Вестник Музея миротворческих операций № 49
23 апреля 2002
Издается с 13 февраля 2001 года. Миротворцы всех стран, — соединяйтесь!
Содержание:
  • Кодекс чести юного миротворца
  • Деловая игра по разработке Кодекса
  • Конференция российских гражданских полицейских ООН
  • Запись в гостевой книге
  • Визит Заместителя Генерального секретаря ООН в Москву отложен
  • Первый юный миротворец в Швеции
  • Вестник издается
    Московской областной общественной организацией «Союз миротворцев» при содействии Московского института открытого образования и Информационного центра ООН в Москве.
    Контакты:
    Тел. (095) 201-55-73, (095) 994-10-73
    Факс: (095) 201-35-89.
    Е-mail: director@un-museum.ru;
    valgergel@mtu-net.ru
    URL: www.un-museum.ru;
    www.peace-edu.nm.ru
    Вестник рассылается
    директорам школ Москвы и регионов РФ, российским миротворцам, работающим в миссиях ООН и ОБСЕ, ветеранам миротворцам в России и в Украине.

    Кодекс чести юного миротворца

    Одним из результатов конференции "Школа мира - школа юных миротворцев", состоявшейся 12 и 13 апреля, стала разработка Кодекса, определяющего морально-нравственные качества юного миротворца

    ПРОЕКТ "КОДЕКСА ЧЕСТИ ЮНОГО МИРОТВОРЦА",
    (Принят в первом чтении 12 апреля 2002 года, г. Москва, школа № 1411)

    Кодекс создается в связи с Международным десятилетием культуры мира и ненасилия в интересах детей планеты, провозглашенным Резолюцией 3/25 от 10. 11.1998 г. Генеральной Ассамблеи ООН. Он основывается на:

    - положениях Устава ЮНЕСКО, который гласит, что "... мысль о войне возникает в умах людей, поэтому в сознании людей следует укоренять идею защиты мира";

    - Всеобщей Декларации прав человека, признающей, что мир - это не просто отсутствие конфликтов, а позитивный, динамичный и основанный на широком участии процесс, в котором поощряется диалог и урегулируются конфликты в духе взаимопонимания и сотрудничества;

    - Манифесте 2000 года в поддержку культуры мира и ненасилия, подготовленном группой Лауреатов Нобелевской премии и принятом в Париже в марте 1999 г., который обращен как ко всему международному сообществу, так и к отдельным гражданам, преследуя цель побудить каждого человека осознать важность идеалов мира, толерантности и солидарности и руководствоваться ими в своей повседневной жизни, реализуя тем самым культуру мира на практике;

    - других документах системы Организации Объединенных Наций, определяющих необходимость ликвидации всех форм дискриминации и нетерпимости, в том числе основанных на расе, цвете кожи, языке, религии, политических или иных убеждениях, национальном, этническом или социальном происхождении, имущественном статусе, инвалидности, рождении или ином статусе.

    Принимая во внимание все перечисленные выше положения означенных документов "КОДЕКС ЧЕСТИ ЮНОГО МИРОТВОРЦА" ПРИЗЫВАЕТ ВСЕХ УЧАСТНИКОВ ДЕТСКОГО МИРОТВОРЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ:

    ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

    Осознавать добровольность Детского миротворческого движения, важность и необходимость уважения миротворческой деятельности.

    Понимать, что формулирование цели и задач Детского миротворческого движения является начальным этапом подготовки к деятельности по созданию атмосферы мира на Земле и внедрению идей культуры мира в основу жизни граждан любого государства планеты.

    Быть инициаторами организации школьных миротворческих отрядов, обязанностью которых, в первую очередь, должно стать создание психологического климата в школе или другой детской организации в духе культуры мира.

    ТОЛЕРАНТНОСТЬ, КУЛЬТУРА МИРА И НЕНАСИЛИЯ

    Уважать жизнь и достоинство каждого человека без какой бы то ни было дискриминации и предубеждения, не допуская унижения и нанесения физического и морального ущерба любому человеку.

    Настойчиво проводить в жизнь ненасилие, отвергая любое насилие в отношении других детей и взрослых, в первую очередь - обездоленных и людей, находящихся в наиболее уязвимом положении.

    Принимать взвешенные решения и отвечать за свои поступки, аргументированно отстаивая свое мнение, опираясь на советы старших, общественное мнение, и основывая свои идеи на существующих демократических принципах, заложенных в нормативных актах различных государств и мирового сообщества.

    Достойно и культурно вести себя в обществе, не допуская для себя сквернословия и поступков, порочащих честь юного миротворца.

    Своим поведением и поступками подавать пример сверстникам и младшим школьникам.

    Отстаивать свободу выражения мнений и культурное многообразие, неизменно прислушиваясь к другим людям, вступая с ними в диалог, никого не отвергая, избегая фанатизма и злословия.

    ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В СООБЩЕСТВЕ ЮНЫХ МИРОТВОРЦЕВ

    Взаимодействовать с юными миротворцами других организаций, укреплять солидарность в сообществе юных миротворцев, проявлять инициативу в создании и работе координирующего центрального органа сообщества юных миротворцев.

    Пропагандировать идеи миротворчества и культуры мира среди своих сверстников и младших школьников.

    Расширять систему взаимодействия с младшими школьниками, обеспечивая просвещение детей, начиная с раннего возраста в вопросах ценностных установок, мировоззренческих взглядов, типов поведения и образов жизни, с тем, чтобы вырастая, они могли решать любые споры мирным путем в духе уважения друг друга.

    Делиться своими знаниями и опытом с соратниками по Движению юных миротворцев, выступая инициаторами и организаторами совместных встреч, семинаров, конференций и других мероприятий.

    ДОБРОДЕТЕЛЬНОСТЬ

    Делиться своим временем и материальными ресурсами и быть щедрыми.

    Быть милосердными, участвовать в организации и работе подразделений юных миротворцев, оказывающих помощь пожилым людям, больным и инвалидам, социально незащищенным и другим нуждающимся в помощи.

    Реализовывать самому и поддерживать других в стремлении сохранить природное равновесие на планете, сохраняя и преумножая природный потенциал планеты.

    ОБРАЗОВАНИЕ И ПОДГОТОВКА ЮНЫХ МИРОТВОРЦЕВ

    Постоянно стремиться к получению информации о состоянии Мира в целом и положении дел в различных регионах планеты, используя всевозможные источники информации.

    Участвовать в организации своего учебного процесса, используя возможность обращения к администрации учебного заведения с просьбой о пересмотре учебных планов с учетом Комплексных рамок действий по воспитанию в духе мира, прав человека и демократии, принятых в 1995 г. ЮНЕСКО.

    Пополнять свой запас знаний, умений и навыков по различным учебным программам в рамках подготовки юных миротворцев.

    Уделять должное внимание своей нравственной, психологической и физической подготовке для того, чтобы найти общий язык с представителями различных народов мира и достойный миротворца выход из любой, даже самой сложной, ситуации.

    Стремиться пополнять свои знания, умения и навыки в области психологического образования с целью научиться толерантно относиться ко всем людям и решать споры и конфликты только мирным путем.

    Стремиться постоянно расширять и углублять свои знания в области культурного наследия любого народа и всей Земной цивилизации, пропагандировать необходимость этих знаний среди сверстников и младших школьников.

    Считать необходимым и обязательным свое образование в области прав человека и изучении других документов ООН.
    Знать родной язык и родную культуру, демонстрировать культурные ценности своего народа для представителей других стран.

    Изучать иностранный язык, необходимый для общения в международном сообществе миротворцев и для проведения миротворческих операций в различных регионах мира.

    Укреплять свое физическое здоровье, поддерживать себя в должной физической форме, не приобщаясь или избавляясь от вредных привычек. Принимать участие в спортивных соревнованиях юных миротворцев, демонстрируя свои спортивные достижения.

    Уметь оказывать первую помощь пострадавшим в различных ситуациях, пользуясь средствами индивидуальной защиты.

    Ежегодно сдавать необходимые нормативы по различным положениям Зачетной книжки юного миротворца.


    Деловая игра по разработке Кодекса

    Кодекс чести юного миротворца был разработан самими детьми и подростками в ходе деловой игры, состоявшейся на конференции 12 апреля. Игра проводилась Ириной Сергеевной Славинской

    Деловая игра СОЗДАНИЕ ПРОЕКТА КОДЕКСА ЧЕСТИ ЮНОГО МИРОТВОРЦА
    (Автор: Славинская И.С.)

    Игра проводится в рамках детской программы конференции "Школа мира - школа юных миротворцев". Ее результатом должен стать проект "Кодекса чести юных миротворцев", созданный при участии всех детей и подростков.
    ИГРУ ПРОВОДЯТ: помощник заместителя директора по воспитательной работе школы № 1411 И.C. Славинская и члены Школьного Совета.

    У входа в зал все участники детской программы получают цветные жетончики, указывающие на принадлежность к одной из четырех ролевых групп:
    - группа № 1 - юные миротворцы;
    - группа № 2 - взрослые - организаторы детского миротворческого движения;
    - группа № 3 - военнослужащие (гражданские полицейские) - участники миротворческих операций;
    - группа № 4 - представители международных и российских правительственных организаций.

    После разделения на ролевые группы, каждая группа переходит в отдельное помещение, где 2 игротехника проводят с ней мозговой штурм с целью определения статей "Кодекса чести юного миротворца" с точки зрения отведенной роли. Принимаются и обсуждаются все поступающие предложения. Далее группа разбивается на две подгруппы: "позитивисты" и "негативисты". При этом каждая подгруппа выбирает своего спикера, который во время общей дискуссии будет выражать мнение всей подгруппы. После подготовки своего варианта все участники игры возвращаются в зал.

    Позитивисты и негативисты каждой группы садятся напротив друг друга, впереди находятся спикеры. Ведущий игры начинает дискуссию. При этом предлагать статьи и оппонировать им могут только спикеры по указанию ведущего. Все предложения и высказывания должны быть аргументированы. Если спикер затрудняется в определении аргументов, то ему может быть предоставлен тайм-аут, во время которого он может провести совещание со своей подгруппой.

    Игротехники во время общей дискуссии выполняют роль "Редакционной коллегии", каждый член которой выбирает наиболее аргументированные, по его мнению, тезисы "за" или "против".

    ИТОГИ ИГРЫ: В результате проведения игры в окончательном варианте проекта "Кодекса чести юного миротворца" оказываются только те положения, которые были поддержаны наибольшим количеством игротехников.


    Конференция российских гражданских полицейских ООН

    18 и 19 апреля в Домодедово (Московская область) проходила Международная научно-практическая конференция, посвященная 10-летию участия МВД России в миротворческих операциях ООН и ОБСЕ.

    Самое яркое и приятное впечатление на представителя Музея миротворческих операций произвело то, что все участники конференции, независимо от их служебного положения, абсолютно уверены в том, что у российского миротворчества большое будущее. Это прозвучало в выступлениях многих участников - и генерал-лейтенанта А.А.Стрельникова (начальника ГУК МВД РФ), и генерал-майора Н.А.Гудкова (начальник ВИПК МВД РФ), и майора О.В.Рубежова (гражданский полицейский ООН в Косово 1999-2001), исполнившего на конференции авторскую песню "Марш миротворцев".

    На конференции присутствовали не только представители высокого ранга из МИДа, ФПС, ФСБ, Информационного центра ООН в Москве, МВД Украины, но и руководители миротворческих контингентов в миссиях ООН, например В.А.Воробьев (командир российского контингента полиции ООН в Косово), А.С.Пешков (командир российского контингента полиции ООН в Боснии и Герцеговине), а также ветераны-миротворцы разных лет.

    В выступлениях приводились примеры героизма наших гражданских полицейских, честно и достойно выполняющих миротворческой долг сотрудника милиции. Неоднократно наши ребята, рискуя собственной жизнью, спасали своих коллег, оказавшихся в смертельной опасности при выполнении служебных обязанностей (приводились случаи спасения американской женщины-полицейского и болгарской журналистки от агрессивно настроенной толпы). Поэтому неудивительно, что, как правило, наши гражданские полицейские занимают в миссиях руководящие посты на различных уровнях командной иерархии международных миротворцев (приводилась цифра 66 процентов).

    На конференции выступили и те, кто стоял у истоков подготовки миротворцев в России. С приветственным словом к собравшимся обратились А.В.Земскова (ныне - начальник управления по законодательству Главного правового управления МВД России), давшая путевку в жизнь многим российским миротворцам, И.Ч.Шушкевич (начальник 10-го отдела ГУК МВД), В.В.Костенко (первый командир российского контингента полиции ООН в Хорватии), В.Ю.Писков (офицер по кадрам первого российского батальона в бывшей Югославии, ныне - начальник группы ГУ МВС Министерства обороны России).
    Наилучшие пожелания участникам конференции от гражданских полицейских ООН Украины передал Д.П.Ощепков (на фото - крайний справа), который в своем выступлении отметил, что украинское МВД участвует в миссиях ООН с 1994 года. В настоящее время в Косово находится 195 человек, в Восточном Тиморе - 9 человек, по линии ОБСЕ работают 2 миротворца. При этом украинские коллеги проводят эксперимент по привлечению в миссии ООН в качестве специалистов сотрудников милиции, ушедших в запас. Так, в Боснии находятся 4 таких специалиста и еще трое готовятся для поездки в Конго.

    В ходе конференции почетными грамотами за вклад в подготовку миротворцев были награждены: И.А.Баранов , В.А.Воробьев, С.И.Лашин, А.Б.Мельников , Н.И.Мягких , А.С.Пешков , Д.В.Тихомиров , В.В.Костенко...

    Благодарственные письма от руководства МВД РФ были вручены: С.С.Сергееву, В.А.Ткаченко, И.Новикову, В.А.Черенкову, Ю.М.Осмаловскому, А.Е.Мельнику, Б.Н.Афанасьеву, А.В.Ростовцеву, М.Л.Филатову, В.С.Лисакову, А.К.Червякову, А.М.Чувилину,В.В.Рогозину, И.В.Алексееву, Е.В.Шашкину, А.А.Борисову, О.В.Рубежову, В.Н.Бондаренко и многим другим.


    Запись в гостевой книге

    21 апреля в гостевой книге Музея миротворческих операций была сделана следующая запись:

    Я очень разочарован, что не нашёл себя в списках юных миротворцев, хотя я давно являюсь участником команды нашей школы /Григорий/.

    Уважаемый Григорий! Не стоит расстраиваться. В Галерею Почета музея заносятся имена всех детей и подростков, награжденных почетным значком "Юный миротворец" или "Юный миротворец-инструктор", учрежденным Советом ветеранов Музея.
    Обратитесь к директору школы, чтобы он подтвердил нам Ваше участие в проекте "Модель миротвотворчества ООН" и награждение почетным значком.


    Визит Заместителя Генерального секретаря ООН Москву отложен

    По информации, поступившией из Информационного центра ООН в Москве, в связи с напряженной обстановкой на Ближнем Востоке Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан попросил г-на Жана-Мари Геэнно, заместителя Генерального секретаря по операциям по поддержанию мира, отложить свой визит в Москву.

    Предполагается, что визит Ж.-М Геэнно в Россию состоится в ближайшем будущем. О новых сроках и программе визита будет объявлено дополнительно.


    Первый юный миротворец в Швеции

    Первым гражданином Швеции, награжденным почетным значком "Юный миротворец-инструктор", стал г-н Ханс Левандер автор проекта Life Link и одноименного фонда. По инициативе шведской стороны 20 апреля в Москве состоялась встреча г-на Х.Левандера с представителями Совета ветеранов Музея миротворческих операций. По окончанию встречи г-ну Левандеру была вручена книга "На службе мира. 1973-2000" и почетный значок, учрежденный Советом ветеранов Музея.


    Редакционный совет и Совет ветеранов музея:

    Гергель В.В., к.и.н., ведущий научный сотрудник МИОО, военный наблюдатель ООН в 1973-1976 гг., директор Музея миротворческих операций (редактор вестника).
    Заруба И.И., начальник Российского курса подготовки военных наблюдателей ООН (г.Солнечногорск), военный наблюдатель ООН в 1992-1994 гг.
    Захаров В.Ф., заместитель директора Московского Дома Европы, военный наблюдатель ООН в 1976-1979 гг.
    Исаенко А.И., военный наблюдатель ООН в 1973-1976 гг.
    Комляков Е.Е., заместитель директора школы № 1239 (г.Москва), военный наблюдатель ООН в 1980-1982 гг.


    © 2001—2002 Музей миротворческих операций. Все права защищены.