люди легко и естественно понимают друг друга.

Давайте хотя бы на несколько мгновений окажемся в таком мире.И будем вместе петь, танцевать, наслаждаться и радоваться особенностям друг друга.

Давайте почувствуем, насколько прекрасен мир, где царит Гармония. И пусть чарующий аромат этих мгновений подарит нам Прикосновение к Золотому веку.

Место проведения: Центр Брахма Кумарис,
Госпитальная площадь, д.2, стр 1. Проезд: м. "Авиамоторная" или "Семеновская", далее трам. 32, 43 или 46 до ост. "Госпитальная площадь". Тел.263-02-47

Заранее благодарим.

С уважением и наилучшими пожеланиями,

Директор Центра Гупта Судха Рани
Брахма Кумарис, Москва


Желающих умереть в Ираке становится все меньше

Желающих умереть в Ираке становится все меньше
11.12.2003 14:36 | Страна.Ru

По мере роста потерь на иракской земле все больше рядовых американцев задают вопрос: "Ради чего наши парни гибнут в Ираке? Чьи интересы на самом деле они там защищают?". Сомнения в правильности действий Соединенных Штатов в этой далекой стране еще больше посеялись во многих американских семьях после запрета Пентагоном телерепортажей о возвращении погибших военнослужащих в гробах, завернутых в звездно-полосатый государственный флаг.

Призывы президента США и его ближайшего окружения из числа ястребов "держаться, сражаться и побеждать" уже не помогают. По данным французской еженедельной газеты "Канар аншенэ" с начала военной операции против Ирака около 1,7 тыс. американских военнослужащих дезертировали из частей, входящих в оккупационный корпус. Подавляющее большинство из них не вернулось из отпусков, предоставленных им для отдыха на родине.

Вслед за солдатами, отказавшимися возвращаться обратно в Ирак, появились военнослужащие, в отношении которых американская фемида начала судебные процессы, обвинив их в "нарушении воинского долга". Как пишет итальянская газета "Репубблика", первый такой процесс состоялся в Колорадо. Обвинения были предъявлены сержанту Джорджу Поугейни, служившему в одном из разведподразделений. Как рассказывает Поугейни, его взвод открыл огонь по якобы укрывшимся в доме подозрительным людям, которые, как выяснилось позже, не имели никакого отношения к иракскому сопротивлению. При виде расстрелянных из тяжелых пулеметов тел, у которых кишки торчали наружу, у сержанта произошел нервный срыв. Военный прокурор, естественно, ему не поверил, обвинив Джорджа Поугейни в трусости.

По данным западных источников, только официально военными медиками зарегистрировано более 500 случаев тяжелых психических расстройств у американских военнослужащих. Однако многих, действительно нуждающихся в лечении у психиатров, военные доктора отказываются признавать больными. Ведь в таком случае Пентагону придется раскошелиться на страховые выплаты и пенсии.

Бездушие, проявляемое по отношению к военнослужащим, возвращающимся из Ирака, бумерангом ударило по Пентагону. Лишь треть из солдат и сержантов, у кого заканчивается 4-летний контракт с военным ведомством США, вновь его продлевают. Остальные, вдоволь хлебнув заботу о себе таких полководцев как Доналд Рамсфелд и Пол Вулфовец, предпочитают искать занятия, не связанные с американской армией.

Наиболее трезвомыслящие американские генералы бьют тревогу. Если дела в Ираке будут идти таким же образом, то кто пойдет служить по контракту в армию? Пока ситуацию во многом удавалось удерживать благодаря латиноамериканцам и афроамериканцам. Так как их большинство в американской армии, они несут самые большие потери в стычках с иракским сопротивлением, которое всех иностранных военных рассматривает как оккупантов, захвативших страну.

Как сообщает агентство Центран, Ирак посетил отец погибшего в первые дни второй компании в Персидском заливе солдата Фернандо Суарез. Он приехал с целью отговорить солдат латиноамериканского происхождения от службы в армии, особенно в Ираке. По прилету он заявил, что американская администрация обманом завлекает молодых парней, обещая им бесплатное образование и материальную поддержку. На самом деле, этого не происходит.

Сегодня в США уже действуют несколько антивоенных организаций, созданных родителями погибших военнослужащих. Не считаться с их мнением вашингтонская администрация, тем более в преддверии предстоящих президентских выборов, уже не может.


Конференция Союза "Гражданское общество - детям России"

От: Координационный совет <pamfilova@comintern.ru>
Дата: 10 декабря 2003 г. 15:49
Тема: Программа конференции

Программа конференции

16 декабря 2003

09:00-10:00 Регистрация участников и гостей

10:00-14:00 Пленарное заседание

1. Открытие конференции. Вступительное слово: О перспективах консолидации гражданского общества - в интересах детей России - Э.А.Памфилова (председатель Союза "Гражданское общество - детям России")

2. Выступление Вице-премьера Правительства РФ по социальным вопросам Г.Н.Кареловой.

3. Зыков О.В. Социальная реформа - путь к гражданскому обществу.

4. Автономов А.С. Актуальные правовые аспекты реформирования системы защиты прав детства.

5. Рошаль Л.М. Проблема здоровья детей России.

6. Лищук В.А. Инвестиции в здоровье детей - основной стратегический ресурс экономического развития России.

7. Леонова И. Г. Социальное партнерство территориальных НКО и местной власти в развитии внешкольной работы с детьми в Москве.

8. Маловичко И.С., Алексеева Т.Н. Волгоградская коалиция "Права - детям": первые результаты.

9. Баранников М.Н. Информационная политика Союза: принципы и возможности межрегионального взаимодействия.

10. Пятакова А.И. Развитие деятельности Союза в области права - вклад в реальную защиту прав детей в РФ.

11. Титов М.К. О состоянии и перспективах Международной гуманитарной помощи.

12. Хананашвили Н.Л., Зыков О.В. Ребёнок в трудной жизненной ситуации. Принятие эффективного решения.
Приветствия и краткие выступления гостей Конференции

14:00-15:15 Обед

15:15-19:00 Работа по технологиям обеспечения деятельности Союза.

Круглые столы:

1. Организация работы в регионах. Региональная политика Союза. Ведущий - Зыков О.В.

2. Резервы ювенальной юстиции, которые имеются сегодня. Тенденции современной защиты прав детей. Проблемы и пути решения. Ведущие - Стребиж В.В., Автономов А.С.

3. Формирование позитивного информационного пространства для ребёнка. Взаимодействие СМИ и НКО, работающих в интересах детей. Ведущий - Баранников М.Н.

4. Образовательные процессы и подготовка экспертов для эффективной деятельности Союза. Ведущий - Хананашвили Н.Л.

17 декабря 2003

09:00-10:00 Пленарное заседание: Итоги работы круглых столов 16 декабря.

10:00-14:00 Тематические секции и проблемные группы:

1. Что мешает детям, оставшимся без попечения родителей, вновь обрести семью? Защита прав ребенка на семью. Лоббирование пакета законов "о гарантиях права ребенка на семью". Дифференцированный детский социальный стандарт. Ведущие - Левина М.Ю.Бочарова С.Е.

2. Проблемы становления Института уполномоченных по правам ребенка в России и стратегия развития. Ведущие - Лисицына Н.А., Головань А.И.

3. Консолидация гражданского общества (НКО - власти - бизнеса) в защите прав и интересов детей в регионах России. Социальные технологии на службе семье и детству. Ведущие - Пишкова О.В., Зайцева Г.А.

4. Улучшение положения в Российской Федерации в отношении детей, находящихся в особо трудных обстоятельствах. Детские деревни в России: корни, видение проблемы, миссия, ценности. Ведущие - Брускова Е.С., Кочеткова З.Г.

5. Культура мира: история и современность. Роль культуры мира в формировании гражданского общества. Ведущий - Гергель В.В.

6. Детские общественные организации: сами для себя и для будущего общества (название пока условное). Ведущий - Антонова И.Н.

14:00-15:15 Обед

15:15-19:00 Пленарное заседание:
- Итоги секционных заседаний - выступления делегированных представителей от круглых столов;
- Выдвижение и обсуждение кандидатур для довыборов в Координационный Совет Союза;
- Проведение голосования по избранию членов Координационного Совета;
- Обсуждение и принятие итоговых документов, согласование плана дальнейших действий.

19:00 Закрытие конференции.


Минобразования Украины изучает опыт работы миротворцев ООН

От: Yuri Donskoy <donskoy@voliacable.com>
Кому: Vasylev@undp.org; kolesnyk@irf.kiev.ua
Копия: Valery Guerguel
Дата: 12 декабря 2003 г. 0:01
Тема: образование\ ООН

Уважаемые коллеги,

Получили Вашу информацию о планируемой встрече 15 декабря в Доме учителя. Планируем принять участие в мероприятиях (http://www.civicua.org/news/view.html?r16968)

15 грудня, о 14:00, у приміщенні Київського міського будинку вчителя (м. Київ, вул. Володимирська, 57, “Молодіжний зал”) відбудеться презентація матеріалів експертних досліджень „Стратегія реформування освіти в Україні. Рекомендації з освітньої політики”.

Нас интересует возможность запуска образовательной программы ООН и молодежного миротворческого движения в украинских школах.

Министр образования Украины господин В. Кремень был у нас в миротворческом батальоне в Ливане в прошлом году и видел своими глазами как проходят службу "голубые каски ООН" от Украины и с какими проблемами они сталкиваются.

Второй вопрос - комплексный подход к вопросам разработки приоритетов и доктрины образовательной политики в рамках евро-атлантической интеграции и адаптации стандартов ООН в Украине, в том числе по методикам преподавания и подготовки учителей и специалистов.

Тяжело учить или переучивать молодых и взрослых людей не имеющих базовых знаний о системе ООН для работы по линии ООН в том числе для работы в миротворческих миссиях.

До встречи

Юрий Донской
Президент Ассоциации миротворцев Украины
тел. моб. 8-050-946-01-85


Франция попробует отделить религию от системы образования. К этому ее побуждают выводы комиссии, занимавшейся изучением ситуации в образовании.

12 декабря 2003 | 15:32
Подробности
По материалам: Инопресса

После 6 месяцев работы "Комиссия Стази", которой президент Франции Жак Ширак поручил изучить вопрос о так называемой "светскости", пришли к выводу о том, что во многих районах Республики государственные законы больше не действуют.

В некоторых пригородах или жилых кварталах полицейские больше не показываются, пожарных забрасывают камнями как представителей государства, медицинских работников систематически похищают.

И не только. Девушки не могут переступить порог жилого дома, если на них нет платка. Контролируют ситуацию группы мужчин. Если на тебе есть платок - хорошо, в противном случае - плевки, оскорбления, побои. У многих девушек в кармане, на всякий случай, платок. Многим приходится носить его повсюду.

Парадокс в том, что исламское покрывало, накладывающее на женщину клеймо, превращается в щит там, где государство не может защитить своих граждан.

Председатель комиссии, созданной по поручению Ширака, профессор Бернар Стази заявил: "Реальность, с которой мы столкнулись, намного драматичней, чем мы ожидали: единство Республики в опасности". Поэтому - вон из школ и из общественных заведений все "явные" знаки религиозной и/или политической принадлежности. Никаких исламских покрывал или платков, нет большому кресту, носящемуся поверх одежды, нет еврейской киппе.

С другой стороны, члены комиссии рекомендовали Шираку объявить днями школьных каникул еврейский праздник Йом Киппур и мусульманский Aid-el-Kebir, а работающих отправлять в праздничные отпуска в один из этих праздников.

"Комиссия Стази" завершила свою работу и сформулировала предложения. Теперь наступает черед политики. Жак Ширак изложит свои соображения и выскажет свои пожелания, но он уже давно заявил: "Светский характер общества обсуждению не подлежит".

Политические партии в Национальной ассамблее, вероятнее всего, трансформируют в закон все рекомендации и запреты комиссии. Все это можно было предположить заранее. Но вряд ли кто-то мог предположить, что Республика окажется раздробленной на "сообщества", на общины, где этническая и религиозная общность становится убежищем, но и зоной, где перестают действовать государственные законы.

В школах все чаще ученики пропускают занятия по религиозным мотивам, все чаще прерываются уроки и экзамены из-за наступления времени молитвы, группы учеников отказываются изучать отдельные темы и предметы, девушки отказываются без всяких объективных причин присутствовать на уроках физкультуры, многие родители оспаривают профессиональные качества учителей-женщин, студентки не хотят сдавать экзамены преподавателям-мужчинам.

В больницах мужья и отцы требуют, чтобы их жен и дочерей лечили только женщины. Некоторые помещения превращаются в молельные комнаты. Создаются альтернативные столовые, где готовят еду, соответствующую канонам определенной веры.

Антисемитизм обрел откровенный характер: 200 лицеистов-евреев представили комиссии свои показания. Многие учащиеся, студенты и преподаватели были вынуждены покинуть учебные заведения лишь из-за того, что у них еврейская фамилия.

В сложившихся условиях головной платок кажется мелкой деталью, но самой символичной. Комиссия назвала положение девушек в мусульманских кварталах "настоящей драмой". Их заставляют носить безликую одежду, опускать взгляд при появлении мужчин. Платок заставляют носить, порой с применением насилия. Отсюда и предложение о запрете ношения платка, что в действительности объясняется как "защита девушек".

Редакционный совет и Совет ветеранов музея:
Гергель В.В., кандидат исторических наук, доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин МИОО, военный наблюдатель ООН в 1973–1976 гг., директор Музея миротворческих операций (редактор вестника).
Заруба И.И., начальник Российского курса подготовки военных наблюдателей ООН (г.Солнечногорск), военный наблюдатель ООН в 1992–1994 гг.
Захаров В.Ф., директор Центра международных образовательных программ, военный наблюдатель ООН в 1976–1979 гг.
Исаенко А.И., военный наблюдатель ООН в 1973–1976 гг.
Комляков Е.Е., заместитель директора школы № 1239 (г.Москва), военный наблюдатель ООН в 1980–1982 гг.
© 2001–2003 Музей миротворческих операций. Все права защищены.